Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться.
15Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа.
16Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда – и тем, и другим, и третьим.
17Умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого неизменной удачей.
18Умеренность – это боязнь зависти или презрения, которые становятся уделом всякого, кто ослеплен своим счастьем; это суетное хвастовство мощью ума; наконец, умеренность людей, достигших вершин удачи, – это желание казаться выше своей судьбы.
19У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
20Невозмутимость мудрецов – это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.
21Невозмутимость, которую проявляют порой осужденные на казнь, равно как и презрение к смерти, говорит лишь о боязни взглянуть ей прямо в глаза; следовательно, можно сказать, что то и другое для их разума – все равно что повязка для их глаз.
22Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.
23Немногим людям дано постичь, что такое смерть; в большинстве случаев на нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти.
24Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью длительных невзгод, они этим показывают, что прежде их поддерживала не столько сила духа, сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием.
25Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
26Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
27Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
28Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних.
29
Комментарии к книге «Максимы и моральные размышления», Франсуа VI де Ларошфуко
Всего 0 комментариев