Но, чтобы «дело» вышло «клевое», то есть удачное, они стараются работать наверняка, то есть сначала выследить «карася» в момент, когда он платит и меняет деньги, и удостовериться, в какой карман он их положит. Затем остается только стиснуть со всех сторон намеченную жертву или завести с ней общую драку, во время которой и обчищается «кайстра» (мешок, карман, кошелек и касса одинаково называются этим техническим термином). Рассказы о том, что своих учеников воры заставляют практиковаться сначала на манекенах, увешанных звонками, преувеличены, по крайней мере по отношению к киевской ассоциации. Просто-напросто «маз» пускает ученика на дело одного, а сам издали следит за ним, критикует его работу и в случае надобности и возможности подает помощь… Окончательную же шлифовку «марвихер» получает в «гостинице» (тюрьме), где рассказы о ловких «делах», обратясь в легенды и преданья, с уважением передаются из поколения в поколение.
Нечего говорить о том, что «марвихеры», как и прочие воры, выработали свой собственный условный язык. Так, например, часы у них называются «стукалы», сапоги — «коньки», панталоны — «шкары», манишка и галстук — «гудок», сыщик — «лягавый», городовой — «барбос», тюремный надзиратель — «менто», военный — «масалка» и так далее.
У воров есть и свои собственные песни, навеянные тюремными музами. Песни эти говорят большею частью о суде и о горькой участи «мальчишки», отправляющегося на каторгу. В одной из них, например, поется о том, что
Судей сберется полк,Составит свое мнениеИ скажет, что я вор, —Сослать на поселение.Защитник у глазахОбрежет прокурораИ скажет, что нельзяЕго считать за вора.И тут же неожиданно глупый припев:
Всегда, всегда с утра и до утра.Другая песня, с очень трогательным мотивом, похожим на похоронный марш, чрезвычайно популярна. Она начинается так:
Прощай, моя Одесса,Прощай, мой карантин,Нас завтра отвозятНа остров Сахалин.И припев, печальный, почти рыдающий припев:
Погиб я, мальчишка, погиб навсегда.А годы проходят, проходят лета.Однако мальчишка вовсе не заслуживает этого сожаления, потому что дальше очень подробно перечисляются его прежние подвиги:
Зарезал мать родную,Отца я убил,и опять «Погиб я, мальчишка…» и так далее до бесконечности, куплетов что-то около сорока.
Комментарии к книге «Вор», Александр Иванович Куприн
Всего 0 комментариев