И, ицзу (самоназвание «чёрных И» — носу, других И — ачжэ, аси и др.), народ в Южном Китае. Живут главным образом в районе Ляншань (провинция Сычуань). Численность в КНР около 4,7 млн. чел. (1970, оценка), несколько тыс. живёт в ДРВ. Язык И относится к тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи. У И сохраняются древние традиционные верования. Предками И были племена цуань (3 в. н. э.). В 7 в. шесть племён (чжао) образовали государство Наньчжао, существовавшее до середины 13 в. В этот период были созданы памятники культуры, эпические произведения, иероглифическая письменность. В районе Ляншаня у И до 50-х гг. 20 в. сохранялись специфический рабовладельческий уклад, племенная организация и касты. Рабовладельцами была вся каста «носу» — «чёрные И», рабами — касты «цюйно», «ацзя» и «сяси». Право на племенную организацию (защищала жизнь и интересы своих членов) имели только «носу» и «цюйно». Основное занятие южных И — мотыжное земледелие, северных и западных — также скотоводство.
Лит.: Уиннингтон А., Рабы прохладных гор. пер. с англ., М., 1960; Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965.
Р. Ф. Итс.
(обратно)«И цзин»«И цзин» («Книга перемен»), древнекитайский письменный памятник, первоначально использовавшийся при гадании и затем вошедший в конфуцианский канон (Пятикнижие). Наиболее ранний слой «И ц.» включает 64 графические фигуры (так называемые гексаграммы) с афоризмом при каждой из них, разъясняющим её значение. Этот слой датируется приблизительно 8—7 вв. до н. э. В 4—3 вв. до н. э. появились многочисленные интерпретации гексаграмм и афоризмов (так называемых десять крыльев), заложившие основу специфического направления древнекитайской мысли, которое исходит из представления об изменчивости всего существующего и циклического перехода одних явлений в другие вследствие взаимодействия сил инь и ян (сил тьмы и света). Гексаграммы при этом рассматривались как символы, иллюстрирующие универсальный круговорот в космосе и в то же время указывающие нормы поведения для человека. В рамках этого направления были разработаны некоторые натурфилософские понятия, сыгравшие значительную роль при возникновении неоконфуцианства. Толкованию «И ц.» посвящен ряд трудов китайских и японских философов средневековья и нового времени.
Лит.: Шуцкий Ю. К., Китайская классическая «Книга перемен», М., 1960; Wilhelm R., I ging.. Das Buch der Wandlungen. Aus dem chinesischen ver-deutscht und erläutert, Bd 1—2, Jena, 1924.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (И)», БСЭ
Всего 0 комментариев