В век больших скоростей и научно-технических революций, небывалого роста экономического прогресса человек вдруг обнаруживает, что определение его как царя природы – не более, как заблуждение, порожденное незнанием многих азбучных истин бытия. Да, человек венец природы. Hо венец этот ему еще предстоит раскрыть и утвердить в себе, восстановив целостность и равновесие в себе и взаимосвязь с природой. А пока оснащенный передовыми научными теориями и высокими технологиями, человек вместо благодушия и уверенности в завтрашнем дне, начинает лихорадочно считать на сколько лет хватит энергоресурсов, каков уровень радиации, как быстро растет озонная дыра и пытается разрешить эти и многие другие глобальные вопросы, заведшие цивилизацию в тупик.
В связи с этим, никакого удивления не вызывает стремление человека уйти в глубину себя, не замыкаясь при этом в себе самом, познать свои внутренние возможности и соотнести их со шкалой общечеловеческих ценностей, познать свою уникальность, осознать свое единство с природой и свою ответственность перед ней.
Возможно с этим связан бурный рост интереса к философии Востока, к восточным воинским искусствам. Именно Восток синтезировал философию с единоборствами. Многие мудрецы с древних времен указывали на необходимость умственного и физического равновесия. Поэтому воин должен был умело владеть не только мечом, но и кистью. Искусство каллиграфии ценилось не меньше, чем, к примеру, меткая стрельба из лука. В кодексе Буси-до записано: «Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Hе говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.»
К сожалению, эти простые истины вышли из поля зрения современного человека. Воинское искусство, служившее не только военным потребностям того времени, но и бывшее средством постижения Пути, переродилось в спорт и стало самоцелью. Изощренное владение техникой боя само по себе, в отрыве от духовности, не может служить подтверждением личных достоинств воина.
Человечество объективно подошло к ситуации, когда необходимо осознание мира как единого общего дома. Hо это возможно при осознании каждым человеком единства и гармонии с окружающим миром.
Комментарии к книге «Айкидо», Морихей Уэсиба
Всего 0 комментариев