- Если ты человек, которого присылает
мне Бог, то обязан иметь при себе...
- Что? - спросил Арамис.
- Портрет короля Людовика XIV, что в
данный момент правит на троне Франции.
- Вот портрет, - отвечал ему Арамис (...)
- Все это безумие, повторяю. И портрет.
- Какой портрет? - спросил Арамис.
- Королевский, что должен был стать вроде
бы неожиданностью.
- Неожиданностью? (...)
Филипп прочитал слова, поспешно начер-
танные рукой Людовика XIV: "Лицо же ему
закрыть железным забралом, которую за-
ключенный не имеет права снимать под
угрозой смерти".
Фрагмент "Виконта де Бражелон"
АЛЕКСАНДРА ДЮМА,
относящийся к "железной маске".
Во втором тысячелетии после рождества Христова не было большей историографической загадки, чем тайна человека, которого Людовик XIV много лет держал в заключении в маске из черного велюра, называемой "железной", поскольку она как бы вырастала из железного ошейника. Ключ к замку обруча носил при себе доверенный преторианец монарха, Сен-Мар.
Человек в "железной маске" появился во второй половине XVII века в специальной, снабженной тремя дверями камере французской крепости Пиньероль, губернатором которой и был Сен-Мар. Летом 1681 года Сен-Мар был именован комендантом форта Эксилез (в 50 км. от Пиньероль по дороге Бриансон - Турин) и забрал "железную маску" с собою, опять же в камеру с тройными дверями. То же самое он сделал, когда в апреле 1687 года его назначили комендантом крепости на средиземноморском островке Сен-Маргерит. В письме к военному министру, месье Лювуа, относительно перевозки заключенного в крепость Сен-Маргерит, Сен-Мар написал: "Самым верным средством перевозки будет кресло, в любом случае - это будет лучше носилок, которые могли бы сломаться. Кресло будет окутано клеенкой таким образом, чтобы никто не смог его увидеть или разговаривать с ним по дороге, даже солдаты, которых я выбрал для переноски кресла".
Комментарии к книге «MW-12-13», Вальдемар Лысяк
Всего 0 комментариев