«Стена» выступает метафорой тупика на духовном пути, однако если воспринять эту метафору буквально, то ученик, оказавшийся пред глухой стеной без учителя, вынужден взаимодействовать с самим собой, причем стена становится надежным средством для рефлексии. На самом деле, нет никого, кроме вас, если ваше «я» всеобъемлюще. Но пока вы не наталкиваетесь на преграду, как правило, для вас существует все вокруг, кроме самого себя. Когда же вы попадаете в действительно тупиковую ситуацию, прежде всего, вы реально сталкиваетесь с самим собой. Под пристальным взором вглубь себя внутри вас зарождается пространство, которое начинает неумолимо расширяться, пока стена не оказывается где-то внизу, едва различимая с высоты духа.
Отчаяние сродни вдохновению, и после недолгих колебаний вы задаетесь неизбежным вопросом: как работать со стеной, преградившей ваш путь? Хатха-йога, как и всякая практика, уходящая корнями в мистический тантризм, глубоко символична. Чтобы разобраться со «стеной» вообще, вы должны подойти к настоящей стене… И в качестве простейшего решения проблемы можно перейти к практике йоги «с опорой на стену». Однако этим данная ситуация не исчерпывается, ибо стена выводит на вертикаль, создает новое измерение в жизни и практике. И если первый подход к стене предназначен преимущественно для начинающих, то дальнейшее создание объема в практике изобилует возможностями для продвинутых. Стена осваивается и становится малой частью структуры жизни, которой вы перемещаете по собственному желанию, располагая под любыми углами.
Стена лишь поначалу воспринимается как преграда, но в действительности становится поворотным рубежом в практике, позволяющим устремиться вверх, повысить уровень мастерства и личной энергии. Стена – великий учитель, ибо всякое просветление начинается с правильной работы с телом. Тело содержит все, и если вы знаете свое тело «насквозь» и умеете им управлять, нет ничего, что было бы неподвластно вашей воле. Современная ситуация в практике хатха-йоги, которую в одной из предыдущих книг мы обозначили как «ученик среди учителей», усугубляется. Все – это ничего, и изобилие инструкторов ничем не отличается от той стены, которая возвращает вам внутреннего учителя. Однако не стоит благоговеть: относитесь к стене снисходительно, ибо она всего лишь внешний знак, веха на пути вверх.
Благодарности
Комментарии к книге «Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной», Мария Владимировна Николаева (Атма Ананда, Шанти Натхини)
Всего 0 комментариев