ИММАНУИЛ КАНТ
СОЧИНЕНИЯ
ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ НРАВСТВЕННОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Древнегреческая философия разделялась на три науки: физику, этику и логику. Это деление
полностью соответствует природе вещей, и нет нужды в нем что-либо исправлять; не
мешает только добавить принцип этого деления, чтобы таким образом отчасти увериться в
его полноте, отчасти получить возможность правильно определить необходимые
подразделения.
Все познание из разума или материально и рассматривает какой-нибудь объект, или
формально и занимается только самой формой рассудка и разума и общими правилами
мышления вообще, без различия объектов. Формальная философия называется логикой, материальная имеет дело с определенными предметами и законами, которым они
подчинены, и в свою очередь делится на две [части]. Дело в том, что эти законы суть или
законы природы, или же законы свободы. Наука о первых законах носит название физики, наука о вторых есть этика; первая называется также учением о природе, а последняя –
учением о нравственности.
Логика не может иметь никакой эмпирической части, т. е. такой, в которой всеобщие и
необходимые законы мышления покоились бы на основаниях, взятых из опыта; в противном случае она не была бы логикой, т. е. каноном для рассудка или разума, который имеет силу и должен быть показан при всяком мышлении.
Естественная же философия, так же как и нравственная, может иметь свою эмпирическую
часть, потому что первая должна определять свои законы природе как предмету опыта, вторая же – воле человека, поскольку природа воздействует на нее; при этом первые законы
[определяются] как законы, по которым все происходит, вторые же – как законы, по
которым все должно происходить, однако следует принимать во внимание условия, при
которых оно часто не происходит.
Всякую философию, поскольку она опирается на основания опыта, можно назвать
эмпирической, а ту, которая излагает свое учение исключительно из априорных
принципов, – чистой философией. Последняя, если она только формальна, называется
логикой; если же она занимается лишь определенными предметами рассудка, то она
называется метафизикой…
Так возникает идея двоякой метафизики – метафизики природы и метафизики
Комментарии к книге «Сочинения», Иммануил Кант
Всего 0 комментариев