Его Святейшество Далай-лама Как вести этический образ жизни
Ноттингем, Англия, 25 мая 2008
Записал, частично перевел и отредактировал Александр Берзин
[в квадратных скобках приведены пояснения]
Собственные интересы и интересы других как основа этического образа жизни
Суть буддизма в следующем: если мы можем помогать другим, нам надо это делать, если не можем, тогда следует хотя бы воздерживаться от причинения им вреда. В этом суть этического образа жизни.
Каждое действие происходит из мотивации. Если мы причиняем другим вред, то это из-за мотивации, и если мы помогаем другим, это тоже происходит в силу мотивации. То есть, чтобы помогать другим, служить им, нам необходима соответствующая мотивация. Для этого нам нужны определенные концепции. Почему мы помогаем и почему не причиняем вред?
К примеру, когда мы вот-вот причиним кому-то вред, имей мы определенного рода осознание, оно бы послужило причиной воздержания от этого поступка. Это означает, что нам необходима решимость [не причинять вред]. Часть нашего ума хочет причинить кому-то вред, но, из-за определенного состояния ума, другая его часть говорит нам, что это плохо, неправильно. Поскольку мы понимаем, что это неправильно, мы развиваем силу воли и воздерживаемся. Что касается обоих вариантов выбора [причинить вред или воздержаться от этого], нам необходимо иметь осознание того, что определенные действия повлекут за собой долговременные последствия. Будучи людьми, мы обладаем способностью видеть долговременные последствия. Следовательно, когда мы видим их, мы можем тут же сдержать себя.
Существует два различных подхода, которые мы можем применять. Согласно первому, мы размышляем с позиции собственных интересов и затем, если мы можем помочь, мы помогаем, а если не можем помочь – воздерживаемся [от причинения какого-либо вреда]. Другой подход состоит в том, чтобы размышлять с точки зрения интересов других и, аналогично, если мы можем помочь, мы помогаем, если нет, тогда мы воздерживаемся [от причинения вреда]. С точки зрения отказа от причинения вреда другим, когда мы думаем: "Если я сделаю это, я столкнусь с негативными последствиями, в том числе и с преследованием со стороны закона", – и на основании этого сдерживаем себя, то такой подход будет основан на заботе о собственных интересах. Далее, с точки зрения заботы о других в качестве побудительного мотива, нам следует думать: "Другие – такие же, как я. Они не хотят страдать и испытывать боль, следовательно, я буду воздерживаться от причинения им вреда".
Когда мы тренируем [свой ум], сначала мы размышляем с позиции собственных интересов, а затем мы решительно думаем о других. С точки зрения эффективности гораздо более действенно решительно думать о других. Подход пратимокши – обетов индивидуального освобождения в традиции Винайи, монашеской дисциплины, – состоит в том, что первоначальным фундаментом являются собственные интересы, из-за которых мы воздерживаемся от причинения вреда. Причина этого в том, что мы нацелены на освобождение. С точки зрения практики бодхисаттвы основной причиной воздержания от причинения вреда другим является внимание к интересам других. Возможно, вторая точка зрения – воздержание от причинения вреда другим и помощь им на основе альтруизма – имеет связь со всеобщей ответственностью, о которой я так часто говорю.
Наша фундаментальная природа как человеческих существ
Вообще говоря, мы, люди, – социальные животные. Неважно, кем является человек, его или ее выживание зависит от остального человечества. Поскольку индивидуальное выживание и благополучие зависит от всего общества, необходимость думать о благополучии других и заботиться об этом происходит из нашей фундаментальной природы. Если мы посмотрим, например, на бабуинов, то вожак берет на себя полную ответственность за стадо. Пока остальные кормятся, один взрослый самец-бабуин всегда в стороне, охраняет. Сильный помогает остальной группе на благо сообщества, заботится о ней.
В доисторические времена мы, люди, не имели образования или технологий. Первичное человеческое сообщество было простым: все трудились вместе и совместно использовали плоды труда. Коммунисты говорят, что это был подлинный коммунизм: все работают и отдыхают сообща. Затем, со временем, развилось образование, и мы получили цивилизацию. [Человеческий] ум стал изощреннее, и усилилась алчность. Это принесло ревность и ненависть, а со временем они стали только сильнее.
В наши дни, в двадцать первом веке, произошло так много изменений [в человеческом обществе. Между нами появились различия – различия] в образовании, работе и социальном происхождении. Но даже разница в возрасте и расе – все это вторично. На фундаментальном уровне все мы по-прежнему человеческие существа, и мы все одинаковы. С этой точки зрения наша ситуация не отличается о того, что было нескольких сотен тысяч лет назад.
Таково отношение маленьких детей. Они не заботятся о социальном происхождении, религии, расе, цвете кожи или достатке других детей. Они все играют вместе, они искренние товарищи по детским играм – до тех пор, пока они дружны. Поскольку мы – взрослые, предполагается, что мы более разумны и более высоко развиты, однако мы выносим суждения о социальном происхождении других. Мы оцениваем: "Если я улыбнусь – получу ли я то, что хочу; если я нахмурюсь – потеряю ли я что-нибудь?"
Всеобщая ответственность
Чувство всеобщей, или глобальной ответственности, действует на человеческом уровне. Мы заботимся о других людях, поскольку: "Я один из них, мое благополучие зависит от них, несмотря на различия". Различия всегда есть, но они могут быть полезными.
На протяжении нескольких тысячелетий население этой планеты составляло лишь один миллиард человек, сейчас – более шести миллиардов. Из-за перенаселения ни одна страна в одиночку уже не в состоянии обеспечить свое население всем необходимым продовольствием и ресурсами. Поэтому у нас глобальная экономика. Следовательно, согласно текущей реальности, мир стал гораздо теснее и взаимосвязи внутри него стали сильнее. Это реальность. Вдобавок ко всему, существует экологическая проблема: глобальное потепление. Это касается всех шести миллиардов жителей этой планеты, а не только одной или двух наций. Новая реальность требует чувства глобальной ответственности.
Например, в прежние времена, британцы думали только о себе и иногда эксплуатировали другие территории планеты. Они не заботились об интересах или чувствах этих людей. Хорошо, это в прошлом. Но теперь все по-другому, все изменилось. Сейчас мы должны заботиться о других странах.
В сущности, британские империалисты сделали немало хороших дел. Они принесли в Индию хорошее образование на английском языке. Существует много подобного рода полезных вещей, которые Индия может признать и за которые может поблагодарить британцев. Кроме того, британцы принесли технологии, железную дорогу. Это одно из ваших компенсирующих качеств. Когда я прибыл в Индию, некоторые последователи гандизма все еще были живы, и они советовали мне использовать ненасильственные методы гандизма. В то время я полагал, что британские империалисты были очень плохими. Но затем я увидел, что есть независимая индийская судебная система, свободная пресса, свобода слова и подобные вещи. Поэтому, как только я задумался глубже, я понял, что эти вещи очень хорошие.
В наши дни разные нации и разные континенты сильно взаимосвязаны. Согласно этой реальности, нам действительно необходима глобальная ответственность. Ваши собственные интересы зависят от уровня развития и от интересов других. Так что ради ваших собственных интересов, вам необходимо заботиться о других. В экономической сфере это уже так. Даже если существуют различные идеологии и даже если мы не доверяем друг другу, нам необходимо взаимодействовать в нашей глобальной взаимосвязанной экономике. Следовательно, глобальная ответственность на основе уважения интересов других очень важна.
Нам необходимо рассматривать других как братьев и сестер и испытывать к ним чувство близости. Это не имеет никакого отношения к религии. Нам действительно это необходимо. Это та самая концепция "нас и их" – конечно же, мы можем так говорить на определенном уровне, – однако всему миру необходимо рассматривать себя как часть "нас". Интересы наших соседей – это наши интересы.
Удовлетворенность
Ведение этического образа жизни на личном уровне в таком случае означает непричинение другим вреда и, если возможно, помощь им. [Поступая так,] если мы относимся к благополучию других как к основе нашей собственной этики, – это расширяет рамки этики. Нам необходимо учитывать эти факторы в нашем собственном образе жизни.
Существует большой разрыв между богатыми и бедными, даже в Соединенных Штатах. Если мы посмотрим на Америку – самую богатую страну, здесь по-прежнему существуют районы нищеты. Однажды, когда я был в Вашингтоне – столице самой богатой страны, я видел, что там много бедных районов. Насущные потребности этих людей не были в достаточной мере удовлетворены. [Точно так же,] на глобальном уровне, индустриализованный север гораздо более развит и богат [чем остальная часть планеты], в то же время многие страны южного полушария по-прежнему сталкиваются с голодом. Это неправильно не только с моральной точки зрения, это источник больших проблем. Поэтому некоторым богатым странам необходимо обратить внимание на свой образ жизни, им необходимо практиковать удовлетворенность имеющимся.
Когда-то в Японии, пятнадцать лет назад, я предупредил людей, что их предположение о том, что экономика должна каждый год расти и каждый год должен происходить материальный прогресс, является большой ошибкой. Когда-нибудь вы, возможно, увидите, что ваша экономика становится более ограниченной. Вам необходимо быть подготовленными, чтобы, когда это произойдет, это не стало бедствием для ваших умов. Несколько лет спустя такая ситуация действительно случилась в Японии.
Образ жизни некоторых людей слишком роскошен. Без воровства, эксплуатации и обмана они имеют огромные деньги. С точки зрения их собственных интересов в этом нет ничего плохого до тех пор, пока их способы получения денег не являются неэтичными. Однако с точки зрения интересов других, несмотря на то, что нет ничего плохого в заботе о себе, все же, с этической точки зрения плохо, когда другие голодают. Если каждый ведет одинаково роскошный образ жизни – тогда все хорошо, но до тех пор, пока это не достигнуто, лучше довольствоваться более умеренным образом жизни. В Японии, в Соединенных Штатах и в других наиболее богатых сообществах я чувствовал, что людям необходимо некоторое изменение образа жизни.
Во многих странах на одну семью приходится две, а иногда даже три машины. Представьте Индию и Китай – две нации с общим населением более двух миллиардов человек. Если бы два миллиарда человек приобрели два миллиарда автомобилей, это создало бы настоящие трудности. Возникла бы серьезная проблема и большие сложности с топливом, материальными ресурсами, природными ресурсами и прочим. Это создало бы сложности.
Забота об окружающей среде
Таким образом, еще одним аспектом этической жизни является внимательное отношение к окружающей среде, например, к тому, как мы используем воду. Мой собственный вклад, возможно, выглядит незначительным, тем не менее, много лет я не принимаю ванну, я пользуюсь только душем. Для ванны требуется слишком много воды. Возможно, я слаб, поскольку каждый день я два раза принимаю душ, так что объем потраченной мной воды такой же. Но, как бы там ни было, что касается, к примеру, электрического света, когда я выхожу из комнаты, я всегда выключаю свет. Таким образом я вношу маленький вклад в охрану окружающей среды. Итак, из чувства глобальной ответственности возникает определенный этический образ жизни.
Как помогать другим
Что касается того, как помогать другим, то существует много способов, Многое зависитот обстоятельств. Когда я был юн, семи или восьми лет от роду, и учился, у моего наставника Линга Ринпоче с собой всегда были розги. В то время мой ближайший по возрасту старший брат и я учились вместе. И розг на самом деле было две пары. Одни розги были желтого цвета – священные розги для священного Далай-ламы. Но даже если вы используете священные розги, я не думаю, что была какая-то священная боль! Это кажется грубым методом, однако на самом деле это было очень полезно.
В конечном счете, является ли какое-либо действие полезным или вредным, зависит от мотивации. Из-за искренней заботы о долгосрочном благополучии других методы иногда могут быть грубыми, иногда мягкими. Временами даже небольшая ложь может помочь. Например, чей-то дорогой друг или один из родителей в далекой стране может быть серьезно болен или близок к смерти, и вы знаете об этом. Но вы также знаете, что если вы расскажете другому человеку о том, что один из его родителей вот-вот умрет, человек настолько расстроится и разволнуется, что может потерять сознание. Поэтому вы говорите: "Они в порядке". Если вы на сто процентов заботитесь о том, чтобы не расстраивать другого человека, в таком случае, несмотря на то, что ложь с точки зрения наших собственных интересов является неэтичной, все же, с точки зрения другого человека, она может быть наиболее подходящей.
Насильственные и ненасильственные методы
Итак, как лучше всего помогать другим? Это сложный вопрос. Нам необходима мудрость, нам необходимо ясное осознание обстоятельств, и нам необходима гибкость, чтобы применять различные методы соответственно различным обстоятельствам. И наиболее важна наша мотивация: нам необходимо обладать искренним чувством заботы о других.
К примеру, является ли метод насильственным или ненасильственным, зависит в основном от мотивации. Несмотря на то, что говорить ложь во спасение само по себе насильственно, в зависимости от мотивации это может быть метод помощи другим. То есть, с этой точки зрения, это ненасильственный метод. И наоборот, если мы хотим использовать других и поэтому дарим им подарок, это выглядит как ненасильственный метод, однако в конечном счете, поскольку мы хотим обмануть другого человека и использовать его, это насильственный метод. Поэтому насильственный или ненасильственный – тоже зависит от мотивации. Все человеческие действия зависят от мотивации. Это также до некоторой степени зависит от цели; однако если наше стремление – это лишь цель, а нашей мотивацией является гнев, тогда это плохо. Так что, в конечном счете, мотивация является наиболее важной.
Межрелигиозная гармония
Касаясь того, что вы вынесете из нашей дискуссии, важно пытаться развивать внутренний покой. Об этом мы должны думать и это мы должны осуществлять в себе. Кроме того, если в аудитории есть последователи какой-либо религии, верующие, я всегда делаю один из моих основных акцентов на межрелигиозной гармонии. Я думаю, все основные религии – возможно, это в меньшей степени относится к малым религиям, предполагающим поклонение солнцу и луне, в которых не так много философии, – но большинство основных религий обладают некоторой философией и теологией. Поскольку их религия основана на определенной философии, она поддерживалась тысячи лет. Однако, несмотря на различие философий, все религии считают наиболее важной практикой практику любви и сострадания.
С состраданием автоматически возникает чувство прощения, а затем терпимость и принятие. Благодаря этим трем факторам возникает общая удовлетворенность. Это общий подход для всех религий. Религии также важны для распространения основных человеческих ценностей, о которых мы говорили. То есть в этом отношении все наши религии полезны, потому что они способствуют тому, что является основой нашего счастья, а именно ведению этического образа жизни. Следовательно, поскольку все религии несут одно и то же послание, все они обладают одним и тем же потенциалом помогать человечеству.
В разное время на разных территориях возникают разные учения. Это необходимо. Эти разные времена и территории и разные образы жизни получили развитие из-за разницы в окружающей среде, и из-за этого образовались различия в религиях. Для каждого из этих времен оказались подходящими определенные религиозные идеи [и поэтому эти идеи прижились]. Благодаря этому каждая из тысячелетних религий имеет свои собственные традиции. Мы нуждаемся в этом разнообразии богатых традиций: они служат разным типам людей. Одна религия не может подходить и служить всем.
Во времена Будды в Индии уже существовало много небуддийских традиций. Будда не пытался обратить всех индийцев в буддизм. Другие религии тоже были хорошими. Временами устраивались совместные дебаты. В особенности после Будды мастера на протяжении многих столетий дебатировали друг с другом. Такие дебаты очень полезны, особенно в области теории познания. Один ученый из другой традиции критически проверяет философию и взгляды разных религий, и это заставляет каждого задуматься о своей собственной религии и традиции и дебатировать. Следовательно, это естественным образом приносит прогресс. В некоторых случаях на таких дебатах, возможно, случалось небольшое насилие, и это досадно; но, в основном, это было здоровое развитие.
Таким образом, Индия представляет собой хороший пример настоящей религиозной терпимости, которая продолжается столетиями как традиция, и она все еще жива в Индии. Это хорошая модель для остального мира.
В древние времена люди были изолированы, это нормально. Однако теперь мы в других условиях. К примеру, Лондон – это практически многорелигиозное сообщество. Поэтому очень важна религиозная терпимость. Так что, те из вас, кто верит в религию, гармония и терпимость очень важны. Когда у вас будет возможность, приносите пользу, практикуя такое отношение.
Комментарии к книге «Как вести этический образ жизни», Тензин Гьяцо (Далай-лама XIV)
Всего 0 комментариев