Нагорная проповедь — не только средоточие учения Иисуса, но и одно из величайших творений мировой словесности, наиболее глубоко проникающих в человеческую душу. И если мы с вами сумеем здесь хотя бы прикоснуться к некоторым темам и образам Нагорной проповеди — это уже немало. Ведь в Евангелии сказано: даже прикасавшиеся к краю одежды Иисуса — исцелялись (Мф. 14, 36).
Нагорная проповедь содержится в трех главах Евангелия от Матфея — с 5-й по 7-ю. Значительная ее часть последовательно изложена также Лукой (6, 20–49), в то время как другие ее части записаны в разных местах его Евангелия. У Марка отдельные высказывания из Нагорной проповеди разбросаны по всему тексту.
Начинается Проповедь у Матфея с описания того, как Иисус в окружении учеников взошел на гору.
Следует помнить, что учение Иисуса, как и вся Библия в целом, — метафорично, притчеобразно. В самом Евангелии говорится, что Иисус без притчи не говорил народу ничего, а ученикам потом наедине изъяснял смысл своих притч (Марк. 4,33–34). Поэтому и тот факт, что Иисус в начале своей проповеди взошел на гору, конечно же, глубоко символичен.
Что такое «возвещение с горы» в библейском смысле? Кто первым восходил на гору и принес с нее Учение, Закон? Конечно, Моисей… Но еще перед этим с горы Синай провозгласил Десять заповедей сам Бог! Значит, восхождение Иисуса на гору как бы продолжает дело Моисея (ср. Исх. 19, 20; 20,118; 24,1518).
У современных самаритян сохранился обычай в праздник Пятидесятницы (Шавуот) восходить на священную гору (Геризйм) и заниматься там толкованием Торы священного Закона. Вполне возможно, что в период Второго Храма (до 70 г. н. э.) такой обычай существовал и у иудеев. Имеются некоторые признаки того, что На горная проповедь с ее толкованием заповедей была произнесена именно в день Пятидесятницы. А что это за день? Это тот день, в который и были даны Десять заповедей…
Итак, Иисус взошел на гору, чтобы стать величайшим Посредником между невидимым и видимым мирами и возвестить духовный Закон сынам Израилевым и всему человечеству.
Комментарии к книге «Слушая Нагорную проповедь», Дмитрий Владимирович Щедровицкий
Всего 0 комментариев