Морфология и анатомия растений – науки, изучающие соответственно внешнее и внутреннее строение тела растений. Их важнейшими задачами являются описание и наименование органов и тканей растительного организма, ведь без достаточного понятийного аппарата невозможно развитие ни самих этих наук, ни других разделов ботаники. Морфология и анатомия растений играют важную роль в изучении процессов формообразования как в индивидуальном, так и в историческом развитии растений, устанавливая закономерности морфогенеза их органов и гистогенеза тканей. Велико значение этих наук в исследованиях влияния факторов внешней среды на развитие растительного организма.
Морфология растений – старейший и основополагающий раздел ботаники. Именно с описательной морфологии благодаря работам Карла Линнея в XVII в. ботаника начала развиваться как наука. Но можно с уверенностью сказать, что основы ее были заложены в глубокой древности в трудах древнегреческих философов Теофраста и Аристотеля; первый считается «отцом» ботаники.
В процессе развития морфология растений разделилась на ряд специализированных направлений, которые к настоящему времени превратились в отдельные науки или дисциплины. Основным разделом морфологии является органография, занимающаяся описанием и сравнением внешнего строения органов растений. Органографию и другие разделы морфологии, изучающие внешнее строение растений в целом и их органов в частности, можно отнести к макроскопической морфологии, или макроморфологии.
Анатомия растений исследует внутреннее строение органов растений, в том числе на тканевом и клеточном уровнях; в настоящее время ее, как правило, рассматривают в качестве составной части морфологии. Вместе с разделами морфологии, изучающими растение с помощью оптической микроскопии (цитологией – учением о растительной клетке; гистологией – наукой о тканях; эмбриологией, устанавливающей закономерности образования, строения и развития зародыша), анатомию относят к микроскопической морфологии, или микроморфологии.
Комментарии к книге «Анатомия и морфология высших растений», Олег Алексеевич Коровкин
Всего 0 комментариев