Поистине самоотверженной была деятельность реставраторов в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.
Немецко-фашистские захватчики разрушили тысячи архитектурных памятников, уничтожили десятки тысяч произведений изобразительного искусства. Дворцы Петергофа, Пушкина, Гатчины, Павловска, монастыри и соборы Новгорода, Пскова, Смоленска, Киево-Печерской лавры были превращены в руины, сожжена Харьковская картинная галерея, в Керченском проливе потоплена коллекция Симферопольского музея. Разорен целый ряд мемориальных музеев, в том числе Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, А. С. Пушкина. «Разрушения, — отмечал И. Э. Грабарь, — впервые в истории... производились преднамеренно, по прямому предписанию Гитлера и его генералов — вандалов, объявивших на весь свет, что памятники искусства на восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению».
Требовалось принятие срочных мер по розыску, спасению, учету, консервации и реставрации того, что можно было еще спасти. Советские реставраторы вместе с другими музейными работниками, с помощью военных и рабочих справились с труднейшей задачей спасения музейных коллекций.
В первое послевоенное десятилетие, несмотря на громадный объем работ по реставрации музейных собраний внутри страны, художники- реставраторы отдают много сил и энергии спасению произведений Дрезденской картинной галереи и других коллекций Германии, Польши, Румынии. Эту работу позднее назвали героическим подвигом, а возвращение коллекции немецкому народу в 1956—1958 годах — актом величайшего гуманизма в общественной истории.
Начало широкой активизации реставрационной деятельности в стране в послевоенный период относится к концу 1950-х годов. Наиболее полное развитие эта деятельность приобрела в последние пятнадцать лет. Она характеризуется созданием новых реставрационных подразделений во всех республиках, ростом численности специалистов, привлечением в мастерские и лаборатории физиков, химиков, биологов, активным внедрением точных наук в практику консервации и реставрации.
В этот же период расширяются реставрационные лаборатории Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, Третьяковской галереи, музеев Московского Кремля и многих других. Важно отметить, что эти мастерские имеют сегодня необходимых специалистов по всем видам искусства, а многие из них располагают физическими, химическими и биологическими лабораториями.
Комментарии к книге «Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства», Савва Васильевич Ямщиков
Всего 0 комментариев