Существовало и особое священное место для религиозных ритуалов: ровный участок земли прямоугольной формы, который отмечался бороздами, проводимыми по земле с молитвой, что должно было защищать от действия злых сил. Это место, названное позже зороастрийцами пави (чистое место), опрыскивалось водой и еще раз освещалось молитвами. Жрец сидел, скрестив ноги перед огнем, находившимся в небольшом сосуде.
Особое значение придавали арии обрядам очищения, прежде всего — священных сосудов. Требовало очищения и все, связанное с мертвецами.
Сначало использовали коровью мочу (как жидкость, содержащую аммиак) или пыль, затем очищались водой.
Древние арии поклонялись не только огню, воде, Хаоме и первобыку Гэуш-Урвану («Душа Быка»). В целом их религиозные воззрения можно охарактеризовать как первобытный анимизм.
У всех предметов, живых и неживых, способных двигаться и неспособных — есть сознательная сила,
«майнью», что часто переводится как «дух».
Были духи ручьев, деревьев, гор, различных предметов.
Были и «майнью» различных человеческих качеств: смелости, ревности, зависти, раздора и т. д. К ним нужно было обращаться с молитвой, в трудную минуту они могли помочь или помешать, вселяясь в человека.
Силы природы также персонифицировались в виде божеств, земли (Зам), неба (Асман), солнца (Хвар), луны (Мах), ветра (Вата, приносящий дождь и Вайю, божество пустоты). Весьма почитались и божества клятвы и справедливого договора — Митра (у индийцев это был Варуна). Божества эти таились в самой произнесенной клятве и поддерживали того, кто ее исполнял, но могли погубить лжеца. С этим представлением связан жестокий обычай — ордалии, испытание огнем или водой.
Чтобы узнать, говорит ли человек правду, его по гружали в воду, заставляли пробежать по узкому проходу между пылающими кострами или же выливали на грудь расплавленную медь. Этих божеств со временем стали почитать настолько глубоко, что назвали Ахура (бог, господин), и они стали олицетворять истину и добродетель. Третьим, еще более великим божеством был Ахура Мазда, не связанный непосредственно с какой-либо сти хией «Господь мудрости», руководящий другими богами.
Комментарии к книге «Зороастризм за 90 минут», Анна Успенская
Всего 0 комментариев