Яса' Чингисха'на(яса —тюркская форма монгольского джасак, буквально — закон), свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписаного монгольского обычного права и содержала преимущественно перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (по-видимому, в период завоевательных походов Чингисхана в Среднюю Азию и Китай) Я. Ч. была изменена и дополнена. Текст Я. Ч. не сохранился. Известны только фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов 13 в.
Лит.: Попов П., Яса Чингисхана, «Записки Восточного отделения Русского археологического общества», 1907, т. 17, с. 150—164; Рязановский В. А., Монгольское право (преимущественно обычное), Харбин, 1931; Vernadsky G., The scope and contents of Chingis Khan's Jasa, «Harvard Journal of Asiatic Studies», 1938, v. 3.
(обратно)Ясаи МариЯ'саи (Jaszai) Мари (24.2.1850, Асар, —Будапешт), венгерская актриса. В 1867 начала творческую деятельность. Выступление в 1872 в роли Гертруды («Банк-бан» Катоны) утвердило Я. как одну из крупнейших трагедийных актрис венгерского театра. Прославилась исполнением ролей в пьесах У. Шекспира. Работала в театрах Национальном, «Вигсинхаз», где исполняла роли: Федра («Федра» Расина), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), Ева («Трагедия человека» Мадача). Искусство Я. было прогрессивным, близким к реалистической школе, что послужило причиной её ухода из Национального театра (из-за утвердившегося там натуралистического стиля игры). Оставив театр, Я. выступала с чтением стихов Ш. Петёфи, вела общественную деятельность.
Лит.: Герщкович А. А., Современный венгерский театр, М., 1963; Péchy B. I., Jászai Mari, 3 kiad., Bdpst, 1971.
(обратно)ЯсакЯса'к
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ЯС)», БСЭ
Всего 0 комментариев