«Сотворение мира. Растения и животные. Вып. 2»

1079

Описание

Второй выпуск продолжает серию из четырех альбомов малого формата, в которых собран широкоизвестный цикл рисунков французского художника-графика Жана Эффеля (1908–1982), объединенный общим названием «Сотворение мира». Выпуск содержит 150 черно-белых иллюстраций, каждая из которых сопровождается авторским текстом. Издание рассчитано на самые широкие круги читателей.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сотворение мира. Растения и животные. Вып. 2 (fb2) - Сотворение мира. Растения и животные. Вып. 2 (пер. Светлана Александровна Володина) 9929K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Жан Эффель

Жан Эффель Сотворение мира. Растения и животные. Вып. 2

Вступительная статья

На протяжении почти полувекового творческого пути знаменитого французского графика Жана Эффеля в его сатирических рисунках были отражены все основные события современной истории, прошли политические, общественные и культурные деятели самых различных направлений и рангов, но главным героем его творчества всегда был простой трудящийся человек, сохраняющий веру в жизнь, в демократические идеалы, в торжество мира, свободы и справедливости. Прогрессивные убеждения автора легли в основу идейной концепции и многотомного цикла рисунков, объединенных одним сюжетом — сотворением мира. Структурно соответствующий первой главе Книги Бытия, альбом проникнут верой в здравый смысл современного человека, способного трезво оценить наивные, путаные библейские положения. В лучших традициях французской сатиры Эффель вновь утверждает юмор в его атеистических правах.

Цитаты из Библии часто встречаются в подписях к рисункам «Сотворения мира», иногда отдельные ветхозаветные выражения вкладываются в уста действующих лиц. Контраст между патетикой библейских изречений и прозаизмами современной речи, так же как контраст между библейскими ситуациями и бытовизмом в жанровых сценках, — вот основа юмора всего произведения в целом. Повествуя о создании Богом-творцом земли, воды, звезд, небес, растений, животных и людей, художник сталкивает застывшую метафизичность религиозных взглядов с данными науки. Закон Архимеда, закон сообщающихся сосудов, различные химические реакции изображаются через конкретные предметы и ситуации, причем комизм часто усиливается употреблением в подписях научной и профессиональной терминологии. Прекрасным поводом для шутки служит религиозная мистика. Со словами: «Да будет свет!» Бог достает из кармана зажигалку, которая, как это часто бывает, срабатывает не сразу; переводя дух, он создает ветер; травяной, ковер для газона ткет на ткацком станке. В примитивных строительных приемах творца и ангелочков видны аналогии с ультрасовременными достижениями технического прогресса. Многие эпизоды жизни Адама и Евы в раю рассматриваются как бы сквозь призму жилищного кризиса в современной Франции. Повествуя об обучении Адама житейским навыкам, Эффель высмеивает буржуазные предрассудки во взглядах на то, как следует воспитывать детей в семье. В серии блещущих остроумием рисунков изображается в деталях устроенная Чертом рекламная кампания, имеющая целью соблазнить Еву съесть яблоко. Расклеиваются плакаты, устраиваются бесплатные дегустации, рекламные процессии и радиопередачи. Бог помешать не в силах, напрасно он расставляет вокруг яблони запрещающие знаки.

Мысль и смех — давние друзья свободы и враги всевозможных суеверий и предрассудков. В то же время мягкий и лиричный юмор автора не оскорбляет религиозных чувств. Хотя рисунки и подшучивают над верой в святость такой книги, как Библия, показывают ненаучность и несостоятельность религиозных взглядов на человека и окружающий мир, религиозные предрассудки рассматриваются Эффелем не как проявления тупого невежества, а как детские заблуждения человечества. «Я хотел создать веселую, здоровую и оптимистическую книгу в защиту материализма; абсурдный способ, при помощи которого бог создал Адама, кажется несомненно правдивым доказательством «абсурдности» эволюционизма, — пишет Ж. Эффель в предисловии. — Мой бог, конечно, не величественный бог катехизиса. Он чрезвычайно дружелюбен и неагрессивен, он — двоюродный брат Деда Мороза, друг детей». Бог является главным положительным героем книги, но отнюдь не потому, что такое место он занимает в священном писании. Просто эффелевский Бог, труженик и работяга, с большим наслаждением занимающийся созданием мира, обладает теми положительными качествами, которые, переходя порой в некоторые недостатки характера и поведения, складываются в симпатичный портрет веселого, трудолюбивого, суетливого, находчивого дедушки-хлопотуна. Он не сердится на проказливых ангелят, если они ошибаются в выполнении поручений, и хотя, естественно, сам он против богохульства (против сотворения снежного Деда Мороза — карикатуры на самого себя, или обезьяны — карикатуры на человека), но никого за это не наказывает. Своей работой он очень доволен, однако ему мало того, что каждое его творение радует его самого, он работает «на публику», ему нужен восторг зрителей; свои божественные способности он демонстрирует с ребяческим самодовольством: то как фокусник, извлекая кролика из цилиндра, то показывая Адаму свой сад, где все — «ручной работы». Чувствительный к похвалам и к подхалимству (зная это, ангелочки специально делают для него божью коровку и бессмертник), он с наигранной скромностью говорит восхищенному ангельскому сонму: «Я доволен тем, что сделал… В следующий раз постараюсь сделать лучше…».

Жан Эффель, рис. Грамбэра

Образ Черта, антитезы Бога, решен в том же образном ключе, он снижен с образа грозного Сатаны, перед которым трепещет человеческий род, до уровня мелкого пакостника, подсыпающего соль в созданное море, засевающего поле сорняками, вшивающего Адаму аппендикс, подслушивающего и подглядывающего за всем. Ловелас и греховодник иногда попадает впросак, просчитываясь в своих кознях. Легкая примесь положительных качеств, в особенности наивной доверчивости, делает его тип не только жизненно вероятным и человечным, но по-своему симпатичным. Хоть он и противник Бога, но трудно его назвать в полную силу отрицательным героем. Бог торжествует над Чертом — должно же добро побеждать! — но это тоже происходит в будничных, житейских масштабах. Заставая Черта на месте преступления, Бог выгоняет его, причем Черт уходит с независимым видом; Бог ставит на пути Черта различные преграды, стремясь помешать его плутням, словом, ведет с ним ежедневную борьбу по пустякам. Черт иногда изобретательней Бога, в частности завершается же успехом его рекламная кампания по пропаганде запретного плода! Бог бросается за ним в погоню, напоминающую детскую игру в салочки или прятки…

В альбоме Бог иногда и ведет себя как маленький ребенок: лепит куличики (т. е. создает горы), пускает мыльные пузыри (т. е. создает облака) и так далее. Разумеется, по-детски ведет себя и Адам, что логически обосновывается еще и тем, что хотя он и взрослый, но со всеми понятиями и предметами встречается впервые. А создатель этих персонажей — художник, в свою очередь относится ко всему, что с ними происходит, с веселым дружелюбием.

Трактовка сюжетов с наивной непосредственностью детского восприятия придает особое очарование «Сотворению мира». Кажущаяся бесхитростной интерпретация художником понятий и событий в сочетании с детскими чертами в поведении героев вызывает в душе читателя эхо тех струн, на которых звучат воспоминания о собственном детстве. Теплая память, хранимая людьми о счастье детской беззаботности и наивности, — вот объяснение успеха и популярности и «Сотворения мира», и всей эффелевской концепции юмористического рисунка.

Эта стилизация тонко и досконально разработана Эффелем, содержание и форма юморесок неразрывно слиты. Контуры фигурок обрисованы простой мягкой линией, напоминающей детские рисунки мелом на асфальте. Изобразительное повествование по-детски неторопливо, со спокойным перечислением деталей и обстоятельств. Подписи кратки, близки к разговорной речи, к языку ребенка, словарный запас прост. Но эта форма образного строя имеет для художника еще и то преимущество, что не только придает юмору обаяние, но и позволяет ставить серьезные вопросы, полные философского смысла, постановка которых в другой форме, возможно, приобрела бы оттенки морализаторства и нравоучительности. Ведь основа идейного содержания «Сотворения мира» — это вера автора в созидательное начало в человеке, в творчество и труд как необходимейшую часть человеческого существования, вера в победу добра над злом, убежденность в естественности отношений дружбы и взаимопомощи между людьми. Недаром ко всему произведению как бы предпослан рисунок-эпиграф: сидящий в одиночестве Бог говорит: «Кто существует только для себя, тот не существует».

Светлана Володина

Сотворение растений

— Почему вы первым делом создали маргаритку?

— Надо же с чего-то начать…

— Он вычисляет корни.

— Плодородная земля: приготовить пюре из глины, песка и известняка. Подогреть на солнце.

— Начало великого царства…

— Чтобы выткать такой ковер, нужно ангельское терпение!

— Такой ковер можно в любом месте постелить…

— … а этот коврик для ванной постелим на берегу моря!

— Тени всегда будут тащиться за нами… поэтому сделаем их серого цвета.

— Если среди них будут попадаться с четырьмя лепестками, беды не будет.

— Вы видите, что он сеет в мой клевер?!

СОТВОРЕНИЕ СОЛОМЫ

ЗОЛОТОЙ ЭТАЛОН

— Вышли в поле.

— С широкими полями — хорошо за городом носить!

— Что за горе?

— Лук сотворили!

СОТВОРЕНИЕ ТЫКВЫ

— Нет сомнения: комплекс превосходства…

— Знаешь, что он первым делом сделал сегодня утром: сотворил кофейное дерево!

— Пять часов: время чая.

— Какого размера делать фиговый листок?

— Вот такого!

САХАРНЫЙ ТРОСТНИК

— Ладно бы еще только строить, но сажать в этом возрасте!

СОСНА

СОТВОРЕНИЕ КОРЫ, ИЛИ ПЕРВЫЕ ГРАВЮРЫ ПО ДЕРЕВУ

— Моему приятелю взгрустнулось...

ОТКРЫТИЕ ЗОНТИЧНОЙ СОСНЫ

— В дождь это подойдет.

— Когда будешь пришивать лепестки, помни, что их число должно быть четным…

— Ну, как мак?

— А это мы сотворили специально для Вас.

ИСТОРИЯ НЕЗАБУДКИ

— Все цветы сотворили?

— Только один забыли…

— Может быть, получится груша… а может быть, кабачок… а может быть, арбуз…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛИВЫ И ОГУРЦА

— Плоды зеленые, а листья красноватые? Да он, наверное, дальтоник.

— А что, в субботу будет субботник?

— Да у меня только мелкое производство…

ТУЗЕМЦЫ ТРЯСУТ КОКОСОВУЮ ПАЛЬМУ

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ ОЛИВКОВОЙ ВЕТВИ

ПОЗИЦИОННАЯ ВОЙНА

— От этого сотворения мира стоя заснешь…

— … в старости золото будет им утешением…

Сотворение животных

— Интересно, что это он опять придумывает?

— Какой предприимчивый! Все ему по плечу.

— А кому же, по-твоему, первых высиживать?

СОТВОРЕНИЕ КРОЛИКА

— Длина — пять метров, не считая водяного насоса и выхлопной трубы…

— Ваше первое задание — несколько рядов палочек.

— А что ты раньше делал?

— Деревья!

ИСТОРИЯ ОСЬМИНОГА

— Восемь ног? Ты что, с похмелья?

— Кубизм будет потом! Придерживайтесь пока зоологического реализма!

— Зачем делать его из плоти? Вот из золота — ему бы все поклонялись!

— Без лап! Черт знает что!

— В голове одни химеры!

— Какой пример вы им подаете!

— Я сотворил этого.

— А я этого…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕРБЛЮДА

— На чертеже один горб!

— Наверное, когда я лепил, он подвинулся!

1) Лев! Змея! Тигр!

2) Мышь!

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУЛЬДОГА

1) — Мой начинает шевелиться!

2) …

3) …!

— А зачем снегирю красное горлышко?

— Чтобы потом детскую книжку написали.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ

— Он у нас все время подглядывает!

— А этот, который спит, кого сотворил?

— Сурка!

— Ваша обувь будет готова в конце недели.

БУДИЛЬНИК

— Для джунглей набивные ткани самые практичные.

— Как же ты не сообразил, что для божьей коровки была гладкая, а для слона — в горошек!

— Неужели не нашлось ничего помягче, что бы и фигуру держало, и в движениях не стесняло?

— Шей по моей выкройке; если будут лишние складки — не страшно.

— Для вечерних выходов это самое модное.

— Такому фраку сносу не будет!

— Свинью в розовый цвет? А не будет ли это слишком марко?

— Это невероятно! У кого-то на меня зуб!

— Мы сделали вам травокосилку!

— Сотворил быка с бородой! Подхалим!

— Кто посмел сделать на меня карикатуру?

— Какой беспорядок у вас в мастерской!

— Я сотворил блоху… Но не знаю, куда она делась…

СОТВОРЕНИЕ ПТИЧКИ

ЯИЧКИ С СЮРПРИЗАМИ

ИСТОРИЯ ПЕГАСА

— Оставим как образец, но в серийное производство не пустим.

— Слишком экстравагантно: быстро выйдет из моды!

— Эта птица в десять раз больше, чем должна быть: ты, наверное, запятую не там поставил!

— Теперь ты понимаешь, почему я раньше создал дерево, а потом собаку?

— У них будет душа?

— Нет, лошадиная сила!

— И это он называет «произвести нас на свет»!

МОРСКОЙ СЛОН

— Я все остатки слепил в большой ком…

— Пусть пока полежит в холодильнике.

ТРАГЕДИЯ С КАМБАЛОЙ И С ГОНЧЕЙ СОБАКОЙ

— Я же сказал, чтобы ты их выстирал… а ты гладишь!

— А так вы видите лучше?

— Мы ее назвали божьей коровкой!

— А вы не подумали, что скажут об этом атеисты?

— Он перевыполнил норму.

— У кошки когти, у розы шипы… Кто-то занимается вредительством!

— Капуста жалуется, что ее слизняки едят…

— Кошка говорит, что воды не выносит…

— Сова плачет, что ей солнце действует на нервы…

Основы воспитания

— Мало произвести на свет: надо воспитать!

— Не перекармливай его: уж слишком он прибавляет в весе!

— Этот уже взрослый, сам умеет есть!

— Понятно?

— Я ваш стол украсил цветами.

— Он очень занят?

— Еще бы! Учит ходить сороконожку.

— Не горбься!

— Не волочи ноги по полу!

ИНДЮШАЧЬЯ ШКОЛА

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

— Конечно, трудно готовиться одновременно и во флот, и в консерваторию…

— Руки вверх, прогнулись.

ПОДСОЛНУХИ

— Ноги на месте! Повороты головы начали!

— Балуетесь?

— Нет, занимаемся с вьюнком!

— Ластами — раз! Хвостом — два! Вдох!

— Расслабьтесь! Вы и так всегда будете держаться на поверхности!

НА ЗАНЯТИЯХ С МУХАМИ

— Это не так трудно, как кажется…

— Он не хочет учиться: пришлось ему уши надрать!

РЫБНАЯ ГЕОГРАФИЯ

— Каспийское море впадает в Волгу, Волга — в Оку, а Ока — в Москву-реку.

— Зигзаг — лучшая дорога от одного цветка к другому.

— Пересечение биссектрис дает центр вписанного шестиугольника.

— Синтез глюкозы все усвоили? Перейдем к построению восьмигранной призмы!

ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДУ:

ПЛЕТЕНИЕ КОРЗИН

ОБУЧЕНИЕ ШЕЛКОПРЯДА

— Свитера себе учитесь вязать сами…

— Острие вниз! Одним резким движением! Не волнуйтесь!

— Умение танцевать когда-нибудь вам пригодится!

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

ВЫСШАЯ ЛЯГУШАЧЬЯ ШКОЛА

— Айн, цвай, айн, цвай.

— Назад шагом… марш! 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1…

— Блоха, прыжок в высоту — третья попытка!

ШКОЛА ГОРНЫХ КОЗЛОВ

УРОК ФЕХТОВАНИЯ

ШКОЛА ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

— Начали! И пусть победит сильнейший!

ПАРТИТУРА СОЛОВЬЯ

— Это для голоса жирафа.

СЛУЧАЙ С ПОПУГАЕМ

— Я нашел его: он прятался в кабинете звукозаписи…

— Все предусмотрено: апартаменты царицы, детская и пятьдесят тысяч комнат для нянь…

— Он сдает экзамен на право вождения общественного транспорта.

— Здесь некоторые жалуются на низкий уровень жизни…

— Трудные времена…

— Ничего, когда-нибудь я тебе пошлю кусочек сыра!

Вернисаж

— Все есть?

— Только птичьего молока не хватает!

— Больше петуха не пускай! Это наша последняя репетиция!

ОТКРЫТИЕ РЕКИ

СПУСК НА ВОДУ КИТА

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

— «Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю…»

— Пришлось разрешить летучим мышам открыть первый в мире бал.

— Из грязи да в князи…

— Потрясающие фокусы! Гейзеры, падающие звезды, колючки, хамелеоны!…

— Я очень доволен, что завершил свой труд…

В следующий раз надеюсь сделать лучше…

— Для чего вы все это создали?

— Если тебя об этом спросят, отвечай, что не знаешь…

Оглавление

  • Вступительная статья
  • Сотворение растений
  • Сотворение животных
  • Основы воспитания
  • Вернисаж Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Сотворение мира. Растения и животные. Вып. 2», Жан Эффель

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства