До чего прекрасны наши меньшие братья — животные! Они совершенно не скованы никакими условностями и ведут себя так, как подсказывает им мать-природа. До чего прекрасны дети в своей естественности! Они увлеченно играют, создают собственный мир, мало заботясь о том, во что они одеты, как и с кем нужно разговаривать и на какие темы. Мы, взрослые, на их фоне выглядим смешными, напыщенными, чопорными созданиями, сгибаясь под грузом проблем, которые сами себе создаем. Наша жизнь настолько перегружена ими, что мы используем любую возможность сбросить с себя это бремя, расслабиться там, где за нами никто не наблюдает, или попасть туда, где все ведут себя без условностей. Мы в истерически конвульсивных плясках трясемся на дискотеках, валяемся голышом на пляжах, рвемся на дачи, простаивая часами в дорожных пробках, только для того, чтобы отдохнуть от необходимости появляться на работе в галстуках, целыми днями рассуждать о прибылях и развитии производства, соблюдать определенные процедуры в общении с себе подобными.
Этикет — это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, которые сопровождают нас с рождения и до гроба и без которых нам… невозможно прожить! В этом и состоит главный дуализм нашего бытия. Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость — с другой. «Credo quia absurdum est» («Верую, ибо это нелепо»), — сказал самый набожный и самый образованный из людей начала III в., христианский богослов Тертуллиан.
Мы искренне смеемся, когда герои блестящего философского фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» выполняют два раза почтительный жест «ку» при виде полицейских или чиновников. А ведь мы ежедневно и по сто раз следуем подобным правилам, общаясь с нашими знакомыми, друзьями, родственниками. Поутру, собираясь на работу, мы прилаживаем к воротнику рубашки галстук — совершенно бесполезный кусок материи, в просторечии именуемый селедкой и не несущий абсолютно никакой полезной функции, кроме одной — придавать мужчине официальный вид. Встречаясь со знакомыми, мы обмениваемся рукопожатием, не осознавая смысла архаичного жеста. Встаем при виде вошедшей в помещение женщины и придвигаем ей стул за столиком в кафе. Для чего все это?
Комментарии к книге «Энциклопедия этикета», Владимир Иванович Южин
Всего 0 комментариев