«Антропогенез с точки зрения эзотерической науки»

718

Описание

отсутствует



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Антропогенез с точки зрения эзотерической науки (fb2) - Антропогенез с точки зрения эзотерической науки 51K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Сергей Рифатович Аблеев

С. Р. Аблеев Антропогенез с точки зрения эзотерической науки

Исходные положения и следствия

Концепция антропогенеза, развиваемая адептами эзотерической традиции познания[1] в теософии, Живой Этике и некоторых других учениях, представляет собой принципиально иное видение проблемы возникновения и дальнейшего развития человека, нежели модель, утвердившаяся в научном сознании после исследований Ч.Дарвина. При сохранении известной доли объективности, необходимо согласиться, что дарвиновская теория, а также последующие, основанные на ней представления, не снимают с повестки дня современной науки проблему антропогенеза. Всё не так просто, как кажется. Не повторяя известные аргументы антидарвинистов, подчеркнём лишь главное: да, современная синтетическая теория эволюции (СТЭ) в какой-то мере объясняет процесс совершенствования животных и человека, но она не даёт ответа, по крайней мере, на два важнейших вопроса, — откуда и как у человекообразной обезьяны появилось сознание? Апелляция к изменчивости и естественному отбору — ещё не решение проблемы, но только умозрительные предположения. Теорией они станут тогда, когда будут объяснены и доказаны принцип и механизм возникновения сознания.

Проблемы классической антропологической парадигмы стимулируют развитие новых, неортодоксальных идей. Возможно, именно они помогут отыскать иные, более перспективные, подходы к решению задачи. В этом смысле особый интерес представляет малоизученная эзотерическая теория антропогенеза, противостоящая как дарвиновскому эволюционизму, так и теологическому креационизму.

В рамках настоящей работы, конечно, невозможно всесторонне рассмотреть эту теорию, проанализировав все «за» и «против». В данном случае предполагалось лишь предельно общее, схематичное ознакомление исследователей с некоторыми концептуальными положениями эзотерической модели антропогенеза.

Согласно эзотерической доктрине, космический процесс эволюции жизни и разума разворачивается в рамках определённых циклов, которые проходят все формы духо-материи. В масштабах Солнечной системы выделяется цикл жизненного импульса по всей Системе. Он, в свою очередь, состоит из периодов эволюционного движения по отдельным планетам или, точнее, «планетным цепям».

Использовавшийся Махатмами[2] термин «планетная цепь» в определённой мере соответствует современному понятию «планета» — т. е. обособленному, достаточно массивному космическому телу, вращающемуся вокруг центральной звезды. Однако соответствие здесь не прямое. Введение термина «планетная цепь» в Х1Х веке было вызвано тем обстоятельством, что под «планетой» классическая наука воспринимала лишь физическое тело космического объекта. Тогда как соответствующие физическому корпусу планеты тонко-энергетические (трансфизические) сферы не учитывались. Поэтому понятие «планетная цепь Земли» отражает развитие во времени целостного вещественно-энергетического комплекса планетного тела, куда входят его физические (атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера и т. д.) и трансфизические сферы (энергетические уровни других измерений).

В предельно доступном виде Е.И.Рерих это поясняла следующим образом: «Цепь планет… нужно понимать как различные фазы одной и той же планеты, со всеми окружающими её зримыми и незримыми для нас сферами…»[3].

Цикл жизненного импульса по одной из сфер («глобусов») планетной цепи Махатмы иногда условно обозначали как «малый круг». Применительно к настоящей человеческой ступени развития в пределах физической сферы (4-го «глобуса») Земной планетной цепи он, т. е. «малый круг», делится на семь последовательных этапов антропогенеза. В трудах Е.П.Блаватской, а позже и в работах Рерихов, за ними закрепилось условное название «Коренные Расы» (К.Р.)[4].

Из приведённых положений теории эволюционных циклов следует, что антропогенез — период планетарного социума — есть лишь один из этапов эволюции жизни, сознания и разума в пределах физического «глобуса» Земной планетной цепи.

История земного человечества, согласно представлениям исследователей Гималайской Школы Адептов,[5] — это, по крайней мере, история пяти Коренных Рас, последовательно развивавшихся и продолжающих развиваться (5-ая К.Р.) на физическом «глобусе» Земли. В будущем окончанием периода 7-ой К.Р. завершиться текущий эволюционный мега-этап. Но это не означает завершение человеческой эволюции вообще, и, в частности, эволюции на данной планете. Такая оценка перспектив человечества во многом созвучна идеям русских космистов (К.Э.Циолковский и др.[6]) и современных сторонников наиболее радикальных вариантов глобального эволюционизма (Л.В.Лесков[7] и др.).

Сущность эзотерической модели антропогенеза в определённом смысле сводится к гипотезе бинарной трансбиологической эволюции человека. Но прежде чем обратиться к её анализу, необходимо коротко остановиться на представлениях Махатм относительно жизни и сознания. Дело в том, что понимание этих явлений у адептов Сокровенной Мудрости кардинально отличается от соответствующих воззрений приверженцев классического научного рационализма образца XVIII–XX веков.

Жизнь и сознание в эзотерической философии расцениваются в качестве неотъемлемых изначальных атрибутов космической субстанции — духо-материи. Причём жизнь, отождествляемая с движением в его философском смысле, считается естественным способом бытия всякой духо-материи. Сознание — естественное информационно-энергетическое свойство духо-материи, которое постепенно в процессе космической эволюции переходит из своих потенциальных латентных в актуальные объективированные состояния. Таким образом, с этой точки зрения все виды и формы материи являются живыми и сознательными. Но, безусловно, степень и форма проявления такой «жизненности» и «сознательности» очень сильно отличаются.

Следуя данной онтологии, Махатмы признают существование различных форм живой материи. Не погружаясь в излишнюю детализацию, можно выделить две основные формы жизни: белково-нуклеиновую (биологическую) и чисто энергетическую (небиологическую). Последнюю форму философы, как правило, именовали «духовной». Современные учёные предпочитают её называть «полевой».

Предполагается, что ранние этапы антропогенеза были связаны с эволюцией небиологической жизни. Первая форма проточеловека имела «эфирно-астральный» характер /«Тайная Доктрина»[8]/ — т. е. представляла из себя тонко-материальное (энергетическое) образование. И только спустя длительный период, она, претерпев существенные видоизменения, уплотнилась до физически осязаемых состояний.

В целом, основные стадии планетарного антропогенеза в эзотерической теории выглядят следующим образом:

— трансляция космических тонко-материальных форм жизни на Землю, их адаптация к планетарным условиям и начало земной эволюции;

— возникновение на Земле (или трансляция из космоса —?) простейших видов биологической жизни, их активное развитие с постепенным усложнением;

— синтез параллельных эволюционных потоков в биологическом проточеловеке — т. е. появление Homo Sapiens, как существа объединяющего в себе тонко-материальную (энергетическую) и биологическую формы жизни; человек становится пересечением космического (духовного) и земного (физического) измерений;

— дальнейшая планетарная эволюция Homo Sapiens как развитие различных аспектов его сознания;

— активизация духо-космического измерения человека и начало преодоления биологической обусловленности разумной жизни;

— полная духовная и физическая трансформация Homo Sapiens, в результате которой происходит переход разумной жизни от ограниченного биологического существования к неограниченному космическому бытию в энергетических формах.

На символическом языке эзотерической метафизики описанная схема означает, что Дух, жертвуя своим совершенством, погружается в Материю, дабы пройти вместе с ней определённый путь эволюции, в итоге которого должно свершиться её одухотворение. Если оно происходит, преобразившись, развив новые качества, достигнув новых совершенств, духо-материя вырывается из материального плена и вновь растворяется в беспредельных сферах Высшего Бытия. Манвантара («бодрствование» или активный период эволюции) заканчивается. Наступает Пралайя (период «сна» или затухания активности), которая однажды, спустя вечность, сменится новой Манвантарой. Совершенствование бытия продолжится вновь.

Таким образом, в рассматриваемой гипотезе, во-первых, развитие жизни и разума не ограничивается биологическими рамками — как на ранних, так и на высших стадиях земного антропогенеза. Во-вторых, возникновение сознания у человекообразного животного объясняется результатом коэволюции космических (энерго-информационных) и земных (белково-нуклеиновых) форм жизни — т. е. нисхождением или воплощением первых во вторые. И, в-третьих, предполагается дальнейшее качественное совершенствование человека как духо-космического существа.

Каким же образом происходит развитие Homo Sapiens после пересечения параллельных эволюционных потоков в человеке? Разумеется, наследственность, изменчивость и естественный отбор играют в этом процессе определённую, возможно, существенную роль. Но не решающую — как утверждает Тайная Доктрина. Главное условие прогрессивного антропогенеза, согласно эзотерической парадигме, — эволюция сознания, которая происходит под влиянием множества факторов как земных, так и космических. Остановимся на этом аспекте подробнее.

В процессе антропогенеза, постулирует Тайная Доктрина, на протяжении этапа конкретной Коренной Расы получает необходимое развитие одно из базовых качеств (принципов) человеческого сознания[9]. Общее их количество — семь. Все они в каждом цикле развиваются параллельно. Тем не менее, всегда «один принцип является доминирующим»[10]. Объясняется это тем обстоятельством, что в начале каждого великого цикла в творящих энергиях солнечной системы генерируется новый импульс, который придаёт эволюции «новое качество или приводит в движение какое-нибудь скрытое свойство материи»[11]. В результате начинается формирование «определённого органического центра или чувства»[12] — или на языке теософии — принципа в человеческом микрокосме.

Иными словами, если отвлечься от деталей, эзотерическая теория указывает на тесную взаимосвязь космических процессов с эволюцией человеческого сознания. В настоящее время есть веские основания согласиться с этой точкой зрения. Более того — подчеркнуть её значимость для разрешения загадок антропогенеза. Мы можем сомневаться в особенностях влияния космических тел и процессов на эволюцию человека и общества. Но то, что такое влияние принципиально существует — отрицать уже невозможно. А.Л.Чижевским и его последователями это было убедительно обосновано.

Весьма интересно и то, что Махатмы рассматривают космическое влияние не только как физическое или химическое. Они говорят также о психологическом и духовном его аспектах. Эти аспекты, видимо, и составляют особый — метаисторический фактор в эволюции человечества.

Механизм развития разумной жизни связан, прежде всего, с глубинными, сущностными энерго-информационными изменениями в недрах развивающихся единиц духо-материи. Сознание, как особое свойство духо-материи, является интегральным показателем качественной и количественной сторон таких изменений. Вероятно, отсюда и проистекает убеждение адептов Сокровенной Мудрости, что эволюция вообще — есть, в первую очередь, эволюция сознания. Уровень сознания отражает как степень одухотворения существа, так и величину его энерго-информационного потенциала, а также как следствие — определяет особенности конкретной формы жизни существа (небиологическая — элементарная; биологическая — растение, животное, человек; небиологическая — духовное космическое существо). Так детерминируется место существа в космической иерархии жизни, сознания и разума.

Семь основных принципов сознания человека соответствуют аспектам (началам, телам) его антропо-онтологической структуры. «Так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) есть лишь аспекты или состояния нашего сознания», — писала Е.И.Рерих[13]. Примером может послужить теософическая классификация, построенная на антропологии Школы Адептов и эзотерического буддизма: Атма, Буддхи, Манас, Кама-рупа, Прана, Линга-шарира, Стхула-шарира. Первые три принципа составляют бессмертную духовную триаду, соответствующую космической Индивидуальности. Последние четыре принципа — низшие энергетические и био-физическая оболочки, соответствующие преходящей земной личности. Высшая ноуменальная триада включена в непрерывную эволюцию через различные феноменальные формы (элементарные, минеральные, растительные, животные, человеческие, сверхчеловеческие и т. д.). Низшая четвёрка после биологической смерти человека подлежит разложению, периоды которого для различных оболочек значительно отличаются.

Наверное, мы не совершим принципиальной ошибки, если в целях упрощения отмеченную семёрку принципов соотнесём с тремя основными состояниями сознания разумного человека в текущем эволюционном этапе. А именно:

— духовно-разумное сознание / высший духовный разум /;

— интеллектуальное или рассудочное сознание / низший разум /;

— эмоционально-чувственное сознание / «животный» разум /.

В определённой мере близкое по смыслу понимание этапов развития человеческого сознания нашло своё отражение в современной научно-философской градации типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Примерное соответствие этих двух подходов может выглядеть следующим образом.

Духовно-разумное сознание соответствует одухотворённому синтетическому научно-философскому мировоззрению при достаточно высоком развитии как метарациональных способностей познания, так и сверхфизических способностей восприятия. Такой тип мировоззрения Рерихи иногда называли энергетическим. Его формирование, согласно Живой Этике, только начинается, так как связано с циклом нарождающейся 6-ой Коренной Расы.

Интеллектуальное сознание соответствует низшим формам научно-философского мировоззрения при слабом развитии духовного синтеза, этических и метарациональных аспектов. В крайне форме — это бездуховный позитивистский интеллектуализм. Такой тип сознания, по оценкам авторов Живой Этики, на современном этапе является одним из преобладающих.

Эмоционально-чувственное сознание в каком-то смысле соответствует мифологическому и религиозному мировоззрениям. В настоящее время в чистом виде они господствуют среди отсталых народностей. В трансформированных формах сохраняются в социо-культурном пространстве и высокоразвитых наций.

Итак, напомним, переход от одного типа сознания к другому — более совершенному — адептами эзотерической философии расценивается как условие, сущность и основной показатель антропогенеза и общественного прогресса. Такой подход видится более перспективным, по крайней мере, в соотношении с представлениями Маркса-Энгельса и Дарвина. В одном случае происходила абсолютизация материальных факторов общественного бытия человека (способ производства, производственные отношения и прочее). В другом случае — абсолютизация материальных факторов природного бытия человека (наследственность, изменчивость, естественный отбор). В действительности же, вероятно, всё выглядит не так односторонне. Причинами эволюции сознания человека и общественного прогресса скорее является сложное диалектическое влияние духовных и материальных (как природных, так и социальных) факторов, которые теснейшим образом связаны с многоаспектным воздействием космоса на антропогенез.

Необходимо коснуться ещё одной особенности эзотерической теории антропогенеза. Речь идёт об оценках длительности развития человека на Земле и очагах локализации ранних цивилизаций.

Предполагается, что 1-ая, 2-ая и первая половина 3-ей К.Р. могли существовать на Земле ещё 300 миллионов лет назад[14]. Форма жизни этих проточеловеческих Рас имела небиологический характер. Поэтому их существование, возможно, не было жёстко увязано с благоприятными био-атмосферными условиями. К концу 3-ей К.Р. происходит пересечение параллельных эволюционных потоков, в результате чего появляется Homo Sapiens — разумный человек, имеющий биологическое тело, которое, впрочем, морфологически несколько отличалось от тела нашего современника.

1-ая и 2-ая К.Р. занимали материк Северного Полюса[15]. 3-я К.Р. обитала на материке с условным названием Лемурия. Он разрушился около 700000 лет до начала Третичного периода[16], - если, конечно, вычисления Махатм справедливы. 4-ая К.Р. могла существовать несколько миллионов лет назад. Её материк — Атлантида — простирался от Европы до Америки (образовались позже) и достигал южных широт. Главная часть Атлантиды погибла в Миоценскую эпоху. Последние большие области материка (о. Рута и о. Даитья) затонули около 850000 лет назад[17]. И лишь 12000 лет назад в водах Атлантики скрылся последний остров Посейдонис[18], о котором упоминал Платон и который древние греки ошибочно принимали за всю Атлантиду.

5-ая К.Р., к которой принадлежит большая часть современного человечества, зародилась в Центральной Азии примерно около 1 миллиона лет назад[19].

Как видим, приведённые положения эзотерической теории антропогенеза значительно расходятся не только с идеями Ч.Дарвина, но и со многими современными представлениями о происхождении и развитии человека, присущими классической научной картине мира. Авторы неординарной теории обосновывают её обширным теоретическим и фактологическим материалом, представленным, в основном, в фундаментальном труде «Тайная Доктрина» (Т.2. «Антропогенез»). Тем не менее, эзотерическая модель в глазах многих исследователей пока остаётся экзотической гипотезой. Как к ней относится? Однозначно ответить сложно. Для одних это «наивная мифология». Для других — «новая, постклассическая наука». Но в любом случае, как нам представляется, проблемы и тенденции современной науки уже не позволяют просто отмахнуться от эзотерической парадигмы, которая, как выясняется, слишком значительна и эвристична — нравится это кому-то или нет.

Например, возьмём проблему определения качественных особенностей живого вещества и сознания. Обобщив данные комплексных исследований, Н.Н.Моисеев и М.Эйген[20] пришли к выводу о том, что ранее предполагаемыми важнейшими свойствами живого вещества — метаболизм, редупликация, гомеостаз — могут обладать и неживые структуры. С точки зрения кибернетики, к подобным убеждениям склонялись известные математики А.Н.Колмогоров и А.А.Ляпунов[21]. Разрабатывая функциональное определение жизни, они не исключали, что общая организация живого вещества может не иметь прямой зависимости от белково-нуклеинового субстрата. Согласно В.П.Казначееву, Е.А.Спирину, Л.П.Михайловой, наряду с известной и, по современным представлениям, единственной белково-нуклеиновой формой существует также и полевая форма организации живого вещества. Исследователи предполагают, что планетарное живое вещество является сочетанием этих двух, а может быть, и более форм. В пользу этого предположения свидетельствуют результаты ряда био-физических экспериментов[22].

На невозможность объяснения феномена сознания только лишь физико-химическими процессами в мозге указывал известный американский психолог и психиатр Ст. Гроф[23]. К интересным следствиям ведёт и концепция биоэнергоинформатики Волченко-Дульнева-Акимова[24]. В частности, не исключается, что живые системы при высокой удельной информативности и малой удельной энергии могут переходить в иные, тонкоматериальные сферы бытия, существование в которых не связано с биологическим телом. То есть сознание в этой концепции рассматривается как полевая форма жизни, физическим носителем которой являются торсионные поля. Теория физического вакуума Г.И.Шипова[25] также не предполагает жёсткую связь сознания с биологической формой организации живого вещества.

Хорошо известна точка зрения В.И.Вернадского[26], который придерживался принципа Редди — «всё живое только от живого». Иными словами, живое вещество не может самопроизвольно возникнуть из неживого. Поэтому Вернадский делает весьма неортодоксальный вывод: жизнь, как и материя, существует вечно. Значит, нужно объяснять не возникновение жизни на Земле, а механизм её появления на планете. Комментарии, вероятно, излишни. Один из талантливейших и крупнейших учёных ХХ столетия, по сути дела, провозглашает то, о чём адепты эзотерической науки говорили в течение многих сотен, а может, и тысяч лет до оформления европейского научного рационализма. В связи с этим вспоминается один известный шутливый пассаж: когда учёные, наконец, взберутся на вершину Познания, они, к своему удивлению и ужасу, обнаружат там поджидающих их эзотериков. А если серьёзно, тенденции современной науки заставляют нас переосмысливать своё не в меру критичное отношение к тому, что называют Сокровенной Мудростью.

В заключение, хотелось бы обратить внимание исследователей на одно обстоятельство. Эзотерическая традиция познания по своей методологии очень сильно отличается от религиозного познания, в основе которого находится вера в Откровения и последующие догматы. «Слезе веры предпочитаем зоркость опыта»[27], - говорил Махатма Мория. Таким образом, объективное, проверяемое, достоверное Знание ставится выше любой самой возвышенной, но не обоснованной Веры. Хотя и последняя не отрицается: Вера есть ступень к Знанию.

Эзотерическая теория антропогенеза, следовательно, не может быть расценена как плод чистых умозаключений — по крайней мере, Махатмы и их ученики в таком свете её никогда не рассматривали. Ещё в XIX веке они указывали на значительные эмпирические материалы, лежащие в основе теории. Изучение этих и новых материалов, безусловно, поможет определиться в справедливости или ошибочности постулатов Сокровенной Мудрости. Значительную роль в этом вопросе могут сыграть и прогнозируемые на основе теории открытия. Если эзотерические представления об антропогенезе верны, следует ожидать:

— археологические открытия следов сверхдревнейших высокоразвитых цивилизаций, существовавших сотни тысяч и даже миллионы лет назад;

— археологические открытия останков человека гигантской морфологии (более 2–3 метров);

— подтверждение гипотезы о тектонической динамике литосферных плит в прошлом;

— увеличение сейсмической активности и тектонической динамики в ближайший исторический период, следствием чего могут явиться значительные жертвы и разрушения, а также изменения географии земной поверхности;

— опровержение гипотезы о появлении первого Homo Sapiens в Африке;

— экспериментальные обоснования предположений о существовании небиологических (полевых) форм жизни;

— экспериментальные обоснования предположений о сохранении сознания человека после его биологической смерти;

— подтверждение гипотезы о влиянии Космического Сознания на антропогенез и социальную историю.

Примечания

1

Понятие «эзотерический» означает «внутренний», «скрытый», «сокровенный». Эзотерическое знание — знание, доступное лишь избранным, которых по древней традиции иногда называют Посвящёнными. Опубликованная теософская литература и книги Учения Живая Этика в силу их общей доступности, разумеется, уже не могут в полном смысле называться эзотерическими. Но они, во-первых, опираются на философские и научные достижения Сокровенной Мудрости; во-вторых, и в теософии, и в Живой Этике существовала и существует внутренняя, сокровенная сторона, т. е. вопросы, поясняемые только узкому кругу продвинутых учеников; в-третьих, есть веские основания полагать, что литература по теософии и Живой Этике не исчерпывается известными опубликованными источниками, — именно поэтому эти учения в статье относятся к эзотерическим.

(обратно)

2

Махатма — (санскр.) «Великая Душа». В данном случае подразумеваются члены Общины Великих Учителей человечества, именуемых также как Архаты, Адепты, Мастера, Бодхисаттвы. В теософской традиции они рассматриваются как Хранители Сокровенной Мудрости и Владыки Шамбалы — загадочной полулегендарной страны, считаемой духовным центром планеты.

(обратно)

3

Письма Елены Рерих. В 2-х т. — Минск: ПРАМЕБ, 1992. — Т.1. С.177.

(обратно)

4

Понятие «Коренная Раса» прямого отношения к антропологическим расам — негроидной, монголоидной и европеоидной — не имеет.

(обратно)

5

Школа Адептов — одно из наименований эзотерической философской школы Махатм. Некоторые теории, эмпирические факты и практические достижения этой Школы освещались в работах известных учеников Махатм: Е.П.Блаватской (теософия), Ф.Ла Дью (Учение Храма), семьи Рерих (Живая Этика — Агни-Йога), Б.Н.Абрамова (серия Грани Агни-Йоги) и некоторых других источниках.

(обратно)

6

См.: Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

(обратно)

7

Лесков Л.В. Возможна ли эволюция Homo Sapiens? // Общественные науки и современность. — № 6, 1994 г. — С. 147–154.

(обратно)

8

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. — М.: Прогресс-Культура, 1992. — Т.2. Кн.3. С.154, 175, 188. Т.2. Кн.4. С.863.

(обратно)

9

Письма Елены Рерих. В 2-х т. — Т.1. С.205, 422–423. Т.2. С.311.

(обратно)

10

Тайная Доктрина. Теогенезис. — Пер. с англ. — М.: REFL-BOOK, 1994. — С.241.

(обратно)

11

Тайная Доктрина. Теогенезис. — Пер. с англ. — М.: REFL-BOOK, 1994. — Там же. С.127.

(обратно)

12

Тайная Доктрина. Теогенезис. — Пер. с англ. — М.: REFL-BOOK, 1994. — Там же. С.127.

(обратно)

13

Письма Елены Рерих. (1929–1938 гг.). — Новосибирск: Вико, Алгим, 1992. — Т.2. С.19.

(обратно)

14

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.3. С.188.

(обратно)

15

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.3. С.188.

(обратно)

16

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.3. С.392.

(обратно)

17

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.3. С.393.

(обратно)

18

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.3. С.9.

(обратно)

19

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.2. Кн.4. С. 590–591.

(обратно)

20

Эйген М., Моисеев Н.Н. — ДАН РАН, Т.329, № 1.

(обратно)

21

Ляпунов А.А. Кибернетический подход к теоретической биологии. // Кибернетика живого: Биология и информация. — М.: Наука, 1984. — С. 38–45.

(обратно)

22

Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. — Новосибирск: Наука, Сиб. отделен., 1985.

(обратно)

23

Гроф Ст. За пределами мозга. — М.:1992.

(обратно)

24

См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума. — М.: НТ-Центр, 1993. — С. 211–214.

(обратно)

25

Шипов Г.И. Теория физического вакуума. — М.: НТ-Центр, 1993. — С. 211–214.

(обратно)

26

Вернадский В.И. Автотрофность человечества. // Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 288–303.

(обратно)

27

Агни-Йога: В 3-х т. — Самара: Тольяттин. гор. общ. Рерихов, 1992. — Т.1. «Община», п.250.

(обратно)

Оглавление

  • С. Р. Аблеев Антропогенез с точки зрения эзотерической науки Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Антропогенез с точки зрения эзотерической науки», Сергей Рифатович Аблеев

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства