ПОСВЯЩАЕТСЯ моему другу и скульптору Э. Л. Берсудскому
ПРЕДИСЛОВИЕКаждое произведение искусства имеет свою судьбу, связанную и с жизнью автора-создателя и со временем, позволившим этому произведению состояться. Драгоценные камни, тщательно ограненные и оформленные в художественные оправы, столетиями украшают своих владельцев или в витринах музеев и сокровищниц повествуют о сложных и разнообразных историях, сопровождающих их.
Архитектурные сооружения: египетские пирамиды и обелиски, готические соборы и дворцы, таинственные виллы и языческие храмы — хранят информацию о времени и строителях, о заказчиках и об образе жизни разных народов.
А живописные образы? Лики святых и богов, портреты простых людей и правителей, полководцев, ученых, магов, героев, — будто хранят следы времени на своей поверхности. Глядя на бесконечную галерею изображений, мы можем представить наших далеких предков, с их мечтами и страданиями, с их надеждами и свершениями.
Наиболее значительные создания рук человеческих с момента своего рождения хранились и почитались, служа своего рода эталонами. Так было с блестящими изделиями египетского прикладного искусства и греческой классической скульптурой, с религиозными композициями и портретами Высокого Возрождения и сердечным, достоверным реализмом современников Рембрандта. Значение и ценность произведений такого уровня были таковы, что завоеватели пытались захватить их вместе с золотом, а победители брали такие произведения в виде контрибуций. Рыцари крестовых походов, предводители гигантских армий и грабители-пираты, покорители «диких» земель оправдывали многочисленные осады, захваты, порабощения спасением художественных ценностей от тех, кто, по их мнению, не имел права на роскошь владения искусством. Произведения искусства точнее, чище и откровеннее, чем историки, рассказывали об уровне развития того или иного народа, о вкусах той или иной страны, о моральных и материальных ценностях того или иного времени. Пожалуй, произведения искусства можно назвать летописью народов мира.
Комментарии к книге «Величайшие подделки, грабежи и хищения произведений искусства», Юрий Модестович Гоголицын
Всего 0 комментариев