Бердяев «Дух и реальность».
Религиозный, идеалистический экзистенциализм.
Вся духовная жизнь связана с темой зла и страдания.
Если бы не было страдания не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, не возникла бы вера в трансцендентный мир.
(Узнаешь дьявола, поверишь и в бога).
Зло совершенно иррационально и безосновно, оно не детерминировано ни смыслом, ни разумом.
Зло происходит не от материи, а от духа.
Дух (дыхание, ветер) – интеллектуальная сущность, физическая энергия, эманация Божественного Единого.
Платон утверждал духовность разума, его связь с миром идей.
Гегель монист, и у него нет дуализма человеческого и божественного разума и духа, а есть лишь единый разум и дух, который и делает человека человеком.
Все происходит от духа и через дух.
Духу присущ логос, и он вносит во все смысл. Но вместе с тем дух иррационален, внерационален, сверхрационален.
Дух есть эманация Божества и он может давать ответ Божеству, который не от Божества исходит.
Гегель – свобода значит «быть у себя», а дух есть вечное возвращение к себе. (Прийти в себя).
Единственно подлинное бытие есть бытие субъектов, а не объектов.
Субъект творит весь мир, но этот субъект не человек, это есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный дух.
Дух и есть реальность , раскрывающаяся в экзистанциональном субъекте и через него, реальность, идущая изнутри.
Реализм духа есть реализм универсалий.
Свобода, творчество и зло предполагают духа не только в бытие, но и в небытие. Но это небытие, это «ничто» невозможно сделать предметом понятийного мышления. Неточно было бы сказать, что небытие есть, существует. О нем можно сказать, что оно имеет экзистенциальное, личное, бытийное значение в судьбе человека и мира. (Все миры небытия находятся в пространстве сознания демонов (злых духов).
Мир имеет идеальные основы, которые носят индивидуальный характер, это и есть духовная основа мира. Дух совсем не есть идеальная, универсальная основа мира. Дух конкретен, личен, субъективен, он раскрывается в личном существовании.
Личный дух не в идейном (Платон – Универсалии) мире, он образ, проэкция Божьего общего Духа.
Комментарии к книге «Дух и реальность», Николай Александрович Бердяев
Всего 0 комментариев