Современные православные праздники имеют огромное значение как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу. Кроме праздников, посвященных воспоминанию о евангельских событиях православная церковь отмечает наиболее важные ветхозаветные даты, а также праздники, имеющие исключительно местное значение.
Самым большим праздником в церковном календаре считается Пасха – Светлое Воскресение Христово, когда весь православный люд вспоминает об этом чудесном событии. В зависимости от времени празднования Пасхи, а точнее, спустя сорок дней после нее православная церковь отмечает день Вознесения Спасителя. Троица, или Пятидесятница, завершает т. н. Пасхалию, являясь днем воспоминания о сошествии на апостолов Святого Духа. Кроме перечисленных праздников, особо торжественно церковь отмечает Рождество Христово, Крещение, или Богоявление, и Сретение (встречу) младенца Христа со старцем Симеоном. С особой нежностью христиане отмечают памятные даты, посвященные Божией Матери, – Рождество Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и многие другие.
Церковные памятные даты приурочены ко дням кончины святых мучеников, т. к. в первые века становления религии христианам пришлось пережить множество жестоких гонений от правителей самых разных стран. Особенно тяжкой для последователей Христа оказалась эпоха римских императоров Диоклетиана и Максими-ана Галерия (302–311). Именно в эти годы среди христиан появились мученики, чья жизнь и страдания могли послужить для остальных поучительным примером. Дни кончины святых мучников православная церковь отмечает ежегодно, прославляя их подвиги в особых песнопениях.
Однако гонения на христиан не стали препятствием, а, напротив, способствовали распространению и утверждению этой религии. Когда на трон взошел Константин Великий, то всем гражданам империи было объявлено о свободе вероисповедания (Миланский эдикт). Теперь к лику святых стали причислять учителей и отцов восточной церкви, прославившихся особым благочестием или богословскими сочинениями. Постепенно события, связанные с поминовением святых, были строго датированы, включены в круг годичных служб и собраны в богослужебные книги, именуемые минеями.
Комментарии к книге «Православные праздники», Елена Львовна Исаева
Всего 0 комментариев