Meister Schwarzsichtig, 2013
Сознание человека не хочет признавать календарей и часов и по мере возможностей сопротивляется течению времени. Здесь не стоит искать каких-то причин сверхъестественного порядка: человек не принимает ход времени просто потому, что, вообще говоря, он - как наблюдатель в определении психологов - живет только «здесь и сейчас». Он живет исключительно сегодняшним днем, каким бы долгим ни было это «сегодня».
Весьма наглядно это проявляется в том психологическом парадоксе, что констатация наступления полночи не равнозначна признанию наступления «завтра» - следующего дня недели, следующего календарного дня. Человек строит планы на следующий день одинаково, что до полуночи, что после: он говорит «завтра», хотя во втором случае нужно уже говорить «сегодня».
Чем больше проходит времени после полночи, тем, разумеется, вероятность признания наступления «завтра» становится выше, однако, такое признание является вынужденным - что называется, признанием под давлением обстоятельств. Подобное «завтра de jure» не является со-бытием (т. е. причастностью к бытию - ведь веры в «завтра» нет), что, собственно, и привносит в признание известную долю разочарования.
Достаточно очевидно, что рассуждения о привязанности человека к «здесь и сейчас» обоснованы только в том случае, если мы говорим о линейной оценке времени, текущего от прошлого к будущему, т. е. о той оценке, которая господствует в современном мире. Наши рассуждения оказались бы лишены смысла, если бы человечество до сих пор придерживалось кругового (циклического) восприятия времени, свойственного для традиционных обществ. Как и все в цивилизации материализма, линейное представление времени кажется весьма удобным и простым, но в сущности своей оно точно так же, как и все атрибуты современной цивилизации
Комментарии к книге «До завтра: проблема изменения онтологического статуса человека в условиях «вечного сегодня»», Майстер Шварцзихтиг
Всего 0 комментариев