На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки» (как назвал их поэт С. Погореловский). В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые слова, и в потоке этих слов встречаются различные фонемы (звуки) русского языка, соединенные в сложнейшие звуковые комбинации. «Трудноговорка» требует особой четкости дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.
Например:
Перспективный бесперспективияк, бесперспективный перспективияк.
Из-под пригорка из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.
У столбов гладкотесовыструганных вьюн да хмель расперезавиваются.
Любая «чистоговорка», скороговорка, а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого труднопроизносимого слова.
На первых порах, чтобы разобраться в сложной расстановке звуков, возможно сразу же записать скороговорку, чтобы, кроме слухового, иметь зрительный образ составляющих ее слов, и несколько раз прочитать ее по записи. Но в дальнейшем запись все-таки лучше оставлять на конец занятия как фиксирование домашнего задания, а в процессе урока тренироваться в осмыслении, запоминании и освоении тренировочного текста только по слуху.
На этапе работы над удлинением выдоха и умением держать перспективу мысли на всем протяжении говорения скороговорка трансформируется в «длинноговорку». «Длинноговоркой» может стать скороговорка, состоящая из одного распространенного предложения.
Например:
Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшего универсальный, усовершенствованный пылепневмомешковыколачиватель.
Или:
Еду в Минск, из Минска в Пине к, из Пинска вДвинск, из Двинска в Лабинск, из Лабинска в Псков, из Пскова в Гдов, из Гдова в Львов, из Львова в Льгов, из Льгова в Покров, из Покрова в Ковров.
Также «длинноговоркой» может стать любая скороговорка при неоднократном ее повторении целиком или удвоении, утроении и т. д. каждого слова, входящего в ее состав.
Однако здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что сложившаяся таким образом история, как и любая другая, не «стоит на месте», а развивается, длится, между ее частями не ставятся завершающие точки:
Комментарии к книге «Скороговорки в речевом тренинге: Учебное пособие», Марина Владимировна Смирнова
Всего 0 комментариев