«Йога»

248

Описание

отсутствует



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Йога (fb2) - Йога [calibre 2.76.0] 24K (книга удалена из библиотеки) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор Неизвестен

Йога.

За несколько веков до Христа великий индийский мудрец и философ Патанджали впервые обнародовал учение йоги. В своей йога-сутре он обучал методам, с помощью которых йог может достичь состояния абсолютного сознания, чтобы стать единым с Божественной Сущностью посредством устранения своего собственного эгоистического «Я».

Санскритское слово «йога» буквально означает соединение или сложение, но действительное его значение лежит на более высоком уровне. Это духовный союз, трансформация свернутого «Я» в развернутое с целью объединения нашего высшего «Я» с Божественной Сущностью. Слово «Я» имеет двойное значение. Одно – эгоистическое, а другое – духовное, что впечатляюще выражено в санскритской поэме из Брихадараньяка Упанишады «Ахам Сатьям», что означает «Я есмь истина», здесь «Я» означает высший уровень сознания, называемый атман. Следовательно, свертывание «Я» – это постоянный психический и физический процесс в йоговской культуре, направленный на самоосвобождение от духовного рабства, порожденного невежеством.

Этот процесс подобен снятию шелухи с лука, до тех пор пока не остается ничего, кроме абсолютного знания истины. Затем индивидуальная сущность сможет объединиться с высшей сущностью, и это и есть йога, раскрытие абсолютной истины «Я есмь». Для того чтобы осознать, что наше индивидуальное сознание является лишь частью вечного сознания, нам следует отрешиться от наших эгоистических побуждений. Йога приводит земное сознание к единству с Божественным Сознанием.

Совершенство достигается с помощью контроля над суетным разумом, замутненным и несовершенным.

В человеческом существе мощь разума, возможности Высшего Сознания скрыты и ждут, чтобы мы сами их раскрыли и проявили в жизни. Через осознанный путь дыхательной практики пранаямы, существенной части йоговского учения, согласно Патанджали, мы учимся управлять своими внутренними возможностями для того, чтобы открыть в себе источник божественного света. Таким образом, мы осознаем свою истинную сущность, достигая гармоничного состояния в трех главных аспектах нашей жизни: телесном, разумном и духовном. Гармоничная связь тела, разума и духа создает покой и удовлетворение.

Йога классифицируется по четырем направлениям.

Раджа-йога – это путь наблюдения за внутренним состоянием разума и овладение своими интеллектуальными способностями, для того чтобы заново открыть смысл жизни с помощью методов концентрации и медитации.

Карма-йога – – это путь искоренения наших дурных качеств посредством самоотверженных, бескорыстных деяний, а также посредством осознания божественного.

Джняна-йога – это путь преодоления человеческого невежества во имя высшего знания о нашем истинном «Я» и его подлинной природе, Божественной Сущности. Осознание (реализация) Высшего Единства.

Бхакти-йога – это путь божественного единения посредством преодоления наших эротических эмоций, их трансформация в высшую преданность. Духовная реализация через высшую преданность.

«Эти четыре направления вовсе не одинаково полезны для всех, поскольку у каждого практикующего йогу свой индивидуальный характер». Следовательно, каждый человек должен выбирать одно из этих четырех направлений в качестве основного – в соответствии с его или ее склонностью, а остальные три могут трактоваться как дополнительные на пути духовного самосовершенствования.

Кундалини- йога.

Кундалини – это божественная космическая энергия. Этот духовный потенциал сохраняется в скрытой форме, символически представленной в виде спящей змеи, свернувшейся кольцом, в самом нижнем астральном нервном центре, в конце нашего спинного мозга, называемом Муладхарой чакрой. В процессе практики Кундалини эта скрытая энергия, называемая Кундалини Шакти, пробуждается в медитации при помощи энергии праны – основы пранаямы – и шаг за шагом поднимается через следующие пять высших астральных нервных центров к высочайшему астральному нервному центру в нашем мозгу.

Самадхи – это такое состояние разума, когда совершенная концентрация преобразуется в Высшее Сознание, находящееся за пределами постигаемого разумом. Это сознание в четвертом измерении. В этом состоянии йоги находятся в абсолютном единении с Богом.

Дхарма, дхьяна и самадхи – вот три последовательные ступени медитации. Каждое из искусств раджа-йоги, этих суб-йог, способствует реализации Божественного в нас, помогая овладеть собственным духом и разумом. По этому поводу Свами Вивекананда выразил следующую мысль: «Ни во что не верьте, пока не отыщете истину самостоятельно, – вот чему учит раджа-йога».

В Индии поток интеллекта называется праной (обычно переводится как „жизненная сила“), которую можно увеличивать и уменьшать по своей воле, перемещать туда или сюда, манипулировать ею для поддержания физического тела в хорошем состоянии.

Йог перемещает прану, не пользуясь ничем, кроме своего сознания, ибо на более глубоком уровне сознание и прана – это одно и то же – осознание жизни, а осознание и есть жизнь».

Прана проникает во все формы материи и, однако, сама не есть материя. Это энергия, которая делает материю одушевленной. Неиспользованная прана (то есть после смерти) возвращается в великий вселенский источник, из которого она возникает.

Благодаря исполнению пранаямы наш разум сознательно приводится к тому, чтобы овладеть этой тонкой праной, вездесущей и бесконечно проявляющейся энергией вселенной, которая есть также проявление духовного дыхания высшего существа. Прана берет начало в нашем «Я» (Упанишада). Это жизненная сила, космический жизненный поток, незримо существующий в форме тонкой вибрации повсюду и во всех существах, во всех стихиях.

Практика.

Пранаяма – это сознательное восприятие и овладение жизненной энергией, присущей психофизической системе каждого живого существа. Пранаяма – это нечто большее, нежели система контроля дыхания. Пранаяма имеет несколько аспектов – в грубом и в тонком материальных телах, в непосредственно ощущаемых и в потаенно скрытых телах.

Пранаяма – это активный процесс сознательной интеграции йоговского дыхания и наших мыслей в единую управляемую концепцию божественного восприятия. Дальнейшей концепцией такого дыхания является получение энергии праны при каждом вдохе, освобождение от эгоизма и неведения при каждом выдохе и осознание глубины энергии праны при каждом периоде задержки дыхания. Выдох также трансформирует энергию праны в форму направленной исцеляющей энергии.

Перед выполнением пранаямы необходимо привести разум в состояние успокоения. Это достигается посредством выполнения в течение какого-то времени хорошо известной шавасаны. При этом мы сосредотачиваемся на слушании звука нашего обычного дыхательного цикла. Наблюдение за этим звуком дыхания – очень хорошая практика, дающая успокаивающий эффект нашей нервной системе.

Пранаяма – это дисциплина внутреннего обучения, и она не должна превращаться в слепое выполнение долга. Избегайте чрезмерной практики без соответствующей внутренней потребности.

В йоговском дыхании длительность выдоха волевым усилием растягивается – она вдвое больше длительности вдоха, для максимального использования емкости выдыхания. Это дает соотношение по времени 1:2 для вдоха и выдоха.

Вслед за этим идет длительность задержки дыхания (обратитесь также к п. 1.3) в отношении ко вдоху. Согласно йоговской культуре это отношение составляет 1:4. Это означает, что период задержки дыхания вчетверо дольше длительности вдоха. Так что окончательное отношение для дыхательной последовательности 1:4:2; вдох – задержка дыхания – выдох. В некоторых случаях практикуется также задержка дыхания после выдоха, причем длительность задержки дыхания после выдоха 1:1 или даже менее в отношении ко вдоху, в соответствии с индивидуальными физическими возможностями, поскольку после выдоха более длительная задержка дыхания, на 15 секунд и более, может стать весьма неприятной.

Таким образом, окончательная пропорция 1:4:2:1 для состояний вдох-пауза-выдох-пауза – это стандартное соотношение для всех практик Пранаямы, если иное специально не оговорено.

Когда и где заниматься техникой дыхания в йоге?

 Заниматься желательно регулярно. В одно и то же время суток (рано утром или вечером).

 Упражняться нужно в чистом, проветренном помещении.

 Упражняться нужно не раньше, чем через два часа после принятия пищи.

 На голодный желудок заниматься также нежелательно.

 Опорожните кишечник, мочевой пузырь перед занятием.

Предосторожности при занятиях.

«Пранаяма» - мощнейшая оздоровительная и омолаживающая техника для всего организма, поэтому, занимаясь, нужно прислушиваться к своим ощущениям, соблюдать некоторые осторожности. Если в какой-то момент вы чувствуете себя некомфортно, либо у вас кружится голова, либо вы становитесь слишком эмоциональными при выполнении - прекратите делать упражнение. Лягте, расслабьтесь. Повторы каждого упражнения увеличивайте постепенно, по мере своей возможности, доведя их до нужного вам количества. После проведения занятия вы должны ощущать бодрость, повышение общего тонуса, но никак не упадок сил или головокружение.

Дыхание – номер один в йоге. Полноценное дыхание.

Начните свое изучение и пополнение знаний в области правильного дыхания с обучения «полноценному дыханию». Большинство людей используют в своем дыхании лишь верхнюю часть легких. При полноценном дыхании, заимствованном у йогов, задействуется вся область легких – верхняя часть под ключицами и плечами, средняя часть под грудной клеткой и нижняя часть (самая объемная) над диафрагмой.

Полноценное дыхание: учит правильно, эффективно дышать, повышает качество жизни. Как его производить?

Примите позу сидя или лежа.

Втяните живот и вытесните воздух из нижней части легких. Расслабьте живот.

Вдохните (через нос) медленно и глубоко, наполняя нижнюю часть легких (живот при этом приподнимается), среднюю часть (грудная клетка расширяется) и верхнюю часть под ключицами.

Очень важно для длительного нахождения воздуха в легких и удаления углекислого газа. Задержите дыхание на 5-10 секунд. В два раза дольше, чем время на вдох-выдох.

Выдохните медленно, полностью – сначала из верхней части легких, затем из середины и, наконец, из нижней части, втягивая живот, чтобы убедиться, что из легких (до самого их «донышка») вышел весь воздух. Задержите дыхание. Повторите всё упражнение вновь.

Это упражнение можно повторять бесконечно. Со временем вы научитесь полноценно дышать, не замечая того, что в этой время выполняете упражнение. Подобное дыхание желательно сделать постоянной системой работы своих легких.

Шавасана — «поза мёртвого тела»

Лежать, распластавшись на полу, как труп, называется Шавасаной;

это то, что уносит слабость и дает покой уму.

Чтобы помочь своему телу расслабиться, нужно направить свое внимание от внешнего мира к внутреннему, включить «внутреннее зрение».

Когда организм целиком «затоплен» релаксацией, от сознания остаётся только один его фрагмент — «сторожевой участок».

Расслабить две связки, идущие от затылка вниз по задней поверхности шеи, мышцы подчелюстная и лобная. И ещё глаза. Если они не «отпущены» и непрерывно дергаются — сознание не расслабить.

С глазами вообще связано множество проблем, которые скрыты от самого человека. Большинство людей не подозревает, что существующий уровень внутреннего напряжения отражён в поведении их глазных яблок, хотя это легко определить. Если во время исполнения асан при сомкнутых веках глазные яблоки постоянно и безостановочно дергаются — это тот самый вариант. Нужно обратить на это самое пристальное внимание и постепенно научиться тормозить эти непроизвольные движения в процессе занятий асанами. Как только это начнёт получаться — качественное расслабление скорее всего обеспечено.

В любом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий «хитрый» ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за дыханием - отвлеченное и безразличное.

При периодическом и частичном угасании сознания в «Шавасане» могут возникать различные  феномены - чувство парения, полёта, разрастания отдельных частей тела, изменение его формы и т.д., всё это вполне допустимо и не должно озадачивать.

Внешние требования для Шавасаны - положение лёжа на спине, ноги на ширине плеч, руки отведены от тела так, чтобы они не прикасались к бокам и подмышки были раскрыты, ладони развёрнуты.

Не следует ложиться в «Шавасану» на холодную поверхность, так же как и на мягкое - спина должна быть прямой.

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «Йога», Автор Неизвестен

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства