В заключение хотелось бы привести еще один пример, связанный с зеркальной асимметрией. Как известно, в чжэнь терапии существуют два метода введения иглы: тонизирующий и седативный. И тот и другой метод имеет целый набор приемов манипулирования иглой, одним из которых является поворот иглы или вращения иглы. Направление вращения (по часовой стрелке или против) зависит от требуемого эффекта. Если необходима тонизация, то иглу вращают по часовой стрелке, если дисперсия, то против. Некоторые авторы рекомендуют поворачивать иглу по оси до 90°, но не более 180° (И.И.Русецкий, 1962, цит. по Д.М.Табеевой, 1982); Чжу Лянь (1959) рекомендует ограничиться вращением иглы на 180°, а для более сильного раздражения — на 360°; вьетнамские авторы Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниеп (1989) рекомендуют для «укрепления» (тонизации) трижды, на разной глубине, девятикратно вращать иглу по часовой стрелке, а для «рассеивания» (дисперсии) трижды, также на разной глубине, шестикратно вращать против часовой стрелки. Все авторы едины во мнении, что направление поворота иглы имеет принципиальное значение для каждого метода воздействия. В связи с этим, возможно, что тонизирующая и седативная точки как объект киральности имеют биофизические, биохимические или морфологические характеристики, каким-то образом связанные с право- и левовращением и, следовательно, определяющие закономерности воздействия на них.
Изображение монады в виде вращающихся окружностей, символизирующих волновые процессы, а также симметрию-асимметрию элементарных частиц, молекул, химических изомеров, амфидромов, планет, Галактик, возможно, и есть то условие соответствия между макро- и микрокосмом. Не исключено, что в монаде скрыты и другие символы, имеющие значение не только для теоретических умозаключений, но и для практического применения.
Примечания
1 Тай цзи ту — схема Великого предела. Первоначально этот рисунок был помещен в книге «Циклическое триединство», написанной Вэй Бо Яном во времена Восточно-Ханьской династии (9 — 220 гг.). (Источник: М.М.Богачихин. Таинственная ци и пути к бессмертию, 1991).
Монада (греч. monas/monados/ — единица, неделимое). В философии Лейбница (XVII в.) монада — это первичный элемент всего существующего. (Источник: Словарь иностранных слов, 1988).
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-05-06 (1995)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев