Правда, надо отдать должное общественному устройству Византии: если мастер изготавливал хороший и качественный товар, его тут же приписывали к государственной мастерской. Правда, происходило это лишь "по желанию"… Однако отсутствие такого желания вызывало автоматический запрет на профессию.
В результате подобных нюансов Константинополь наполнился людьми без определенных занятий. Перед восстанием 532 г. особено много таких людей появилось из провинций. Им предлагали заняться общественными работами, приписывая к государственным или частным производствам или конкретным садовникам. Опять же "по желанию". Отсутствие желания означало выдворение из города.
Именно это большинство — разоренное и бесправное — и явилось зачинщиком восстания, по мнению многих комментаторов.
Широко использовался наемный труд, но, по сообщению Прокопия, "люди рабочие и ремесленники имеют запасов всего лишь на один день". В "Тайной истории" он вовсе ставит ремесленников наравне с бедняками.
Преподаватели, врачи, юристы, архитекторы и инженеры относились к людям свободной профессии. Но уже одно то, что они получали высшее образование, говорило о том, что они были людьми зажиточными. Только дети богачей могли себе позволить получить такие профессии. Агафий сообщает, что Ураний, когда отправился к Хосрову, "надел достойнейшую одежду, какую носят ученые и учителя наук". А знаменитый архитектор Анфимий, поссорившись с соседом, сумел оплатить такую дорогостоящую шутку, как устройство в доме соседа "искусственного землетрясения". Этим соседом был ритор Зинон, поэтому тягаться с ним в красноречии было бессмысленно. И адвокаты, до того как Юстиниан отнял у них гонорары, жили вполне зажиточно.
Но профессии оплачивались не одинаково. Преподаватель начальной школы, для того чтобы жить хоть чуть сносно, должен был иметь громадный класс. А для обучения второй и третьей ступеней на Капитолии была открыта специальная императорская школа. После двадцати лет преподавания в этой школе учитель получал титул, открывавший доступ в аристократическое сословие. Кажется, нет нужды говорить о разнице в материальном уровне такого учителя и учителя начальной ступени.
Надо думать, что в волнениях и бунтах критически настроенная интеллигенция была не на последнем месте по степени активности.
Комментарии к книге «Тайны исчезнувших цивилизаций», Александр Сергеевич Варакин
Всего 0 комментариев