Освящение дома Составитель Сергей Милов
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 143242968)
Предисловие
Основываясь на Божием Откровении, выраженном в Священном Писании и Предании, Православная Церковь верует и исповедует, что все в нашем видимом (а также невидимом, духовном) мире сотворено Самим Господом Богом. Создатель всего сущего даровал этот дар и главному Своему творению – человеку. Именно поэтому и человек может сам создавать, творить, претворять в жизнь свои идеи и мысли. Таким образом, в этой способности Бог и человек действуют единообразно. Однако, даже создавая что-то собственными силами, человек не может передать другому то, что способен даровать только Сам Господь Бог, то есть благодать освящения. Это право принадлежит только Богу, так как только Он, по слову святого апостола Иоанна Богослова (Ин. 4, 24), является Духом, Который обладает абсолютной властью и силой.
Традиция благословения всех сфер человеческой жизни известна с давних пор. У всех народов мира имелся (и имеется) обычай благословлять, освящать свои начинания, свое ремесло, а также предметы повседневного быта. Относится это и к традиции освящения своего жилья. Причем традиция освящения жилища имеется как у язычников, так и у христиан. У христиан основа этой традиции заложена, прежде всего, в Священном Писании.
В данной работе будет рассказано о православной традиции освящения жилища. Будут рассмотрены вопросы о том, зачем в принципе необходимо освящать свой дом, в чем смысл этого религиозного обряда. Для наглядности будет приведено последование освящения жилища, которое использует Православная Церковь в своей практике. В заключении будут рассмотрены еще ряд практических моментов, связанных с христианским обрядом освящения жилья.
Надеемся, что данная работа будет полезной и интересной, как для тех, кто только готовится освятить свое жилище по христианскому обряду, так и для тех, кто интересуется обрядами Русской Православной Церкви.
Сергей Милов
Смысл обряда освящения дома
В жизни Православной Церкви каждое действие, каждый обряд или таинство имеют свой определенный духовный смысл. Этот сакральный (то есть таинственный) смысл заложен во внутреннюю жизнь Церкви Самим Господом Богом. В центре любого церковного действия всегда находятся два объекта – Бог и человек. Бог в этом диалоге является центром всей жизни, сущностью, на которую обращены взоры каждого верующего человека. Однако и роль самого человека в этом диалоге нельзя умалить. Человек является венцом творения Божия, главной и конечной целью создания всего видимого и невидимого бытия. О важности сотворения именно человека мы можем прочитать уже в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 26–28). В данных словах и деяниях Бога мы видим, что именно человек получает право владеть всем созданным миром. Однако это владычество должно было гармонично сочетаться с непрерывным делом богообщения. Это означает, что по замыслу Божию, человек должен был находиться в постоянном общении со своим Творцом – Пресвятой Троицей; он должен был постоянно духовно совершенствоваться и в перспективе был направлен на достижение полного бессмертия. В этом смысле, человек должен был постоянно освящаться Божией благодатью, а вместе с человеком эта благодать должна была затрагивать все сферы его жизни.
Однако, как мы знаем из дальнейшего повествования Священного Писания, человек не устоял в правде и, будучи соблазнен диаволом (в виде змея), совершил грехопадение. В результате нарушения единственно данной заповеди первые люди (Адам и Ева) отпали от Бога и были изгнаны из райского сада. Также результатом греха стало поражение греховной страстью всей природы человека, вхождение в него тления и смерти, утрата возможности прямого богообщения. Однако Господь Бог, по Своей неизреченной любви, не уничтожает человека, не прогоняет его совершенно от Себя, а дает ему обетование о Спасителе. Таким образом, с одной стороны, люди остаются вне рая, но, с другой стороны, они не утратили надежды на спасение, а также возможности обращаться в молитве к своему Создателю Господу Богу.
С момента изгнания Адама и Евы из рая, для людей наступает новый этап жизни – теперь они не могут напрямую общаться с Богом, но у них остается молитва, а также видимые священнодействия, посредством которых Сам Господь Бог может даровать Свою благодать тому или иному человеку, низводить ее на определенные вещи, предметы и действия. И вот здесь мы обращаемся к теме данной работы – смыслу освящения того или иного действия или предмета, а в более конкретном плане, смыслу освящения человеческого жилища.
Возникает вопрос, действительно, зачем верующему человеку, который посещает храм, совершает молитву, участвует в Таинствах Церкви еще и совершать обряд освящения своего жилища, как правило, дома или квартиры? Обязательно это или нет и в чем смысл этого действа? Рассмотрим этот вопрос по частям.
Во-первых, посмотрим, что представляет собой, в принципе, чин освящения чего-либо: жилища, транспортного средства и так далее. И для начала отметим, что в Православной Церкви необходимо отличать такие понятия как Таинство и обряд.
Понятие Таинства (соответственно, от слова тайна) включает в себя особое священнодействие (как правило, в храме), совершаемое священнослужителем – епископом или священником – в результате которого, по вере и молитвам всех верующих, Господь Бог, таинственным для нас образом, ниспосылает Свою благодать на то или иное действие. Приведем определение Таинства, которое дает святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия» [7, с. 106]. В Православной Церкви существует семь Таинств, основание которых положено Самим Господом Иисусом Христом (либо Его апостолами) во время Его земного служения. К числу Таинств относятся: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Священство, Елеосвящение (Соборование), Брак, Евхаристия (Святое Причащение) как центральное Таинство Церкви. Таким образом, Таинства – это главная и неотъемлемая часть жизни Христианской Церкви, которая дана Самим Богом и в которой должен принимать участие каждый, кто является членом Церкви и считает себя христианином. Единственное, что следует заметить, так это то, что участие человека в том или ином Таинстве может быть разным по количеству; есть Таинства, в которых человек участвует один раз в жизни или призван к тому (Крещение, Миропомазание, Брак), а есть такие, в которых он должен участвовать как можно чаще (Покаяние, Евхаристия). Несколько иной смысл несут в себе церковные обряды.
Понятие церковного обряда (от слова ряд, порядок) включает в себя совершение священником определенных действий, направленных на молитвенное призывание помощи и благодати Божией человеку в том или ином деле или для освящения того или иного предмета, места. Также можно сказать, что обряд, исходя из его названия (обряд – ряд, порядок), помогает духовно правильно выстроить человеку его внешнюю и внутреннюю религиозную жизнь. Однако важно понимать, что обряды и Таинства – это несколько разные понятия. В отличие от Таинств, церковные обряды имеют иную традицию установления и несут в себе отличную от Таинств смысловую нагрузку. Если Таинства Церкви по преимуществу установлены Самим Господом Иисусом Христом и Его апостолами еще в Новом Завете, то обряды имеют более длительную историю своего становления. Какие-то из них начали формироваться в самые первые века бытия Христианской Церкви, а какие-то появились гораздо позже. Но в этом нет ничего противоречащего учению Церкви. Здесь важно понять главное – Таинство напрямую связано с нашим спасением, с диалогом человека с Богом, то есть имеет непосредственное и прямое сотериологическое (спасительное) значение, а обряд – это, скорее, обращение человека к Богу и испрошение у Него благодати и помощи в том или ином деле, освящение того или иного предмета, хотя и в нем можно также выделить вполне определенные сотериологические аспекты. Это, в первую очередь, касается тех обрядов, которые, так или иначе, затрагивают жизнь человека не только земную, но и в вечности (например, обряд пострижения в монашеский чин или обряд отпевания усопшего). Без Таинств не может быть Церкви, общение человека с Богом будет неполноценным, благодать же, дарованная в обряде, помогает человеку в его повседневной жизни. В тоже время, не стоит умалять церковный обряд, так как он тоже несет в себе определенный духовный смысл. Таким образом, мы видим, что и у Таинства, и у обряда есть и вполне конкретные общие моменты – молитвенное обращение к Господу, внутренний диалог с Творцом, даруемая Богом благодать. В одной из работ, посвященной Священному Писанию и Преданию, об обрядах Церкви говорится следующее: «Церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны человека, ибо то и другое сотворено Богом (Лк. 11, 40)… все внешнее в деле веры спасительно только тогда, когда оно служит выражением внутреннего; поэтому каждое наружное религиозное действие должно быть проникнуто духом веры и любви к Богу» [9, с. 127–128]. Различие между Таинствами и обрядами можно показать еще одним способом – Таинства, как уже говорилось выше, дарованы Церкви по преимуществу Самим Господом (можно сказать низведены Богом до нас), а обряды сформировались относительно позже и явились плодом роста и развития Церкви, как Тела Христова (то есть, возведены к Богу Церковью).
В тоже время ни в коем случае нельзя отождествлять обряд Христианской Церкви с каким-либо магическим ритуалом. У этих явлений совершенно противоположные смыслы. При совершении обряда священник вместе с верующими молится о снисхождении Господа Бога к людям и испрашивает помощи Божией. В магическом ритуале, совершающий его жрец (или любой иной языческий, оккультный служитель), посредством определенных магических формул и заклинаний (действий), пытается подчинить себе определенную силу (духа) и взамен какого-либо обязательства получает то, что просит. Таким образом, в христианском обряде (в принципе, как и в Таинствах) Церковь молится и смиряется перед Богом, а в магическом ритуале оккультист действует по принципу «ты – мне, я – тебе», что исключает искреннюю молитву, любовь, смирение.
Теперь посмотрим, в чем заключен непосредственный смысл христианского обряда освящения жилища (дома или квартиры). В своей основе обряд освящения жилища имеет тот же смысл, что и другие подобные обряды – человек испрашивает у Бога освящающей благодати, помощи и заступничества для своего дома, в котором проживает он и его семья. Эта Божия благодать и заступничество необходимы человеку, как во внешней, так и во внутренней жизни его дома (в смысле семьи). Во внешней жизни человек ищет помощи Божией и охранения от целого ряда возможных бед – грабителей, пожара, природных стихий и всего того, что может нанести вред и причинить порчу дому человека, а значит и его семье. Во внутренней же (духовной) жизни человек освящает свое жилище для того, чтобы Господь Бог защитил дом и семью человека от злых, падших духов и тех козней, которые они могут устроить, а также от тех бед, которые могут спровоцировать собственные страсти – семейные конфликты, обиды, ссоры и так далее.
Протоиерей Геннадий Нефедов называет еще одну из главнейших причин необходимости освящать свое жилище – это прямое указание на это Самого Господа Бога. Отец Геннадий пишет: «Молебными пениями и священнодействиями Церковь освящает и благословляет новое жилище христианина. Все в мире делается по Промыслу Божию. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, – говорит пророк (Пс. 126, 1). Сам Господь сказал, что без Его благословения, без соблюдения заповедей Его дом построишь, и не будешь жить в нем (Втор. 28, 30)» [5, с. 307].
Однако помимо всех перечисленных причин есть и еще одна – самая главная причина освящения Церковью жилища человека. Смысл ее – призывание Самого Бога к тому, чтобы Он Сам Своею благодатью постоянно пребывал в данном жилище, потому что там, где Бог, Любовь и Свет, там нет места злу и тьме. В этом смысле дом воспринимается, как и храм Божий (естественно, в определенном смысле), тем более что в благочестивой христианской семье, по слову апостола Павла, муж является образом Господа Иисуса Христа, а жена – Святой Церкви (Еф. 5), а значит и их дом тоже должен быть вовлечен в эту сакрализацию бытия.
В завершении рассмотрения данного вопроса добавим, что сам обряд освящения, также как и Таинства Церкви, имеет свой прообраз еще в Ветхом Завете, который содержит немало повелений Господа Бога о должном отношении человека к своему дому. Так, например, отец Геннадий Нефедов замечает: «В основе обряда освящения дома лежит древний ветхозаветный обычай обновления дома. По закону Моисееву: Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его (Втор. 20, 5) [5, с. 307].
Подготовка к освящению дома
В первую очередь, конечно же, необходимо заранее пригласить священника для совершения обряда, договориться о времени его совершения, чтобы это было удобно для всех его участников. Примерная продолжительность обряда освящения – полчаса. Как правило, для заказа проведения обряда освящения, необходимо прийти в храм для личной встречи со священником. Если священнослужителя в данный момент нет в храме, то можно обратиться за помощью к сотрудникам храма, которые работают за свечным ящиком, или старосте храма. Узнать, как служит священник и когда его можно застать в храме, можно по расписанию богослужений, которое имеется в каждом храме и обычно висит при входе. Через сотрудников храма можно узнать телефон священника или оставить для связи свои контакты. Любое Таинство или обряд совершаются Церковью бесплатно, так как Господь Иисус Христос заповедовал Своим ученикам давать даром то, что они сами получили даром (см. Мф. 10, 8), то есть силу, благодать Божию. Однако, в тоже время, Господь разрешил Своим ученикам питаться от дома принимающего их:
В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10, 7). В связи с этим формируется наше отношение к плате священнику за совершение им того или иного обряда. С одной стороны, человек не обязан насильно платить за совершение того или иного действа. Ведь как поясняет архиепископ Аверкий (Таушев): «Повелевая питаться тем, что предлагают, Господь предписывает ученикам приличествующую им нетребовательность и невзыскательность…» [1, с. 194]. Это означает, что сам священнослужитель не может устанавливать размер оплаты за свой труд. Однако, с другой стороны, памятуя о том, что священник питается от трудов своих, то есть получает средства на жизнь от своего служения людям, желательно, конечно же, оплатить совершение священником обряда освящения жилища. При этом стоит понимать, что в этом нет ничего противоречащего учению Христа и Его Церкви, и это никаким образом не сказывается на той благодати, которую Господь ниспосылает на дом по молитвам священника. Если же человек, желающий освятить свой дом, смущается спросить о возможной плате у самого священника, то этот вопрос можно также разъяснить у сотрудников, работающих за свечным ящиком, так как они знают, сколько примерно дают люди за совершение той или иной требы. Также можно пожертвовать столько, сколько возможно человеку по средствам.
Перед непосредственным проведением обряда освящения необходимо привести квартиру (или дом) в надлежащий вид, провести уборку, а также подготовить все то, что потребуется священнику. Следует проверить все помещения на наличие каких-либо языческих символов – амулетов, талисманов, изображений – их ни в коем случае не должно быть в жилище христианина, так как все это знаки поклонения врагу Господа Бога – диаволу. Даже под самым безобидным видом (например, с формулировкой «для красоты») в доме не должно быть никаких языческих символов. В тоже время для совершения обряда необходимо приготовить следующие предметы: святую воду (для окропления помещения), кропильце, свечи, елей (освященное масло), специальные наклейки с изображением Голгофы (горы, на которой был распят Господь Иисус Христос) и креста, которые священнослужитель во время обряда наклеит по стенам жилища, в соответствии со сторонами света – на восточной, западной, северной и южной стенах. Необходимо также подготовить небольшой столик (можно журнальный), накрыть его чистой скатертью или клеенкой. На этот столик священник положит все необходимые ему для обряда предметы.
Желательно, чтобы в день совершения освящения жилища на этом действии присутствовали все члены семьи, которые в нем проживают. Необходимо подготовить к обряду всех своих родственников, рассказать им о смысле этого действа, о его важности. Также желательно, чтобы все, кто будут присутствовать при обряде, по приходе в дом священнослужителя взяли у него благословение и в целом отнеслись бы ко всему максимально серьезно и осознанно.
Чин освящения квартиры
После того, как приготовлено все необходимое для проведения обряда, священник надевает епитрахиль и начинает совершение чина освящения. В этом ему должны активно помогать все, кто присутствует в доме; они выступают в роли лика, то есть хора. Во время совершения чина освящения хор должен петь все те песнопения и молитвы, которые предписаны Требником[1]. Также желательно, чтобы в чине освящения принимал участие чтец, то есть тот человек, который бы читал (а не пел) определенные молитвы и тексты во время совершения обряда. Роль чтеца может исполнить любой из присутствующих на освящении, если он – человек воцерковленный, знает традицию Церкви и имеет навыки правильного чтения на церковнославянском языке.
Обряд освящения начинается с возгласа священника: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. В этом возгласе священник от лица всех верующих благодарит и прославляет Господа Бога, Который есть Податель всего благого для человека. После возгласа хор пропевает молитву «Царю Небесный», в которой возносятся молитвы к Третьему Лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу. После молитвы чтец читает Трисвятое и Приидите, поклонимся… Далее читается псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго…», в котором участники чина освящения молятся о том, чтобы Господь Бог защитил их самих и их дом от любого возможного бедствия. Как замечает протоиерей Геннадий Нефедов, в данном псалме «Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем, как в крове Бога Небесного, и что под сению Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем» [5, с. 308]. По окончании чтения псалма хор поет тропарь «Якоже Закхееву дому…», в котором верующие обращаются к Господу Иисусу Христу и просят Его посетить ныне Своей благодатью освящаемый дом, как некогда Он посетил дом начальника мытарей Закхея (см. Лк. 19). По слову отца Геннадия, «Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, намеревающихся жить в нем» [5, с. 308].
Далее священник становится лицом к востоку перед столом, на котором расположены крест, зажженные свечи, святая вода и елей (освященное масло) и обращается к диакону (если диакона нет, то к тому, кто помогает священнику): Господу помолимся. Хор поет: Господи, помилуй.
После этого священник в полный голос читает молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити…», в которой он вновь обращается к Господу Иисусу Христу с просьбой посетить ныне Своей благодатью освящаемое жилище и соблюсти его вместе с теми, кто в нем проживает невредимым, благословить и сделать изобильной жизнь освящаемого дома. Как, опять же, поясняет протоиерей Геннадий Нефедов в данной молитве священник «молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить будущих жильцов от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господня» [5, с. 308–309].
По окончании молитвы хор пропевает: Аминь. Священник произносит: Мир всем. Хор добавляет: И духови твоему. После этого диакон (или помогающий священнику) произносит: Главы ваша Господеви приклоните. Это означает, что сейчас будет прочитана особая молитва. Хор пропевает: Тебе, Господи.
Теперь священник читает тайную молитву «Владыко Господи, Боже наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй…» В первой части этой молитвы священник вспоминает ветхозаветные и новозаветные примеры, когда Господь Бог освящал Своей благодатью то или иное жилище. Так, вспоминается вход праведного Иакова в дом Лавана, вход Иосифа в дом Пентефрия, и также внесение священного кивота в дом Аведдария. Во всех этих эпизодах мы вспоминаем ту благодать Божию, которая ниспосылалась на тот дом, в который входили праведники или вносилась святыня. Из Нового Завета опять же вспоминается история входа Господа Иисуса Христа в дом начальника мытарей и богача Закхея. Упоминая этот момент из Евангелия, священник, в частности, произносит следующие слова: спасение дому Закхеову даровавый… В этих словах молитвы выражено то упование, которое священник обращает к Господу при освящении и данного жилища, то есть испрашивается спасение дому. Во второй части молитвы священник обращается уже непосредственно к Господу
Иисусу Христу с прошениями о даровании защиты и благодати освящаемому дому и семье, которая в нем живет. Приведем эту часть молитвы полностью в качестве наглядного примера: Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем.
По окончании чтения молитвы звучит возглас: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш: и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Хор также поет: Аминь.
Протоиерей Геннадий Нефедов, относительно следующей части чина освящения, пишет следующее: «В этом месте чинопоследования к нему [предыдущему возгласу – С. М.] может быть присоединена молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов – хранителей христиан – и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать» [5, с. 309].
Далее по чину освящения священнослужитель трижды знаменует крестным знамением елей (масло) и произносит: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Таким образом, он благословляет елей, которым впоследствии будут помазаны стены дома.
После благословения елея священник читает над ним особую молитву «Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене…» В этой молитве можно выделить два основных момента. Вопервых, священник призывает благодать Божию на елей, чтобы очистить его и освятить: низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и очисти его… Во-вторых, священник молится о том, чтобы освященный елей, в свою очередь, послужил освящению жилища: яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов… В последнем прошении о прогнании злых духов и их козней мы как раз и встречаем тот духовный смысл чина, о котором говорилось выше – защита жилища и людей от влияния падших духов. По окончании молитвы хор поет: Аминь.
Далее по чину наступает пора совершения священником определенных действий. Священник берет приготовленный сосуд со святой водой и при помощи кропильца (специального веничка) окропляет все четыре стены дома во всех комнатах и других помещениях, в том числе хозяйственных и подсобных, если таковые есть. При этом действии священник произносит слова, которые являются средоточием чина освящения (аналог тайносовершительных слов при совершении Таинства): Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо, аминь. Как видим, акцент здесь снова делается на прогнании от дома злых духов и любого их действа.
После этого священник берет сосуд с елеем и помазывает им все четыре стены в каждом из помещений жилища, в том месте, где изображен крест, в его центре. Помазывать стены елеем священник начинает с восточной стены, как стороны, с которой восходит Солнце, которое в церковном богослужении является образом Господа Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить, например, как в одном из своих писем святитель Николай Сербский писал о Христе, как о Солнце, следующие строки: «…я ждал, когда наступит благодатный день Рождества Христова, когда все мысли наши направлены к той пещере, откуда воссияло над миром Солнце Правды» [6, с. 203]. Далее священник помазывает западную стену, потом северную и завершает южной стеной. Помазывая каждую из стен, священник произносит следующие слова: Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Такие действия священник должен совершить в каждом из помещений того жилища, которое освящается.
После того, как все стены помазаны елеем, необходимо зажечь напротив каждого изображения креста (на всех стенах) свечи. В этот момент хор поет стихиру «Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ…» В этой стихире, в частности, испрашивается не только благословение Божие, но и всякое изобилие для освящаемого дома: всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй… Комментируя данную часть чина освящения, отец Геннадий Нефедов пишет: «В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохранить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злого обстояния» [5, с. 309].
По окончании пения стихиры, священник должен встать лицом к востоку и, если есть на то желание, прочесть отрывок из Евангелия от Луки, зачало 94 (Лк. 19, 1–10). Это тот отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о приходе Господа Иисуса Христа в город Иерихон. При входе в город, среди толпы встречающих, был и начальник мытарей Закхей, который желал увидеть Господа. Так как Закхей был мал ростом, то для того, чтобы увидеть Христа, он забрался на дерево. Увидев на дереве Закхея, Господь обратился к нему, призвав его спуститься вниз и сказав, что ныне Он должен войти в дом начальника мытарей. Закхей принял Христа у себя в доме, а на ропот людей, которые считали, что недостойно входить иудею в дом того, кто работает на римскую власть, Христос ответил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Своими действиями Господь не только освятил дом Закхея, но и призвал его к новой чистой и праведной жизни. Протоиерей Геннадий Нефедов комментирует: «Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть» [5, с. 309–310].
После чтения отрывка из Евангелия, читается 100-й псалом из Псалтири царя Давида: Милость и суд воспою Тебе, Господи: пою и разумею в пути непорочне… В момент чтения псалма священник должен совершить каждение всего освящаемого жилища.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». В данной ектении священник испрашивает у Господа благословение на освящаемый дом, а также на тех, кто в нем живет или будет жить, с упоминанием их имен. Также испрашивается, чтобы Господь Бог послал дому сему Своего ангела, который бы во всем оберегал жилище и всю семью. В частности, произносятся следующие слова: о еже сохранити их [семью – С.М.] от глада, огня, меча и нашествия иноплеменник, и всякия смертоносныя раны… В последнем прошении ектении священник молится о всех братиях и за всех христиан.
Последней частью чина освящения является произнесение священнослужителем особого возгласа: «Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли…» Хор завершает этот возглас пением: Аминь.
В конце чина освящения священник совершает отпуст, произносит пожелание многолетия данному дому, благодарит Господа Бога за помощь и благословение жилища. После этого он может покинуть дом.
Отметим, что существует традиция, по которой после совершения обряда освящения священника приглашают к столу на чай. В этом нет ничего плохого; наоборот, личное общение, беседа, вопросы и ответы священника на них, несомненно, имеют положительный смысл. В дальнейшем это может перерасти в постоянное общение со священником, воцерковление (для тех, кто еще только на пути в Церковь), духовное наставничество. Поэтому, пригласить священника отдохнуть и побеседовать в освященном им доме, за чашкой чая, будет добрым завершением богоугодного дела.
Примеры языческих обрядов и их недопустимость
Рассмотрев христианское понимание важности освящения жилища, теперь обратимся к тем языческим традициям, которые не только когда-то существовали, но, к сожалению, иногда проникают даже в жизнь православного человека. Для того, чтобы полнее понять языческую традицию, ее основу и недопустимость применения для христианина, обратим внимание на следующее. Во-первых, приведем ряд примеров из языческих обрядов ряда народов мира, которые также трепетно относятся к святости своего дома или селения. Во-вторых, обратимся к тем языческим традициям (обрядом это все же не назовешь), которые еще встречаются в жизни современных людей, подчас, даже тех, кто считает себя христианами.
На протяжении всей истории человечества, после изгнания первых людей из райского сада, люди продолжали обращаться к Богу. Однако, в связи с тем, что непосредственное знание о Боге было утрачено, а разум помутнен грехом (опять же в смысле ясности знания о Боге), люди стали обожествлять и обращаться со своими просьбами к природным стихиям (огонь, вода, воздух, земля), животному миру или идолам, созданными своими руками. Единственным народом, который не утратил веры в истинного, единого Бога, благодаря своим праведникам и пророкам, был народ древнего Израиля. Поэтому они были ограждены Богом от опасности впасть в искажения в своей религиозной жизни. Господь Бог Сам вел Свой избранный народ в рамках истинного вероучения. Другие же народы, которые не сохранили преданности истинному Богу, а наоборот все более укоренялись в своих искаженных представлениях, постепенно создавали свои собственные религиозные системы, которые не были истинной религией, а являлись делом рук человеческих. Более того, в своей основе все эти ошибочные системы, в том или ином виде, стали способом поклонения падшим духам, так как, если центром их веры был не Бог, то место оставалось только для Его врага – падшего ангела, диавола и тех ангелов, которые пали вместе с ним. Соответственно с этим у языческих народов формировались такие культы, в которых выражалось их собственное представление о добре и зле, о нравственных ценностях и так далее. А так как после грехопадения первых людей природа человека была поражена грехом, то, соответственно, и все страсти, грехи и слабости людей стали также частью языческих религиозных культов. Именно поэтому, будучи в некоторых аспектах несколько похожим на религиозный обряд, обращенный к истинному Богу, языческий культ все-таки ориентирован не на Истину, а на падших духов, подчас он очень примитивен и груб.
В книге «Золотая ветвь» известного западного исследователя языческих культов Джеймса Дж. Фрэзера приводится немало примеров того, как различные народы и племена относились к своему жилищу (дому или селению). Приведем ряд наиболее красноречивых примеров, показывающих грубость языческого мировоззрения и его отличие от духовной возвышенности истинного богопочитания. При этом, правда, стоит понимать, что для самих этих народов это было единственно правильное отношение к тем божествам, которым они поклонялись. Проблема же здесь заключалась в том, что эти народы, опять же, были вне истинного знания о Боге, а христианская миссия еще до них не дошла.
В одном из примеров, которые приводит Фрэзер, рассказывается о том, как жители одной из областей Земли очищают свои дома от злых духов, которые, по их мнению, являются причиной тяжелых эпидемий.
Приведем этот пример полностью: «Если ряд бедствий или эпидемия тяжелой болезни обрушились на то или иное селение в Минагасской области на Целебесе, его обитатели возлагают ответственность за это на злых духов, которые наводнили селения и которых нужно изгнать. Однажды утром все жители селения – мужчины, женщины и дети – оставляют свои дома, вынося на себе свой скарб, и поселяются во временных хижинах, построенных за пределами селения. Там, принося жертвы и готовясь к заключительному обряду [курсив – С. М.], они проводят несколько дней. Наконец мужчины – часть из них в масках, а другая с вычерненными лицами, – вооружившись мечами, ружьями, пиками и метлами, осторожно, крадучись, возвращаются в покинутое селение. Прокравшись, они по знаку жреца начинают метаться по улицам, врываться в дома и пробегать под ними (их дома строятся на сваях), пронзительно крича и нанося удары по стенам, дверям и окнам, чтобы прогнать злых духов. После этого в селение со священным огнем вступают жрецы и остальные жители. Держа в руках этот огонь, они по девять раз обходят вокруг каждого дома и три раза вокруг лестницы, которая к нему ведет. Затем они вносят огонь в кухню, где он должен непрерывно гореть в течение трех дней» [11, с. 574–575]. Как видно из приведенного примера, здесь, как и в христианстве, людьми также делается попытка уберечь свое жилище от злых духов. Однако, в отличие от христианства, здесь в борьбе со злом используется магия, которая в своей основе является обращением человека к тем же падшим духам. То, что этот обряд является магическим, видно из совершаемых действий и используемых атрибутов. Здесь и возносимые жертвы, и использование священного огня, и ритуальные действия (крики, удары и так далее). Конечно, необходимо понимать, что эти люди, скорее всего, еще не имеют знания об истинном Боге, но в этом и заключается главная трагедия языческих культов – люди в борьбе со злом обращаются к служителям зла – падшим духам. О том, что такое действие не может принести доброго плода, в Евангелии говорит Сам Господь Иисус Христос: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
(Мф. 12, 25–26). В этих словах Господь говорит о том, что одна и та же сила не может бороться сама с собой, а значит, применяя против падших духов их методы, победить их невозможно. Толкуя этот эпизод из Евангелия, архиепископ Аверкий Таушев замечает: «…Господь поясняет, что …в царстве диавола должно существовать единство власти и действия, почему сатана и не может действовать против сатаны» [1, с. 142]. Победить мир падших духов можно только посредством искреннего обращения к Господу Богу – Пресвятой Троице, а это означает и жизнь в лоне Церкви, и участие в ее Таинствах (особенно в Таинстве Причащения), и молитву, и пост, и многое другое. Именно поэтому так важно доносить знания об истинном Боге до каждого народа на Земле, до каждого человека. Тем более, что даже в языческих ритуалах можно заметить некоторые параллели с христианскими Таинствами и обрядами, однако сходство их лишь в некоторых внешних чертах, духовное же их наполнение совершенно противоположное.
Языческий подход к делу освящения или защиты своего жилища зачастую применяют и люди, которые считают себя христианами. Рассмотрим основные суеверия и обычаи в освящении своего жилища, которые применяют люди, живущие в наши дни. Но прежде заметим, что все эти ритуалы и действия имеют свою основу в языческом прошлом нашего народа.
Вывешивание над входной дверью подковы или иного предмета
Одной из распространенных традиций, относящихся к привлечению на свой дом всевозможных благ (в основном, материальных), является вывешивание над входной дверью определенного предмета, в роли которого наиболее часто выступает подкова. Эта традиция была широко распространена у славянских народов, в том числе и у русских. В нашей стране данная традиция наиболее распространена в среде крестьян, сельского населения, меньше – в городской среде. По большому счету, вывешивание определенного предмета не является каким-либо специальным ритуалом или обрядом, – это, скорее, уже сложившаяся традиция, в которую не вкладываются серьезные смыслы. Однако, с точки зрения Христианской Церкви, даже такое, казалось бы, безобидное действие для христианина недопустимо. Во-первых, у христиан есть свои священные предметы, прежде всего, иконы с изображением Самого Господа Бога, Его Пречистой Матери и святых. Также сюда необходимо отнести святой крест, который дан христианам Самим Господом, и который является для Церкви знаком победы жизни над смертью, добра и любви над злом и тьмой. В отличие от подковы или иных символических предметов, которые являются лишь магическими атрибутами, святой крест и иконы имеют совершенно иную природу отношения к жизни человека. О кресте мы уже сказали; что касается икон, то посредством молитвы образам, изображенным на них, христиане обращаются к первообразам, то есть Самому Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым Церкви. Главный принцип здесь – искренняя, идущая от чистого сердца молитва, соединенная со смирением и принятием любой воли Божией. Здесь нет магического обращения к пустому, бездушному предмету, нет заклинаний и признаков магического ритуала, здесь отсутствует основной принцип магии «ты – мне, я – тебе». Ну и, конечно же, в христианском обращении к Богу акцент делается на духовном благополучии, а в языческом, в основном, на материальном.
Использование кошки, петуха при вселении в новую квартиру
Еще одной распространенной традицией освящения своего нового жилья является использование кошки или петуха. В данном случае, перед вселением в новое жилище (квартиру или дом), принято запустить в него кошку (иногда петуха) для того, чтобы животное (или, соответственно, птица) обошло бы все помещения и тем самым «освятило» жилье. Эта традиция первоначально была распространена также в среде крестьян, на селе, однако потом частично перешла и в город. Так, в одной из работ, рассказывающей о языческих традициях русского народа, об этом обряде говорится следующее: «Считалось, что при переезде в новую избу нечистая сила стремилась помешать будущему благополучию. Чтобы обмануть ее, первыми в дом пускали петуха или кошку. Они должны были принять на себя возможные происки нечистой силы. Считалось также, что с кошкой в дом незримо входит домовой» [3, с. 302].
К самому этому действию, конечно же, можно относиться по-разному. Однако, если к этому относиться серьезно, то стоит признать, что это вполне конкретный магический ритуал. Здесь вновь, как и в предыдущем примере, на первом плане не молитвенное обращение к Господу Богу, не смирение перед волей Божией, а попытка посредством тварного (то есть, сотворенного Богом) получить желаемое. Таким образом, человек обращается не к Источнику всего бытия, а лишь к тому, кто сам был сотворен. Более того, в данном случае на животное или птицу, по сути, возлагается то, что достойно только одного Творца всего видимого и невидимого – власть благословения и освящения. Когда человек переводит Божие право и силу на тварный мир, то он и становится язычником. Именно поэтому, ни один из подобных «народных» обрядов не допустим в применении для того, кто называет себя христианином. Что же касается приведенного примера, то, чтобы показать ошибочность и неразумность этого действия, приведем слова святого апостола Павла о состоянии животного мира, который также несет на себе печать человеческого грехопадения: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне
(Рим. 8, 22). Из этих слов апостола видно, что не только природа человека поражена в результате грехопадения, но и весь мир подвергся изменению. Отмечая, что все сотворенные существа, будь то животные или птицы, также как и человек ждут будущей славы Господа Иисуса Христа в Его Втором Пришествии, владыка Аверкий (Таушев) пишет: «…будущей славы ожидает с нами и вся тварь, ибо и она освободится от рабства закону смерти и тления, отразившемуся, как следствие греха человека, на всей твари» [1, с. 576]. Именно поэтому возлагать свои надежды необходимо не на животных, талисманы или предметы быта, а на Творца всего видимого и невидимого – Пресвятую Троицу.
Призывание в новый дом «домового», «хозяина» и т. п
Это еще одна распространенная в среде русского народа языческая традиция освящения жилья. По этому обычаю было принято при въезде в новое жилище звать с собой со старого места «домового», или «хозяина дома», то есть того духа, который по представлению простого народа (преимущественно сельского), незримо оберегает дом, заботится о порядке в нем, следит за хозяйством. Об этом, в выше упоминавшейся работе, сообщается следующее: «Незадолго до новоселья или сразу после переезда хозяин обязательно приглашал домового перебраться на новое место: ставил под печку угощение и просил последовать за семьей» [3, с. 303]. В своей основе – это достаточно вредный и опасный обычай, ведь с точки зрения христианского вероучения любое призывание духов – это обращение к духам злобы, падшим духам, бесам. Христианин может обращаться в молитве только к Господу Богу, Его Пречистой Матери, святым угодникам Божиим и ангелам. Для всего этого имеются вполне определенные молитвы, поводы, святые образа. В связи с этим, упомянутое обращение (и различные его вариации) также совершенно недопустимо для православного христианина, даже если это все представлено как добрый народный обычай.
Еще один небольшой обряд связан с задуванием свечей и произношением определенного заговора. В этом обряде человек, который въехал в новое жилище, должен вначале зажечь свечи, а потом, произнося определенные заклинания, должен задуть все горящие свечи.
Существовал также обряд, который вмещал в себя составные части других обрядов: «Полагали, что безопаснее переезжать ночью, поскольку, по поверьям, нечистая сила не ожидает, что в это время люди могут заселять дом. Поставив в передний угол икону, все члены семьи крестились перед ней. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его под печку, таким образом, приветствуя домового» [3, с. 302]. Здесь мы видим, как в языческий обряд вплетаются христианские атрибуты (иконы, крестное знамение). К сожалению, такие моменты были довольно распространены в среде крестьянства, в котором, зачастую, наравне с христианской верой сохранялись и языческие традиции. Соединение христианского обряда освящения жилища с языческими традициями также недопустимо для православного христианина, так как в этом случае человек разделяется, служит и Богу, и Его врагу – диаволу, надругается над священнодействием Церкви и, в конечном счете, вредит самому себе, своей душе.
В народной среде существуют и иные обряды и традиции, связанные с освящением своего жилья, которые не согласуются с учением Православной Церкви. В целом же все они, как и приведенные в примерах, основаны на суевериях, народных языческих обрядах и магической основе. При этом стоит заметить, что сами люди, которые к ним прибегают, могут и не подозревать о такой их сущности. Также необходимо признать, что большинство известных сейчас обычаев сохранились с более ранних времен, некоторым из них несколько сот лет. Однако говорить о том, что этим традициям несколько тысячелетий и что они появились еще до прихода на Русь христианства, все-таки не стоит. Так как объективной информации о традициях того периода до нас не дошло. В тоже время, стоит понимать, что даже в те далекие (можно сказать, древние) времена, такие обряды тоже существовали. Говоря о языческих традициях русского народа, нельзя не отметить того факта, что христианское благочестие также всегда было сильно в жизни русского народа. Приведем пример того, как обустраивались дома русских людей примерно в XVI–XVII века, где явно выражено религиозное сознание русского человека, его вера и уважение к христианской традиции освящения дома. Так, на примере купеческих и иных обеспеченных слоев русского общества историк Николай Иванович Костомаров описывал следующее: «…главные входы в двор получали некоторого рода священное значение: над воротами зажиточных частных людей почти всегда ставили образа в киотах… У зажиточных людей, сверх горницы и комнаты, была также крестовая или образная, где хозяин молился со своим семейством…» [4, с. 29–33]
Исходя из всех вышеприведенных примеров и пояснений, становится очевидным, что для православного человека, который верует в силу и помощь Божию, прибегать к языческим обрядам и ритуалам недопустимо, так как этим оскорбляется Сам Господь Иисус Христос и искажается наша вера в Пресвятую Троицу.
Заключение
Завершая рассказ о смысле и порядке совершения чина освящения жилища в традициях Русской Православной Церкви, еще раз скажем о значении данной практики.
Выше уже отмечалось, что одним из главных смыслов существования данного обряда в Русской Православной Церкви является желание верующих получить благодать и благословение Божие на свою внутреннюю жизнь (как семейную, так и бытовую). Человек хочет иметь духовную опору и поддержку в своем ежедневном труде по созиданию малой Церкви – семьи. Для того, чтобы семейная жизнь была полноценной и защищенной, в первую очередь, от влияния падших духов, человек и освящает свое жилище. Так было всегда и у всех народов. Однако, если нехристианские народы, а тем более, языческие, не могли в полной мере стяжать Божие благоволение, то для христиан такая возможность открыта в обрядовой и молитвенной практике Церкви.
В то же время, можно задаться вопросом – есть ли необходимость непременно освящать свой дом или квартиру, если человек и так живет полноценной духовной жизнью? Здесь можно заметить, что чин освящения жилища относится все-таки к обрядам Церкви, а не к Таинствам. Поэтому Церковь рекомендует обращаться к этому действию, но, в тоже время, подчеркивает, что дело спасения души конкретного человека от совершения или не совершения данного чина напрямую не зависит. Обряд освящения жилья – это именно помощь человеку в его повседневной жизни, но не средство ко спасению души, каковым необходимо считать Таинства (в первую очередь, Таинство Святого Причастия – Евхаристию), жизнь по заповедям, следование за Господом Иисусом Христом.
В любом случае, собирается освящать свое жилье человек или нет, для него должно быть главным иное. Если обряд освящения все же будет совершаться, то к нему необходимо подойти со всей серьезностью и ответственностью каждому из участников обряда, в том числе, тем, кто живет в этом доме или квартире. Необходимо понимать, что чин освящения – это все-таки священное действие Церкви, которое совершает священник, в облачении, с использованием определенных предметов, с чтением молитв и прямым обращением к Господу Богу. Поэтому, это важно и требует соответственного духовного настроя от каждого из участников.
В освященном доме (или квартире) необходимо вести себя благопристойно, понимая, что теперь это место освящено Самим Богом. Так же как в храме человек старается вести себя подобающе, так же должен он вести себя и в своем жилище – не раздражаться, не гневаться, не ссориться с близкими, не сквернословить. Необходимо обустроить в каждой жилой комнате, а также на кухне т. н. «красный угол», то есть специальное место для икон, перед которыми человек мог бы молиться; на кухне – перед и после принятия пищи, в жилых комнатах – совершая молитвенные правила, домашние молитвы и так далее. Митрополит Антоний Сурожский, отмечая важность в доме именно совместной молитвы, писал следующее: «Если каждый член семьи отдаст пять-десять минут тому, чтобы побыть с Богом и поговорить с Ним или своими словами, или словами святых, но своим темпом, потом можно слиться в одну молитву» [2, с. 53]. Таким образом, освященный дом должен стать для человека местом пребывания благодати Божией, тем более, если в нем живет семья. Ведь по слову апостола Павла – семья – это малая Церковь.
Если же чин освящения жилища еще не совершен, то даже в этом случае рекомендуется по возможности его совершить.
Ну, и, пожалуй, самое главное – отношение к освящению жилья не должно отменять для христианина жизни по заповедям, должного любящего отношения к каждому из членов своей семьи, к своему дому, как к малой Церкви; не должно отменять необходимость домашней молитвы и труда. И если человек будет исполнять эти важные и необходимые условия доброго христианского жительства, тогда и Господь Бог со Своей Пречистой Матерью и Своими святыми не оставит сей дом без помощи, благословения и покровительства.
Список использованной литературы
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТБИ, 2003. – 848 с.
2. Антоний Сурожский, митр. Таинство любви. Беседы о христианском браке. СПб: Сатис, 2010. – 56 с.
3. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М.: РИПОЛК-лассик, 2006. – 416 с.
4. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 576 с.
5. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Русский Хронограф: Паломник, 2004. – 320 с.
6. Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. – 336 с.
7. Свт. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. М.: Издво Сретенского монря, 2002. – 224 с.
8. Слободской С., прот. Закон Божий. Типография прп. Иова Почаевского. Репринтное издание, 1990. – 724 с.
9. Смолин И., диак., сост. Миссионерский путеводитель по Библии. Н.Н.: Издво братства во имя святого князя Александра Невского, 1997 г. – 304 с.
10. Требник. М.: Изд. Сретенского монря, 2002. – 752 с.
11. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М: АСТМосква: Транзиткнига, 2006. – 781 с.
Примечания
1
Специальная богослужебная книга, где указано чинопоследование обряда освящения.
(обратно)
Комментарии к книге «Освящение дома», Сергей Иванович Милов
Всего 0 комментариев