«Бронетранспортёры на шасси UNIMOG 1950 - 2009 гг.»

404

Описание

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР» Издаётся с июля 1995 г. - 36 c.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Бронетранспортёры на шасси UNIMOG 1950 - 2009 гг. (fb2) - Бронетранспортёры на шасси UNIMOG 1950 - 2009 гг. (Бронеколлекция, 2010 - 1) 8376K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Леонид Борисович Кащеев

Л.Кащеев Бронеколлекция, 2010 № 01 (88) Бронетранспортёры на шасси Unimog 1950 - 2009 гг.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Издаётся с июля 1995 г. - 36 c.

Литература

1. Р. Исмаилов и др. Бронетехника XX века: танки, САУ, военные машины. - Смоленск, Русич, 2006.

2. М. Никольский, В. Ильин. Иллюстрированный справочник. Колёсная бронетехника - М., Астрель, 2001.

3. А. Краснов. Вездесущий UNIMOG. - Моделист-конструктор, 1997, №12.

4. В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 - 1982 гг. - М., Астрель, 2002.

5. Dohmann L., Niemeier J. Das neue grosse Unimog Buch. - Bestell-Nr. HE 0905I, 2006.

6. Dunnebier M. Nutzfahrzeuge der Daimler-Benz AG. Motor-Jahr 83. - Berlin, VEB Verlag fur Verkehrswesen, 1983.

7. Heppe R. Unimog & MB trac. Die Chronik Bestell. - Nr. PO 0275, 2003.

8. Schneider P. Mercedes Unimog. - Bestell-Nr. MB 2842, Daimler-Chrysler, 2004.

Следующий номер «Бронеколлекции» — монография «Бронетехника армии Австралии»

Бронетранспортёр UR-425 Condor вооружённых сил Португалии в безбашенном варианте с пулемётом калибра 12,7 мм на турели

Большинство ведущих автомобильных фирм, занимающихся выпуском грузовых и легковых машин, производят на их базе и военные модели. Основой для них служат те же шасси гражданских образцов. Военные «надстройки» на них устанавливаются в зависимости от заложенных тактико-технических требований, предъявляемых армейскими специалистами. Это могут быть спецкузова различного назначения или грузовые платформы, рассчитанные на перевозку определённых грузов, вплоть до транспортировки какой-либо военной техники. Возможно размещение на базовых шасси образцов вооружения, включая артиллерийские орудия, даже установка корпусов с башнями. Примером такой деятельности может служить известная фирма Daimler-Benz, многие десятилетия выпускающая грузовые автомобили Unimog («Унимог») разного назначения. На базе этих машин создано целое семейство бронеавтомобилей и бронетранспортёров, разработаны и изготовляются самоходные артиллерийские установки, системы залпового огня и другая военная техника.

Создание автомобиля «Унимог»

Первая модель автомобиля Unimog U25: грузоподъёмность 1 т, мощность двигателя 25 л.с., колёсная формула 4x4. 1949 г.

Вторая мировая война началась в сентябре 1939 г., а в мае 1940-го немецкие танковые соединения прорвали французскую оборону на линии Мажино. Сопротивление оказалось недолгим, и через месяц победители уже подсчитывали трофеи, добытые в поверженной Франции. Подразделения Вермахта в тот период оказались гораздо менее моторизированы, чем это принято сейчас представлять. Потому немцы тысячами принимали на вооружение французские автомашины, многие из которых были бескапотными.

Концепция «кабины над двигателем» в немецком военном автомобилестроении в те годы вообще отсутствовала. Соответствующие немецкие службы испытывали и сопоставляли доставшиеся им образцы трофейной техники со своими. Вывод был однозначным: для лёгкого армейского грузовика такая конструкция целесообразна и необходима. Началось проектирование и постройка опытных образцов. Свои модели бескапотных машин предложили фирмы Opel, Horch, Phanomen и Steyr. Не осталась в стороне и Daimler-Benz. В 1942 г. планы по разработке бескапотного полноприводного автомобиля обсуждались её руководством на совещании в Мариенфельде. Именно с этого момента фирма начала исследования по созданию лёгкого армейского грузовика-тягача. Их результатом стало подписание в 1944 г. плана Morgenthau («Моргентау»), согласно которому конструктору Альберту Фридриху было поручено эскизное проектирование «сельскохозяйственного полноприводного транспортного средства с передней кабиной над двигателем».

А.Фридрих ранее являлся главой отдела авиационных двигателей фирмы Daimler-BenzAG. Однако производства самолётов в ближайшее время в Германии не предвиделось, поэтому он перенацелился на разработку небольшого трактора для сельскохозяйственных работ.

Американские бомбардировщики методично уничтожали германские машиностроительные предприятия, советские танки рвали на части немецкую оборону, а конструкторы Daimler-Benz рассчитывали, чертили, экспериментировали. В те дни, когда в мае 1945 г. происходила капитуляция Германии, на фирме обсуждался проект автомобиля с утверждением его технических характеристик.

Но в далеко идущих планах выявилось несколько серьёзных проблем.

Во-первых, Фридриху не удалось спроектировать ряд важных узлов, поэтому к их разработке были привлечены конструкторы фирмы Horch. Значит они теперь могли потребовать признания своих авторских прав и соответствующих компенсаций, хотя автомобильный завод Horch и остался в советской зоне оккупации Германии. Руководство Daimler-Benz, видимо, решило просто не связываться с «иностранцами» из ГДР, отстаивая публичное признание авторства, а главное — производство машин на самой фирме в силу этих причин было признано нецелесообразным. Выбор пал на ювелирное предприятие Erhard & Sohne в Геппингене. Решение это может вызвать, по меньшей мере, недоумение, но на самом деле «ювелирам» досталась фактически только сборка автомобиля, так как раму, мосты, двигатель и трансмиссию они получали от Daimler-Benz.

В сентябре 1946 г. А.Фридрих представил законченный проект «двухосного трактора». В октябре его шасси вывели на испытания. В декабре полностью была готова и вся машина. Тогда же, весной 1947 г., ювелирная фирма передала производство автомобилей на станкостроительный завод Gebr Boehringer. Осенью здесь приобрели материалы и комплектующие для производства 100 «сельскохозяйственных тракторов».

Весной 1948 г. Gebr Boehringer выставил образец «трактора» на Франкфуртской ярмарке LG-SCHAU, где сразу же получили 150 заказов на такие машины. Для любой компании это означало бы сигнал для немедленного широкомасштабного выпуска, но не для Daimler-Benz. Гигант выжидал реакции фирмы Horch. Прошло два года, но претензий и судебных исков не последовало. За это время — до осени 1950 г. — фирма выпустила 600 машин. Их стали называть Unimog — «универсальное моторное средство» («Унимог» — сокращение немецких слов Universal-Motorgerat).

Итак, к концу 1950 г. маски были сброшены, Daimler-Benz сама начала производить свою модель, а завод Gebr Boehringer получил большой заказ на производство станков, став фактически станкостроительным филиалом автомобилестроительного гиганта.

Unimog U25 фермерский

Unimog U25 на заготовке леса. Рекламный фотоснимок середины 1950-х гг.

Первый «Унимог» представлял собой короткий автомобиль формулы 4x4 на больших колёсах с глубоким протектором, с дизельным двигателем мощностью 25 л.с. и полностью синхронизированной шестиступенчатой коробкой передач. Ходовая часть состояла из двух ведущих мостов с блокируемыми межосевым и межколёсными дифференциалами. Пружинная подвеска (а не рессорная, как у большинства грузовиков того времени) позволила сократить длину машины до 3,5 м. Вал отбора мощности приводил в движение механизмы навесного оборудования. В 1951 г. на машину стали устанавливать также и карбюраторный двигатель.

Для фермеров «Унимог» стал в одном лице и трактором, и сеялкой, и грузовиком. Его грузоподъёмность — 1 т. Но возможность буксировки 3 т груза позволяла машине перемещать по дорогам прицепы с сеном и картошкой, а по полям — поливальные установки с запасом воды.

А.Фридрих поставил «Унимог» на четыре одинаковых колеса, обеспечив равные нагрузки на оси.

Unimog U25 с грузовой платформой на горном склоне. Фото из Музея учебного Unimog-центра в Гаггенау

Хотя оба моста являлись ведущими, передний включался лишь при необходимости. Кабина была предельно надвинута на двигатель, что дало возможность установить более длинную грузовую платформу. Пружинная подвеска жёстких балок мостов обеспечивала нетряскую езду со скоростью 60 км/ч. Низкий центр тяжести позволял перемещаться по крутым склонам, а отличный обзор вперёд и назад — аккуратно буксировать громоздкие агрегаты. Капот — небольшой, сильно наклонённый вперёд, придал машине оригинальный вид.

Высокий клиренс достигался расположением коробки передач вровень с нижними полками лонжеронов рамы. Система подвесок обеспечивала совершенно одинаковым мостам большой взаимный перекос, что дало возможность водить машину даже по горным склонам.

Первая версия «Унимога» имела индекс U25. «U» означало Unimog, а «25» — мощность двигателя в лошадиных силах. Подобная индексация сохранялась долгие годы.

Военная версия Unimog S (U404)

Первый серийный Unimog S (U401) 1955 г. выпуска. Производился до 1980 г. На фотоснимке реконструкция: боковые подфарники и низкопрофильные шины — современные дополнения при восстановлении

Модель U25 была выпущена сравнительно небольшой серией, а тем временем главный конструктор А.Фридрих проводил модернизацию автомобиля. С сентября 1953 г. «Унимог» стали производить не только с открытой брезентовой, но и с цельнометаллической кабиной. Появились более мощный двигатель, новые элементы ходовой части, рамы и колёса различных размеров.

В мае 1955 г. фирма представила военную версию автомобиля — Unimog S с двигателем мощностью 82 л.с. Модель продержалась в производстве до 1980 г. Всего было выпущено 64 342 машины, больше всего в 1962 г. — 6593 и 1963-м — 5810. Менее всего в 1978 г. — 53 единицы и 1980-м — 11.

В сентябре 1956 г. мощность дизеля базовой версии увеличили до 30 л.с., в 1959 г. — до 32, а в 1966 г. — до 34 л.с. В сентябре 1957 г. машины получили новую, более просторную закрытую кабину, тогда же в коробке передач появились синхронизаторы. С 1963 г. завод начал производство первой «большой» модели U406 с дизелем в 65 л.с. Мощность мотора этого варианта «Унимога» в последующие годы постоянно росла и достигла 84 л.с.

За первые 10 лет выпуска бундесвер получил 36 тыс. Unimog S. Большое количество автомобилей до сих пор эксплуатируется в пожарных службах и лесничествах Германии.

Немало грузовиков этого типа со временем оказалось в армиях других европейских стран — Швейцарии, Дании, Польши. 1100 автомобилей были проданы французской армии, С пулемётами, установленными на кабине и в кузове, Unimog S, судя по фотоснимкам, встречается в иракской армии и у ливанских сепаратистов.

В 1965 г. создается модель U416, оснащённая двигателями мощностью 80 л.с., а затем 90, 100 и 110 л.с. Её колёсная база была увеличена до 2900 мм.

«Унимог» U416 начал заменять Unimog S в бундесвере.

Автомобиль Unimog S швейцарской армии. После двадцати лет исправной службы был выставлен на аукционе. 1976 г.

Армейский Unimog U404 с кунгом

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ UNIMOG S

МАССА, кг: 3050.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5000,

ширина 2025,

высота 2740 (для бортовой платформы).

БАЗА, мм: 2900.

КОЛЕЯ, мм: 1630.

ДОРОЖНЫЙ

ПРОСВЕТ, мм: 400.

ДВИГАТЕЛЬ: М180/11

карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность 80 л.с. при 3200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: шестиступенчатая коробка передач.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 95.

ЁМКОСТЬ БАКА, л: 90.

ЗАПАС ХОДА, км: 570.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 0,8.

Автомобиль Unimog U66

Модель U421 с цельнометаллической кабиной и бортовой грузовой платформой. 1966 г.

Март 1966 г. отмечен выпуском модернизированных автомобилей моделей U421 (40 л.с.), U66/403 (66 л.с.) с кабинами увеличенной длины, которые теперь для доступа к силовому агрегату стали откидываться вперёд. В это же время завод в Гаггенау выпустил 100-тысячный «Унимог». Кроме военных, фермеров, лесников, коммунальщиков, геологов и пожарных машину оценили и железнодорожники: начался серийный выпуск рельсовой модификации. Доля экспорта «унимогов» достигла 70%.

Модель U66 имела раму из стального профиля, на которую крепились двигатель, коробка передач и двухскоростной редуктор. Два ведущих моста с колёсными редукторами оснастили блокировкой дифференциалов. Для тяжёлых дорожных условий предусмотрели и межосевую блокировку. В управляемом переднем мосту поставили двойные карданы.

Подвеска машины — зависимая, пружинная, с телескопическими амортизаторами. Рулевой механизм комплектовался гидроусилителем, а тормоза — гидропневматическим приводом.

На U66 ставился 4-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения Mercedes-Benz ОМ314 мощностью 66 л.с. с непосредственным впрыском топлива.

В грузовом варианте на раме размещалась бортовая платформа площадью 3,7 м² с тремя откидывающимися бортами.

В водительской кабине, несмотря на полукапотную компоновку с большими арками колёс, полезного объёма вполне хватало для комфортного размещения двух человек. Сиденье имело несколько регулировок под рост водителя. Было предусмотрено два основных варианта кабин — цельнометаллическая и открытая, с откидывающимся вперёд стеклом и брезентовым верхом. Для доступа к основным агрегатам двигателя и ходовой части кабина откидывалась вперёд. Внешне кабина выполнялась в одном стиле с мерседесовскими грузовиками и автобусами 1970-х гг.

За кабиной, справа на раме, находился топливный бак.

В качестве самостоятельного варианта выпускали несколько типов шасси для установки различных кузовов, в том числе пожарных — фирмы Rosenbauer или санитарных — фирмы Binz. Для таких спецавтомобилей разработали удлинённую пятиместную кабину, в которой мог разместиться боевой расчёт или медчасть.

Вместе с тем, с появлением большого количества навесного оборудования встал вопрос о его приводе. Одного вала отбора мощности явно не хватало. Поэтому пришлось поставить два — передний и задний валы вместе со штуцерами гидравлической системы для подключения навесных агрегатов. Разработали телескопические гидроцилиндры для самосвала и специального подрамника для подъёма и опускания навесных механизмов. Управление оборудованием осуществлялось двумя рычагами-кранами, расположенными под рулевым колесом.

Долгие годы фирма утверждала, что «Унимог» — автомобиль для фермеров. Но теперь лишь 10% из них закупались для сельхозработ. Со временем появился спрос на машины коммунального назначения: уборочные, моющие, пескоразбрасывающие и прочие: узкоспециализированные навесные агрегаты стали обычными для «Унимога». Специальные модели с биодизелем и биологически разлагающимся рабочим маслом в гидросистеме позволили этой технике получить допуск даже в водоохранную зону.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ UNIMOG U66/403

МАССА, кг: 3500.

ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 2000.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 4100,

ширина 2000,

высота 2300.

БАЗА, мм: 2380.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 415.

ДВИГАТЕЛЬ: ОМ 314 карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 66 л.с. при 2550 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: шестиступенчатая коробка передач.

ЁМКОСТЬ БАКА, л: 90.

Автомобиль Unimog U1300L

Армейская пожарная автомашина на шасси U1300L. 1985 г.

Грузовой автомобиль бундесвера Unimog U1300L. 1978 г.

Уникальные внедорожные качества «унимогов» интересовали и военных. Армейские вездеходы составили около трети всего объёма выпуска.

С 1978 г. начинаются поставки в бундесвер грузовиков Unimog нового поколения — U1300L.

Эта же версия машины с 1981 г. поступала в армию, оснащённая санитарным фургоном, а с 1985 г. — как армейский пожарный автомобиль.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ UNIMOG U1300L с бортовой платформой МАССА, кг: 5250.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5540,

ширина 2300,

высота 2750 (по тенту).

БАЗА, мм: 3250.

КОЛЕЯ, мм: 1830.

ДОРОЖНЫЙ

ПРОСВЕТ, мм: 440.

ДВИГАТЕЛЬ: ОМ 352, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность 130 л.с. при 2800 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: семиступенчатая коробка передач.

ТОРМОЗА: ножной — с гидравлическим приводом на все колёса, стояночный — пружинный на задние колёса.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 80.

РАДИУС РАЗВОРОТА, м: 6,9.

ЁМКОСТЬ БАКА, л: 160.

ЗАПАС ХОДА, км: 760.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 1,2.

ПРОХОДИМОСТЬ, град.: угол въезда — 45, угол съезда — 46.

МАССА БУКСИРУЕМОГО ПРИЦЕПА, кг: 8500.

Unimog для города

Unimog U500 нового поколения. Автомобиль сохранил привычную полукапотную компоновку. 2000 г.

Городской Unimog U20 фирмы Schmidt для уборки снега и подметания улиц

Автомобиль Unimog для ремонта и обслуживания линий электропередач, поставленный на железнодорожную колею. Колёсная база по железнодорожным рельсам — 3600 мм, скорость на рельсах — 30 км/ч

В 2000 г. появилась новая версия «Унимога», занявшая среднюю нишу, где у малых машин мощности уже не хватало, а большие — применять было нерентабельно.

Все основные модели «унимогов» разрабатывались с уклоном на применение в армейских подразделениях. Однако теперь в связи с уменьшением военных заказов автомобиль подвели под требования коммунальных служб — работать ему предстояло в городе. Из технического задания исключили возможность использования машины в качестве многоцелевого армейского грузовика, а потому и сельскохозяйственные работы также стали не для него. Конструкторам понадобилось 55 лет, чтобы на основе чисто армейской машины все-таки построить гражданский автомобиль.

В итоге получился городской «мастер на все руки» — неприхотливое, надёжное и многоцелевое шасси для установки самого разнообразного оборудования.

Сильно изменился внешний вид «Унимога», и хотя шасси сохранило привычную полукапотную компоновку, но двигатель с коробкой передач сместился назад. Плоское ветровое стекло уступило место панорамному, большие окна улучшили боковую обзорность. Установили дополнительные дублирующие блоки, включающие зеркала заднего вида, фары и указатели поворота: повторить эти элементы оказалось необходимо для тех случаев, когда основные прикрыты навесными агрегатами.

Дом на колёсах— Unimog с кунгом для активного отдыха

Хотя гамма двигателей первое время оставалась прежней, автомобиль «притих», благодаря более эффективной системе выпуска и дополнительному капотированию моторного отсека шумопоглощающими панелями. Выхлопная труба теперь крепилась за кабиной в вертикальном кожухе.

Ещё одним положительным фактором, с экологической точки зрения, стала установка на некоторые модификации дизелей с системой «Коммон рейл», обеспечивающей лучшую характеристику крутящего момента и благодаря более точному дозированию топлива снижающей токсичность выхлопа и уровень шума.

Современный автомобиль Unimog

Грузовой Unimog U300 с трёхместной кабиной из углепластика и панорамным лобовым стеклом. 2000 г.

В 2000 г. на смену обширному семейству Unimog, включавшему десятки вариантов четырёх базовых серий — U1200, U1650, U1800 и U2450, пришли три серии нового поколения — U300, U400 и U500 с полной массой 7,5 — 16,0 т. От предшественников они отличались высокими обтекаемыми трёхместными кабинами из углепластика с огромным лобовым стеклом, элегантным коротким покатым капотом, массивным бампером и прямоугольными фарами. Автомобили оснащались 4-цилиндровыми или 6-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 150 — 280 л.с., восьмиступенчатой механической коробкой передач Telligent с электропневматическим управлением, обеспечивающей восемь передач вперёд и шесть назад.

Серии U300 и U500 могли изготавливаться с двумя вариантами шасси, имели несколько вариантов валов отбора мощности и подключения гидропривода, оси портального типа, электропневматический механизм блокировки дифференциалов и всех дисковых вентилируемых тормозов, а также оригинальную систему «Вариопилот», позволяющую переставлять рулевое колесо, педали и панель приборов с одной стороны кабины на другую.

Выпускались модели с колёсной базой 3080, 3250, 3600 и 3850 мм и двигателями мощностью 150, 177, 230 и 280 л.с.

Замыкает линейку лёгкая серия U20. Это самый новый «Унимог». Дебют его состоялся в 2006 г. на Международной выставке в Ганновере. В серийное производство автомобиль пошёл в начале 2008 г.

Эта машина спроектирована на укороченном шасси U300 и отличается от предыдущих компактностью: её колесная база уменьшена до 2700 мм. Она снабжена бескапотной кабиной, заимствованной от бразильского Mercedes-Benz Accelo.

Шасси Unimog U3000

Unimog 2450L 6*6

Автомобиль Unimog базовой серии U2450, оборудованный подъёмным краном

«Унимоги» выпускает ещё и турецкое отделение Daimler-Chrysler (Mercedes-Benz Turk A.S.). Здесь в незначительных количествах собирают модель U4000, предназначенную исключительно для местного рынка. Именно на эти шасси фирма Otokar ставит корпуса бронетранспортёра Кауа.

В 2002 году, после 50 лет выпуска в Гаггенау, производство «унимогов» перевели на основной завод Daimler- Benz AG в Вёрте, где их собирают на конвейере вместе с низкорамным коммунальным автомобилем Econic. Переезд производства был обусловлен изменением международной обстановки. Несмотря на рекламу, большую часть немецких «тружеников полей» раньше направляли на военную службу. Из девяти тысяч «унимогов» в год, что собирали в Гаггенау, шесть тысяч выпускали на армейском шасси. Ныне производственная программа в Вёрте не дотягивает и до трёх тысяч — спала международная напряжённость и стало ненужным эксплуатировать целый завод для выпуска армейских машин, оказалось достаточно одной линии на одном из предприятий.

Армейские машины Unimog

Рекламный фотоснимок бельгийской оружейной фирмы FNH: спецназ с автоматическими винтовками F2000 на фоне Unimog U1300L

В 1950-х гг. за военный заказ на грузовые автомобили для возрождающегося бундесвера боролись три фирмы: Hanomag, Borgward и Daimler- Benz. Автомобиль «Унимог» оказался более дорогим в производстве, но превосходил своих конкурентов по проходимости и мощности, поэтому выбор был сделан в его пользу.

Начиная с 1955 г. бундесвер получил 36 тыс. автомобилей Unimog S, а с 1978 по 1987 г. — ещё 17 тыс. 1,5-тонных и 13 тыс. машин грузоподъёмностью до 2 т. Всё это — небольшие грузовики для перевозки личного состава и буксировки лёгких артиллерийских систем — аналоги ГАЗ-66.

Бундесвер использовал «унимоги» либо с бортовой платформой, либо с кузовом-фургоном. В качестве учебной и штабной машины применялась модификация с пятиместной сдвоенной кабиной и укороченной двухметровой бортовой платформой. В известном справочнике Вернера Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 — 1982 гг.» отмечается: «И солдаты хвалят его устойчивость: машина никогда не опрокидывается. Следует отметить также и хорошую обзорность для водителя, которая обусловливается коротким капотом. Во всяком случае, Unimog S как военный грузовой автомобиль зарекомендовал себя прекрасно».

В бундесвере используются и коммерческие модификации модели S. В горные войска поступал небольшой грузовик Unimog U34/411, который солдаты прозвали «горный козёл».

Тягачём специального назначения служили Unimog U84/406 (дизельный двигатель — 84 л.с., база автомобиля— 2380 мм, полезная нагрузка — 2 т) и Unimog U421 (дизельный двигатель — 60 л.с., база автомобиля — 2250 мм, полезная нагрузка — 1,25 т).

Находятся в армии и самые тяжёлые машины этого модельного ряда — балластные тягачи U2450 L6x6, способные перевозить на прицепной платформе даже танки Leopard. На базе этого шасси создано немало образцов специализированной техники и САУ.

Американские армейские экскаваторы на шасси Unimog. Такие машины были закуплены США в Германии для проведения операции «Буря в пустыне». 1991 г.

Бельгийский армейский Unimog, вооружённый тремя пулемётами, установленными на турелях в кузове

Бронетранспортёр Rheinstahl-Henschel/Daimler-Benz UR-416

Лёгкий бронеавтомобиль бундесвера UR-416 с башней. 1969 г.

Первым двухосным послевоенным БТР, разработанным в ФРГ, стал UR-416. Двигатель, шасси, подвеску колёс и трансмиссию проектировала фирма Daimler-Benz, бронекорпус — концерн Rheinstahl-Henschel.

На вооружение бундесвера бронетранспортёр поступил в 1969 г. Внешне он напоминал немецкие полугусеничные транспортёры времён Второй мировой войны.

Компоновка машины соответствовала классической схеме базового «Унимога»: мотор впереди, за ним — место водителя, за водителем — отделение десанта.

Толщина броневых листов корпуса везде одинакова — 6 мм; она защищала от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. По бортам боевого отделения располагалось по четыре амбразуры с бронезаслонками для наблюдения и стрельбы из личного оружия. Посадка и высадка экипажа и солдат десанта происходили через сдвижные двери по бортам (имелись варианты с двухсегментными дверями, где нижний сегмент откидывается вниз, верхний — в сторону) и большой прямоугольный люк в задней части крыши корпуса.

В центре крыши находился круглый люк, перед которым устанавливалась пулемётная турель, причём предусматривалась возможность монтажа вместо люка вращающейся башни. Ходовая часть машины полностью соответствовала «унимогам», обеспечивая бронетранспортёру хорошую проходимость по пересечённой местности. Стандартные колеса 12,5x20” оснащались дополнительным металлическим бандажом. В случае, если шины оказывались прострелены и камеры выпустили воздух, можно было без помех преодолеть расстояние до 80 км на бандажах.

Серийные модификации UR-416

UR-416APC — бронетранспортёр для перевозки, кроме двух человек экипажа, ещё восьми солдат. Выпускался с двумя пулемётами: для обстрела наземных целей и с зенитным. В первом случае — углы обстрела по азимуту ограничивались сектором ±115°, во втором — обстрел по азимуту круговой; по углу возвышения — от-10° до +75°. Базовый вариант машины не являлся амфибийным, но на его основе выпускался плавающий вариант MTW-S.

UR-416 Scout — лёгкая бронемашина (толщина брони 6 мм), вооружённая одним или двумя 7,62-мм пулемётами в одноместной башне с круговым обстрелом по азимуту и с углом возвышения от -6° до +60°. Экипаж машины — три человека: командир, водитель, стрелок. Бронемашина имела ещё четыре варианта вооружения:

— в башне 20-мм пушка Rheinmetall Rh-202 с боезапасом 520 снарядов;

— в башне 90-мм пушка «Мекар» с ограниченными углами обстрела (по азимуту — 16° влево, 14° — вправо; по углу возвышения — от -8° до +15°), боезапас 20 снарядов;

— с ПТУР Cobra, боезапас 10 ракет;

— с ПТУР TOW, боезапас 10 ракет. UR-416 — командно-штабная машина.

Бронетранспортёр UR-416 армии Перу для перевозки личного состава

Основное место в её боевом отделении занимали стол для топографических карт и стойка радиоаппаратуры. Экипаж машины — четыре человека: командир, водитель и два офицера-оператора. UR-416 — санитарная машина. Основная её задача — доставка раненых с поля боя в медпункт. Размещались восемь сидячих раненых или четверо раненых на носилках. UR-416 — ремонтно-эвакуационная машина с краном грузоподъёмностью 500 кг, гидравлическим подъёмником грузоподъёмностью 1500 кг и лебёдкой с тяговым усилием от 2000 до 4000 кг.

Благодаря утилитарности и простоте обслуживания бронетранспортёр получил широкое распространение. Количество БТР UR-416, находящихся на вооружении разных стран по данным на август 2006 г.: Аргентина (40 единиц), Венесуэла (20), Германия (50), Греция (15), Зимбабве (36), Испания (25), Катар (20), Кения (52), Мадагаскар (5), Марокко (55), Пакистан (454), Перу (225), Сальвадор (8), Саудовская Аравия (100), Того (30), Турция (34), Эквадор (5). Итого: 1174 бронетранспортёра.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР UR-416

ЭКИПАЖ, чел.: 2 + 8 солдат десанта.

МАССА, кг: 7600.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5200,

ширина 2260,

высота 2240.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 85.

ЗАПАС ХОДА, км: 700.

Бронетранспортёр Thyssen-Henschel ТМ-170

В 1977 — 1978 гг. конструкторы фирмы Thyssen-Henschel разработали три типа новых БТР — ТМ-90, ТМ-125 и ТМ-170. Машины были спроектированы на базе трёх разных шасси Unimog и отличались друг от друга размерами, формой корпуса и капота. Выбор был сделан в пользу ТМ-170. С 1984 по 1996 г. выпустили 121 бронемашину. Часть из них находилась в пограничных войсках и полиции.

Экипаж машины — два человека: командир и водитель, в десантном отделении могли разместиться до 10 солдат с полным снаряжением.

Корпус ТМ-170 — сварной, из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту от пуль калибра 7,62 мм. При установке водомётных движителей машина развивала на плаву скорость до 10 км/ч.

Компоновка бронетранспортёра такая же, как у базового грузовика.

Длиннобазный Unimog U500, 2005 год

Короткобазный Unimog U500, 2005 год

Вид сзади

Бронетранспортёр ТМ-170 Hardiner. Полицейский вариант несёт башню с водомётом и бульдозерный отвал. 1984 г.

Впереди — двигатель, прикрытый капотом, за ним — кабина, переходящая в отделение для десанта. Машина оснащалась дизельным двигателем OM352AV/2 мощностью 169 л.с., рядным 6-цилиндровым с турбонаддувом. Коробка передач — механическая с восемью передачами переднего и восемью заднего хода. Ходовая часть бронеавтомобиля аналогична ходовой части грузовика «Унимог».

Места водителя и командира располагались рядом. Хороший обзор из кабины обеспечивался наличием больших окон, изготовленных из бронестекла, прикрываемых при необходимости стальными бронезаслонками. В корпусе имелись четыре двери: по одной для командира и водителя, и две — в десантном отделении (одна — с правого борта, сразу за дверью командира, и одна — в корме). Девять амбразур, совмещённых с наблюдательными приборами (две — в кормовом бронелисте, три — с правой стороны корпуса и четыре — с левой), позволяли десантникам вести круговой обстрел из личного стрелкового оружия.

На машине устанавливались фильтровентиляционная система, защищающая от химического и бактериологического оружия, и автоматическая система пожаротушения.

Серийные модификации ТМ-170

Базовый вариант ТМ-170 BGS (SW-4 — Sonderwagen 4) — бронетранспортёр для пограничной охраны.

ТМ-170 Hardliner — полицейский бронетранспортёр. На крыше установлена башенка с водомётом, углы вращения которого составляют + 90°. Бак ёмкостью 1000 л размещён внутри корпуса. Струя воды на расстоянии 30 — 50 м способна сбить с ног человека. Возможен монтаж устройства для применения слезоточивого газа CN.

ТМ-170 NBC — бронетранспортёр разведки и маркировки зон применения оружия массового поражения. Оснащён устройствами для забора проб воздуха, воды и грунта, счётчиком Гейгера, масс-спектрометром, детектором компонентов, входящих в состав нервно-паралитических газов, а также комплектом метеорологических датчиков. Метеодатчики установлены на выдвижной телескопической мачте, находящейся на крыше в корме. Для определения точных границ заражённого района имеются навигационная система Телдикс FNA-5 и индикатор с движущейся картой.

Экипаж машины — три человека: командир, водитель и оператор спецоборудования.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР ТМ-170 BGS

МАССА, кг: 8400.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 6120,

ширина 2450,

высота 2320 (по крыше корпуса),

ШАССИ: Unimog U435.160.

БАЗА, мм: 3250.

ДОРОЖНЫЙ

ПРОСВЕТ, мм: 480.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 100.

ЗАПАС ХОДА, км: 760.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки — 0,6, ширина рва — 1,3.

Бронетранспортёр Thyssen-Henschel UR-425 Condor

Серийный выпуск многоцелевого БТР Thyssen-Henschel UR-425 Condor начался в 1981 г. Он производился в расчёте на экспорт, так как бундесвер им не заинтересовался.

Корпус машины — сварной, из стальных бронелистов, обеспечивал защиту от пуль калибра 7,62 мм, осколков снарядов и противопехотных мин. По бортам и в корме находились двери для посадки и высадки экипажа и десанта. Корпус выполнен герметичным — люки и двери снабжены резиновыми уплотнителями. Внутри корпуса поддерживалось небольшое избыточное давление, что совместно с фильтровентиляционной системой обеспечивало защиту от химического и бактериологического оружия.

Экипаж БТР состоял из двух человек: механика-водителя и наводчика. В десантном отделении могли разместиться десять солдат в полной экипировке.

На бронетранспортёре устанавливался дизельный двигатель Daimler- Benz ОМ-325А, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 168 л.с. Все четыре колеса — ведущие, при движении по шоссе передний мост мог отключаться. «Кондор» самостоятельно преодолевал водные препятствия вплавь без дополнительной подготовки.

В базовом варианте машина вооружалась 20-мм автоматической пушкой «Эрликон» и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, установленными во вращающейся башне FVT900 фирмы Helio Mirror (дочерняя Reinmetall).

Многоцелевой бронетранспортёр UR-425 Condor армии Малайзии. Вариант БТР с башней TUR-1, вооружённый двумя спаренными 7,62-мм пулемётами

Разворот башни и наведение орудия производились вручную. С каждого борта в кормовой части корпуса монтировались шестиствольные блоки дымовых гранатомётов, ещё четыре гранатомёта могли крепиться на башне.

На крыше башни монтировались перископический прицел «Пери» Z-11 и два перископических наблюдательных прибора. На двух боковых и двух кормовых гранях башни имелись стеклоблоки.

Выпускались также модели БТР с башней TUR-1, вооружённой одним или двумя 7,62-мм пулемётами Thyssen-Henschel.

На базе машины были разработаны и серийно производились невооружённые версии: машина управления, оснащённая дополнительными средствами связи, и санитарно-эвакуационная.

Для вооружённых сил Португалии бронетранспортёр выпускался в безбашенном варианте с 12,7-мм пулемётом М2НВ, установленным на турели перед люком на крыше корпуса.

Небольшая партия «кондоров» состоит на вооружении полиции и пограничной охраны Германии.

На вооружении разных стран находится следующее количество БТР «Кондор»: Аргентина (20 единиц), Малайзия (459), Португалия (12), Таиланд (18), Турция (25), Уругвай (50). Итого: 584 бронетранспортёра.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ UR-425 CONDOR

ЭКИПАЖ, чел.: 2 + 10 солдат десанта.

МАССА, кг: 12 400.

ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 3400.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 6514,

ширина 554,

высота 2276

(по крыше корпуса).

ВООРУЖЕНИЕ: одна 20-мм пушка «Эрликон», один 7,62-мм спаренный пулемёт, 16 дымовых гранатомётов.

БОЕКОМПЛЕКТ: 200 патронов — 20 мм,

2000 патронов — 7, 62 мм.

БАЗА, мм: 3264.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 480.

ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz ОМ-325А, дизельный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность 168 л.с.

ТРАНСМИССИЯ: восьмиступенчатая коробка передач.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска пружинного типа с двухкамерными гидравлическими амортизаторами.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: по шоссе — 95 — 100, на плаву — 4 — 5.

ЁМКОСТЬ БАКОВ, л: 280.

ЗАПАС ХОДА, км: 800 — 900.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки — 0,55, ширина рва — 0,9.

Бронетранспортёр GICAR/Mercedes-Benz ТРР-501

Бронетранспортёр ТРР-501, разработанный французской фирмой GIAT совместно с германской Dimler-Benz. Броневой корпус смонтирован на шасси автомобиля Unimog U1550L. 1994 г.

Отделением GICAR французской фирмы GIAT Industries совместно с германской фирмой Dimler-Benz в 1994 г. был разработан бронетранспортёр ТРР-501 (Transport de Personnel Protege). Его корпус оригинальной конструкции монтировался на шасси автомобиля Unimog 1550L с колёсной формулой 4x4. Вертикально поставленные бронелисты выполнялись из гомогенной стали, обеспечивающей защиту от попадания пуль калибра 7,62 мм, выпущенных с дистанции 10 м.

Место водителя находилось слева, командира — справа; в бортах напротив сидений командира и водителя расположены открывающиеся вперёд дверцы. Обзор обеспечивался через два лобовых бронестекла и два окна с бронестеклом в дверцах машины. В боевом отделении вдоль бортов устанавливались две скамейки для десантников. По бортам имелось по три окна с пуленепробиваемыми стёклами, ещё одно окно находилось в кормовой двери. Забронированный объём кабины — 12 м³, высота боевого отделения —1,5 м.

Двигатель — 6-цилиндровый дизель ОМ 366А мощностью 155 л.с. — находился впереди под капотом.

БТР предназначался для использования в армии в качестве санитарного, разведывательного, машины радиологической и химической разведки, а также полицейского автомобиля.

Многоцелевой бронеавтомобиль APCV

Миротворческие операции сил ООН и НАТО в разных странах выявили необходимость в лёгких бронеавтомобилях, обладающих повышенной защитой от огня стрелкового оружия и поражающего действия противопехотных и лёгких противотанковых мин. БТР Luchs, Fennek, Fuchs и Boxer оказались слишком дорогими и обладали малым ресурсом для интенсивного использования вдали от ремонтных баз. Требовался броневик на основе распространённого коммерческого грузовика. Бронемашина такого назначения была разработана в Германии фирмой Krauss-Maffei в 1995 г. в трёх вариантах, имеющих одинаковый корпус, но различную ходовую часть грузовиков Unimog. APCV-1 создавался на базе Unimog U100L. Два варианта APCV-2 с короткой и с длинной колёсной базой — на шасси U1550L.

Компоновка броневиков была выбрана по классической «автомобильной» схеме: в передней части под капотом — двигатель, в средней — кабина и в кормовой — грузовая платформа. На APCV-1 устанавливался дизельный двигатель Mercedes-Benz ОМ602 мощностью 120 л.с., на APCV-2 — дизели мощностью 155 л.с. или 177 л.с. Пятиступенчатая коробка передач — механическая, но предусматривалась установка и автоматической.

Кабина экипажа — сварная из стальных листов с накладными бронепанелями из композитных материалов. На днище машины также устанавливалась дополнительная броня, защищавшая от взрывов противотанковых мин.

Командир находился в кабине справа, механик-водитель — слева. Лобовое бронестекло и два бронестекла в боковых дверях обеспечивали хороший обзор дороги и местности. За ними на задних сиденьях могли разместиться до шести солдат в APCV-1, в APCV-2 — от семи до десяти. По бортам машины были расположены по две открывающихся вперёд двери.

Базовые варианты бронеавтомобилей не имели вооружения, однако предусматривалась возможность установки на крыше башни стрелкового вооружения калибра от 7,62 мм до 30 мм с круговым обстрелом.

Бронетранспортёр Krauss-Maffei Wegmann Dingo-2

БТР Dingo-2 с бронированным шасси модели Unimog S5000, защищающим от взрыва противопехотных мин

Бронеавтомобили APCV ещё некоторое время продолжали дорабатываться, пока, наконец, не была выбрана окончательная модель на базе Unimog U1550L, которую и поставили в 2000 г. на вооружение под маркой Krauss-Maffei Wegmann Dingo All Protected Vehicle (APV). Это был чисто экспортный вариант, использовавшийся в различных регионах мира.

Бронетранспортёр Dingo-2 стал результатом дальнейшей модернизации машины Dingo. Он разработан на базе последней версии шасси Unimog S5000, материально-техническое обеспечение и запчасти для которого имеются в автомагазинах по всему миру.

Серийные модификации

Машина патрулирования и охраны. Вмещает восемь человек и обеспечивает хорошую защиту от современного стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов, противопехотных и противотанковых мин, а также оружия массового поражения. Имеет высокую мобильность на пересечённой местности, максимальную скорость более 90 км/ч и радиус действия около 1000 км. БТР можно перевозить на транспортных самолётах С-130, С-160, А400М.

Машина радиационной и химической разведки. Экипаж — пять человек. Корпус защищён от воздействия оружия массового поражения, оснащён оборудованием обнаружения и идентификации отравляющих веществ, а также определения уровня радиации.

Санитарная машина оснащена медицинским оборудованием. Позволяет оказывать первую медицинскую помощь в полевых условиях. Обеспечивает защиту от стрелкового оружия, мин, оружия массового поражения. Имеет камеру спецобработки. Экипаж — четыре человека.

Радийная машина — с мачтой обзорного радара.

В зависимости от целенаправленности броневика на «Динго»-2 может быть установлено дополнительное оборудование: защита против дистанционно управляемых мин EFP, пулемёт калибра 7,62 мм или 12,7 мм, пусковая установка 40-мм гранатомёта, камера заднего обзора, кондиционер, антиблокировочная тормозная система, дополнительные обогреватели, навигационная система GPS, внешняя система селекторной связи.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР DINGO

МАССА, кг: 8800.

ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 1400.

ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5230,

ширина 2310,

высота 2380 (по крыше корпуса).

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 120.

ЗАПАС ХОДА, км: 700.

Бельгийский БТР Dingo-2 в составе контингента UNIFIL в Ливане. 2006 г. 

В конце 2005 г. фирма KMW представила модель с удлинённым отсеком десанта. Это позволило значительно расширить диапазон применения бронетранспортёра.

«Динго»-2, которые производятся серийно на заводе Krauss-Maffei Wegmann в Мюнхене, заказали: Австрия — 20 единиц, Чехия — 4 (планируется заказ ещё 30 машин), Люксембург — 48 (заказ будет выполнен в 2009 и 2010 гг.). Израильское министерство обороны выделило в 2005 — 2008 гг. средства для приобретения 60 таких бронеавтомобилей: их стали использовать на западном берегу реки Иордан, заменив лёгкие бронеавтомобили Sufa и Abir. Больше всего броневиков заказала Бельгия в рамках программы по модернизации своих бронетанковых сил: 158 машин в модификации бронетранспортёр, 52 штабные машины и 10 санитарных; при заказе оговорено право дополнительно ещё на 132 единицы. Выбор бельгийцев вполне объясним, если учесть, что автомобили «Унимог» являются основой всего автомобильного парка бельгийской армии.

Сама Германия намерена поставить на вооружение 147 «Динго» и 240 «Dingo»-2. Сообщалось о заказе 50 единиц в варианте патрульной машины, 48 — в варианте ремонтно-восстановительных машин (заказ в июне 2008 г.), 80 — в варианте мачтового обзорного радара. Всего бундесвер планирует стать обладателем 593 машин «Динго»-2.

По лицензии эта машина производится в Австрии, Бельгии и Германии. Американская фирма Textron Systems приобрела лицензию на производство «Динго»-2 в США.

В различных военных конфликтах «Динго»-2 участвовали в составе следующих миротворческих соединений: ISAF (Афганистан, с 2001 г.), TFF (Македония, 2001 — 2002 гг.), KFOR (Косово, с 1999 г.), SFOR (Босния-Герцеговина, 1996 — 2004 гг.), UNIFIL (Ливан, с 2006 г.), EUFOR (Чад, 2008 г.).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЁРА DINGO-2

МАССА, кг: 12 500.

ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 2500.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 6080,

ширина 2390,

высота 2550.

БАЗА, мм: 3850.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 480.

ДВИГАТЕЛЬ: мощность 220 л.с.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 100.

ЗАПАС ХОДА, км: 700.

Бронеавтомобиль Alvis Vickers Scarab

Бронеавтомобиль Scarab («Скарабей») рассматривался руководством английской фирмы Alvis PLC в качестве преемника широко распространённого в мире лёгкого броневика Ferret.

«Скарабей» предназначался для использования в качестве разведывательного, транспортного БТР, а также машины огневой поддержки с установкой пушки небольшого калибра, пулемёта или ПТУР.

Разработка бронеавтомобиля началась в середине 1990-х гг. Было построено два прототипа — D1 и D2, предназначенных для ходовых испытаний. Отдельно изготовили корпус D3, который подвергся интенсивным баллистическим испытаниям для определения его устойчивости к воздействию стрелкового оружия. Однако внутренний объём корпуса прототипов D1 и D2, построенных на базе грузового автомобиля Unimog 1600, оказался недостаточен для выполнения тактико-технических требований заказчика.

Бронеавтомобиль Skarab английской фирмы Alvis Vickers на международной выставке IDEX-2005 в Абу-Даби (ОАЭ)

Более ранний вариант Skarab. Отличался габаритами корпуса, дополнительной защитой радиатора, другими конструкциями лобового и боковых стёкол, установкой фар и прочими деталями

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ALVIS VICKERS SCARAB

ЭКИПАЖ, чел.: 3 — 5.

МАССА, кг: 6800.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5238,

ширина 2405,

высота 1950.

БАЗА, мм: 2820.

КОЛЕЯ, мм: 1930.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 480.

ДВИГАТЕЛЬ:.. мощность 231 л.с.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 110.

ЗАПАС ХОДА, км: 600.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м:..брод —1,1.

В сентябре 1999 г. на международной выставке в Челси был показан демонстрационный образец бронеавтомобиля «Скарабей», который сконструировали уже на длиннобазном шасси Unimog 2100, что позволило увеличить внутренний объём корпуса с 3,4 м³ у прототипов до 5,26 м³.

В лице заказчика выступили бельгийские военные. Они и должны были стать покупателями бронеавтомобиля. Бельгийцам требовалось 169 броневиков в соответствии с их программой развития армии. Однако заказ «перебил» конкурент «Скарабей» — «Динго»-2.

Корпус «Скарабея» был сварен из катаных бронелистов. Лобовая броня надёжно защищала от бронебойных пуль калибра 12,7 мм, выпущенных в упор, и пуль калибра 14,5 мм, выпущенных с дистанции более 550 м. 7,62-мм бронебойные пули не могли пробить бортовые и кормовые листы. Бронированное днище машины с специальными выбивными панелями над колёсами предохраняло экипаж от мин.

Механик-водитель размещался в передней части корпуса, за ним справа находился командир машины, слева — наблюдатель. Обзор обеспечивали окна из бронестекла, устойчивого к попаданиям 7,62-мм пуль. Для вождения в тёмное время суток использовались приборы ночного видения. Обычный мерседесовский дизель EURO II устанавливался в кормовой части машины.

Колёсная схема броневика — 4x4, дифференциалы — на обеих осях. Подвеска включала спиральные пружины и телескопические амортизаторы.

Вооружение: 20-мм орудие, 7,62-мм или 12,7-мм пулемёты, автоматический 40-мм гранатомёт или ПТУР «Милан». На разведывательном варианте может устанавливаться выдвижная мачта с телевизионной и тепловизионной системами, а также лазерным дальномером-целеуказателем.

Бронетранспортёр Shorland S600

Полицейская бронированная машина Shorland S600. Укомплектована громкоговорителями, дымовыми гранатомётами, навесным бульдозерным отвалом

С середины 1960-х гг. отделение авиационной компании Short Brothers & Harland в ирландском Белфасте на длиннобазных шасси Land Rover серий IIА, III, IV и V собирало башенные бронеавтомобили Shorland с 7,62-мм пулемётами, носившие обозначения Mk II, III, IV и V соответственно.

После этих броневиков был налажен выпуск машины S600, которая базировалась на шасси Mercedes- Benz Unimog. В 1988 г. их производство выкупило австралийское отделение компании British Aerospace (ВАЕ) и выпуск был передан австралийской военно-промышленной группе Tenix.

Бронетранспортёр Shorland S600 («Шорленд») имел боевую массу 12,5 т и вмещал 12 человек с полным вооружением. Его броня предохраняла от выстрелов 5,56-мм и 7,62-мм патронов НАТО. Корпус противостоял осколкам гранат, подрывам на пехотных минах.

Относительно недорогой в производстве «Шорленд» не уступал по боевым возможностям более дорогим аналогам. Наиболее конкурентным броневик оказался при сравнении эксплуатационных затрат — наименьших в его классе. Согласно рекламе, бронетранспортёр Shorland S600 принимался на обслуживание в любом ремонтном пункте дилерской сети Mercedes-Benz, причём 80% его деталей до сих пор совпадает с современными моделями Unimog.

Все варианты S600 базировались на одном и том же шасси Unimog 2150L и могли иметь корпуса разной конфигурации. Создавая броневик, конструкторы позаботились о том, чтобы, несмотря на тяжёлый бронекорпус, машина практически сохранила показатели проходимости базового автомобиля.

Хорошая манёвренность и броневая защита позволили «Шортленд» стать удачным вариантом закрытой полицейской бронированной машины ISV — Police Internal Security Vehicle, которая могла быть укомплектована разными вариантами оборудования для городских операций, включая приспособления для проламывания дверей и ворот, навесной бульдозерный отвал для разрушения баррикад, а также гранатомётом, громкоговорителями и телевизионными системами наблюдения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SHORLAND S600

МАССА, кг: 12 500.

ЭКИПАЖ, чел.: 1 (+11).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5744,

ширина 2420,

высота 2700 (по крыше корпуса).

ВООРУЖЕНИЕ: 7,62-мм пулемёт или автоматическое 40-мм орудие, дымовые гранатомёты.

БАЗА, мм: 3250.

КОЛЕЯ, мм: 1920.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 440.

ДВИГАТЕЛЬ: ОМ 366LA, дизельный, 6-цилиндровый; мощность 214 л.с. при 2600 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: восьмиступенчатая коробка передач Daimler-Benz UG3/65, синхронизированная.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 110.

РАДИУС РАЗВОРОТА, м: 7,5.

ЁМКОСТЬ БАКА, л: 160.

ЗАПАС ХОДА, км: 1000 (с дополнительным баком).

ГЛУБИНА БРОДА, м: 1,2.

ПРОХОДИМОСТЬ, град.: угол въезда и съезда — 40.

Бронетранспортёр Buffel

Бронетранспортёр Buffel армии ЮАР на шасси Unimog 416

В начале сентября 1976 г. руководству армии Южно-Африканской Республики был продемонстрирован бронетранспортёр Bosvark 11 на базе Unimog 416.162 — результат совместных работ фирм UCDD (Pty) Ltd (поставщик машин Mercedes-Benz в ЮАР) и Busaf (Pty) Ltd.

Первоначально основной армейский поставщик концерн Armscor отказался от участия в разработке нового БТР, так как его машинам семейства Samil предпочли «унимоги». Однако после одобрения прототипа концерн прибрал дело к своим рукам и его дочернее предприятие Reumech ОМС стало выпускать серийные машины под названием Buffel («Африканский буйвол»).

Всего изготовили около 1400 бронетранспортёров. Корпус БТР — V-образный, под полом кабины экипажа находились топливный бак и резервуар на 100 л воды (считается, что масса воды добавляет защиты при взрыве). Бронированная кабина водителя смещена в сторону (в вариантах, построенных на базе Unimog, — к левому борту, на шасси Samil — к правому). Сообщалось, что машина может выдержать под любым колесом взрыв двух противотанковых мин.

За одноместной кабиной расположен открытый сверху ковшеобразный бронированный кузов, рассчитанный на перевозку 10 солдат с полным снаряжением. Над кабиной в передней части кузова могли быть установлены пулемёты.

Серийные модификации

Buffel — оригинальная машина. Buffel Mk I — усовершенствованы двигатель и защита передней части.

Log Buffel — грузовой вариант. Moffel—грузовой вариант с открытым кузовом.

В армии ЮАР насчитывается 2400 бронетранспортёров. Имеются они и на вооружении других стран: Бенин (1 единица), Колумбия (5), Руанда (18), Шри Ланка (200).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР BUFFEL

МАССА, кг: 6140.

ЭКИПАЖ, чел.: 1 (+10).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5100,

ширина 2050,

высота 2995.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 420.

ДВИГАТЕЛЬ: мощность 125 л.с.

ТРАНСМИССИЯ: восьмиступенчатая коробка передач.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 95.

ЗАПАС ХОДА, км: 1000.

Бронетранспортёр Daewoo Barracuda

Бронетранспортёр Barracuda южнокорейской компании Daewoo на выставке IDEX-2005 в ОАЭ

Южнокорейская компания Daewoo Heavy Industries & Machinery разработала проект оригинального бронетранспортёра Barracuda («Барракуда»). На выставке IDEX 2005 в Арабских Эмиратах броневик демонстрировался военным специалистам, встретившим его весьма одобрительно.

Машина была спроектирована максимально унифицированной с серийным шасси Unimog U5000 для снижения эксплуатационных расходов. Сравнительно простой и надёжный дизель OM924LA фирмы Daimler-Chrysler AG идеально подходит для такого класса. Двигатель не из особенно мощных — 218 л.с., но на тяжёлых грунтах очень кстати приходится его немалый крутящий момент — пикового значения 810 Нм двигатель достигает при 1200 об/мин, то есть почти на холостых оборотах.

Сварной стальной корпус «Барракуды» обеспечивает экипажу защиту от стрелкового оружия и осколков. В машине размещаются командир, водитель и 10 полностью экипированных пехотинцев, которые могут быстро загрузиться или покинуть машину через боковые и заднюю двери.

БТР Barracuda. Вид с кормы. Отброшена задняя дверь-сходни, на задней стенке корпуса подвешены канистры для воды, приоткрыта боковая дверь

Корпус БТР, в котором кроме командира машины и водителя могут разместиться десять полностью экипированных пехотинцев

Вооружение броневика состоит из пулемёта калибра 7,62 мм или 12,7 мм, установленного на крыше машины в башенке. Огневые точки размещены под пуленепробиваемыми окошками и позволяют пехотинцам вести огонь из своего штатного оружия, не покидая машину.

«Барракуда» выпускается в нескольких вариантах, среди которых есть бронетранспортёр, разведывательная машина, полицейский автомобиль. По традициям стран- производителей вооружений первым заказчиком для неё стала армия Южной Кореи.

Машина успела пройти проверку в боях — на ней корейцы выполняли свою миротворческую миссию в Ираке. В марте 2005 г. были заключены контракты на поставку бронеавтомобилей Малайзии и Ираку (заказ — 12 единиц). До этого две партии — 20 и 24 единицы продали Индонезии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЁРА BARRAKUDA

МАССА, кг: 11 700.

ЭКИПАЖ, чел.: 2 (+10).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 6270,

ширина 2480,

высота 2420.

ВООРУЖЕНИЕ: 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт.

ДВИГАТЕЛЬ: ОМ 366LA дизельный, 4-цилиндровый; мощность 218 л.с. при 2200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: восьмиступенчатая коробка передач.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 100.

РАДИУС РАЗВОРОТА, м: 7,6.

ЗАПАС ХОДА, км: 1160.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки — 0,6.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 1,20.

Армейский грузовик SAMIL 20 Mark I

Грузовой автомобиль SAMIL 20 Mark I. Состоял на вооружении армии ЮАР в 1966 — 1989 гг.

В начале 1960-х гг. в Южноафриканской республике был создан грузовой автомобиль SAMIL 20 («Семпл»), представлявший собой гибрид двухтонного грузовика Magirus Deutz 130M7FAL и Unimog S. От первого был заимствован двигатель, от второго — шасси, колёса, трансмиссия.

SAMIL 20 стал самым многочисленным армейским грузовиком с колёсной формулой 4x4, выпускавшимся во многих вариантах. В стандартном — он имел мягкую брезентовую кабину и высокий бортовой кузов, в котором можно было разместить до десяти солдат с полным вооружением. Другой вариант — машина на бронированном шасси, защищавшим от противопехотных мин.

На основе «Семил» выпускался открытый бронетранспортёр Bulldog («Бульдог»), в котором использовалось шасси Unimog, а также полностью закрытый вариант — Rhino («Носорог»), «Семил» также применялся как шасси для 127-мм реактивной системы залпового огня Valkiri Mk.1.22 («Валькирия»).

Грузовики с фургоном вместо бортовой платформы использовались в качестве машин управления огнём, санитарных фургонов и ремонтных мастерских.

Армейский грузовик SAMIL 20 Mark I широко использовался армией ЮАР с 1966 по 1989 г.

Армейский автобус SAMIL 20 на шасси Unimog S

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SAMIL 20 MARK I

МАССА, кг: 4580.

ЭКИПАЖ, чел.: 2 (+10).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5690,

ширина 2430,

высота 2820.

БАЗА, мм: 2900.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 460.

ДВИГАТЕЛЬ: Deutz F6L913, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 104 л.с. при 2650 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: синхронизированная пятиступенчатая коробка передач.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колёсная формула 4x4, полуоси с независимой подвеской на листовых рессорах.

ТОРМОЗА: двухконтурная система — пневматическая и гидравлическая.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 90.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 1,20.

Реактивная система залпового огня Valkiri Mk 1.22

Реактивная система залпового огня ValKiri Mk 1.22 на шасси Unimog U140L. 1982 г. Ответ ЮАР на применение советской системы «Град» во время гражданской войны в Анголе в 1966 — 1989 гг.

В 1977 г. Южноафриканская республика начала разработку собственной 127-мм многоствольной реактивной установки Valkiri Мк 1.22 (или Valkyrie, «Валькирия») в ответ на успешное применение советских реактивных систем залпового огня «Град» во время гражданской войны в Анголе в 1966 — 1989 гг. Головной разработчик системы — южноафриканская корпорация Armscor.

На вооружение армией ЮАР систему «Валькирия» приняли в 1982 г. Тогда же первые батареи приняли участие в боевых действиях на территории Анголы. Высокомобильные и малозаметные установки зарекомендовали себя как эффективное средство в боях против пехотных подразделений Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) и партизанских отрядов.

Пусковая установка Valkiri Mk 1.22 разработана на базе грузового автомобиля Unimog U140L. В основу конструкции положена классическая схема, но пакет из 24 направляющих — артиллерийская часть установки — смонтирован на поворотной раме в кузове грузового автомобиля. В походном положении она закрывалась съёмным тентом, что позволяло маскировать пусковую установку под обычный автомобиль.

Рама с направляющими могла наводиться на цель в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол наведения в горизонтальной плоскости составлял 110°. Управление стрельбой производилось из кабины или с помощью выносного пульта. Для наведения пусковой установки на цель использовался панорамный прицел, данные для стрельбы передавались с машины управления.

Огонь велся 127-мм неуправляемыми реактивными снарядами (масса — 53 кг, длина — 2,68 м). Максимальная дальность стрельбы составляла 22 км, минимальная — 8 км. Продолжительность полного залпа — 24 с. Рассеивание по направлению — 290 м, по дальности — 200 м. Осколочно-фугасная головная часть снаряда содержала 8500 «осколков» в виде стальных шариков диаметром 6 мм, обеспечивающих поражение живой силы противника на площади 1500 м².

Заряжание пусковой установки осуществлялось боевым расчётом из двух человек за 10 минут. Для подвоза боеприпасов служила транспортно-заряжающая машина, кузов которой оборудовался складывающейся аппарелью. Каждая ТЗМ могла перевозить до 48 ракет.

Установка оборудовалась радиостанцией и инфракрасным прибором ночного видения.

Экспортные поставки реактивной системы «Валькирия» осуществлялись в целый ряд развивающихся стран. В настоящее время она находится на вооружении армий Сьерра-Лионе (6 единиц), Зимбабве (8), Малайзии (12).

В 1985 г. начались работы по созданию системы нового поколения — Valkiri Mk.2. На вооружение южноафриканской армии Мк.2 стали поступать в 1989 г. под названием Bataleur.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТАНОВКИ VALKIRI Мк 1.22

БОЕВАЯ МАССА, кг: 6400.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5350,

ширина 2300,

высота 2320 (в походном положении).

БАЗА, мм: 2900.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 400.

ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz Оb-325А, дизельный; мощность 99 л.с.

ТРАНСМИССИЯ: шестиступенчатая коробка передач с ручным управлением.

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 90.

ЗАПАС ХОДА, км: 450.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 0,6.

Бронетранспортёр Mamba АРС

Бронетранспортёр Mamba АРС на шасси Unimog U416, выпускавшийся южноафриканской фирмой TFM. Принят на вооружение армии ЮАР в 1981 г.

БТР Mamba на сегодняшний день является самым известным бронетранспортёром южноафриканского производства, базирующимся на шасси Unimog U416. Машина идеально подходит для регионов со слабой дорожной сетью. Выпускаются Mamba Mk1 и Mamba Мк 2 в нескольких вариантах.

Серийные модификации

Mamba Mk1 — колёсная формула 2x4. Фирмой TFM Industries (ныне Reumech ОМС) выпущено более 500 машин. На базе Mamba Mk1 также производились Springbuck Mk1 — несколько изменённая модель; Reva Mk1 — модифицированная модель фирмы ЮР; Рита — модель с двигателем Toyota Dyna 7-145.

Mamba Mk2—улучшенный вариант, выпускающийся San dock Austral и TFM. Изготовлялись модели Mamba Mk2EE — для эстонской армии, Mamba Mk2SW — для шведской армии, Alvis 4 и Alvis 8 — оба варианта для британской армии. RG-31 Nyala — сильно изменённая (по сути— спроектированная заново) модель фирмы TFM, Romad— изменённая модель фирмы Sandock Austral,

Reva Mk2 — изменённая модель фирмы ЮР с двигателем Cummins,

Springbuck Mk2 — изменённый вариант Springbuck Mk1 с использованием узлов Mamba Mk2.

Mamba Mk3 — вариант с двигателем Mercedes-Benz 312N, выпускающийся британской фирмой Alvis ОМС (вариант этой машины RevaМкЗ — модифицированная версия фирмы ЮР).

Taipan — вариант с дизелем Mercedes-Benz OM366LA.

На вооружении армии ЮАР находится 577 бронетранспортёров Mamba.

Машина принята также на вооружение армий Англии, Канады (канадскими контингентами, выполняющими миротворческие миссии на зарубежных территориях), Конго, Котд’Ивуара, Руанды, США, Швеции, Эстонии.

Зоны военных конфликтов, где применялся БТР Mamba: Афганистан — в войсках Соединённых Штатов, Канады, Эстонии; Ангола — в войсках ООН; Кот д’Ивуар — в правительственных войсках, силах ООН; Босния и Герцеговина — в войсках Великобритании, Швеции и Канады; Западная Сахара — в войсках шведского контингента; Ирак — в войсках Соединённых Штатов, вооружённых отрядах частных охранных агентств; Косово — в войсках Великобритании; Македония — в войсках Великобритании; Сомали — в канадском контингенте; Судан — в контингенте ЮАР по поддержанию мира.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР MAMBA АРС

МАССА, кг: 6800.

ЭКИПАЖ, чел.: 2 (+9).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина 5460,

ширина 2205,

высота 2495.

ВООРУЖЕНИЕ: 12,7-мм пулемёт.

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм: 420.

ДВИГАТЕЛЬ: Mercedes-Benz ОМ-252 или Mercedes-Benz 312N

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 102.

ЗАПАС ХОДА, км: 900.

ГЛУБИНА БРОДА, м: 1,0.

Бронетранспортёр MRAP RG-31 Nyala

Южноафриканский БТР RG-31 Nyala с усиленной противоминной защитой корпуса. Машина канадского миротворческого контингента ISAF в Афганистане

Южноафриканский бронетранспортёр RG-31 Nyala («Ньяла») разрабатывался для боевых действий в условиях, когда противник активно применяет дистанционно управляемые фугасы и различные мины. RG-31 является развитием бронетранспортёра Mamba АРС на базе Unimog.

Двухосный полноприводной «Ньяла» весит 8 т и может перевозить до 11 человек. Некоторые модели, например, такая как RG-31M, имеют экипаж пять человек, но оборудованы кузовом или фургоном для перевозки грузов.

В декабре 2008 г. США передали во временное пользование миротворческому французскому контингенту в Афганистане 100 машин RG-31 Nyala. У всех присутствующих в этой стране иностранных войск БТР «Ньяла» очень популярен: его применяют контингенты Великобритании, Канады, Нидерландов, Соединённых Штатов.

Большинство RG-31, используемых в Афганистане, оборудованы «глушителями» Jammer (радиоэлектронным устройством, наводящим помехи и препятствующим подрыву дистанционно управляемых беспроводных фугасов) и механизмами дистанционного наведения 12,7-мм пулемётов.

«Ньяла», по западной классификации, относится к машинам MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) — «стойким против минной опасности». В Афганистане иностранные контингенты отдают предпочтение этому бронетранспортёру за то, что в условиях специфичных местных дорог тяжёлые MRAP имеют склонность к переворачиванию, тогда как более лёгкий «Ньяла», как и базовый Unimog, проявил хорошую устойчивость на горных склонах.

Специалисты утверждают, что RG-31 полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды. Те БТР, которые всё же подорвались на минах талибов, обеспечили хорошую защиту экипажей.

США и ООН — в миротворческих контингентах — первыми стали крупными партиями импортировать эти бронетранспортёры. Машина хорошо подходит для разведки пути транспортных колонн и более тяжёлой техники, особенно в районах, где существует повышенная минная опасность.

«Ньяла» используется и местной администрацией Афганистана. После демонтажа пулемёта БТР становится гражданской машиной, но сохраняет высокую мобильность, проходимость и способность противостоять подрыву на минах.

За недолгое время своего существования RG-31 Nyala успел поучаствовать во многих военных конфликтах: Афганистан — ISAF (канадский контингент и голландцы, получившие пять машин у канадцев во временное пользование), Босния и Герцеговина — UNPROFOR, Эфиопия/Эритрея — канадский контингент, Грузия — силы ООН, Ирак — американский контингент, Колумбийский военный конфликт (война с наркокартелями), гражданская война в Кот д’Ивуар — силы UNOCI, Косово — KFOR (международные силы под контролем НАТО, ответственные за стабильность в Косово), Ливан — UNIFIL.

БТР Nyala закупают многие страны: Канада (75 единиц), Колумбия (4), Объединённые Арабские Эмираты (76), Руанда (6), США (1151) и др.

Бронеавтомобиль Otokar Kaya

БТР Otokar Kaya. Турция, 2009 г.

На выставке IDEX-2009 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 2009 г. фирма Otokar, лидер в разработке и выпуске бронированных боевых машин турецкого военно-промышленного комплекса, продемонстрировала броневик Кауа(«Кайя») с усиленной противоминной защитой, однако сохранивший мобильность и подвижность в условиях пересечённой местности и бездорожья.

Опыт, накопленный при производстве машин предыдущей модели Cobra, сыграл важную роль при проектировании «Кайя». В качестве базы (двигатель, подвеска и ходовая часть) турки использовали шасси Unimog U5000 турецкой сборки. Бронированная кабина и боевое отделение для экипажа в ней представляют отдельные отсеки. Подобное решение, возможно, несколько снижает боевые качества машины, зато позволяет легко адаптировать корпус для выполнения определённых задач, например, заменять боевое отделение бронированным кузовом, превращая бронетранспортёр в бронефургон или бронегрузовик.

Предполагается выпускать «Кайя» в нескольких вариантах, но пока представлены лишь БТР и бронированный грузовик.

Самоходная гаубица Giat Caesar

Французская самоходная 155-мм гаубица Caesar. 2008 г.

Самоходная артиллерийская установка Caesar («Цезарь») была разработана и выпускалась французской компанией Giat Industries (недавно сменившей название на Nexter).

Установка представляет собой 155-мм гаубицу с длиной ствола 52 калибра, установленную на частично бронированное трёхосное полноприводное шасси Unimog U2450L. Габариты и масса САУ позволяют перевозить её транспортными самолётами. Партии установок были проданы Франции и Таиланду. В июле 2006 г. фирма Giat объявила об экспортном контракте на поставку 76 установок в Саудовскую Аравию.

Голландская аэродромная пожарная машина

Полицейский бронированный фургон итальянских карабинеров

БТР Mamba Мк2 из состава английского миротворческого контингента на Ближнем Востоке. Машины с такими полосами на задней части корпуса использовались для лидирования в колоннах

Южнокорейский БТР Barracuda в пустынном камуфляже

Турецкий БТР Otokar Кауа в трёхцветном камуфляже

Бронетранспортёр Dingo-2 на улицах Праги

Бронетранспортёр RG-31 Nyala канадских миротворческих сил в составе ISAF в Афганистане

Оглавление

  • Л.Кащеев Бронеколлекция, 2010 № 01 (88) Бронетранспортёры на шасси Unimog 1950 - 2009 гг.
  • Создание автомобиля «Унимог»
  • Армейские машины Unimog Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Бронетранспортёры на шасси UNIMOG 1950 - 2009 гг.», Леонид Борисович Кащеев

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства