ПРАКТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ И ПРОЗРЕНИЯ
Путеводитель по тибетской буддийской медитации
Комментарий на восьмую главу
“Сокровищницы Знания”
Джамгона Конгтрула
Кхенчен Трангу
перевод:
Петера Робертса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основанием буддийской практики всегда было совместное развитие обретения и понимания буддийских учений, с одной стороны, и достижение освобождения от эмоциональных и познавательных затемнений посредством практики медитации с другой. К сожалению, мало книг посвящено последнему процессу, а именно тому почему и как нужно медитировать. Эта книга Кхенчен Трангу Ринпоче детально излагает два принципиальных вида медитации - шаматху и випашьяну - со стадии начинающего до полного просветления.
Конечно, существует много учебников по медитации, но Трангу Ринпоче выбрал Сокровищницу Знания как основу данного поучения, поскольку ее автор, Джамгон Конгтрул, широко известен за синтез знания и опыта многих линий в Тибете и за помощь в основании (экуменического) движения Римэ. Он также известен из-за написания и составления сотен томов учений Нингма и Кагью. Когда Трангу Ринпоче ссылается на “текст”, это относится к восьмой главе первой из пяти книг Сокровищницы Знания. Эта глава была переведена Кики Эдкелиус и Хризолой Зербини как Сокровищница Знания. Эта глава энциклопедична в том смысле, что охватывает взгляд и практику медитации не только традиции сутр, но также из традиций махаяны и ваджраяны. Будучи таковой, она вмещает огромное количество информации в каждом предложении и предполагает, что читатель уже имел обширный тренинг в Буддизме. Таким образом, для западных людей, чтобы понять этот великий текст, необходимы исчерпывающие комментарии талантливого ученого и буддийского практикующего. Кхенчен Трангу как раз и является такой личностью.
Трангу Ринпоче провел два семинара по этому тексту: один в Ворчестерском Колледже, в Оксфорде, Англия, в 1988 году, а другой в Катманду, Непал, в 1989. Чтобы изучить текст, эти два семинара были записаны, переведены и представлены в виде книги. Причина по которой два этих семинара были объединены, заключается в том, что Трангу Ринпоче на одном семинаре делал упор на одних пунктах, а на другом семинаре на других. Поэтому была необходима тщательная редакция, тем не менее есть надежда, что получившийся текст выверен, а также является читабельным и понятным объяснением этого очень глубокого и комплексного предмета.
То, что делает эти комментарии особенно ценными, это то, что Трангу Ринпоче - один из выдающихся ученых Тибета той же линии Кагью к которой относится и Джамгон Конгтрул. Трангу Ринпоче учился в Тибете, а когда покинул его в 1959 году, продолжил обучение в Индии. Затем после экзаменов он получил высшую степень геше от Его Святейшества Далай Ламы. После этого, Его Святейшество шестнадцатый Кармапа попросил его составить учебный план для изучения и практики линии Кагью и быть наставником четырех главных преемников: Тай Ситу Ринпоче, Гьялцапа Ринпоче, Шамар Ринпоче и Джамгон Конгтрула Ринпоче (который был реинкарнацией автора Сокровищницы Знания). Трангу Ринпоче признан повсеместно, как духовно реализованное существо, а также он обучал тысячи студентов из более чем тридцати стран. В результате этот комментарий содержит практические примеры и прозрения из его личных переживаний и практики, а не просто эрудированное объяснение текста.
И наконец, чтобы сделать эту книгу более читабельной, тибетские термины переданы в соответствии с фонетической системой.
Кларк Джонсон, Ф.Д.
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Автор хотел бы выразит признательность многим людям, которые сделали эту книгу возможной: Петеру Робертсу за перевод наставлений Трангу Ринпоче с тибетского на английский; Сюзан Ру и Гэби Холман за распечатку аудио записей этих учений; Джин Джонсон за помощь в издании рукописей; и Корнелию Ханг за организацию этих учений.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УМИРОТВОРЕНИЕ
2
Шаматха: Медитация Умиротворения
Предписания для практики Шаматха
Существуют благоприятные условия для медитации и если они есть - шаматха будет развиваться. Если они отсутствуют - шаматха не развивается.
Когда в седьмом веке Дхарма впервые появилась в Тибете, было хорошее ее понимание и практика. Позже, в десятом веке, король Тибета Лангдарма, подавлял дхарму и уничтожил многие буддийские учения. После этого некоторые учения были сохранены, но некоторые из сохранившихся практиковались не правильно. В результате тибетцы больше не были уверены в том кто же дает действительно правильные учения. Так в 1042г. в Тибет из Индии был приглашен Атиша, чтобы учить верному способу практики, поскольку он считался наиболее квалифицированным ученым. Атиша также получил откровения и предсказания от Тары в котором говорилось, что если он прийдет в Тибет - это будет величайшим благом для Дхармы.
По прибытию в Тибет Атиша дал наставления по методам медитации шаматхи и випашьяны. Их можно найти в его книге “Светильник для Пути к Просветлению”. В этом тексте он говорит, что для того, чтобы заниматься медитацией шаматха необходимо иметь благоприятные условия. Даже если практикующий умен и в течении многих лет использует медитацию шаматха, но если нет этих благоприятных условий - реальную медитацию шаматха развить не удастся. Однако, он также утверждает, что если все благоприятные условия присутствуют и ум сосредоточен на чем-то позитивном, будет возможным развить медитацию шаматха и сверхнормальные способности.
Во втором томе своих Стадий Медитации Камалашила говорит, что (1) необходимо находиться в благоприятном месте, т.е. в месте где можно найти необходимые вещи. Что касается ума, (2) не нужно иметь больших желаний думая: “О, мне это необходимо для медитации. Нет, мне нужно две или три вещи для медитации.” и т. д. Такие мысли создают лишь препятствия. (3) Также необходимо довольствоваться тем, что есть. (4) Необходимо также избавиться от такой активности как бизнес: покупка, продажа и т. д., чтобы (5) иметь чистое и хорошее поведение. Таким образом, когда остаются и медитируют в таком месте - это совершенно правильно. (7) Необходимо избавляться от любых возникающих беспокойств или желаний, а также от идей и концепций. Это был список семи условий для развития шаматхи.
В Орнаменте Сутр Махаяны Майтрея говорит, что мы должны практиковать там где можно легко достать все необходимые вещи, такие как одежду, пищу и т. п. В месте где мы останавливаемся не должно быть воров и прочих опасностей, и неприятностей. Мы должны находиться в здоровом месте, не слишком холодном и сыром, чтобы не повредить своему здоровью. Также нам необходима хорошая компания тех, у кого такие же взгляды и поведение как и у нас. Если у них будут отличающиеся от наших взгляды или образ жизни - это помешает нам достичь стабильности ума. В месте где мы находимся также не должно быть суеты и не слишком много людей. Это были внешние условия места для медитации. Сутра также описывает внутренние условия ума, а именно: отсутствие желаний, удовлетворенность и не вовлечение в черезмерную активность. Наконец, описывается точка между умом и внешним миром, которой является наше поведение. Мы должны придерживаться мирного и мягкого поведения в соответствии с обетами пратимокши или бодхисаттвы. Обеты пратимокши, это запреты на такие действия как убийство, воровство и прелюбодеяние. Главная идея в том, что если мы делаем любое из этих негативных действий, наш ум не будет способен покоиться в естественном и мирном состоянии. С позиции обета бодхисаттвы, если у нас есть злость, зависть, отвращение и т. п., тогда наш ум также не сможет покоиться в мирном состоянии. Вместо этого нам необходимо развивать любовь и сострадание ко всем чувствующим существам. Таким образом, если такая связь между внешним и внутренним ведет ко благу других существ - в этом случае будут развиваться благоприятные условия для шаматхи.
Категории Шаматхи
Существует четыре вида медитации шаматха. Первый называется шаматха сферы желания. Ум делают настолько расслабленным, что он становится совершенно стабильным и мирным. Следующий - это шаматха дхьяны, или шаматха ментальной стабильности сферы формы. Здесь имеют интенсивное переживание радости или блаженства. Третий вид - это шаматха бесформной сферы в которой все растворяется. Четвертый вид - это шаматха прекращения, которая сегодня не часто практикуется, но в прежние времена некоторые шраваки Хинаяны использовали эту практику и достигали состояния когда прекращается ментальный поток.
Если рассматривать более детально, то есть девять стадий шаматхи. Первая, в сфере желания существует шаматха однонаправленности. Это означает, что еще нет полной ментальной стабильности, однако есть некоторая стабильность при которой отсутствуют отвлечения на внешние объекты.
Затем, в сфере формы существуют четыре последовательных уровня медитации шаматхи. Первый, это шаматха с рассмотрением и анализом. Второй, шаматха с радостью и блаженством. Третий, шаматха со вдохом и выдохом. И четвертый уровень - это шаматха, которая свободна от восьми дефектов. Первые два дефекта это: (1) физическое и (2) ментальное страдание сферы желания. Оставшиеся шесть, это дефекты предыдущих трех уровней шаматхи в сфере формы: (3) анализ, (4) рассмотрение, (5) радость, (6) блаженство, (7) вдыхание и (8) выдыхание. Свобода от вдоха и выдоха означает, что в этом состоянии пребывают совершенно без дыхания. Таким образом есть эти четыре уровня медитации шаматха относящиеся к сфере формы.
Существуют четыре состояния медитации, которые относятся к бесформной сфере и которые подобны пустотности, но это не пустотность (шуньята) Мадхьямаки. Это просто пустота или чистота в которой нечего воспринимать и не на чем фокусироваться. Есть четыре стадии шаматхи в бесформной сфере. Это шаматха безграничного пространства, шаматха безграничного сознания, шаматха ни существования, ни не существования и шаматха абсолютного ничто. Всего получается девять стадий медитации шаматхи: одна в сфере желания, четыре в сфере формы и четыре в бесформной сфере.
Позиция (Положение Тела)
Есть два пути описания позиции во время медитации: семь аспектов позиции Вайрочаны и пять аспектов дхьяна-медитации. В этой части я опишу семь аспектов Вайрочаны. Вайрочана означает “то, что освещает или проясняет”. Таким образом Вайрочана, это сидячая позиция тела, которая помогает развивать медитативное состояние и делает ум стабильным и ясным. Становится ли ум нестабильным зависит от того, что называется воздухом или тонкими ветрами (скт. ваю, тиб. лунг). Есть грубый воздух, которым является дыхание вдоха и выдоха. Но также существует и тонкий воздух, который связан с движениями тела и мыслей. Тело и ум взаимосвязаны, поэтому, когда тонкие ветра в теле успокаиваются, успокаивается также и ум. Работая над внутренними каналами по которым циркулирует ветер, (скт. нади, тиб. ца) стабилизируют тонкий воздух. Если эти каналы прямые и стабильные, тонкий воздух становится стабильным и ум также стабилизируется. Чтобы сделать эти каналы прямыми и стабильными, необходимо соблюдать правильную позицию.
Есть некоторые другие виды тонкого воздуха или ваю. Тонкий воздух, который делает тело стабильным и крепким, это тонкий воздух земли. Тонкий воздух, который сохраняет тело теплым, это тонкий воздух огня. Тонкий воздух, который сохраняет тело от высыхания, это тонкий воздух воды. Тонкий воздух, который распространяет тепло по всему телу и является причиной физического движения, называется тонким воздухом воздуха. Таким образом, есть тонкий воздух для каждого из четырех элементов. Также есть пятый, нисходящий-исключающий воздух, который трансформирует пищу в желудке, отделяя ее от отходов и проталкивая их через анус5.
Первый аспект позиции Вайрочаны, это (1) сохранять позвоночник прямым, чтобы был прямым центральный энергетический канал. Жизненная сила ваю называется праной (тиб. сок лунг) и она протекает в центральном канале. Прана, делающая тело стабильным и устойчивым, называется ваю земли. Если в медитации тело наклонено вперед, направо, налево или назад, тогда центральный канал также искривляется и прана, текущая по нему - деформируется. Поэтому если позвоночник прям, ваю земли будет течь прямо и результатом будет выносливость и стабильность.
Ваю воды пронизывает тело и сохраняет его влажным. Если ваю воды течет в центральном канале, она будут естественно стабильна. Для того, чтобы заставить ваю воды течь по центральному каналу, (2) руки располагают в медитативной позиции (3) со слегка разведенными локтями. Ваю огня естественно двигается вверх, тогда как ваю земли и воды естественно нисходит. Для того, чтобы ваю огня вошла в центральный канал: (4) слегка опускают подбородок, что препятствует ей подниматься вверх.
Чтобы ввести ваю воздуха в центральный канал (5) глаза не должны двигаться. Ваю воздуха связана с движением тела и глаза естественно находятся в постоянном движении связанном с ними. Движение глаз активизируют ум. Таким образом глаза сохраняют в покое, фокусируясь на пространстве за кончиком носа. Это позволяет уму становиться спокойным, а ваю воздуха войти в центральный канал. (6) Губы также находятся в естественном положении с языком касающимся нёба. Чтобы стабилизировать нисходяще-исключающую ваю, (7) садятся в позицию ваджра (полный лотос).
Первые пять аспектов позиции соотносятся с пятью ваю, но ваю воздуха имеет два аспекта: глаза и губы. Ваю воды также имеет два аспекта: руки в медитативной позиции, а плечи слегка отведены. Это составляет семь аспектов медитативной позиции. Многие инструкции утверждают, что необходимо трижды исторгнуть мертвый воздух прежде чем начать медитацию, поскольку при обычном дыхании тело накапливает нечистый или негативный воздух. Чтобы прогнать его, выдыхают с большей силой чем обычно, но все же не слишком сильно. Делая это, представляют, что все ментальные негативные элементы и клеши выдыхаются вместе с воздухом, а затем очень расслабленно вдыхают. Это делается три раза. Первый раз слегка сильнее чем обычно, второй - еще сильнее и третий - еще сильнее чем прежде. После этого дышат нормально, очень расслабленно, думая, что удалено все негативное.
Руки во время медитации должны находиться в медитативной позиции или буквально “покоиться в позиции равновесия”. Вы можете положить правую руку поверх левой поскольку “равновесное положение” означает, что ваши руки находятся на одном уровне. Таким образом, если одна рука на одном колене, другая должна быть на другом, на том же уровне. Здесь нет большой разницы, используй то, что считаешь удобным.
В традиции махамудры ваджраяны, обычно даются только что описанные семь аспектов позиции Вайрочаны. Но Джамгон Конгтрул использует восемь аспектов позиции данных Камалашилой в его Стадиях Медитации. Чтобы начать, вы должны сидеть комфортно и следовать этим восьми пунктам.
Во-первых, ваши ноги должны быть полностью скрещены в позиции ваджра или полускрещены (полулотос). Вы должны быть расслаблены, не нужно напрягаться, чтобы сесть в эту позицию. На западе не каждый может сидеть со скрещенными ногами. Некоторые сидят с торчащими коленями, но в конце концов они опускаются. Это происходит при достижении гибкости тела. Лучше сидеть в удобной позиции чем преодолевать боль.
Во-вторых, ваши глаза должны быть полузакрыты, это значит, что они не должны быть ни широко открытыми и пристально смотрящими, ни полностью закрытыми и ничего не видящими. Они полузакрыты безо всякого усилия или напряжения, полностью расслаблены без необходимости сосредотачиваться на этом.
В-третьих, верхняя часть тела должна быть прямой. Поскольку тело и ум взаимосвязаны, то если тело прямое - каналы выпрямляются, тонкие энергии текут плавно и ум становится спокойным и стабильным. Если тело изогнуто, каналы блокируются, а ум омрачается, поскольку некоторые каналы будут иметь мало циркулирующей в них энергии, а в других каналах энергия будет двигаться быстро, и превращаться во множество мыслей возникающих в уме.
В-четвертых, плечи должны быть на одном уровне, а тело вертикально и не наклоняться вправо или влево.
В-пятых, вы должны смотреть вниз к носу. Ваш взгляд должен быть направлен к носу так, чтобы осознавать его. Классическое предписание заключается в том, что взгляд должен быть направлен на точку расположенную на расстоянии ширины четырех пальцев от носа.
В-шестых, между губами и зубами должно быть небольшое расстояние, поскольку если зубы находятся друг на друге, они могут издавать скрип.
В-седьмых, язык должен касаться нёба. Иначе слюна будет скапливаться во рту и вы будете отвлекаться на сглатывание.
Наконец, дыхание должно следовать без усилия и естественно. Вы не должны стараться ослаблять или усиливать его.
Каждый из этих восьми аспектов позиции, такие как полузакрытые глаза и т. д., по отдельности могут казаться незначительными, но чтобы развить полную ясность и стабильность ума, все эти аспекты позиции действительно необходимы, так как каждый имеет особое значение и приводит к стабильности и ясности6.
Четыре Объекта Медитации
Существует два объяснения того как сохранять ум в медитации. Первое, это общее описание и второе, это особый ряд стадий медитации.
В общем объяснении Будда учил, что есть четыре класса объектов медитации. Первый, это всепронизывающий объект медитации. Он имеет такое название поскольку относится ко всем феноменам. На этом объекте можно фокусироваться без анализа с просто покоящимся умом, или анализируя, когда смотрят либо на действительную природу феномена, либо на относительное многообразие.
Второй класс объектов медитации, это умиротворение поведения. Это медитация, которая очищает ошибки. Откуда возникают эти негативные тенденции? В соответствии с буддийским учением, наша нынешняя жизнь следует из предыдущей, которая, в свою очередь происходит из предшествующей ей и т. д. В нашей теперешней жизни мы можем испытывать физическую боль и ментальное страдание, или же мы можем переживать счастье и блаженство. Это переживание возникает из-за наших действий в прошлых жизнях. Это результат кармы. Однако, не все происходит в силу кармы. Некоторые люди испытывают великое желание или великую злобу и это может происходить в силу привычки предыдущей жизни, а не как результат кармы. Вероятно в прошлой жизни возникла привычка к желанию или ненависти и эти эмоции становятся все больше и больше так что в последующей жизни возникает великое желание, или великая ненависть. Либо в одной из жизней мы могли применять противоядия от желания и ненависти и это уменьшало наши загрязнения, и это может продолжать уменьшаться на протяжении жизней. Таким образом, если мы в прошлых жизнях культивировали в себе привычку к страстному желанию - в этой тоже будет много подобных эмоций. Точно также дело обстоит и с ненавистью. Если в прошлой жизни мы привыкли иметь много мыслей - теперь, наш ум не сможет оставаться стабильным; мысли одолевают ум и мы находимся в их власти. И наконец, если в прошлой жизни у нас было сильное неведение, мы привыкаем к этому и наша нынешняя жизнь также погружена в неведение. Эти тенденции описывают пять типов личностей: с преобладанием неведения, привязанности, ненависти, гордости или ревности. Медитация необходима, чтобы воспрепятствовать этим пяти видам загрязнения.
Если у нас сильное желание и привязанность к собственному телу или внешним вещам - можно практиковать медитацию на отвратительном. Обычно мы рассматриваем свое тело как нечто устойчивое, долговечное и важное, но Будда учил, что мы имеем драгоценное человеческое существование, которое позволяет нам практиковать дхарму и приносить пользу другим существам. Драгоценно человеческое существование, однако само тело не является драгоценным. Мы медитируем на объекте нашей привязанности видя, что это не является прекрасным, прочным и долговечным. Это уменьшает нашу привязанность.
Если есть много злости - мы медитируем на любви и сострадании, чтобы ее уменьшить. Обычно злоба, это желание кому-то навредить. Вместо этого мы, например, делаем медитацию на подношении нашего тела всем существам. Как правило, если мы чувствуем небольшую боль - мы не хотим этого, а если появляются некоторые приятные ощущения или комфорт - мы хотим это повторить. Таким образом, в этой медитации мы должны думать, что все другие существа, подобно нам, не хотят страдать, а хотят испытывать удовольствие и счастье. Нет никого кто бы хотел переживать страдание. Поэтому, размышляя над тождественностью других существ и нашего тела, мы развиваем любовь к существам и избавляемся от желания причинять другим вред и страдание. Это уменьшает нашу злобу.
Существует два вида неведения: различающее и неразличающее. Неразличающее неведение всегда есть и сопутствует другим ментальным событиям. Оно сопровождает возникновение любых негативных явлений ума, таких как ненависть, гордость, привязанность и т. д. В состоянии неведения не осознают что хорошо, а что плохо. Когда возникают различные яды ума, их природу не понимают и не осознают хорошо это или плохо. В результате, они всегда присутствуют но не отличны от самого неведения. Второй вид - различающее неведение, это изолированное неведение, которое происходит из непонимания или незнания буддийского учения. В ходе постепенного изучения и размышления, это неведение может быть удалено. Если есть много неведения, противоядием с точки зрения медитации шаматхи, будет размышление над двенадцатью звеньями зависимого возникновения. В этом случае размышляют над тем как все вещи возникают и зависят друг от друга. Например, привыкнув делать хорошие поступки и иметь хорошие мысли, сила привычки приводит к тому, что возникают такие же добрые мысли и действия. Точно также, когда ум привыкает к негативным вещам, в силу этой привычки, снова появляются негативные мысли и действия. Таким образом все взаимосвязано и размышление над взаимозависимым возникновением - это лекарство от неведения.
Противоядие от гордости, это медитация на элементах из которых состоит любое существо. При наличии гордости думают, что сами являются великими или какими-то особенными. Средством от этого будет медитация на пять агрегатов (скт. скандхи). Думая о себе как о великом и особенном, видят себя как что-то стабильное и определенное. Если рассматривают агрегаты, открывается, что вещи не являются постоянными, но всегда изменяются. Всё является лишь скоплением различных элементов. Например, человек состоит из пяти агрегатов собранных вместе, или, другими словами, это просто скопление состоящее из различных частей. Таким образом, тот кто осознает пять агрегатов, уменьшает собственную гордость.
Противоядие от слишком большого количества мыслей, это медитация на собственном дыхании. С помощью медитации на дыхании, которое является довольно тонким и изменчивым, все время вдох следует за выдохом, мысли все более и более ослабевают. Таким образом, это средство от слишком большого количества мыслей.
Третий класс объектов медитации, это объекты ученого и это понимание пяти агрегатов. Например, изучают, что тело, это множество частей. Оно состоит из пяти агрегатов: формы, ощущения, идентификации, ментальной активности и сознания. Изучают, что ум это не просто нечто единое и нераздельное, но составное. Есть восемнадцать элементов, которые имеют свою структуру. Например, глаз возникает из предыдущего момента этого же глаза. Затем, есть понимание двенадцати аятан, которые вовлечены в организацию и развитие. Например, изучается как глаз и сознание глаза связано с каким-то внешним объектом и как на основании этой связи происходит визуальное восприятие. Таким образом, чтобы возникло восприятие, чувственный орган, объект и сознание должны сходиться вместе. Затем изучают как функционируют 12 звеньев зависимого возникновения. Наконец, изучают предмет о подходящем и неподходящем, что является списком вещей, которые происходят или не происходят при определенных условиях. Таким образом, размышление над этими вещами называется размышлением ученого.
Четвертый класс объектов медитации, это очищение клешь. Здесь рассматривают мирное состояние в котором присутствует шаматха и противоположное состояние в котором шаматха отсутствует. С помощью випашьяны появляется понимание причин самсары и нирваны. Всего существует 16 аспектов относящихся к четырем благородным истинам.
Четыре Препятствия в Медитации
Есть четыре вида мыслей, которые создают препятствия для медитации. Это злые мысли - желание вредить кому-то, зависть, сомнения и неопределенность, а также привязанность и страстное желание. Например, если возникают мысли об агрессии, необходимо их распознавать, поскольку они все время будут возвращаться в медитацию. Необходимо распознать эту агрессию, так как когда становишся привязанным к ней, это приносит вред медитации. Главная вещь, это то, что не нужно быть вовлеченным или привязанным к мыслям. Если нет привязанности к мыслям - будет легко от них избавиться. Но если привязан к ним - будет очень сложно их отбросить.
Существует два разных вида мыслей: грубые и тонкие. Когда в медитации возникают грубые мысли, забывают, что медитируют и теряют внимательность и осознавание. Затем вспоминают: “О, я медитирую” и возвращаются к медитации. Эти грубые мысли называются действительным отвлечением. Способ воспрепятствовать этим грубым мыслям, это сохранять внимательность и осознавание. Второй вид, это тонкие мысли, то есть мысли, которые приходят с низу. Здесь не забывают, что медитируют и не отвлекаются думая: “Появляются эти незначительные мысли”. Эти мысли настолько малы, что с ними не многое можно сделать, и от них очень сложно избавиться. Эти мысли не особенно вредят медитации, они всплывают в осознавании и мы просто оставляем их как есть, и наконец появляется возможность их ликвидировать. Это мелкие мысли, однако, иногда они могут расти и расти уводя от медитации. Таким образом вначале осознают эти малые мысли, затем отвлекаются ими и в конце концов теряется внимательность. Необходимо стараться воспрепятствовать этому поддерживая стабильность, а также усиливать внимательность и осознавание, поскольку такое осознавание необходимо в каждый момент медитации. Если есть возможность делать так - вы не будете отвлекаться.
Особые Стадии Медитации
Существуют три базовых вида медитации шаматхи в отношении к объекту медитации. Первое, это медитация со внешним объектом, второе - это медитация без внешнего объекта и третье - это медитация на сущностной природе вещей.
Вы начинаете медитацию шаматхи с усилий заставить ум быть стабильным и ясным. Но вы еще не привыкли к медитации и часто ее теряете. Поэтому в самом начале необходим объект для медитации. Также как ребенку прежде чем научиться читать книги, необходимо выучить алфавит. Также и вы вначале медитируете с объектом и постепенно переходите к медитации без объекта. Первая медитация на объекте происходит следующим обрзом. Положте перед собой небольшой кусочек дерева или камня и фокусируйте свой ум на нем. Делая эту медитацию, вы должны иметь некоторое напряжение, то есть некоторую степень концентрации. Она не должна быть ни слишком сильной, ни слишком слабой. Как сказал Сараха: “медитация должна быть как нить брамина”. В прошлом, каста браминов занималась изготовлением нитей. Чтобы правильно сделать нить необходимо верное усилие. Если усилие было слишком сильным, нить могла запутаться, а если слишком слабым - она могла порваться. Чтобы развить ментальную стабильность вы начинаете со внимания на объекте, вначале нечистом, а затем вводите чистый объект, такой как статуя Будды, атрибут божества или особый слог. Целью медитации на чистом объекте не является развитие преданности или сострадания; вы просто сосредотачиваете свой ум, чтобы развить концентрацию. Также вы не должны думать о плохих или хороших качествах объекта на котором фокусируетесь. Вы начинаете с кусочков камня или дерева, так как они не имеют никаких особенностей. Тогда как образ Будды имеет много различных черт, таких как глаза, уши и т. д., которые могут вас отвлечь.
Второй тип медитации шаматха, это медитация без внешнего объекта. Ум поворачивается во внутрь и фокусируется на ментальном образе Будды в форме божества-идама, такого как Авалокитешвара (тиб. Ченрезиг). Вы либо ментально располагаете образ над своей головой, визуализируете его перед собой, или же представляете, что ваше собственное тело - это божество. Поскольку вначале вы не способны представлять всю форму целиком, сперва вы представляете руку божества, затем глаза, одежду и т. д. Представление лишь частей всей визуализации называется частичной медитацией без объекта. Делая это снова и снова, вы наконец становитесь близки с этой визуализацией и в итоге обретаете способность представлять всю форму божества. Затем вы видите все части божества целиком так что у вас появляется общая картина всего тела. Это называется наличием визуализации всего объекта. Некоторые ожидают получить очень ясный образ божества в своей медитации и когда этого не происходит они разочаровываются. Глаз или зрительная способность имеет визуальное сознание, которое видит вещи очень ясно. Однако в медитации вы используете ментальное сознание, которое имеет общее впечатление от вещей, общую идею или значение вещей, так что вы не получаете ясного восприятия как в случае с визуальным сознанием. Таким образом, вы не должны ожидать от визуализации божества такой же ясности как если бы вы действительно видели его на картинке. Вы не должны беспокоиться о ясности образа, поскольку цель медитации не в этом, а в том, чтобы фокусировать ум на этом образе, чтобы ум стал спокойным и стабильным.
Мастер Бодхибхадра говорит, что есть два вида шаматхи: шаматха, которая фокусируется во вне и шаматха, которая фокусируется во внутрь. Внешне сфокусированая шаматха - это обычный вид, когда фокусируются на камне или на другом объекте и особый вид шаматхи - это вид, когда фокусируются на статуе или образе Будды. Внутренне сфокусированная шаматха также имеет два вида: визуализация тела и визуализация основанная на теле. Визуализация тела подобна сосредоточению на чем-то в теле, например, на дыхании, тонких каналах, свете, излучающемся внутри тела, или на чувстве блаженства. Есть много типов инструкций по медитации, данных мастерами, но их можно подразделить либо на медитацию со внешними объектами, либо на медитацию без внешних объектов.
Третий вид медитации шаматха - пребывание в сущности. После медитации на внешнем объекте, а затем на внутреннем, мы медитируем просто пребывая в сущности. Ум не фокусируется ни на чем, но пребывает в полностью стабильном и неколебимом состоянии. Когда мы говорим “ум”, мы думаем об этом как об одной вещи, но Будда описывает ум как собрание шести или иногда восьми различных видов сознания. Пять чувственных сознаний это: сознание визуального, которое воспринимает видимую форму; сознание слуха, которое воспринимает звуки на основе органа чувств уха; сознание обоняния, которое воспринимает запахи на основе органа чувств носа; сознание вкуса, которое воспринимает вкус на основе органа чувств языка; и сознание осязания, которое воспринимает осязаемое и тактильное ощущение.
Эти пять чувственных сознаний являются неконцептуальными. Они лишь видят, слышат, обоняют, осязают и вкушают но не думают: “это хорошо или плохо?” Тилопа в своих инструкциях Наропе говорил, что проявления не вредят - приносит проблемы привязанность к ним. Само видение или слышание никак не мешает медитации, поскольку эти сознания неконцептуальны. То, что препятствует медитации - это привязанность к форме, звуку и т. д. Таким образом нет необходимости избавляться от ощущений в медитации.
До Будды в Индии было принято, что есть лишь одно сознание. Пример того как это сознание работает - это дом с пятью или шестью окнами и одной обезьяной внутри. Обезьяна может иногда выглядывать в одно или другое окно так что снаружи кажется будто в разных окнах разные обезьяны. Но это лишь одна обезьяна. Философы утверждали, что дом подобен уму, а окна различным органам чувств и есть только одно сознание - это одинокая обезьяна. Но Будда возражал, что не может быть одного сознания так как если бы это было так, тогда, например, видя что-то - невозможно было бы слышать звуки, или, слушая звуки - нельзя было бы чувствовать запах и т. д. Но на самом деле мы можем видеть, слышать, осязать, обонять и вкушать одновременно. Таким образом есть пять различных сознаний а не одно.
Когда медитируют, не используют ни одно из пяти неконцептуальных сознаний, которые воспринимают форму, звук, запах, вкус или осязаемое. В медитации используется только два ментальных сознания: стабильное и не стабильное. В не стабильном сознании (часто называемом ментальным) возникают все виды мыслей. Иногда чувствуют приязнь и счастье, а иногда неприязнь и гордость и т. д. Это наше обычное сознание. Затем, есть стабильное сознание, которое совершенно не подвержено хорошим или плохим мыслям, приятным или неприятным переживаниям. Ясность стабильного сознания остается такой же утром, днем и вечером и это также называется базовым сознанием или сознанием алая. Есть третье ментальное сознание, которое называется омраченным, оно не обладает ясностью и всегда находится в состоянии заблуждения, имея мысли и ощущения “Я”. Эта мысль об “ЭГО” всегда присутствует, отвлечен ум или нет. Это очень тонкое цеплянье за ЭГО и оно всегда есть независимо от того осознается это или нет, даже когда спишь. Что бы ни делал, это тонкое ЭГО-цеплянье всегда есть, это мысль о “себе”. Если слышишь звук, есть тонкая реакция: “о, это опасно для меня”. Это сопровождает все время, и пока не достигается состояние Архата или состояние Будды, все существа имеют это тонкое ЭГО-цеплянье. Поэтому это называется долговременным сознанием, поскольку пять чувственных сознаний постоянно меняются. Всего есть пять чувственных сознаний и три ментальных - итого восемь.
Медитируют с помощью шестого сознания, называющегося ментальным, поскольку это сознание имеет дело с концепциями. Оно связано с прошлым, настоящим и будущим, хорошим и плохим, всеми различными клешами и т. д. Корнем всего этого является ментальное сознание. Таким образом, это шестое сознание является корнем всех мыслей и концепций. В медитации контролируют это сознание, которое переживает все мысли, заблуждения и чувства. Его контролируют, чтобы оно оставалось спокойным и не возникали все свойственные ему мысли. Это ментальное сознание имеет два аспекта: знание другого и знание себя. Знание другого возникает когда ум обращается во вне и думает: “о, это хорошо или плохо; мне это необходимо или не необходимо.” Направленное во вне знание концептуально. Знание себя, это очень прямое знание того о чем думаешь. Это самоосознавание неконцептуально; без такого самоосознавания невозможно знать о чем думаешь. Это внимательность, которая дает ясное знание того медитируем ли мы в данный момент или нет. Таким образом в медитации есть такая внимательность и осознавание.
Когда медитируют, ум или общее ментальное сознание погружено в базовое сознание. Например, если сравнить волны с мыслями, а базовое сознание с океаном, тогда волны возникают из океана, а затем в нем же и исчезают. Также и мысли возникают из непрекращаемой, нетронутой ясности базового сознания, а затем в нем же и исчезают. Когда ветрено - волны усиливаются, когда тихо - волны утихают и океан становится спокойным. Точно также и мысли появляются в уме, они подобны ветру и возникают из базового сознания. Это приводит к разнообразной мыслительной активности ума. Если же этот ветер, появившийся из базового сознания, утихает и растворяется в себе, мысли тоже стихают и ум становится спокойным. Это описывается Миларепой в одной из его песен, в которой он говорит о манифестации ума, сравнивая его с волнами, которые появляются на поверхности моря. Волны на море успокаиваются, также как мысли успокаиваются в уме. Таким образом мысли, это просто игра проявлений ума. Когда ветер, возникший из базового сознания, утихает, также успокаивается и ум.
Шестое сознание должно успокоиться в базовом сознании, поскольку оно возникает из базового сознания - оно должно обратно в него вернуться. Необходимо, чтобы в медитации шестое сознание умиротворилось и успокоилось в состоянии абсолютного безмыслия. Само базовое сознание не создает препятствий для медитации. Но седьмое, или омраченное сознание характеризуется ЭГО-цепляньем. Оно всегда есть. Оно не создает препятствия для медитации, но является препятствием для освобождения. Тем не менее, когда постепенно становятся более привычными к реализации отсутствия ЭГО, это омраченное сознание, тонкое ЭГО-цеплянье, постепенно растворяется. Если шестое ментальное сознание вовлечено в пять чувственных сознаний - это становится препятствием для медитации. Но если ум пребывает спокойно и прочно в себе и не вовлекается в чувственное восприятие, тогда эти чувственные восприятия не создают препятствий для медитации. Однако, поскольку обычный ум привык вовлекаться в чувственное восприятие, для начинающих лучше практиковать в тихом и уединенном месте.
3
Идентификация Переживаний
в Медитации Шаматха
В Сокровищнице Знания практика медитации описывается в форме текстовой традиции, а также в форме устных инструкций великих медитаторов. Тексты являются важными, поскольку они описывают и объясняют значение учений Будды, а инструкции важны, поскольку они происходят из действительного медитативного переживания. Вначале давайте начнем с текстовой традиции, которая описывает медитацию с точки зрения пяти вещей, которые могут привести к изъянам в медитации и восьми способов исправить эти изъяны.
Пять Изъянов
Когда медитируют, необходимо знать какие переживания возникают из медитации и какие ошибки должны быть исправлены. Есть пять изъянов, которые должны быть исключены при помощи восьми видов действий или противоядий. Эти пять изъянов или дефектов препятствуют развитию медитации и описываются Асангой в учениях Майтреи, в Различении Срединного Пути от Крайностей. В этом тексте говорится, что если ум может покоиться на объекте, он становится работоспособным и очень стабильным так, что мы можем делать с ним все что хотим. И напротив, наш обычный ум подобен езде на дикой лошади. Когда мы сидим верхом на ней, мы не можем стоять на месте и не можем следовать куда хотим. Но если ум становится мирным и работоспособным, мы можем делать все что угодно. Мы можем использовать наш ум, чтобы увеличить мудрость и понимание, или если нам нужны чудесные силы и ясновидение, мы можем развить это. Способ достичь работоспособного ума состоит в исключении пяти изъянов в медитации.
Первый изъян, это лень. Лень препятствует применению медитации, поскольку после получения инструкций даже не начинают медитировать. На самом деле существует три вида лени. Первый, это сонливость (вялость), когда ничего больше не интересует кроме сна. Второй, это привязанность к мирской активности, приводящая к отсутствию желания практиковать дхарму или медитацию. Вместо этого посвящают свое время мирской активности, такой как охота на животных, ложь и обман других и т. д. Этой деятельности радуются, привыкают к ней или много об этом думают. В некотором смысле здесь есть усердие, но это является препятствием для практики дхармы. Также это называется привязанностью к негативной активности. Третий, это уныние и самоуничижение, которое приводит к мысли: “Другие могут медитировать, но я не могу; другие поймут дхарму, но не я.” Является фактом, что все существа способны медитировать и работать на пути, но если недооценивать свои способности - это также называется самоограничением.
Второй изъян - это забывание инструкций, отсутствие внимательности за правильностью медитации. Когда медитируешь, необходимо иметь полную ясность того, что делаешь, какие ошибки должны быть исключены, и какие средства должны применяться. Таким образом, необходимо помнить инструкции по медитации.
Третий изъян - это препятствия оцепенения и тревоги. Они классифицируются как один изъян. В оцепенении ум омрачен и тускл. В своей явной форме это потеря умственной ясности. В своей тонкой форме имеется ясность, но очень слабая. Также есть два вида тревоги. Есть явный вид, когда размышляют о сделанном или о веселом случае, таким образом нет способности сосредоточить ум на чем-либо. В своей тонкой форме есть явная стабильность ума, но все-таки остаются тонкие мысли, которые все еще возникают. Таким образом, есть два вида оцепенения и два вида тревоги, которые приводят к проблемам во время медитации, когда ум теряет свою ясность и стабильность.
Четвертый изъян, это недостаток применения, когда в медитации появляются оцепенение или тревога, их распознают но не применяют противоядия. Если противоядия не применяются - медитация не будет развиваться.
Пятый изъян - это избыток применения. Например, в медитации появляются тупость или тревога, применяется противоядие, и тупость или тревога удаляются. Однако продолжают применять противоядие несмотря на то, что в этом больше нет необходимости. Это изъян избытка применения. Противоядия должны использоваться только когда проявляются тревога и тупость (или другие мешающие чувства). Когда они удаляются, необходимо просто покоиться в невозмутимости.
Хотя тупость и тревога имеют свои индивидуальные характеристики, их препятствующее влияние на медитацию одинаково и они могут считаться одним изъяном. Эта система имеет пять изъянов, тогда как если считать предыдущий, пятый изъян, за два - получается шесть. Эта система используется в Стадиях Медитации Камалашилы.
Восемь Противоядий
Чтобы развить медитацию, необходимо исключить эти пять изъянов. Вначале необходимо распознать чем же они являются, затем необходимо применять противоядия, которые их удаляют. Эти средства называются восемью противоядиями, которые исключают пять изъянов.
Как описывалось прежде, есть восемь сознаний и они называются основным умом. Эти сознания трансформируются или изменяются. Такие изменения называются ментальными событиями, которые иногда могут быть хорошими, а иногда плохими. Эти ментальные события также могут быть описаны в терминах пяти агрегатов. Есть агрегаты формы, ощущения, различения, ментальных событий и сознания. Это описывает изменения, которые происходят в основном уме. При анализе агрегата ментальных событий находят 51 вид таких вещей как лень, забывание инструкций и т. д. Эти пять изъянов являются ментальными событиями и восемь противоядий также находятся в пределах этого списка 51 ментального события.
Первым упомянутым изъяном была лень - большое препятствие для медитации. Есть четыре ментальных события, которые являются противоядием от лени. Первым из этих средств является наличие вдохновения или интереса к медитации. Это означает, что есть желание медитировать и радость от этого. Необходимо сказать, что здесь есть привязанность к медитации, но эта привязанность позитивная. Таким образом мы используем слово “вдохновение”, поскольку привязанность это нечто негативное и вредное. В Тибете существует два слова для такого понятия как привязанность: чагпа - это негативная привязанность, обычно переводится как “привязанность” и мёпа - это позитивная привязанность, обычно переводится как “вдохновение”. Если кому-то нравится красть, а затем привязываются к краденому - это чагпа, негативная привязанность. Если же кто-то хочет кому-то помочь или стремится практиковать дхарму и привязан к этому, тогда это мёпа, поскольку это является благом для себя и для других. Значение этих слов одно и то же в том смысле, что думают: “Я должен это сделать,” но с мёпа хотят помочь, а с чагпа хотят навредить. Слово чагпа также имеет значение “застревать”, т. е. находиться в одном месте и не иметь возможности двигаться дальше. Это слово означает препятствие для развития. Если это привязанность к чему-то позитивному, например, к медитации, тогда это приносит позитивный результат. Если хотят медитировать, тогда медитируют и это естественно исключает лень как препятствие. Однако иногда привязанность не является чем-то позитивным и не приносит никакой пользы. Например, я получил письмо из Южной Африки в котором женщина пишет, что она очень любила свою кошку, но затем ее потеряла. Это была очень замечательная кошка и эта женщина теперь все время думает о ней и не может забыть. Это пример привязанности, которая не полезна. Необходима лишь привязанность к чему-то полезному, то, что мы можем назвать “вдохновением”.
!!! Второе средство, это рвение. Если есть интерес и мотивация к практике, тогда нет необходимости заставлять себя практиковать медитацию, это естественная тяга к практике.
Третье средство от лени, это вера. Хотя это похоже на первое средство, но вдохновение означает, что есть нечто вдохновляющее, тогда как вера подразумевает доверие к чему-то ценному.
Четвертое средство дословно называется “хорошо натренированный”, также это можно перевести как “гибкий” или “упругий”. Это означает, что наш ум готов медитировать в любой момент. Не нужно думать: “О, теперь я должен медитировать, как трудно, что за тяжелая медитация.” Без такой гибкости “хорошей натренированности” ума и тела нет истинной шаматхи но только лишь одноточечное состояние ума. Мы можем заставить наш ум быть одноточечным, но когда мы имеем гибкость медитации, ум естественно покоится одноточечно и без усилия. Это средство и три предыдущих уничтожат дефект лени.
Пятое средство это внимательность, которая препятствует забыванию инструкций по медитации. Это медитативное состояние в котором инструкции не забываются. Внимательность имеет три характеристики. Первое, это наличие остроты и чистоты ума при которых инструкции не забываются. Второе, хотя ум очень остер и сфокусирован, возникает не так много мыслей, поскольку медитация неконцептуальна, таким образом возникает не так много мыслей и ум естественно сфокусирован на объекте одноточечно. Третья, поскольку есть доверие и гибкость хорошей натренированности, медитация становится приятной, с чувством комфорта и удовольствия. Эти три качества в нашей медитации приводят к тому, что инструкции не забываются.
Третий изъян, это ступор и беспокойство. Вначале необходимо распознать, что ступор или беспокойство возникли во время медитации. Когда находят, что либо то либо другое наличествует, необходимо применить к этому противоядие. Существуют три метода устранения этих изъянов. Вначале, когда переживают ступор, возможно визуализировать в своем сердце четырехлепестковый белый лотос с белой сфере в центре. Затем представите, что он поднимается вверх к макушке головы, на уровень волос, а затем на уровень четырех пальцев над макушкой. Когда появляется беспокойство или много мыслей, тогда визуализируйте перевернутый четырехлепестковый черный лотос в сердце, с маленькой черной сфере в центре. Представляйте, что он опускается на уровень сидения, а затем на четыре пальца ниже. Второе средство от оцепенения, это держать глаза широко открытыми, смотреть вверх и напрячь тело. Чтобы избавится от беспокойства смотрят вниз полуприкрыв глаза и расслабив тело. Третье средство от сонливости, это находиться в светлом месте. Открывают все окна и делают комнату светлой и прохладной, а также надевают легкую одежду. При беспокойстве комната должна быть теплой и затемненной, а также необходимо надеть теплую одежду.
Четвертый изъян, это недостаток применения. Когда переживается вялость или встревоженность в медитации - с этим ничего не делают. Когда это происходит, подвергаются такому влиянию и очевидно, что невозможно работать на пути к просветлению. Когда выясняют, что во время медитации есть вялость или тревога необходимо помнить о противоядиях и применять их с усердием. Таким образом, используя верное средство избавляйтесь от дефекта бездеятельности.
Пятый изъян, это дефект чрезмерной активности. Это означает, что когда медитируют и не имеют при этом пяти изъянов, нет необходимости что-то делать кроме того, чтобы спокойно покоиться в этом медитативном состоянии. Делая так, избавляйтесь от дефекта чрезмерной активности.
Итак, существуют восемь ментальных средств, которые могут избавить вас от пяти изъянов.
Шесть Сил, Девять Уровней и Четыре Вовлечения
В Сокровищнице Знания два различных вида учений даны с точки зрения двух разных традиций. Первое, это инструкция шаматхи в текстовой традиции, которая происходит от великих ученых и сидхов прошлого, составлявших тексты инструкций для медитации словами легкими для понимания. Второй вид, это инструкции шаматхи практической традиции, которая происходит от сидхов, описывающих переживания, которые происходят из медитации и то, как избавляются от изъянов, а также развивать хорошие качества медитации. Далее следует описание медитации в текстовой традиции.
Существует шесть сил, которые избавляют от дефектов в медитации шаматха и приводят к ментальной стабильности. Эти девять уровней ментальной стабильности создаются шестью силами и четырьмя видами ментального вовлечения.
Первая из шести сил, это сила слушания или получение учений. Это развивает первую стадию ментальной стабильности или шаматхи, которая называется успокоением или умиротворением ума. Обычно наш ум обеспокоен мыслями, таким образом необходимо успокаивать ум, для того, чтобы не быть слишком озабоченным внешними вещами. Это происходит за счет силы слушания. Это слушание учений Будды, комментариев и объяснений, которые даются учеными и сидхами. Через это приходит понимание того чему подобна медитация. Слушая это возможно понять успокоение ума и изучить то, как медитировать. Марпа говорил, что слушание и размышление над учением подобно светильнику, который освещает тьму, поскольку, если есть такой источник света, можно видеть то, куда направляешься, что впереди и что может оказаться опасным и вредоносным. В Тибете также бытует пословица: Если нет лампы и бредешь во тьме, можешь удариться о колонну. Точно также слушание и размышление над учением подобно лампе - оно рассеивает тьму и видит что и как необходимо делать.
Вторая сила, это сила размышления, которая означает, что здесь проходят через доводы и логику учений, чтобы осуществить линию учений. С этой силой развивают вторую стадию ментальной стабильности, которая называется продолжающейся установкой. На первой стадии возможно лишь не надолго покоить ум, например, пять минут и на второй стадии можно это делать дольше, минут десять. Эти две стадии: слушание учений и постоянное размышление над ними - являются первыми двумя силами, они выполняют первое ментальное вовлечение, которое называется управляемым или контролируемым. Это первое вовлечение включает силы слушания учений и размышление над ними. В этом первом ментальном вовлечении ум контролируется и фокусируется посредством дисциплины.
Третья сила, это сила внимательности. Это похоже на средство от забывания инструкций по медитации описанное выше, Эта сила внимательности развивает третий уровень ментальной стабильности, который называется возобновлением установки. Это означает, что когда медитируют, возникают мысли и при этом осознают, что обеспокоены ими. Тогда возвращаются к состоянию медитации, таким образом, мы вновь обращаемся к этому, возобновляем эту установку в медитации. Когда присутствует обеспокоенность, это отвлекает от пребывания в медитации, возможно повторно вернуться к состоянию медитации. Это возобновляет состояние стабильного ума. Эта сила происходит из силы внимательности, поскольку осознают, что ум обеспокоен мыслями. Оставаясь внимательным думают: “Я не собираюсь находится полностью под влиянием этих беспокоящих мыслей”, а затем возвращаются к тому, что делали прежде. Эта сила внимательности также развивает четвертую стадию ментальной стабильности, которая называется усиленной установкой, при которой ум, который был слабо сфокусирован, теперь сконцентрирован очень твердо. Например, ум фокусируется строго на объекте. Цель такого вида медитации - сфокусировать ум на чем-то очень тонком.
5 Есть некоторые виды тонкого воздуха или ветров, которые на Санскрите называются ваю. Существует ваю ветра или ваю огня. Они делают тело теплым а также обеспечивают его жизненной силой. Ваю элемента огня обеспечивает тело теплом. Ваю элемента воды сохраняет влажность тела, пронизывает его насквозь и имеет функцию элемента воды. Ваю элемента воздуха обеспечивает физическое тело движением. Способность тела двигаться и сгибаться основывается на ваю элемента воздуха. Движения ума и тела происходят на основе этого ваю. Ваю земли обеспечивает стабильность тела и сохраняет его от состояния изменений. Это придает телу физическую твердость. Таким образом комментарии говорят о “воздухе земли”, “воздухе воздуха” и т. д.
Вообще, есть четыре элемента: земля, огонь, воздух и вода. Земля - это почва под ногами, вода - это материя, которая течет вниз, огонь - это то, что горит и воздух (тибетское слово также означает “ветер”) - это то, что двигается вокруг нас. Элемент земли имеет аспект твердости и прочности. Элемент огня имеет аспект тепла и горения. Элемент воды имеет аспект влажности. Элемент воздуха имеет аспект движения. Эти четыре качества: твердость, тепло, влажность и движение является тем, что подразумевается под четырьмя элементами. Функции элементов следующие, например, земля делает нечто очень твердым и прочным. Элемент воды связывает и удерживает вещи вместе. Например, палец не распадается, он сохраняется как один и это функция элемента воды. Функция элемента огня - это созревание, он заставляет вещи изменяться. Например, это аспект тепла, который позволяет цветку расти. Вещи развиваются, созревают, приходят к состоянию упадка и старения и весь этот процесс изменения происходит в силу активности элемента огня.
6 В некоторых центрах, в перерывах между сидячими проводят сессии прогулочных медитаций. Во время такой медитации нет определенной визуализации. Необходимо осознавать каждый шаг: поднятие ноги, опускание и т. д. Здесь, во время прогулки просто осознают движение, процесс похож на медитацию на дыхании. Этот метод используется в традиции Тхеравада и описан в текстах винаи. Однако в Тибете большинство медитаций делалось в сидячей положении. Я думаю, что прогулочная медитация может быть очень полезна, поскольку это хорошо для ума, тела и не вредит коленям.
16
Комментарии к книге «Комментарий на восьмую главу `Сокровищницы Знания` Джамгона Конгтрула», Кхенчен Трангу
Всего 0 комментариев