««Ягдтигр» самый большой истребитель танков»

397

Описание

Возможно кого-то удивит выбор темы данного издания, так как семь десятков выпущенных «Ягдтигров» почти ничем не проявили себя на поле боя. Вполне правильно звучат высказывания некоторых исследователей о том, что затраты на изготовление таких исполинов не окупились и они стали всего лишь символом «всесокрушающей мощи германской армии». Но тем не менее, сам факт их создания и боевого применения в агонизирующем «третьем рейхе» очень интересен. К сожалению, малое количество выпущенных «Ягдтигров» оставило крайне незначительный объем фактического материала об их создании и использовании. Видимо, именно этим определяется и крайне ограниченное количество публикаций об этой интересной машине.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

«Ягдтигр» самый большой истребитель танков (fb2) - «Ягдтигр» самый большой истребитель танков 6818K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Михаил Николаевич Свирин

Михаил Свирин «Ягдтигр» самый большой истребитель танков

Монография

АРМАДА-ВЕРТИКАЛЬ

Приложение к журналу «М-Хобби» Выпуск №3

Издатель: фирма ЭксПринт НВ, 1997 -33 с.

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается очередное издание серии «АРМАДА-ВЕРТИКАЛЬ» о самом большом истребителе танков всех времен - САУ «Ягдтигр». Выпущенная в малом количестве на заключительном этапе войны, эта машина, конечно, не могла оказать сколько-нибудь заметного влияния на ее исход. Но тем не менее, вопреки многочисленным критическим высказываниям, успела зарекомендовать себя весьма сильным противником для бронетанковых войск союзников.

В последующих изданиях мы продолжим знакомить вас с оригинальными боевыми машинами различных стран. Поскольку в своих письмах вы просите делать особый акцент на технике Третьего рейха — значительная часть предлагаемых изданий будет посвящена именно этой теме. Но мы не собираемся ограничиваться только «немцами».

Так в следующем году вашему вниманию будет предложена книга о советских тяжелых танках ИС.

Справочные издания будут продолжать линию «Самоходной артиллерии вермахта», т.е. содержать максимальное количество справочной информации: фотографий, схем, таблиц и цифровых данных. Одним из следующих справочников будет выпуск об «Артиллерийских тягачах вермахта», куда войдет также информация о полугусеничных автомобилях и САУ на базе тягачей. Готовится также справочник по танкам вермахта, куда помимо линейных танков включаются также командирские, огнеметные, ремонтноэвакуационные, инженерные и телетанки, танки-тральщики, машины передовых артиллерийских наблюдателей и транспортеры боеприпасов. По вашим многочисленным просьбам отдельные справочные издания будут посвящаться также артиллерийскому вооружению танков и САУ. Обсуждается также пожелание многих читателей о выпуске подобных справочников по авиационной и артиллерийской тематике.

Вновь напоминаем, что получать наши уже вышедшие издания, равно как и оставить заказ на последующие, вы можете через журнал M-Хобби по адресу: 125413, Москва, а/я45. Автор-составитель и редакционная группа «АРМАДЫ» с удовольствием прочитают Ваши критические замечания и пожелания, которые вы можете отправить по адресу:

109428, Москва, а/я 74, Свирину М.Н.

P.S. Издательство приглашает к сотрудничеству авторов, художников- оформителей и чертежников на взаимовыгодной основе.

Если Вы имеете фотоснимки военной техники всех времен и народов, издательская группа готова приобрести их у Вас, а в случае их публикации - обязуется указать их источник поступления.

История создания

После удачного перевоплощения штурмового орудия StuG III в истребитель танков, а также успешных боевых действий бронированного истребителя танков «Фердинанд» летом 1943 года, практически все танковые шасси вермахта начали рассматриваться, как потенциальные носители мощных противотанковых орудий.

Не стал исключением в этом плане и самый большой из серийно производимых танков вермахта - «Tiger II», более известный нашим читателям под названием «Королевский тигр». И хотя название “Ягдтигр” уже просочилось в нашу печать, практически ничего о его создании и особенно - применении, сказано не было.

Самоходный истребитель танков Pz.Sfl. V со 128-мм пушкой Kanon 40 L/61 во дворе фирмы Alkett. 1942 г. Отчетливо видны особенности удлиненного шасси экспериментальной машины VK 3001 (Н).

Вопреки широко распространенному мнению, что к созданию тяжелых противотанковых систем Германия приступила лишь после встречи с советскими Т-34 и КВ, этот процесс начался несколько ранее. Еще 25 мая 1941 года на совещании в Бергхофе было высказано пожелание изготовить в порядке эксперимента два тяжелых самоходных орудия, вооруженных 105-мм и 128-мм длинноствольными пушками. Такие, или подобные орудия предполагалось использовать против пехотных английских танков в боях 1942-43 гг. В качестве шасси для 105-мм орудия предлагалось использовать ходовую часть танка PzKpfw IV, а для 128-мм орудия — ходовую часть экспериментального танка фирмы Хеншель — VK 3001 (Н). Орудие размещалось в открытой сверху боевой рубке, защищенной броневыми листами толщиной до 30 мм.

128-мм орудие «Капоп 40 (Gerat 40)» было разработано на фирме еще в 1936 году, но доводилось еще в течение двух лет. Начальная скорость практического снаряда достигала 910-920 м/с, масса орудия — 7 т. Первоначально предполагалось его использованить в качестве тяжелой зенитной пушки и для установки на бронеобъекте его лишь оснастили качающейся маской и дульным тормозом. Однако этих доработок оказалось недостаточно — шасси VK 3001 (Н) было слабым и его пришлось усиливать (в частности, в нем увеличили число опорных катков по каждому борту). Новая САУ оснащалась 6-цилиндровым двигателем Maybach «HL 116» мощностью 265 л.с., что позволяло ему при массе около 35 т и ширине гусениц 520 мм развивать максимальную скорость по шоссе — 18- 19 км/ч. Всего было изготовлено две подобные самоходные установки, получившие название «12,8 cm Selbstfahrlafette V L/61» (Pz.Sfl. V). В ходе Второй Мировой войны, обе машины были отправлены на Восточный фронт, где осенью 1942 г. (по некоторым данным — летом-осенью 1943 г), одна из них была повреждена и попала в руки советских войск. Сегодня ее можно видеть в экспозиции танковой коллекции БТВТ в г. Кубинка. Судьба второй САУ неизвестна, но можно предположить, что она была уничтожена примерно в то же время.

Отзывы по боевому применению этих САУ были противоречивы. Несмотря на большую мощность орудия, вся САУ оказалась маломаневренной. Летом 1942 г. Управление вооружений, тщательно проанализировав опыт применения в боевых условиях различных противотанковых САУ и штурмовых орудий, обратилось к идее создания специализированных полностью бронированных истребителей танков, вооруженных орудиями средних и больших калибров, обладающих высокой начальной скоростью снаряда.

Для создания таких машин планировалось использовать длинноствольные орудия калибра 75 — 88-Мм на шасси танков PzKpfw IV — PzKpfw VI. Осенью 1942 г. Гитлер издал приказ о начале разработки бронированной самоходной противотанковой системы, вооруженной длинноствольным 128-мм орудием, которую при необходимости можно было бы оснастить и более мощной артсистемой (планировалась установка 150- мм гаубицы с длиной ствола 28 калибров). В 1943 году началось эскизное проектирование, во время которого внимательно изучался опыт создания и применения тяжелого штурмового орудия «Фердинанд» (в то время «Фердинанд» еще относился к классу штурмовых орудий).

Вид сбоку самоходного истребителя танков Sfl. V

Интерьер Pz.Sfl. V. На фотографиях хорошо видно размещение лотков для боеприпасов, пеналов с гильзами, противогазов, пистолетов-пулеметов МР 40 в чехлах и магазинов к ним, кобуры пистолета «Парабеллум», фляг, огнетушителей и т.д.

Тяжелый танк «Тигр II», известный также под названием «Королевский Тигр», послуживший базой при создании тяжелого штурмового орудия (тяжелого истребителя танков) «Ягдтигр», Приведены фотографии машины на испытаниях в Кубинке в 1946-47 гг. В настоящее время экспонируется в Музее Бронетанкового вооружения и техники.

Штурмовое орудие (истребитель танков) «Фердинанд», брошенное немцами при отступлении. Северный фас Курской Дуги, август 1943 г. На фотографии изображена штабная машина 654 тяжелого истребительно-противотанкового батальона. Штурмовое орудие не имеет дополнительного щитка на орудии, присутствовавшего на большинстве боевых машин.

На фотографиях справа изображена деревянная модель САУ «Ягдтигр» в цеху фирмы «Нибелунгенверк» и на показе новых образцов бронетанковой техники вермахта в Арисе 20 октября 1943 г.

Так, в качестве одного из вариантов новой машины, рассматривался проект перевооружения вышеназванного «Фердинанда» 128-мм пушкой РаК 44 L/55, однако победила точка зрения Управления вооружений, которое предлагало использовать ходовую часть проектируемого танка «Tiger II». Новая САУ классифицировалась, как «12,8-см тяжелое штурмовое орудие» (КТВ OKB/Org.Abt. Ill от 21 марта 1943 г.).

Деревянная модель новой машины появилась пред очи рейхсканцлера 20 октября 1943 года в Арисе. Машина произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и было предписано подготовить ее серийный выпуск в следующем году. Производство САУ готовили на заводах Хеншеля, а также Нибелунгенверк (входил в состав концерна Штайр). Однако, стоимость эталонного образца получалась чрезвычайно большой, поэтому главной задачей, которую поставило перед собой правление концерна Штайр, было добиться максимально возможного снижения стоимости серийного образца и сроков изготовления каждого истребителя танков.

Сравнительное изображение проектов истребителя танков «Ягдтигр» фирмы «Хеншель и сыновья» (слева) и КБ «Порше АГ» (справа)

Сравнительная таблица трудоемкости изготовления подвески «Ягдтигра» фирмы «Хеншель и сыновья»и КБ «Порше АГ»
HENSCHEL

Временные затраты на изготовление корпуса 300 часов

Стоимость оборудования для изготовления корпуса 866 000 RM

Вес заготовок для изготовления подвески 17200 кг

Вес элементов подвески 9 480 кг

Временные затраты на изготовление и монтаж элементов подвески 460 часов

Установка и закручивание торсионов возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности с использованием специальной лебедки.

Замена торсионов и кронштейнов подвески производится только в заводских условиях и исключается в войсках.

PORSCHE

Временные затраты на изготовление корпуса 140 часов

Стоимость оборудования для изготовления корпуса 462 000 RM

Вес заготовок для изготовления подвески 12 000 кг

Вес элементов подвески 6 800 кг

Временные затраты на изготовление и монтаж элементов подвески 230 часов

Выигрыш в массе подвески 2 680 кг

Выигрыш во времени изготовления и монтажа 390 часов

Выигрыш в стоимости 404 000 RM

Сборка тележек подвески возможна отдельно от корпуса, а их монтаж производится на корпусе без применения специального оборудования.

Ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески в войсковых условиях не представляет трудностей.

Испытания опытного образца тяжелого самоходного истребителя танков «Ягдтигр» (шасси 305002) на Кумерсдорфском полигоне 5 мая 1944 г. Наиболее характерная особенность машины - отсутствие каких-либо поручней, крюков и конштейнов на бортовых и лобовом листах бронекорпуса. Ходовая часть полностью заимствована от тяжелого танка «Тигр II».

Испытания опытного образца тяжелого самоходного истребителя танков «Ягдтигр» (шасси № 305001) на Кумерсдорфском полигоне, февраль 1944 г. Этот образец имел подвеску конструкции КБ «Порше АГ», отличия которой хорошо видны на приведенной фотографии.

На приведенных фотографиях изображена тележка «Ягдтигра» конструкции КБ «Порше АГ», сломавшаяся во время испытаний по причине поставки некачественного материала. Хорошо видны все особенности тележки, а также способ ее крепления на корпусе самоходной установки. По принципу работы тележка была подобна таковой от САУ «Фердинанд», но отличалась как внешним видом так и размерами.

Схема действия подвески КБ «Порше АГ»

Вид сбоку тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с подвеской конструкции КБ «Порше АГ». По крайней мере четыре подобных машины было изготовлено, хотя их производство могло стать выгодным для немецкого танкостроения.

«Ягдтигр» с подвеской КБ «Порше АГ» (шасси № 305003) перед отправкой на фронт. Машина упомплектована «по штату» и окрашена в грязно-желтый цвет с крестом на боевой рубке. Предположительно САУ вошла в состав учебного противотанкового батальона и сначала активно использовалась для подготовки личного состава немецких противотанкистов.

Доработкой САУ здесь занялось конструкторское бюро Ф.Порше (Porsche AG). Поскольку самой трудоемкой частью в истребителе танков была ходовая часть, Ф. Порше предложил применить в машине подвеску, аналогичную по конструкции той, что стояла на «Фердинанде». Предложенная версия оказалась значительно дешевле эталона и на ее производство уходило меньше времени, чем на первоначальную версию фирмы Хеншель. Парадокс ситуации заключается еще и в том, что несмотря на более поздний срок начала изготовления, истребитель танков с подвеской Ф. Порше вышел на ходовые испытания раньше своего конкурента. Но тут повторилась история, поразительно напоминавшая ту, что случилась при создании танка «Тигр I»{* Подробнее об этом вы сможете прочитать в издании «Легенды о «Фердинанде», которое готовится к выходу в серии «АРМАДА»}, и несмотря на все плюсы, которые сулила немецкой промышленности новая ходовая часть, Управление вооружений сухопутных войск не рекомендовало ее в массовое производство. Опять-таки сработало имя доктора, которое действовало на господ из Управления вооружений, как красная тряпка на разъяренного быка. Кроме того, сыграла свою отрицательную роль и поломка опорной тележки машины Порше, произошедшая во время испытаний по вине изготовителя, применившего некачественный материал. Поэтому за все время серийного производства нового истребителя танков было изготовлено несколько подобных шасси (наиболее вероятное количество — четыре, а не два, как уверяют некоторые исследователи).

7 апреля 1944 года Гитлер дал новой самоходной установке имя «Panzerjager Tiger» (SdKfz 186), и 20 апреля 1944 года был дан старт ее серийному производству. Первоначальный заказ составлял 100 машин, однако до осени 1944 года с производством не ладилось, поскольку заводы фирмы Henschel не справлялись с изготовлением и ремонтом танка «Тигр II». И вновь особенно тормозило дело изготовление подвески. Руководство Nibelungenwerke, практически в одиночку занимавшееся производством САУ, неоднократно возвращалось к вопросу оснащения «Ягдтигра» ходовой частью Ф. Порше, но все эти в общем-то благие потуги разбивались о каменное молчание недруга родителя торсионной подвески. И лишь в октябре-ноябре 1944 года было получено молчаливое согласие на подобное мероприятие.

Интерьер тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с подвеской КБ «Порше АГ»

Вид спереди-сверху тяжелого истребителя танков «Ягдтигр». Люк водителя открыт. Хорошо видна особенность нанесения антимагнитного покрытия «циммерит», который присутствует только на корпусе машины и отсутствует на рубке.

Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр», входивший в состав 653 тяжелого противотанкового батальона, захваченный 5-6 мая 1945 г. Приведены фотографии машины на испытаниях в Кубинке в 1946-47 гг. В настоящее время экспонируется в Музее Бронетанкового вооружения и техники.

Сборочный цех «Нибелунгенверк» г. Сант-Валентин, Австрия.

«Ягдтигр» № 54 (шасси 305054), в сборочном цеху.

Вид цеха «Нибелунгенверк» с поврежденным корпусом «Ягдтигра» после бомбардировки союзников 16 октября 1944 г., когда на территорию заводов было сброшено 143 т. бомб.

Вид сбоку тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с 88-мм противотанковым орудием РаК 43/3 Ausf D.

Но было поздно, поскольку 16 октября 1944 г. союзники совершили массовый воздушный налет на заводы концерна и сбросили ок. 143 т бомб, сильно разрушив цеха и оборудование. А поскольку основной объем производства САУ велся здесь, то до окончания войны было изготовлено еще не более 20 «Ягдтигров», которые имели все ту же сложную в производстве и ремонте подвеску. Тем не менее, с января 1945 г. первоначальный заказ на 100 САУ для заводов Nibelungegwerke был увеличен еще на 50 машин. Но реальность была прозаичнее и всего за время серийного производства по данным В.Шпильбергера, немцы успели выпустить не более 70 машин (по данным В.Шнейдера — 74, по данным Ф.Ханна — 79).

Широко распространено мнение, что 128-мм орудий для вооружения «Ягдтигра» не хватало и потому он якобы широко оснащался орудием РаК 43/3 Ausf D (доработанным от «Ягдпантеры»), однако, автор считает, что это не соответствует действительности. Дело в том, что на 1944 год план производства 128-мм орудий РаК 44 (Рак 80) был даже перевыполнен, но ввиду увеличения заказа на «Ягдтигры» на 1945 год, их уже могло не хватить, поэтому как временная полумера было принято решение об установке на шасси этого мастодонта орудия РаК 43/3. Планировалось с начала и до лета 1945 года изготовить около 20 «Ягдтигров», вооруженных 88-мм пушкой (они должны были пойти на оснащение учебного батальона). Сегодня нет достоверных фактов изготовления САУ с таким вооружением (тем более, что в марте 1945 года заводы Nibelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбежке, фактически остановившей производство — было сброшено ок. 258 т фугасных бомб). Все приводимые в разных изданиях цифры — не более, чем предположения их авторов.

И в заключение хотелось бы рассмотреть некоторые другие проекты установки 128- мм орудия на танковые шасси.

Так лишь на бумаге, да еще в деревянной модели осталась идея создания бронированного истребителя танков на шасси «Пантеры», вооруженного тем же 128-мм орудием РаК 44 (Рак 80). Интересным в этом проекте было размещение вооружения. Шасси и трансмиссия «Пантеры» должны были быть переработаны с целью размещения вооружения в кормовой части, по типу «Фердинанда». САУ уже получила условное наименование «12,8-ст Panzerjager Panther «Scorpion», однако даже до изготовления опытного экземпляра дело так и не дошло. Рассматривался также вопрос о возможности установки 128-мм орудия на шасси трофейных танков КВ и ИС (некоторые источники уверяют, что имелось в виду просто перевооружение 128-мм орудием советских СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152), но данных о каком-либо количестве таких САУ, изготовленных «в металле» нет.

Устройство «Ягдтигра»

Бронекорпус

В создании САУ самое непосредственное участие принимали фирмы «Хеншель и сыновья», а также «Крупп». При проектировании САУ нагрузка на шасси при выстреле предполагалась несколько большей, чем допускалось, а также немного неудачно — вперед перераспределялся вес машины. Поэтому шасси танка «Тигр II» было удлинено на 260 мм. Бронекорпус танка практически не претерпел больших изменений. Так его бронирование в лобовой части осталось на уровне 150 мм, тогда как борта и корма были толщиной 80 мм. Рубка истребителя танков изготовлялась заодно с корпусом в бортах и соединялась с лобовым и кормовым листами соединением типа «шип», усиленным шпонками (такое соединение впервые удачно опробовал Ф. Порше в «Фердинанде» и «Маусе»). Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, причем он располагался под углом ок. 75°, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции более 400 м. Для изготовления лобовой брони использовалась та же «морская сталь», что и для САУ «Фердинанд». В кормовой части рубки монтировался лист толщиной 80 мм, в котором располагались распашные бронедвери, предназначенные для демонтажа орудия, загрузки-выгрузки боекомплекта и эвакуации экипажа.

Носовая часть корпуса и форма маски орудия САУ «Ягдтигр»

Истребитель танков «Ягдтигр», вид сзади.

Элементы боевой рубки истребителя танков «Ягдтигр».

Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» серийная модель конца 1944 г.

Крыша рубки из 40-мм броневого листа крепилась к корпусу на болтах, что было очень удобно в изготовлении и обслуживании САУ. С правой стороны крыши рубки размещалась командирская башенка, через отверстие в крыше которой командир мог наблюдать за полем боя через стереотрубу. Левее командирской башенки имелась подвижная амбразура перископического прицела 128-мм орудия. Сразу за командирской башенкой располагался большой круглый командирский люк. Левее его находилась пусковая установка противопехотного гранатомета калибра 92 мм, предназначенного для обороны машины в ближнем бою с пехотными подразделениями. Позади люка по центру машины на крыше выступал бронеколпак вентилятора боевого отделения. И наконец, в кормовой части крыши находились два (или три) перископа для осмотра панорамы поля боя вокруг истребителя танков.

Ходовая часть

Ходовая часть «Ягдтигра» была в основном подобна ходовой части линейного танка «Тигр II», за исключением отличий в модификации с подвеской типа Ф. Порше. Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой и увеличение длины опорной поверхности с 4,12 до 4,24 м. Но, поскольку боевой вес новой самоходной артсистемы увеличился более чем на 5 тонн, увеличилось и удельное давление на грунт с 1,02 до 1,06 кг/см2. Упругими элементами подвески остались торсионы.

Подвеска, спроектированная для «Ягдтигра» КБ Ф.Порше, была во многом подобна подвеске САУ «Фердинанд» и состояла применительно к каждому борту из четырех тележек, каждая из которых в свою очередь содержала по два опорных катка, соединенных торсионами и балансирами Ф.Порше нового типа. Бытующее мнение, что на «Ягдтигре» использовались тележки с «Фердинанда» без переделок, не соответствует действительности. В истинности данного замечания нетрудно убедиться, если посмотреть на изображение данных тележек на фотографиях, приведенных в издании «Der Panzerkampfwagen Tiger und seine Abarten» В.Шпильбергера. Несмотря на то, что САУ с данной подвеской не строились массовой серией, отзывы об их применении были весьма и весьма хвалебными.

Гусеница «Ягдтигра» (как транспортная, так и боевая) была полностью позаимствована от линейного танка «Тигр II».

Энергетическая установка

Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащенного 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 Р, мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин. Всякие байки, что в 1945 г. мощность двигателя удалось поднять до 900 л.с. и более, не соответствуют действительности, поскольку в это время велись только опытные работы по оборудованию данного двигателя системой впрыска водо-метаноловой смесью, так и не доведенные до степени серийного производства. Емкость бака с бензином составляла 860 литров; этого запаса хватало на движение по шоссейной дороге до 110 км, на местности — до 80 км (впрочем, испытания «Ягдтигра» в СССР дают иные значения: по шоссе — 120 км, по проселочной дороге — 60-65 км).

Кроме того, бытует мнение, что ни «Тигр II», ни истребитель танков на его базе, не были в состоянии тянуть на буксире себе подобного (дескать «горел двигатель»), что также не соответствует истине, поскольку и на испытаниях в Германии и на испытаниях в СССР танк, также, как и его «больший брат», уверенно тянули на буксире за собой себе подобных даже по бездорожью.

Вооружение

Первоначально планировалось оснастить «Ягдтигр» 128-мм орудием с длиной ствола в 70 калибров, однако, так как для вооружения полевой артиллерии уже было принято 128-мм орудие РаК 44 с длиной ствола в 55 калибров и такое-же должно было быть установлено на танке «Маус», было решено унифицировать их.

128-мм орудие РаК 44 L/55 появилось впервые на фронте как полевое противотанковое орудие в августе 1944 года. Поскольку лафет для него изготовлен не был, а применение было весьма желательно, качающуюся часть орудия попросту устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, пушек-гаубиц МЛ-20, а также французских 155-мм пушек GBF-T, имевших в вермахте название соответственно sFH 443(r), КН 433/1(г) и К 419(f)- Всего таким образом было выпущено около 160 артсистем (некоторые источники называют цифру — 116).

Орудия РаК 44 (Рак 80), предназначенные для установки в танках и САУ, отличались от зенитных 128-мм пушек фирмы Rheinmetall-Borsig раздельным заряжанием. Это было продиктовано теснотой боевого отделения бронированных машин, где с унитарным патроном такого калибра было просто «не развернуться». Для ускорения заряжания в них были двое заряжающих, один из которых подавал в камору снаряд, в то время, как второй — гильзу с зарядом.

Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр», вид справа, с транспортными гусеницами без бортовых экранов.

Установка воздушных фильтров и бронекрышек на нем.

Общий вид двигателя «Майбах» HL230P30 слева и справа. На рисунке:

1 - маслобак;

2 - инерционный стартер;

3 - электростартер;

4 - водяная помпа;

5 - карбюраторы;

6 - электрогенератор;

7 - маслорадиатор;

8 - масляный фильтр.

Интерьер тяжелого истребителя танков «Ягдтигр».

Общий вид боевой рубки. Хорошо видна казенная часть 128-мм орудия РаК 80. Справа и слева на стенах - держатели орудийных гильз, слева над орудием на крыше САУ - казенная часть противопехотного гранатомета, служившего для обороны машины от пехотных подразделений в ближнем бою. Место командира орудия (наводчика) - слева.

Кормовая часть левого борта боевой рубки. Кольца, изображенные на снимке, служили для крепления 14 снарядов (гранат), расположенных вертикально.

Место командира орудия и расположенные рядом с ним крепежные кронштейны для орудийных гильз с зарядом для 128-мм орудия РаК 80.

Место механика-водителя тяжелого истребителя танков «Ягдтигр». Хорошо видно рулевое колесо (полубаранка) и приборная доска, расположенная на правой стенке. Ниже ее - коробка перемены передач.

Часть боеукладки 128-мм орудия РаК 80. Гильзы с зарядом расположены на стеллажах (кронштейнах), а снаряды, головная часть которых видна в левом нижнем углу фотографии расположены вертикально. Данная укладка соответствует САУ позднего выпуска.

Компоновка 128-мм пушки в боевой рубке САУ. Снаряды, подобно гильзам, размещены на горизонтальных стеллажах, что соответствует машинам раннего выпуска.

Затвор орудия клиновой горизонтальный ручного открывания (1/4 автоматики). Механизмы наведения орудия обеспечивали его наведение в горизонтальной плоскости на 10° в каждую сторону, а по вертикали в пределах от -7° до + 15°. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 километров.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения, а также на стенах рубки и составлял 38 выстрелов (В. Шнейдер дает объем боекомплекта в 40 выстрелов).

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения в 7°, что позволяло вести при его помощи уверенную стрельбу по видимым целям на дистанции до 4000 м.

Дополнительным вооружением истребителя танков являлись: курсовой пулемет MG 34, размещенный в лобовом листе корпуса и обслуживаемый стрелком- радистом, а также 92-мм противопехотный гранатомет, расположенный на крыше боевого отделения, обслуживаемый одним из заряжающих.

Схема бронирования истребителя танков «Ягдтигр»

Станок 128-мм пушки РаК 44/РаК 80

1 - кронштейн крепления цапфы

2 - цапфа орудия

3 - тормоз отката

4 - маховик подъемного механизма

5 - механизм горизонтального наведения

6 - привод к прицелу

Тактико-технические данные 128-мм противотанкового орудия РаК 44/РаК 80

Ствол:

Калибр, мм 128

Длина орудия, мм 7 020

Длина ствола, клб 55

Длина ствола, мм 6 610

Длина нарезной части, клб 43

Длина нарезной части, мм 5 533

Число нарезов 40

Глубина нарезов 1,7 мм

Ширина нареза 6,05 мм

Ширина поля 4,0 мм

Длина зарядной каморы 1 077 мм

Диаметр зарядной каморы 176/162 мм

Объем зарядной каморы 22,88 л

Лафет:

Угол вертикального наведения -7°/+15°

Угол горизонтального наведения ±10°

Высота линии огня 2 150 мм

Объем противооткатных устройств .. Л2,25 л

Длина отката нормальная 870 мм

Длина отката макс 900 мм

Давление в системе 50 кг/см2

Весовая сводка:

Ствол в сборе 3 300 кг

Труба ствола 2 200 кг

Орудие в сборе 7 000 кг

Размеры орудия:

Длина 8 000 мм

Ширина 1 600 мм

Высота 1 390 мм

Боеприпасы:

PzGr 43 SprGr

Назначение Б/Б О/Ф

Длина снаряда, мм 496,5 623

Вес разрывного заряда, кг 0,55 3,6

Нач. скорость, м/с 920 750

Дальнобойность (макс), м - 12 200

Дальность прямого выстрела, м 1270 800

Длина гильзы, мм 870 870

Объем гильзы, л 18,24 18,24

Вес порохового заряда, кг 15,0 12,2

Диаметр гильзы по закраине 192 192

Примечание:

Б/Б бронебойный

О/Ф осколочно-фугасный

Боевое применение

«Ягдтигр» с подвеской КБ «Порше АГ» (шасси № 305009) с транспортными гусеницами и без фальшбортов, подготовленный к транспортировке железной дорогой. Машина покрыта «циммеритом» и окрашена в грязно-зеленый цвет.

Все первые «Ягдтигры», вышедшие из ворот завода-изготовителя в марте 1944 г., поступили на вооружение третьей роты 130 учебного истребительно-противотанкового батальона, который имел в своем составе также САУ «Jagdpanzer IV» и «Marder». Все 14 машин рассматриваемого типа были разбиты на три взвода по четыре истребителя танков, а два оставшихся истребителя использовались в качестве командно-штабных машин. О боевых действиях, которые якобы вел этот батальон в 1944 году, сведений нет. Интересно упоминание об окраске этих машин, половина из которых, по немецким данным, имели типовой камуфляж, а другая половина была выкрашена в серый цвет.

Все последующие прибывающие на фронт «Ягдтигры» поступали на вооружение тяжелых противотанковых батальонов 512 и 653.

Тяжелый противотанковый батальон 512 был сформирован в Падерборн 11 февраля 1945 г (командир — хауптманн Шерф). В марте 1945 года первая рота батальона приняла участие в боях у Ремагенского моста. В это время рота имела всего половину состава (6 «Ягдтигров») и, несмотря на это, успешно уничтожала танки союзников, практически не понеся никаких потерь.

2-я рота батальона была переброшена по железной дороге к Сигбургу. При этом от атак союзной авиации рота потеряла 3 машины. Оставшиеся САУ приняли участие в боях в «Рурском кармане» в апреле 1945 года, где подбили 36—40 американских танков в течение 4—5 дней боев.

Та же машина после схода с ж.д. платформы. Слева от машины видны солдаты, сгружающие фальшборта. Идет подготовка к «переобуванию» машины. Сентябрь 1944 г.

«Ягдтигр» движется по г. Сант-Валентин от завода-изготовителя к сборному пункту. Приведена машина, относящаяся скорее всего к 512 тяжелому истребительно-противотанковому батальнону.

«Ягдтигр» (шасси № 305058), принадлежащий 512 тяжелому истребительно-противотанковому батальону, захваченный американскими войсками. Март 1945 г.

Два «Ягдтигра» 1-й роты 512 тяжелого истребительно-противотанкового батальона, брошенные при отступлении в г, Нойштадте.

Американские солдаты рассматривают один из брошенных немцами при отступлении «Ягдтигров» в г. Нойштадте. Эта машина была отправлена на испытания в США.

Вид с кормы на машину, изображенную на стр. 24 внизу. Хорошо видна оригинальная установка зенитного пулемета MG 42.

Вид оригинальной установки зенитного пулемета MG 42 со стороны рубки.

Остатки 1-й и 2-й рот сдались англо-американским войскам недалеко от Изерлона. Частично матчасть была уничтожена своими экипажами.

Девять «Ягдтигров» 512 батальона были отправлены а Австрию, где успешно действовали в составе 6-танковой армии СС. Несмотря на многочисленные поломки матчасти, подразделение наносило ощутимые потери советским танковым частям, не могущим противопоставить ему ничего эквивалентного. Вечером 9 мая 1945 года остатки подразделения (3 САУ), слив горючее отовсюду, прорвались к демаркационной линии, уничтожив по пути 2 танка ИС-2 и 2 КВ-85 (по нашим данным — один танк ИС и две «тридцатьчетверки»), после чего сдались американским войскам. К чести наших танкистов следует заметить, что один «Ягдтигр» был серьезно поврежден огнем ПТО, после чего уничтожен своим экипажем. Автор имеет не менее четырех описаний данного боя и не приводит их здесь, поскольку все они сильно противоречат друг другу.

Тяжелый противотанковый батальон 653, ранее имевший на вооружении «Фердинанды», вступил в бой своими 9 машинами в начале декабря 1944 года в составе 5 танковой армии. Несмотря на некомплект матчасти и личного состава, батальон нанес большие потери наступавшим англо-американским танковым частям, вооруженным большей частью «Шерманами», которые представляли для немецких наводчиков прекрасную мишень благодаря своей непомерно большой высоте. Так 7 декабря один «Ягдтигр», охранявший перекресток дорог, за три часа уничтожил 19 «Шерманов», не получив с их стороны ни одной пробоины (кстати, по заверениям немцев, американцы даже стреляли из рук вон плохо и добились всего 4 касательных попаданий за все время боя). В ходе декабрьских боев количество «Ягдтигров» в батальоне было доведено до 16. 23 декабря 1944 года батальон в составе группы армий G принял участие в боях в ходе операции «Северный ветер». В канун нового 1945 года 6 машин батальона, ввиду трудностей с железнодорожной транспортировкой, своим ходом перебазировались в район г. Бонна, где участвовали в обороне города.

Фотография иллюстрирует процесс транспортировки «Ягдтигром» танка «Тигр II». Буксировка ведется по бездорожью, что опровергает мнение некоторых исследователей, считающих, что «Ягдтигр» с трудом мог передвигаться сам (и то лишь по хорошей дороге), но не тянуть себе подобных.

Прокручивание двигателя САУ «Ягдтигр» ручкой кикстартера. Завести машину таким способом было крайне тяжело, если не сказать больше. Это действо применялось чаще всего только для разгона загустевшей смазки.

«Ягдтигр» № 332, поврежденный авиацией и подорванный экипажем в районе г. Сант-Андреасберга 16 апреля 1945 г.

Встреча советских и американских солдат. Май 1945 г. Позади СУ-76 стоит брошеный «Ягдтигр». Видимо эта машина принадлежала 653 тяжелому истребительнопротивотанковому батальону и сегодня хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в г. Кубинка Московской обл.

Позднее батальон периодически применялся против американских войск на юге Германии, также нанося противнику большой урон. 6 мая 1945 г. несколько «Ягдтигров», попав в окружение советских войск, попытались прорваться в американскую оккупационную зону. Огнем советских противотанковых пушек одна машина получила повреждение ходовой части и была захвачена советскими войсками. Сегодня эта САУ экспонируется в г. Кубинка Московской обл. Последние «Ягдтигры» батальона были подорваны своими экипажами недалеко от Австрийской границы незадолго до капитуляции.

Кроме того, имеются различные высказывания о участии «Ягдтигров» в боях за Зееловские высоты и в г. Берлине, однако никаких бесспорных упоминаний о таковых не найдено. Правдоподобным выглядят воспоминания гвардии старшего лейтенанта Василия Гнидюка (1 гв. Мехкорпус), который пытался на подступах к Вене из танка «Шерман» подбить «новый Фердинанд со 122-мм пушкой». Он упоминает, что САУ «стояла за прикрытием каменного забора и стреляла вдоль улицы, подбивая с одного выстрела всех, кто выезжал на нее». По его словам, огонь по САУ из пушек был бесполезен и его подожгли пехотинцы из «фаустпатронов» с третьей, или четвертой попытки сзади.

По окончании войны в СССР проводились обширные исследования и испытания двух «Ягдтигров» в подмосковной Кубинке и в Свердловске. Интересно отметить, что машина, доставленная в Свердловск имела дизельный двигатель фирмы «Зиммеринг» и усиленную подвеску. Правда, полноценных испытаний этой САУ не проводили, так как машина была некомплектной. Но многочисленные прогоны дизеля на стенде показали его плохую надежность, хотя он был некритичен к топливу. Дальнейшая судьба второго «Ягдтигра» неизвестна.

«Ягдтигр» № 331, захваченный американскими войсками, подготовлен для отправки в Абердин. Сегодня экспонируется в Абердинской бронетанковой коллекции. Хорошо видны особенности оригинального камуфляжа, не соответствующего сегодняшнему.

«Ягдтигр» с подвеской КБ «Порше АГ», брошенный около г. Морсборн. Март 1945 г.

Взорванный «Ягдтигр», найденный в полосе наступления 776-го батальона истребителей танков (США). Март-апрель 1945 г.

Остатки 512 тяжелого истребительно-противотанкового батальона сдаются американским войскам. Весна 1945 г.

Заключение

Возможно кого-то удивит выбор темы данного издания, так как семь десятков выпущенных «Ягдтигров» почти ничем не проявили себя на поле боя. Вполне правильно звучат высказывания некоторых исследователей о том, что затраты на изготовление таких исполинов не окупились и они стали всего лишь символом «всесокрушающей мощи германской армии». Но тем не менее, сам факт их создания и боевого применения в агонизирующем «третьем рейхе» очень интересен. К сожалению, малое количество выпущенных «Ягдтигров» оставило крайне незначительный объем фактического материала об их создании и использовании. Видимо, именно этим определяется и крайне ограниченное количество публикаций об этой интересной машине.

Да простит меня читатель, если по прочтении данного материала, он сочтет его поверхностным. Собирался он буквально по-крупицам из всех доступных источников и потому автору крайне интересны Ваши впечатления о данном издании. Пишите по любому поводу — все письма крайне интересны. Впоследствии в серии «АРМАДА—вертикаль» мы продолжим знакомить Вас с редкими образцами военной техники разных стран. В частности, уже ведется работа над изданиями об отечественных танках СМК, Т-100 и Т-44, немецких САУ «ЯГДПАНТЕРА» и исполинах «Карл», а также о других образцах боевой техники.

Хочется надеяться, что нам еще не раз удастся порадовать Вас новыми интересными материалами.

Список использованной литературы:

1. W.Spielberger, Н.Doyle, T.Jentz, Schwere Jagdpanzer, Motor BuchVerlag, MBnchen, 1992

2. W.Spielberger, Der Panzer-Kampfwagen TIGER, Motor Buch Verlag, MBnchen, 1990

3. Werner Oswald, Kraftfahrzeuge u. Panzer,Motor buch Verlag, MBnchen, 1985

4. Senger u. Etterling, Die Deutschen Panzer, Lehmanns-Verlag, 1975

5. Eric Grove, Panzer, Verlagsgesellshaft Wehr & Wissen, 1983

6. Отчет no испытаниям трофейных немецких танков и САУ, ГАУ, 1947 г.

«Ягдтигр»: краткая китография

NICHIMO 1:35 Пластик

TAMIYA 1:35 Пластик

DRAGON 1:35 Пластик

«Ягдтигр» № 2 с подвеской по типу «Порше» в исходной окраске. В настоящее время экспонируется в Королевском танковом музее в Бовингтоне

«Ягдтигр» № 331 в исходной окраске. В настоящее время экспонируется в танковой коллекции на Абердинском полигоне

«Ягдтигр», захваченный советской армией 6 мая 1945 г. в исходной окраске. В настоящее время находится в танковой коллекции музея БТВТ в г. Кубинка Московской обл.

Единственный сохранившийся в нашей стране экземпляр истребителя танков "Ягдтигр" находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники располагает одной из крупнейших в мире коллекций бронированных боевых машин. В экспозиции музея сегодня представлены более 300 экспонатов уникальных образцов боевой техники разных стран мира, выпущенных с 1917 по 1991 гг.

До недавнего времени музей был закрыт для свободного посещения и попасть в него было можно лишь в дни "открытых дверей" один раз в год. Сегодня музей открыт для всех в любой день, кроме понедельника и вторника. Музей сообщает всем заинтересованным организациям и частным лицам правила посещения:

— музей принимает пока только организованные группы для проведения экскурсий;

— в группе должно быть не менее 15, но не более 25 человек;

— заявка на проведение экскурсий подается за одну неделю на имя начальника музея с указанием даты, времени посещения и количества посетителей;

— посещение музея платное. Стоимость билета для взрослых и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту составляет 10 тыс. рублей; для детей, учащихся, военнослужащих срочной службы и многодетных родителей - 5 тыс. рублей;

— в оплату посещения музея входит дополнительно обязательное экскурсионное обслуживание. Стоимость обслуживания на одну группу составляет 50 тыс. рублей;

— если группа посетителей музея насчитывает менее 15 человек, то оплата взимается из расчета 15 человек.

Адрес музея: 143070, Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинка-1 Телефон: (095) 593-5735, 597-3568, добавочный 24-77

Проезд: Москва, Белорусский вокзал, до станции Кубинка, далее автобусом № 27, 2-я остановка ("Полигон").

Фотографирование разрешается в соответствии с установленными расценками. Посетив музей вы получите массу впечатлений и поможете сохранить одну из ценнейших в мире коллекций бронетехники.

Оглавление

  • Михаил Свирин «Ягдтигр» самый большой истребитель танков
  • Уважаемые читатели!
  • История создания
  • Устройство «Ягдтигра»
  • Боевое применение
  • Заключение Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге ««Ягдтигр» самый большой истребитель танков», Михаил Николаевич Свирин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства