Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Хотя православная церковь живет по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».
ВЕЛИКИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИСуществует 12 важнейших после Пасхи праздников, они называются "двунадесятыми" (от слав. два на десяте – "двенадцать").
Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число Великих праздников.
Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус. Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных.
Непереходящие двунадесятые праздники
Комментарии к книге «Православные праздники», Сергей Шуляк
Всего 0 комментариев