Первое - безмолвие, то есть, жизнь провождаемая без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтобы монаху, став выше человеческого ублажения, можно было прилепиться к Богу.
Второе - соразмерный пост, то есть, единократное в день вкушение пищи малоценной, и то не до сытости.
Третье - соразмерное бдение, то есть, употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхания и слезы. Четвертое - псалмопение, то есть, телесная молитва, состоящая во псалмах и коленопреклонениях.
Пятое - молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль.
Шестое - чтение житий святых Отцев и их словес; совершенное удаление слуха от учений странных и от всякого иного, чтобы словесами Отцев препобеждать страсти.
Седьмое - вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы, по неопытности и самоуверенности вздумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда вознеистовствует плоть, по бесовскому навету и от вина; потому что возбешение плоти, то есть похотливость, бывает не только по бесовскому навету, но и от пиянства. Посему должно в меру все страстворять, чтобы совершенною неумеренностью не поколебать ревности. В плотском воспламенении не всякое движение происходит от злокозненности демона, но бывает иногда, что при крайнем воздержании происходит движение, когда сухие и горячие дыхания возбуждают естество; так признано искуснейшими испытателями естества. Посему должно в меру срастворять тело принятием пищи, чтобы при совершенной неумеренности подвижнику не терпеть насилий от движений плоти.
Всего лучше непреоборимость. А если колеблешься в жизни, то назнаменуй на себе животворный образ, и преодолеется неприязнь. Всего лучше не даваться в плен страстям, то есть, не поддаваться приражению лукавых помышлений. Если же кто приведен ими как бы в потрясение, то да запечатлеет себя немедленно животворящим образом креста, и враг будет низложен. Говорится же сие переносно и взято с тех, которые иногда во время войны бывают приводимы в замешательство врагами, но тотчас приводят себя в безопасность, придав себе вид многолюдства, то есть, построившись четвероугольником, и хранят себя недоступными ухищрению неприятелей.
Толкование
Комментарии к книге «Седмь деланий у монаха», Ефрем Сирин, преподобный
Всего 0 комментариев