Правила? Еще правила? Серьезно? Разве без абстрактных правил, которые не учитывают наши уникальные личные ситуации, жизнь недостаточно сложна, недостаточно полна ограничений? А если учесть, что наши мозги пластичны и формируют различный жизненный опыт, какой смысл вообще ждать, что нам помогут какие-то правила?
Даже в Библии люди не требуют для себя правил. Когда после долгого отсутствия Моисей спускается с горы со скрижалями, на которых записаны десять заповедей, он находит детей Израиля пирующими. Четыреста лет они были рабами фараона и объектом его тирании, потом Моисей обрек их на скитания по жестокой и дикой пустыне еще на сорок лет, чтобы очистить их от рабства. Теперь, наконец-то свободные, они в оголтелой радости потеряв всякий контроль, дико танцуют вокруг идола — золотого тельца, символизирующего все виды коррупции.
— У меня есть для вас хорошие и плохие новости! — кричит им законодатель. — Какие вы хотите услышать сначала?
— Хорошие новости! — отвечают гедонисты.
— Я уговорил Его сделать из пятнадцати заповедей десять!
— Аллилуйя! — кричит буйная толпа. — А плохие новости?
— Прелюбодеяние все еще под запретом.
Правила все-таки будут, но, пожалуйста, пусть их будет не слишком много.
Мы двояко относимся к правилам, даже когда знаем, что они для нас хороши. Если мы — смелые души, если у нас есть характер, правила кажутся ограничивающими, оскорбляют нашу деятельность и нашу гордость за то, что мы сами работаем над своей жизнью. Почему нас должны судить по чужим правилам? А ведь нас судят. В конце концов, Бог дал Моисею не «Десять предложений», он дал Заповеди, и если я свободный деятель, моя первая реакция на заповеди может быть такой: никто, даже сам Бог, не должен говорить мне, что делать, даже если это хорошо для меня. Но история о золотом тельце также напоминает нам, что без правил мы быстро становимся рабами своих страстей, а в этом нет ничего освободительного.
Комментарии к книге «12 правил жизни: противоядие от хаоса», Джордан Питерсон
Всего 0 комментариев