Составил Протоиерей Виктор Гурьев
Издание четвертое, с дополнениями.
Афонского Русского Пантелеймонова монастыря.
Москва, 1912 г.
К Благочестивым читателямПредлагая вниманию вашему, благочестивые читатели, поучения, составленные нами по руководству Пролога, мы считаем долгом сказать вам, что побудило нас написать оныя.
Однажды, знаменитый церковный вития, Иннокентий, Архиепископ Херсонский, говоря слово при мощах преподобного Дмитрия Прилуцкого, сказал о мощах Святых так: «Для чего они возлежат пред нами столько веков, как опочившие вчера токмо сном? Неужели для того, чтоб принимать от нас поклонение? Но что нужды в наших поклонениях тем, коих мзда у Всевышнего, кои наслаждаются царствием небесным? Если они остаются среди нас видимо, не возносятся самою нетленною плотью на небо, то именно потому, чтоб наставлять и учить нас, чтоб показывать нам путь живота вечного.»
Если так выразился церковный вития о мощах Святых, то что сказать о самой жизни их, жизни, которая, к счастью нашему, сохранилась для нас хотя в письмени? Не указывает ли она нам не только путь живота вечного, но, вместе с этим, не открывает ли пред нами и самые врата, ведущие в царство небесное? О, поистине, так! Какою добродетелью не украсили себя Святые? Какого подвига не совершили? Какого урока ко спасению не подали нам? Желаем ли учиться у них любви к Богу? Их любовь была такова, что «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч… не могли отлучить их от любви Божьей во Христе Иисусе» (Римл. 8, 35–39). Хотим ли примерами их укрепить свою веру? Их вера настолько была крепка, что они ею «побуждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на Бойни, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34). Найдем ли нужным учиться у Святых надежде на Бога? Мы найдем, что они держали «исповедание упования (т. е. надежды) неуклонное» (Евр. 10, 23). Терпению ли вознамеримся учиться у них? Увидим, что одни из Святых «замучены были, не приняв освобождения…, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;… скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 35–38).
Комментарии к книге «Пролог в поучениях», Виктор Петрович Гурьев, протоиерей
Всего 0 комментариев