«АэроПлан 1993 01»

558

Описание

Журнал для авиамоделистов



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

АэроПлан 1993 01 (fb2) - АэроПлан 1993 01 3558K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Коллектив авторов

АэроПлан 1993 01

Издательское бюро "АэроПлан" фирмы "Красико"

Рис. на обложке Г. Долбика

А. Никифоров

В центре внимания

Специально для АП

В апреле 1992 года впервые высокопоставленной публике был представлен: штурмовик Су-25Т. Не прошло и полгода, как на "Мосаэрошоу” появилась новая версия - Су-25ТК. На первый взгляд, внешние различая минимальны, но тем не менее они есть.

Су-25Т

Су-25ТК

Конец 80-х - прекрасное время (для стендовиков, разумеется!) Наши МиГи и Су - в центре внимания на авиасалонах мира, модельные фирмы спешат опередить конкурентов,выпуская одну за другой краснозвездные новинки. Так что теперь модели МиГ-29, Су-27 и пр. в большом выборе. И не только в заграничных "шопах” и отечественных "модусах", но и в коллекциях наших стендовиков. Нм бы радоваться, но их лица напряжены, взгляд - на "запад": а вдруг там придумали что-то новенькое про "нас"?

Не туда смотрите, коллеги! Не стоит ждать хороших новостей из-за "бугра". Давайте сами перегоним "Хасегаву"!

Для тех, кто не боится пройтись напильником по "фирме"!!! Зимой 1992 г. на одном из "подминских" аэродромов состоялся полузакрытый "авиасалон". Его посетили немногочисленные руководители стран СНГ и в несколько большем количестве - авиафанаты. Они могли лицезреть стройный ряд самолетов и вертолетов, в том числе - Су-27К, Су-27ИБ, Т-10М-6, Су-25Т, МС-19, МиГ-ЗШ, новые модификации МиГ-29 и пр. и пр.

Не знаем, какое впечатление произвел этот авиасалон на генералов и министров, стендовики же побежали обменивать припрятанные на "черный" день "Томкэты" с "Иглами” на модели Су и МиГов.

Однако кроме "пластика" и инструментов желательно иметь и подшивку "АэроПланов", где будут помещены рекомендации по конверсированию старых знакомых моделей в новые модификации.

Тем, кто уже приобрел первый "располневший" номер нашего журнала исключительно повезло - можно сразу приступать к созданию модели.

Су-25Т - одноместная модификация Су-25УБ. Самолет оснащен новым электронным и лазерным оборудованием, двухствольная 30- мм пушка смонтирована под фюзеляжем на подвижном (в вертикальной плоскости) лафете.

Все изменения и переделки указаны на схемах стрелками. Как видите, самое трудное - это сделать новый нос и поставить пушку.

Су-25Т

Су-25ТК

Это "московский" Су-25 ТК. Самые значительные отличия от "минского":

- цилиндрический контейнер на киле чуть длиннее;

- киль стал "цельным", т.е. нет поперечного стыка, как на Су-25 УБ;

- кожух подфюзеляжной пушки несколько другой конструкции, закреплен на "рояльной" петле;

- обшивка над обрезом пушечных стволов выполнена из стали;

- створка стойки передней опоры сделана с откидным элементом в виде ступеньки.

Отличаются самолеты и окраской. В Минске у Су-25Т верх - в пятнах серого цвета трех тонов, низ - серо- темно-голубой. В Москве Су-25 ТК- обычный камуфляж; верх - зеленокоричневый, низ - светло-голубой.

В.Журавлев

Ла-7? Ла-5!

Ла-5 в коллекции. Можно, конечно, затратив энную сумму .достать чешскую модель или модель фирмы Italeri. А можно сделать Ла-5 и из "нововского" Ла-7. Этот материал для тех, кто выберет второй путь.

Конверсировать модель Ла-7 в Ла-5 и Ла-5фн несложно и это, естественно, ведь прототипы их находились в самом непосредственном родстве.

Одно из существенных внешних различий Ла-5-го и Ла-7-го - в более широком фюзеляже последнего на участке от капота до кабины пилота. Но "нововский” Ла-7 как раз и грешит своей "худобой" и поэтому проблем в этой части как раз и не будет.

А теперь о том, что же нужно переделать:

- изготовить воздухозаборник карбюратора, маслорадиатор, обтекатели бортового вооружения, створки выхлопного коллектора (из тонкого полистирола) и храповик вала воздушного винта (из отрезка инъекционной иглы) - рис.А;

- опилить боковые поверхности капота - рис.Г;

- заменить участок крыла в районе расположения шасси вставкой из полистирола. После тщательной просушки обработать ниши шасси. Створки сделать заново - рис.В;

Ла-5фн - готов.

После приобретения навыка в переделке Ла-7 в Ла-5фн, можно попробовать сделать более сложную конверсию: Ла-7 в Ла-5.

Первым делом необходимо удалить все "лишнее" (заштриховано). Новый гаргрот можно выдавить, но проще сделать его наборным, склеив в пакет пластины полистирола, с последующей обработкой. Воздухозаборник карбюратора тоже нужен новый (он значительно отличается от воздухозаборника на Ла- 5фн>, рис.Б.

Фонарь кабины можно переделать из фонаря от Ла-7, удалив лишнюю часть и сошлифовав переплет. А можно и отштамповать новый из прозрачного упаковочного пластика. В качестве пуансона есть смысл использовать опять-таки фонарь Ла 7-го, залитый эпоксидной смолой и с сошлифованным переплетом, рис.Е.

Детали интерьера на рис.Д.

Несколько практических советов. Воздухозаборник карбюратора можно сделать так: из тонкого полистирола вырезать с небольшим запасом заготовку, изогнуть ее по чертежу и приклеить к капоту, зафиксировав ее нитками через узкую резиновую прокладку, уложенную поверх детали.

Переплет фонаря можно тоже сделать из тонкого полистирола (от-баночки из под сметаны, если у вас сохранилась такая редкость) .

В заключение несколько вариантов окраски истребителей Ла- 5 и Ла-5фн, востановленных по фотографиям и публикациям из различных изданий.

Специально для MI

Рис.1 Ла-5 дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Попкова. В годы войны он совершил 475 боевых вылетов, в 117 воздушных боях сбил лично 41 фашистский самолет и 13- в группе.

Красно-белая окантовка звезд (на фюзеляже и вертикальном оперении) только на границе с белым цветом. Звездочки побед - красные, но темнее, чем О.З., и на фоне звезды имеют белую окантовку (номер 01 - без окантовки).

Рис.2 Ла-5фн летчика 159 ИАП - капитана Лиходеева, воевавшего в 1944 году за Ленинград.

Ромб и буквы Ф и Н - белые. Надпись и окантовка звезд - серебристые. Бортовой номер 15 - с черной окантовкой.

Рис. 3 Ла-5 8-го ГИ- АП (1944г., Тула).

На капоте (с обеих сторон) черная буква "Ф" в белом круге. Тактический номер - серебристый, без окантовки.

Первым делом самолеты

Чертеж прототипа - без него не может обойтись при работе над моделью ни один мало- мальски серьезный стендовик, За рубежом с этим делом особых проблем нет. Десятки, если не сотни изданий публикуют добротные, хорошие и просто отличные чертежи (например, Bentley или Granger). Правда, что касается советских самолетов, то точные чертежи там встречаются редко, и это понятно - облазить и обмерить, допустим, ЛаГГ-3 или достать его заводские "синьки" им там достаточно проблематично.

Как известно, у нас с чертежами "напряженка". Журналов, их публикующих, - раз,два и обчелся, а специальных изданий и того меньше, да и качество не всегда на уровне... Хотя, надо признать, встречаются и шедевры в прямом смысле этого слова - работы В.Кондратьева, М.Маслова, П. Колесникова.

Так что же, где и когда было опубликовано? Для начала возьмем подшивки журналов "Моделист-конструктор” почти за тридцать лет и посмотрим.

1964

N7 Як-12

1965

N11 L-29

N12 Ан-10

1966

N3 "Рачек"

N4 Ан-2м

N6 Пе-8, Ш-13

N7 Ка-26

N8 АНТ-25

1967

N1 Як-18пм, SAAB J-35 Draken

N3 ."Крылья танка"

N4... L-200 Morava,

N5 МиГ-15, Fokker

S-14 "MAX-TRENER-11"

N6 Ил-2

N8 Ан-24Б

N12 Ан-22

1968

N2 Ил-28

N3 Пе-2

N4 КЦ-8 (планер)

N5 ...."Конек - горбунок"; опознавательные знаки

N7 И-16

N9 МиГ-3

N10 АИР-3, Як-18, Як-18Т

N11 АНТ-2, Ту-134

N12 Ан-2

1969

N1 "Звено" Вахмистрова

N2 М-9

N3 По-2, Бе-6

N4 Ла-5ФН

N6 САМ-56ис

N7 Р-5

N12 Илья Муромец серия В (1915г.)

1970

N1 АИР-6

N2 МиГ-15

N3 Zlin Akrobat

N4 БОК-5

N5 Ил-4 (ДБ-3)

N6 Gloster Meteor Mk.l

N8 АН-24РТ

N9 Beagle-PAP. 100

N10 Як-3

N12 Spitfire

Mk.lX/XVI

1971

N4 И-153 "Чайка"

N5 ТБ-3

N8 Як-40

N10 P-38 Lightning

N11 P-39 Airacobra

1972

N2 DH-89 Mosquito

N3 МБР-2

N5 Би-1, АИР-1

N6 P-51D Mustang

N7 P-1

N8 Nieuport 17

N9 АНТ-20 ("Максим Горький")

N10 ДБ-3

N11 ЛаГГ-3

1973

N1 А-7

N2 СБ-2

N3 Lituanika

N4 УТ-2М

N5 Ла-11

N8 Як-24

N9 Ил-28

N10 Ил-14М

N11 Сталь-2

N12 самолет Можайского

1974

N3 PZL-104 Wllga

N8 Квант

N9 Ла-7

N12 Су-2 (ч. 1)

1975

N1 Як-1

N2 Су-2 (ч.2)

N3 КАИ-12 '‘Приморец”

N4 Як-3

N5 Ще-2

N6 Г-11 (дес. планер)

N7 Су-5

N8 Ил-2

N10 ББ-22 (Як-4)

N11 Су-12

N12 "8 Марта" (планер)

1976

N1 Су-6

N2 Як-18Т

N3 По-2

N4 АВФ-10 (планер)

N5 Як-9

N6 Ш-2

N8 УТБ-2

1977

N2 (бомбы на моделях)

N3 И-4

N5 БИЧ-3

N6 Бе-30

N8 МиГ-3

N9 РП-318-1, БИЧ-7А

N11 БОК-5

N12. А-15 (планер)

1978

N3 ХАИ-3

N5 Як-20

N8 АНТ-25

1979

N5 Як-6 (ч.1)

N6 Як-6 (4.2)

N7 Bleriot XI

N8 АИР-7

N9 Г-22

1980

N1 Ан-28

N5 АИР-1 (ч.2)

N6 АИР-1 (ч.2)

N8 Як-52

N12 МиГ-8 ("Утка”)

1981

N5 АИР-3

N7 М-15

N8 АИР-5

N10 Г-25

N12 СПЯ (Гидро-1)

1982

N1 Morane G

N3 Nieuport XXIVbis

N5 Ил-2, Sopwitch Triplane

N6 Ил-10М

N7 И-5

N9 И-16

N11 И-17

1983

N1 И-30

N3 Пе-Збис

N4 "Главное оружие авианосца (ч. 1)

N5 Як-7

N6 "Главное оружие авианосца г'(ч.2)

N7 И-185

N8 ДБ-А

N9 Ла-9,11

N11 Як-15/17

1984

N1 Су-9/11

N3 МиГ-15

N7 МиГ-Ф-21

N9 Right "Flyer”

N12 Farman IV

1985

N1 Voisin

N3 Sopwith Tabloid

N5 Ла-5

N7 Hansa

Brandenburg

N8 Ил-4

N9 Ил-4, М-5

N11 Avro-504

1986

N1 P-1

N5 P-3

N7 P-5

N8 Пе-2

N10 P-6

1987

N1 МБР-2

N3 A-7-3A (автожир)

N5 Як-4 (Р-12/ББ-22)

N7 Ty-2

N9 АНТ-25

N10 Як-9Р

N11 Су-26М

1988

N1 PBY-5A Catalina

N5 ОКА-38 "Аист" ("Storch”)

N7 Су-12

N8 Су-1 /3

N10 Piper "Cub"

1989

N1 К-12 "Жар-птица"

N2 F-5A Lightning

N3 Р-10 (ХАИ-5)

N5 УТ-2

N7 Е-2С Hawkeye

N8 Ми-26

N11 К-7

1990

N2 P-40 Kirtyhawk

N3 Hurricane Mk.lA

N7 К-2/3

N8 Ла-15

N9 Farman MF-11

N11 PZL P-23 "Karas"

1991

N1 RAF BE-2E

N5 Tempest Mk.V/ll, Vickers Vimy IV

N7 Potez XXV

N9 GOTHA(L.F.G.) G.IV

N11 Сикорский C-XVI

Что ни говорите, а диалектика есть диалектика, и количество перерастает,так сказать,в качество. Глядя на этот список, начинаешь думать, что не так уж все и безнадежно. Чертежи, конечно же, не равноценные, многие таковыми вообще назвать сложно, скорее "три проекции, да пять сечении", но есть и такие, что не только не хуже разных там "гренджеров и "Бентли”, а пожалуй и получше (особенно опубликованные в последние лет десять).

P.S. Редакция "АэроПлана" благодарит члена минского клуба "Микромодель" Казимира Писаренко за предоставленную библиографическую информацию и выражает надежду, что объявится коллекционер - аэробиблиофил, который сумеет подготовить нечто подобное, перелопатив "Крылья Родины" за последние два-три десятка лет.

"Серый" по-английски

Серый цвет в камуфляжных окрасках самолетов ВВС Великобритании, 1939-1945 гг.
Немного истории

Когда авиамоделисту приходится иметь дело с камуфляжными цветами периода второй мировой войны, ничего, вероятно, не представляется ему столь запутанным, как вопрос о красках серого цвета, применявшихся для окраски самолетов ВВС Великобритании. Отчасти это происходит потому, что, во-первых: краски имеют разные источники происхождения и разных производителей, во-вторых, существует большое количество инструкций по их использованию и, в третьих, за цветовой стандарт тогда отвечало несколько учреждений.

Поначалу следует разобраться в системе идентификации красок The Air Ministry (Министерство авиации). За оценку качества красок и их изготовление отвечал отдел исследований и производства.

Каждому оттенку краски присваивалось название, например, "Sky" (небесный серый). КраЬка "Sky" могла производиться на основе разнообразных видов целлюлоз и синтетических эмалей. Основа изготавливалась в соответствии с технической инструкцией и разрешением The Directorate Technical Development office, DTD (Дирекция управления технического развития). Инструкции нумеровались: DTD1, DTD2 и т.д. и в таком сокращенном виде использовались в документации. Характер покрытия или блеск краски также учитывались в ее номенклатурной инструкции. (Начиная с 1937 года все краски выпускались матовыми.)

Сведение всех этих обозначений в одно делало полное название краски громоздким и неудобным в обращений. Поэтому для удобства пользования названиям красок присваивали шифры, которые вносились в RAF Vocabulary of Stores, Section 33В (Номенклатура табельного имущества ВВС, раздел ЗЗБ). Так, полное название:"Dope, cellulose, shrinking, matte, Sky Grey, to Spec. DTD83A" ("Краска авиационная, на основе целлюлозы, матовая, небесная серая, инструкция DTD83A") могло сокращаться до "Sky Grey" Store Ref. ЗЗВ/294" ("Небесная серая” шифр ЗЗВ/294) или даже - "Sky Grey" ЗЗВ/294".

Большинство производителей красок располагали для идентификации цветными карточками-эталонами, но некоторые заводские образцы красок имели только шифр.

В конце 1939 - начале 1940 г. по указанию Министерства авиации был изменен характер красочного покрытия. К этому времени наметилась тенденция изготавления "сверхматовы*" красок, но одно неординарное событие изменило ситуацию. Министерство было в шоке, когда обнаружило, что Ме-109 имеет превосходство в скорости (хотя и не должен был) над Supermarine Spitfire. Причина заключалась в характере покрытия поверхности самолета. Spitfire, окрашенный матовой краской, терял в скорости по меньшей мере 15 миль/час. Ме-109, как и все самолеты Luftwaffe, имел гладкое, но не блестящее покрытие,. Когда трофейный Ме-109 перекрасили английскими матовыми красками, он тоже потерял 15 миль/час.

Компании Tifinine, производившей краски, было дано указание в срочном порядке улучшить краску. Так впервые появилась краска с гладким покрытием небесного цвета "Sky" (не путать со "Sky Grey"), которую наносили на нижние поверхности истребителей ВВС. К этому времени краску "Sky" уже изготавливали в матовом варианте, и для гладкого покрытия надо было вводить новое обозначение. Краски других цветов, входившие в стандартный камуфляж среднеевропейской зоны, -"Dark Green" (темнозеленый) и "Dark Earth" (темно-коричневый) также должны были производиться в варианте с гладким покрытием.

Естественным было добавление к названию красок, обозначения "type S" (тип С) для гладких красок и "type М", при необходимости, для матовых. ("S" - от слова Satin, ”М" - от слова Matt.)

В документах министерства было написано буквально следующее:"...должны быть заменены на "Dark Green", "Dark Earth” и "Sky", type S”. Этим хотели сказать, что все цвета должны были быть "type S", однако запятая "потерялась" и многие военные ведомства стали писать "type S" только после "Sky". Службы, выполняющие работы по изготовлению цветных эталонов, тоже придерживались такой практики.

В 1939 году Англия и Франция начали заказывать самолеты в США, в связи с чем американские изготовители стали искать субподрядчиков для изготовления и поставок красок, которые должны были соответствовать представленным стандартам. Этим краскам присваивались справочные номера, начинающиеся с числа 71 и следующего за ним трехзначного цифрового кода - "71-001 White" (71-001, Белая) и т.п.

Британское Министерство авиации представило стандарты на основании инструкций DTD 83А и 308. В перечень цветов первоначально входили: "White” - белый, "Night" (Black) - ночной (черный), "Dull Red" -тусклый красный, "Dull Blue” - тусклый синий, "Yellow” - желтый, "Dark Green" - темно-зеленый, "Dark Earth" - темно-коричневый, "Extra Dark Sea Grey" -темно-серый морской экстра, "Dark Slate Grey" - синевато серый темный, "Sky Grey" - небесный серый и "Aluminium" - алюминиевый.

В начале 1940 года все английские краски поступали в США с ведома The Ministry of Aircraft Production, MAP (Министерство авиационной промышленности), которое пересмотрело свою систему обозначений и начало вводить в обиход новые английские цвета. Первым из введенных в 1940 году цветов оказался "Sky". Соответствующий документ был послан лицу, отвечавшему за программу поставки самолетов, он же предположив что имеет дело с новым цветом, названным "Sky type S", передал эту информацию на авиазаводы.

Будучи знакомы с краской "Sky Grey" на авиазаводе решили, что здесь допущена какая-то ошибка и что новый цвет является вариантом "Sky Grey", поэтому обозначили его на этикетках как "Sky type S Grey”.

За время, прошедшее с момента получения в США первых заказов на производство самолетов и до появления этих самолетов (т.е. с лета 1939 до лета 1940 года), изменились как цвета, используемые в стандартных схемах окраски, так и сам характер покрытия с матового на гладкий и, естественно, следовало ожидать полной неразберихи в идентификации серых цветов. К счастью, производственники чаще имели дело с системой нумерации серии 71, чем с названиями самих красок, поэтому, хотя разные эталонные выкраски подписывались и как "Sky type S Blue", и как "Sky type S Grey", номера на выкрасках были правильными, и, в итоге, самолеты окрашивались в соответствии со стандартами.

Фирма Fairey Aviation Со. Ltd., отвечавшая за модификацию истребителя "Martlet" (Grumman "Wildcat") с целью его использования в авиации ВМС Великобритании, получила длинный перечень названий американских красок, снабженный следующим комментарием: "Принимайте во внимание только цифровые обозначения и забудьте о названиях”.

Когда летом 1941 года в Англию стали прибывать первые заказанные самолеты, в схемах окраски произошли еще большие изменения. В дополнение к уже имеющемуся перечню серых красок добавились еще "Ocean Grey" (серый океанский) и "Medium Sea Grey" (средний серый морской). Одновременно Министерство авиации подготовило новый технический циркуляр, в соответствии с которым информация о красках, камуфляже и обозначениях была сведена в один том (DTD Technical Circular N 360, Issul 1).

К середине 1942 года американцы располагали длинным перечнем английских красок, среди которых по крайней мере пять были серыми. Однако, используя систему нумерации, удалось избежать путаницы при нанесении камуфляжа.

Ассортимент "английских серых” красок для авиамоделистов ЦВЕТ Hambrol Revell Heller Tester Tamiya GunzoSangio Pactra Precision Xtracolor FS Sky 90/HB-5 - - - XF21 - H74 M13 X7 34583 Sky Grey 34+64 - - - - - - M12 - 36463 Dark Sea Grey светлее 27 - - - - - H75 M6 X4 36173 Extra Dark Sea Grey 27/HB-7 - 7001 1723 XF54 H333 M31 M7 X5 36118 Medium Sea Grey 64/HB-6 75 7020 1725 XF19 H335 A39 M5 X3 36270 Ocean Grey 106/HB-3 47,57 - - - - - M9 X6 36187 Dark Slate Grey 102/HB-8 - 7013 - - - M5 - X25 34096 Light Slate Grey :ветлее 102 -   1793 * -   M10 X118 34159
Восемь оттенков "серого".

Теперь, когда все выяснено, можно перейти к характеристике серых цветов, применявшихся Великобританией во второй мировой войне.

"Sky" « Забудьте "Type S” и "Duck Egg Blue" (голубой, цвета утиного яйца). "Sky" - в действительности бледно-зеленый цвет, близок к американскому FS 34583 по U.S.Federal Standart 595а, был разработан подразделением по камуфляжу N1, которое позднее стало называться Photographic Reconnaissance Unit - PRU (подразделение фоторазведки). С начала 1940 года цвет "Sky" был матовым и применялся на патрульных-бомбардировщиках и торпедоносцах береговой авиации. В начале 1941 года цвет "Sky" заменил "Sky Grey”, применявшийся в авиации ВМС. "Sky" использовался также для окраски нижних поверхностей самолетов истребительной авиации.

"Sky Grey". Бледно-серый цвет (FS 36463), сменивший "алюминиевый”'на самолетах ВМС и летающих лодках береговой охраны в 1939 году. В свою очередь был заменен на "Sky" в начале 1941 года.

"Extra Dark Sea Grey". Темный серо-голубой цвет (FS 36118), выбранный в 1939 году в качестве одного из компонентов стандартного морского камуфляжа среднеевропейской зоны в сочетании с "Dark Slate Grey" для использования на самолетах морской авиации. Этот цвет впоследствии имел много иных оттенков.

"Dark Slate Grey". Этот цвет (FS 34096) имел зеленоватый оттенок и был известен еще с 1917 года как "NIVO". Тогда считалось, что он хорошо маскировал самолет, летящий ясной лунной ночью. С 1927 года этот цвет использовался для окраски тяжелых ночных бомбардировщиков ВВС Великобритании. Позднее краску этого цвета назвали "Dark Slate Grey".

"Ocean Grey". Зеленевато-серо-голубой цвет (FS 36187), который наряду с "Dark Green" формировал стандартный камуфляж дневных истребителей ВВС Великобритании, введенный в сентябре 1941 года.

Цвет "Ocean Grey" получался при смешивании 1 части "Night" (Black) и 7 частей "Medium Sea Grey".

"Medium Sea Grey". Бледный голубовато-серый цвет (FS 36270), введеный в 1938 году для нанесения буквенного кода поверх камуфляжа. Этот цвет применялся также для окраски нижних поверхностей в стандартном камуфляже дневных истребителей, введенном в сентябре 1941 года, некоторое время - для окраски верхних поверхностей истребителей береговой авиации (при этом нижние поверхности были цвета "Sky"), для окраски верхних поверхностей высотных истребителей (с нижними поверхностями цвета "PRU Blue" - фоторазведовательный синий).

"Dark Sea Grey". Нейтральный темно-серый цвет (FS 36173), применявшийся главным образом на патрульных морских самолетах.

"Light Slate Grey". Зеленовато-серый цвет (FS 36159), который использовася вместе с "Dark Sea Grey" для окраски верхних поверхностей нижних крыльев морских бипланов корабельного базирования, атакже для нанесения буквенных кодов на морских самолетах, окрашенных в белый цвет.

Fine Scale Modeler 1/91 Айэн Хантли

Перевод с английского с незначительными сокращениями Г.МДолбика.

Лешек Величко

F4 или FM?

Система обозначений морской авиации США (до 1946г.)

Морская авиация США, созданная и сформированная в годы 1-й мировой войны, входила в состав военно-морского флота (US Navy), корпуса морской пехоты (US Marine Corps) и службы охраны побережья (US Coast Guard). С начала и до конца 1-й мировой войны самолеты морской авиации носили названия фирм изготовителей. Лишь в начале 20-х годов была принята специальная система обозначений, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1962 года.

Полное обозначение самолетов в морской авиации состояло из восьми элементов. Поясним это на следующем примере:

Grumman XF6F-3N Hellcat

Grumman.......8

X.................5

F.................1

6.................2

F.................3

3.................4

N.................6

Hellcat...........7

1. Function Letter (or Letters) , буква (или буквы), обозначающая функцию (тип, назначение) самолета. Этот элемент состоял из одной или двух букв. Отдельного объяснения требуют буквы Н (Helicopter - вертолет) и L (Glider - планер), которые являлись общими для данных воздушных средств и которые не конкретизировали назначения данного вертолета или планера. Поэтому эти буквы всегда расположены в паре с другими, что позволяло уточнять функцию воздушного средства. Например: HN - Trainer Helicopter (учебно-тренировочный вертолет), НО - Observation Helicopter (наблюдательный вертолет), LN - Trainer Glider (учебно-тренировочный планер), LR - Transport Glider (транспортный планер) и т.д.

А Ambulance санитарный В Bomber бомбардировщик F Fighter истребитель G Transport(Llght) легкий транспортный Н Helicopter вертолет J General Utility общего назначения L Glider планер N Trainer(Primary) учебный и тренировочный О Observation корректировщик Р Patrol патрульный R Transport(Heavy) тяжелый транспортный S Scout разведчик T Torpedo торпедоносец BF Bomber-Fighter истребитель-бомбардировщик ВТ Bomber-Torpedo бомбардировщик-торпедоносец JR Utility-Transport общего назначения, транспортный OS Observation-Scout корректировщик-разведчик РВ Patrol-Bomber патрул ьно-бомбардиро вочн ый SB Scout-Bomber разведчик-бомбардировщик SN Trainer(Advanced) специальный-тренировочный SO Scout-Observation разведчик-корректировщик ТВ Torpedo-Bomber торпедоносец-бомбардировщик TD Target Drone летающая мишень А Brewster, Allied Aviation В Beech, Boeing, Budd С Curtiss, Cessna, Culver D Douglas, Globe/Radioplane, McDonnell Е Bellanca, Goult, Piper, Edo, Pratt Read F Grumman, Fairchild(Kanada) G Goodyear, Great Lakes Н Howard, Hall, McDonnell J North American К Fairchild(USA), Nash Kelvinator, Fleetwings/Kaiser L Bell, Langley, Columbia М Martin, Eastern/General Motors N Naval О Lockheed Р Spartak, Р!рег(планеры), Piasecki, Pitcairn Q Stinson, Bristol(USA), Fairchild(USA) R Interstate, Aeronca, Ryan, American S Sikorsky., Schweizer, Stearman/Boeing, Platt Le Page T Northrop, Taylorcraft, Timm U Vought V Vultee, Vega/Lockheed, Canadian Vickers W Waco, Canadian Car and Foundry Y Consolidated, Convair

2. Model Number, цифра (или цифры), обозначающая порядковый номер самолета (вертолета, планера) в ряду данного типа, изготавливаемого конкретной фирмой. Номер " 1" в обозначении не применялся. Система "Model Number" приводила к тому, что несколько самолетов данного типа (Function Letter), но изготавливаемых разными фирмами, могли иметь одинаковый номер модели, например: SB2U и SB2C (объяснение последним буквам дано в следующем разделе).

3. Manufacturer's Code Letter, данная кодовая буква указывала на фирму изготовителя данного воздушного средства. Поскольку фирм было больше, чем букв в алфавите, одной и той же буквой обозначали несколько фирм. Для того , что бы избежать дублирования обозначений, под одной буквой группировались фирмы, которые изготавливали разные типы самолетов или других воздушных средств.

При рассмотрении этого элемента обозначения необходимо обратить внимание на то, что один и тот же самолет мог производиться на разных фирмах по лицензии. В этом случае обозначение самолета могло быть различным, например: F4F и FM были одним и тем же самолетом, но изготавливались соответственно на фирмах Grumman (F) и Eastern/General Motors (М).

4. Modifications of the Mode! Number, цифра (или цифры) обозначающая следующий номер версии (модификации) данной модели самолета. Этот номер отделен от остальной части обозначения с помощью "тире". Каждой отдельной версии присваивался следующий номер независимо от того был ли данный самолет в серийном изготовлении или нет. Например, первый серийный вариант TBF "Avenger" имел обозначение TBF-1, а второй - TBF-3. Это означает, что вариант TBF-2 не был запущен в производство.

5. Status Letter, буква, означающая "статус" самолета. В системе обозначений самолетов морской авиации США применялось три "статуса": прототип (X), предсерийный (Y) и серийный

X Prototype прототип Y Service Trials опытная серия

(без буквы).

Название "прототип" присваивалось не только первым экземплярам данного типа самолета, но и первым экземплярам отдельных версий. Например, обозначение XTBF-1 означало прототип самолета TBF первой версии.

6. Special Modification or Special

Purpose Letter , буква, означающая дополнительную или специальную функцию данной версии самолета. До 1946 г. не было однозначной идентификации данных букв. Примерное их назначение дано в таблице. Часто эти буквы имели смысл только в отношении к конкретному типу самолета. Например, TBF-1B - здесь буква В означала самолеты, поставляемые в Великобританию.

А Amphibian летающая лодка Н Ambulance санитарный Р Photo-Reconniassanse фоторазведчик R Transport транспортный

7. Popular Name, (более или менее) официальное название определенного типа или категории самолетов, так сказать,

"имя собственное". Эти названия давали самолетам фирмы-изготовители, реже - пользователи и еще реже они утверждались командованием. Обычно "Popular Name" были в повседневном использовании у летного и обслуживающего персонала.

Wildcat F4F, FM дикий кот Hellcat F6F ведьма Tomcat F7F кот Corsair F4U, F3A, FG, F2G пират Corsair SBU пират Dauntless SBD неустрашимый Vindicator SB2U защитник Devastator TBD уничтожитель Catalina PBY, PB2B, PBV географич. название Avenger TBF, TBM мститель Nomad PBN кочевник, бродяга Sea Ranger PBB морской путешественник Mariner PBM моряк Mars PB2M,JRM Марс Privateer PB4Y пиратский корабль Corregldor P4Y географии, название Duck JF, J2F, Jl утка Widgeon J4F дикая утка Seagull SOC, SON чайка Sea mew S03C чайка Kingfisher 0S2U, OS2N зимородок Navigator SNB навигатор Kaydet N2S, NS кадет Recruit NR рекрут Tutor N2T гувернер Canary N3N кенарь Falcon SNC сокол

Следует отметить, что названия морских самолетов подчинялись определенным правилам. В названиях истребителей фирмы Grumman традиционно использовалось слово "cat"; самолеты фирмы Vought в начале имели название "Corsair”, а пикирующие бомбардировщики фирмы Curtiss - "Helldlver". Летающие лодки фирмы Consolidated получили названия, начинающиеся на английскую букву ”С”. Разведывательные самолеты носили названия птиц, учебно-тренировочные - имели названия, связанные с обучением. Большая часть названий была связана с морем, морской техникой, морской флорой и фауной, историей открытий и морских путешествий.

8. Manufacturer's Name, название фирмы-изготовителя. Как было отмечено выше, название фирмы-изготовителя подчеркивалось кодовой буквой ”3” (Manufacturer's Code Letter), однако, в связи с тем, что под одной буквой могли выступать несколько фирм, допускалось давать полное название фирмы. Основным и официальным обозначением самолета были коды "1...6”. Они создавали, так называемый, Model Designation, который наносился на киль многих морских самолетов США.

Для лучшей ориентации в системе обозначений в представленной таблице даны примеры обозначений некоторых летательных аппаратов с подробным комментарием.

Grumman F4F-3 "Wildcat" 1 F - истребитель 2 4 - четвертый тип истребителя этой фирмы 3 F - код фирмы Grumman 4 3 - третья версия этого типа 5 - серийный 6 - основная версия 7 "Wildcat" - "имя собственное" 8 Grumman - название фирмы Grumman XF6F-3N "Hellcat" 1 F- истребитель 2 6 - шестой тип истребителя этой фирмы 3 F - код фирмы Grumman 4 3 - третья версия этого типа 5 X - прототип версии 3N 6 N - ночной истребитель версии 3 7 "Hellcat" - "имя собственное" 8 Grumman - название фирмы DouglasSBD-5"Dauntless 1 SB - разведчик-бомбардировщик 2 - первый тип данного самолет» 3 D - код фирмы Douglas 4 5 - пятая версия типа SBD 5 - серийный 6 - основная версия 7 "Dauntless" - "имя собственное" 8 Douglas - название фирмы CurtissS B2C-1A "Helldiver” 1 SB - разведчик-бомбардировщик 2 2 - второй тип данного самолета 3 С - код фирмы Curtiss 4 1 - первая версия типа SB2C 5 - серийный 6 А -самолет А-25А, переданный из USAAF в US Marine Corps 7 "Helldiver" - "имя собственное" 8 Curtiss - название фирмы C.C.F.SBW-3"Helldiver" 1 SB - разведчик-бомбардировщик 2 - первый тип данного самолета фирмы C.C.F. 3 W - код фирмы C.C.F. 4 3 - третья версия типа SBW (соответствует версии SB2C-3, лицензионный) 5 - серийный 6 - основная версия 7 "Helldiver" - "имя собственное" 8 C.C.F. (Canadian Car and Foundry) - название фирмы Аегопса XLNR-1 1 LN - тренировочный планер 2 - первый тип планера LN 3 R - код фирмы Аегопса 4 1 - первая версия типа LN 5 X - прототип 6 - основная версия 7 - без "имени собственного" 8 Аегопса - название фирмы Sikorsky HOS-1 "Hoverfly"ll 1 НО - наблюдательный вертолет 2 - первый тип наблюдательного вертолета фирмы Sikorsky 3 S - код фирмы Sikorsky 4 1 - первая версия типа HOS 5 - серийный 6 - основная версия 7 "Hoverfly" II - "имя собственное" 8 Sikorsky - название фирмы Lockheed XR60-1 "Constitution" 1 R - транспортный самолет 2 6 - шестой тип транспортного самолета фирмы Lockheed 3 О - код фирмы Lockheed 4 1 - первая версия типа XR60 5 X - прототип 6 - основная версия 7 "Constitution" - "имя собственное" 8 Lockheed - название фирмы Clobe/Radioplane TDD-3 1 TD - беспилотный самолет-мишень 2 - первый тип мишени этой фирмы 3 D - код фирмы Clobe/Radiopiane 4 3 - третья версия типа TDD 5 - серийный 6 - основная версия 7 без "имени собственного" 8 Clobe/Radioplane Naval OS2N-1 "Kingfisher' 1 OS - наблюдатель-разведчик 2 2 - второй тип наблюдателя-разведчика фирмы Naval 3 N - код фирмы Naval 4 1 - первая версия типа OS2N 5 - серийный 6 - основная версия 7 "Kingfisher" - "имя собственное" 8 Naval - название фирмы Curtiss XF14C-1 1 F- истребитель 2 14 - четырнадцатый тип истребителя фирмы Curtiss 3 С - код фирмы Curtiss 4 1 - первая версия типа F14C 5 X - прототип 6 - основная версия 7 - без "имени собственного" 8 Curtiss - название фирмы

НОУ-ХАУ

Когда моделист "вырастает из коротких штанишек", другими словами, простая сборка модели "из коробки” - уже пройденный этап, его взор устремляется к внутренностям модели. И в первую очередь - к интерьеру кабины.У большей части доступных моделей (NOVO/FROG, Альфа и т.п.) "начинка" кабины примитивна и в лучшем случае включает в себя кресло пилота, подобие приборной доски и ручку управления.Само же пространство кабины ограничивается внутренними сторонами половинок фюзеляжа, что, как правило, редко соответствует действительности.Простое крепление каких-то дополнительных самодельных элементов, имитирующих отдельные агрегаты, к боковинам - не лучший метод.

Как можно грамотно организовать внутреннее пространство кабины пилота, видно из рисунков.В качестве исходного материала можно использовать полистирольную фольгу (тонкий полистирол от упаковки некоторых пищевых продуктов: сметаны, плавленых сырков и т.п.), либо плотную чертежную бумагу.

Для начала нужно обзавестись хорошей документацией, позволяющей достаточно точно имитировать интерьер кабины.Далее, необходимо оценить размеры внутреннего пространства модели и сообразно с ними разработать чертеж-развертку. На нем можно сделать все необходимые разрезы и сгибы и, собрав бумажный макет, провести "примерку" по месту, внося все необходимые уточнения. Затем перенести уже уточненный рисунок развертки на материал, из которого будет выполняться имитация кабины, - и можно приступать к сборке. Окрашивать внутренние поверхности и монтировать мелочевку на панелях можно (а иногда и удобнее) до склейки этой конструкции.

Обычно антенны, расчалки, тросы управления и т.п. имитируют с помощью тонких полистирольных "нитей". Но такие элементы имеют низкую механическую прочность, их можно просто случайно оборвать. Кроме того нужно помнить, что со временем полистирол кристаллизуется и дает усадку, поэтому эти детали склонны обрываться и сами собой.

Если же антенны и т.п. делать из капроновых нитей, то волнения по этому поводу излишни. Они прочны, упруги и великолепно имитируют самолетную "паутину" .Правда, здесь есть своя проблема. Капроновые нити плохо фиксируются обычным клеем для моделей. Но задачу крепления можно решить достаточно просто, если их не вклеивать, а ... закреплять, завязывая в проволочных петельках.

Из тонкой (0,5-0,10 мм) проволоки следует сделать петлю диаметром порядка 0,5 мм (и менее) с "хвостиком" длиной 1 -3 мм. В соответствующих местах модели нужно высверлить отверстия диаметром 0,3 мм и максимально возможной глубины. Теперь надо вклеить "петельки" и придать им пинцетом удлиненную форму. После окраски и окончательной отделки модели можно смело натягивать нить. Помимо всего прочего "петельки" неплохо имитируют амортизаторы антенн и узлы крепления расчалок.

Если при сборке модели нужно нанести клей на относительно большие поверхности, то, безусловно, удобнее пользоваться кисточкой.Но тогда после работы необходимо либо тщательно промыть ее в растворителе, либо хранить в герметичном "пенале". Если же для клея использовать баночку от лака для ногтей, то проблема с хранением и работоспособностью кисточки решается сама собой.

В том случае, когда, наоборот, нужно нанести минимальное количество клея ("капельку"), можно воспользоваться самодельной пипеткой из подходящей по размеру .полиэтиленовой трубки или "вилочкой". Сделать ее можно из обычной швейной иглы, обломив кончик ушка и скруглив на наждаке его острые кромки. Клей удерживается на "вилочке" (и легко переносится на поверхность модели) аналогично тому, как тушь на чертежном рейсфедере.

И наконец, еще один совет. Если нeoбходимо нанести клей на узкие торцы какой- либо детали (фонарь кабины или обтекатель радиатора), можно поступить следующим образом: вылейте немного клея на ровную поверхность (например, стеклянную пластинку) ; к детали сверху прикрепите кусочек пластилина и, держа за него, осторожно прикоснитесь торцами к клею и перенесите деталь на модель.

С.Хасегавенко

(По материалам зарубежных изданий и собственного опыта)

ВАС Lightning -самолет и модель

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. В 1947 г. фирмой "English Electric" (в 1960 г. она вошла в состав вновь организованного концерна ВАС) под руководством Ф.Пейджа был разработан проект опытного сверхзвукового самолета для полетов со скоростью М-1,2-1,3. В 1949 г. проект был модифицирован в направлении создания истребителя -перехватчика (обозначенного Р,1), способного выполнять дневные полеты в обычных атмосферных условиях. Для исследования особенностей принятой схемы самолета и определения его летных характеристик на малых скоростях фирма "Short" построила опытньй самолет уменьшенных габаритов S.B.5 (первый облет самолета был проведен 2.12.1952 г.).

В 1954 г.было принято решение приспособить самолет для выполнения боевых задач в неблагоприятных атмосферных условиях не только днем,но и ночью.а так же разработать систему, обеспечивающую взаимодействие радиолокационных установок, навигационной системы оружия (ракет и снарядов) и т.пхамолета с элементами системы наземной обороны.

Опытный образец Р.1А, испытанный 4.08-1954 г., имел скорость, соответствующую М - 1,5. 4.04.1957 г. были проведены испытания второго опытного образца Р.1В, в котором, кроме новой двигательной установки и усовершенствованного оборудования, был использован регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник с генератором скачков уплотнения в виде размещенного по центру подвижного конуса.

В октябре 1958 г. новый самолет, названный "Lightning"' (Молния), первым из английских самолетов достиг скорости, едва раза превышающей скорость звука. Были построены три опытных образца и два самолета пробной серии (первое летное испытание было проведено 3.04.1958 г.), которые впоследствии использовались как учебнотренировочные. Для проведения эксплуатационных испытаний первые самолеты были направлены в войсковые подразделения в 1960 г., а первая боевая эскадрилья, оснащенная самолетами F.Mk2, была организована в 1961 г. Производство самолетов для нужд ВВС Великобритании было закончено в 1967 г.

Кроме Великобритании, эти самолеты находились на вооружении Саудовской Аравии и Кувейта.

Выпуск самолетов был прекращен в 1972 г. В общей сложности было изготовлено 319 самолетов следующих модификаций: 

- истребитель-перехватчик F.MkI и 1А (48 самолетов, испытания первого проводились 29.10.1959 г.),

F.Mk2 и 2А (44 самолета, 11.07.1961 г.),

F.Mk3 (58 самолетов, 16.06.1962 г.) и

F.Mk6 (67 самолетов, 17.04.1964 г.);

- истребитель-бомбардировщик F.Mk53 (35 самолетов для Саудовской Аравии и 12 для Кувейта);

- учебно-тренировочный истребитель Т.Мк4 (20 самолетов, 6.05.1959 г,),

Т.Мк5 (22 самолета, 29.03.1962 г.) и

Т.Мк55 (6 самолетов для Саудовской Аравии и 2 для Кувейта).

ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА. "Lightning" представляет собой созданный по классической схеме среднеплан с крылом постоянной или переменной стреловидности (модификации F.Mk6 и F.Mk53). В первом случае передняя кромка имеет стреловидность 60 град., а во втором 60 - 55,5 град. Крыло с удлинением 3.2, положительным углом установки 2 град, и отрицательным углом поперечного V 3 град, выполнено с применением профилей относительной толщины 5%. Самолет в плане имеет вид треугольника, из которого вырезан небольшой треугольник.

Lightning F.Mk.2

F. Mk.3

T. Mk.A

T. Mk.5

F: Mk.6

1 бомбы (454 кг)

2 НУPC MATRA 155

3 НУPC MATRA 100

4 Подвесные баки (1200 л)

5 НУPC MATRA 155

6 НУPC MATRA 155

7 бомбы (454 кг)

8 бомбы (454 кг)

9 пушки (х2) Aden

10 блоки HYPC

11 контейнер аппаратуры эл.разведки

12 контейнер фотоаппаратуры

Летно-технические модификации F.Mk.6:

Размах (м) 10,61

Длина (м) 16,64

Высота (м) 5,97

Стартовый вес (кг) 2Д?00

Двигатели 2 x RR Avon 301/302

тягой 6000/7115 кг

Макс.скорость (км/ч) 2271

Потолок (м) 18300

Вооужение

УР 2 x Red Top,2 x Firestreak 36(44) НУРС SNEB, пушки 2x30 мм Aden Mk.4

Экипаж 1 чел.

Благодаря такому решению, во- первых, стало возможным размещение концевых элеронов на стреловидных консолях крыла, концы которого срезаны перпендикулярно оси самолета, и, во-вторых, использовать закрылки по всему размаху задней кромки. Крыло имеет коническую крутку и оснащено щелевым уступом.

В период разработки самолета наибольшей модификации подвергся фюзеляж. После принятия решения относительно применения двухдвигательной схемы был проведен анализ, который показал, что проблемы сведения к минимуму площади миделева сечения и асимметрии тяги могут быть решены путем размещения двигателей друг над другом в задней части фюзеляжа и использования общего лобового воздухозаборника.

Установка двигателей одного над другим в плоскости симметрии самолета с некоторым осевым смещением (верх ближе к хвосту самолета) в целях получения минимального поперечного сечения и необходимой балансировки приводит к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и тем самым к улучшению путевой устойчивости самолета, что позволяет несколько уменьшить поверхности вертикального оперения.

В самолете Р.1 А фонарь кабины пилота лишь незначительно выступал за контур фюзеляжа, что ухудшало обзор. В Р.1 А и последующих модификациях обзор был значительно улучшен за счет выноса фонаря над фюзеляжем.

В целях уменьшения сопротивления фонаря и увеличения его удлинения была использована дополнительная надстройка, в которой располагались проводка, оборудование и тяги управления. В последующих модификациях самолета были применены катапультируемые сидения фирмы "Martin Baker", а в самолетах F-Мкб и F.Mk53 - сидения BS4.CMk2 с ракетным двигателем, позволяющие безопасно покидать самолет на скорости 167 км/ч при нулевой высоте.

В задней части фюзеляжа расположены два тормозных щитка. У самолетов Р.1 А щитки крепились по бокам фюзеляжа, а у Р. 10 - на верхней поверхности (вблизи передней кромки киля). Управление самолетом обеспечивают элероны, управляемый стабилизатор и руль направления, расположенный на классическом вертикальном оперении. Все поверхности управления приводятся в движение с помощью необратимых гидроусилителей. Форма горизонтального оперения аналогична форме крыла. На самолете применены элероны с осевой компенсацией и выдвижные щелевые закрылки, максимальный угол отклонения которых составляет около 50 град. Самолет выполнен в соответствии с правилом площадей, хотя фюзеляж не обнаруживает характерного сужения в области крыла.

Шасси самолета трехстоечное, передняя стойка убирается вперед. У самолета Р.1А переднее колесо во время убирания поворачивается на 90 град, и укладывается плашмя под воздухозаборником. В связи с реконструкцией фюзеляжа в самолете Р.1 В механизм убирания был упрощен за счет отказа от поворота колеса. В целях обеспечения необходимой ширины колеи главные стойки шасси крепятся в геометрическом центре консолей крыла и убираются в стороны. Правда, это потребовало применения такой кинематики уборки, при которой обеспечиваются параллельность оси стойки относительно оси крьиа и поворот колес на угол 60 град, (ввиду стреловидности крыла) в положении "убрано". Все это позволило более эффективно использовать объем околофюзеляжных частей в качестве больших топливных кессон-баков.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА. Первый опытный летный образец самолета P.IA был оснащен двумя турбореактивными двигателями "Sapfir" ASSa.5 фирмы "Bristol Siddeley" со статической тягой 35,60 кН (3630 кГ) каждый. На втором опытном экземпляре были установлены такие же двигатели, но с форсажными камерами, позволяющими развивать тягу 45,31 кН (4620кГ). В обоих самолетах использован центральный воздухозаборник типа Пито, т.е. нерегулируемый дозвуковой без центрального тела.

На опытном образце Р.1В, самолетах пробной серии и первых серийных самолетах устанавливались двигатели "Avon” RA.24R ("Avon" 210) фирмы "Rolls Royce" тягой 50,01 кН (5100 кГ) без форсирования и 64,18 кН (6545 кГ) - с форсированием.

Боевые самолеты F.Mk3 и самолеты Т.Мк5 и Т.Мк55 двухместной модификации оснащены усовершенствованными двигателями "Avon" серии 300 тягой 72,77 кН (7420 кГ) с форсированием. "Lightning" F.Mk6 и его экспортная модификация обладают двигателем с большим ресурсом "Avon" 302-С тягой 48,05 кН (4900 кГ) и 72,50 кН (7393) - соответственно без форсирования и с форсированием. На опытных образцах Р.1В и серийных самолетах ввиду увеличения скорости самолета был использован новый воздухозаборник с центральным телом, положение которого регулировалось в зависимости от скорости полета. С целью увеличения расхода воздуха при работе двигателя на земле или при малой скорости полета использованы вспомогательные щелевые заборники, закрываемые створками.

Топливная система самолета состоит из двух кессон-баков (1084лкаждый) в околофюзеляжных частях крыла и подвесного подфюзеляжного бака (1136 л). В модификациях F.Mk6 и F.Mk53 изменена форма и увеличена емкость подфюзеляжного бака. Самолет "Lightning” оборудован также подкрыльными замками, обеспечивающими подвеску двух (F.Mk3) или четырех (F.Mk6/53, под крылом и над ним) дополнительных баков емкостью 1182 л каждый (F.Mk6/53 имеет дальность полета до 3000 км). Самолеты этих двух модификаций имеют оборудование для дозаправки топливом в полете. На подфюзеляжном баке (его место может занять контейнер с боеприпасами или разведывательной аппаратурой) имеется киль (два киля у F.Mk6 и F.Mk53), повышающий устойчивость самолета при полетах со сверхзвуковыми скоростями.

ВООРУЖЕНИЕ. Самолеты первых трех модификаций (FMki, 1А и 2) были оснащены стрелковым и ракетным вооружением, состоящим из двух (калибра 30 мм) пушек типа "Aden" Mk4 (с боезапасом по 120 снарядов на каждую), размещенных в нижней передней части фюзеляжа, и двух ракет класса воздух-воздух "Fircstreak” фирмы "Hawker Siddeley", которые закрепляются на пилонах, расположенных по бокам передней части фюзеляжа, и имеют инфракрасную головку самонаведения. В модификации F.Mk3 отказались от пушек в пользу ракетного вооружения, которое было дополнено двумя контейнерами неуправляемых снарядов (по 24 шт. в каждом).

Расширение перечня задач, выполняемых самолетами модификаций F.Mk6 и F.Mk53, потребовало дифференциации вооружения, которое для истребителя-перехватчика состояло из двух пушек "Aden", двух ракет и контейнера с 44 снарядами SNEB калибра 68 мм (вместо подфюзеляжного бака), а для истребителей -бомбардировщиков - из двух пушек "Aden" и двух бомб (по 445 кг) в отсеке вооружения или двух пушек и 4-6 контейнеров снарядов "Matra" 155. В модификации самолета-разведчика вместо отсека вооружения монтируется разведывательный контейнер "Vinten" 360 с пятью фотоаппаратами и съемными объективами, позволяющими осуществлять разведку на высотах 60-9000 м при полете со сверхзвуковой скоростью.

Из книги "Сверхзвуковые самолеты”

(Э.Цихош)

Lightning - модель

Несмотря на то, что этот самолет достаточно оригинален по своей конструкции, его миниатюрная копия не в почете у модельных фирм. Возможно, это объясняется тем фактом, что и реальный самолет не получил широкого распространения и эксплуатировался только в Великобритании, Кувейте, Саудовской Аравии и ЮАР. Реплика Lightning" состоит(яла) "на вооружении' только английских фирм: AIRFIX, MATCHBOX и FROG (HAS EG AW А в данном случае не в счет, так как выпускает модель на базе прееформы FROG, как и Донецкая фабрика игрушек). Если конкретно оценивать модели, то есть смысл остановиться на нашей "вововской", потому что модели других фирм на нашем рынке практически не встречаются. Пресформа на "Lightnina" Mk.o была разработана в 1968 г., на основе хорошей документации. Хотя техника исполнения пресформы и соответствует уровню модельной продукции конца 60-х годов, геометрия и пропорции модели достаточно точные, в чем легко убедиться, сравнив отливки с публикуемыми чертежами. При работе над моделью обратите внимание на ряд элементов, которые требуют некоторой доработки: нижняя носовая часть фюзеляжа, за концовка киля, стабилизатор стойки шасси, кили на подфюзеляжном баке. Ну а если вы еще и энтузиаст по ' перелицовке моделей, то обратите внимание на отдельные неточности в имитации раскроя обшивки. В общем и целом собранная и окрашенная модель самолета "Lightning” выглядит вполне достоверно.

С.Хасегавенко

Новые времена - новые знаки.

На самолетах, принадлежащих украинским ВВС, появились собственные опознавательные знаки. В круге сине-голубого цвета размещен контур трезубца желтого цвета. Диаметр круга соответствует диаметру описанной вокруг бывшей звезды окружности.

Местоположение новых ОЗ сохранено прежним. Мы не будем рассуждать - хороши или нет новые 03. Что есть, то есть. Остается лишь посочувствовать моделистам - новых декалей пока нет, а самому изобразить нечто подобное в 72-м масштабе весьма не просто. Что касается камуфляжа и тактических номеров, то они остались прежними.

М.Волощук

Barracuda "под рентгеном"

Barracuda

1. Воздушный винт "Rotol”

2. Расширительный бачок системы охлаждения

3. Радиаторы системы охлаждения двигателя

4. Воздухозаборник карбюратора

5. Правое колесо

6. Щиток правой стойки шасси

7. Выхлопной коллектор

8. Элементы моторамы

9. Двигатель Rolls-Royce Merlin 32

10. Противопожарная перегородка

11. Маслобак

12. Антиобледенительная система лобового стекла

13. Правый АНО

14. Правый строевой огонь

15. Правый внешний крыльевой топливный бак

16. Правый внутренний крыльевой бак

17. Бронеспинка кресла пилота

18. Радиооборудование

19. Мачта антенны

20. Сдвигающаяся секция гаргрота

21. Спаренный пулемет Vickers (7,7 мм)

22. Подкос стабилизатора

23. Задний АНО

24. Посадочный крюк

25. Радиостанция Т1115/R1116

26. Кресло радиооператора

27. Левый АНО

28. Левый строевой огонь

29. Посадочная фара

30. Иллюминатор штурмана

31. Кресло штурмана

32. Кресло пилота

33. Открывающийся козырек

34. Плунжер замка фиксации крыла

35. Замок фиксации крыла

36. Пулемет Vickers К(7,7 мм)

Палубный трехместный бомбардировщик-торпедоносец ближнего действия британской морской авиации (FLEET AIR ARM) - достаточно известный самолет, принимавший активное участие во второй мировой войне.

Самолет проектировался в 1938-39 годах первоначально с мотором R.R."VUL TURE". Прототип совершил первый полет в декабре 1940 года. Недостатки примененного мотора заставили конструкторов заменить его на R.R."MERLIN" 30 мощностью 1240 л.с. С этим мотором самолет пошел в серию под обозначением "BARRACUDA5’ Мк.I.Вскоре появился модернизированный вариант

"BARRACUDA" Мк.II с мотором "MERLIN" 32 мощностью 1644 л.с., ставший основным из вариантов, строившихся серийно.

Первые самолеты Мк.I были приняты на вооружение в 1941 году и в сентябре этого же года, стартуя с палубы авианосца "VICTORIUS" произвели налеты на Киркенес в Северной Норвегии и на финскую базу Петсамо.

Вариант Мк.II вступил в строй в начале 1943 года. Его первое боевое применение - это участие в десанте союзников на Солерно в Италии (сентябрь 1943 года), а также боевые операции с авианосцев в Атлантике, Норвежском море, Баренцевом и Средиземном морях (обеспечение конвоев и борьба с подводными лодками).

В апреле 1943 года группа из 42 самолетов "BARRACUDA" Мк.II в сопровождении 80 истребителей успешно атаковали в фиорде Каа (Северная Норвегия) немецкий линейный корабль "Тирпиц” (20 бомбовых попаданий).

В боях на Тихом океане "BARRACUDA” Мк.II уничтожали базы японских подводных лодок и хранилища нефтепродуктов в Сибанге на Суматре.

Следует заметить, что в результате недостаточной мощности мотора, боевое применение самолета, как торпедоносца, успеха не имело, тогда как пикирующий бомбардировщик он был удачный. В 1944 году появились два варианта - Мк.III и Mk.V., разрабатывался также вариант Mk.IV с мотором R.R."GRIFFON” 37 мощностью 2000 л.с., но не был окончен. Всего было построено 2602 самолета различных модификаций.

Летно-технические данные Mk.II:

Размах крыла (м) 14,99

Длина (м) 12,35

Высота (м) 4,68

Вес собственный (кг) 4240

Вес стартовый (кг) 6583

Макс.скорость Н-0 (км/ч) 352

Потолок (м) 7650

Дальность полета с полным вооружением (км) 802

Вооружение: пулеметы "Vickers” (7,7 мм), бомбы, мины до 800 кг, торпеды 730 кг (Мк1-Н) или 908 кг (Mk.V)

Экипаж 3 чел.

"Либерейтер" со звездами

В январе 1944 года в Якутии гостил видный американский политический деятель сенатор Уилки. На четырехмоторном "Либерейтере" он возвращался из Китая в Вашингтон после большого вояжа по многим странам. Посетил, в частности, и Москву, был принят И.В. Сталиным.

В Якутске американскую миссию гостеприимно встречали местные власти. Несколько дней господин Уилки знакомился с автономной республикой, а свита и экипаж самолета безмятежно отдыхали. В день вылета американские летчики явились на аэродром под заметным хмельком. А за время стоянки вся американская техника при сильных якутских морозах не могла не промерзнуть.

Инженер В.Лучников предложил прогреть моторы и оборудование "русским способом", но американцы отказались. Даже с некоторым высокомерием - у вас, дескать, кустарщина, а наш самолет ультрасовременный. "Либерейтер" действительно был оборудован специальным устройством ("ди-айсер"), которое разжижало бензином холодное масло в моторах.

Мне, как главному авиационному начальнику, положено было быть на аэродроме, обеспечить надежность полета иностранных гостей. Узнав об отказе от подогрева, я не мог не беспокоиться, но и мои уговоры были совершенно безрезультатны. Пришлось на всякий случай держать наготове санитарную и пожарную машины. Не зря, как выяснилось...

Завершив церемонию прощания, господин Уилки со своей свитой погружается в самолет. Экипаж с трудом запускает холодные моторы - они чихают, фыркают. Не дав двигателям прогреться на малых оборотах, летчики почти сразу переходят на большие. И вот, не запрашивая разрешения на взлет. "Либерейтер" бежит по снежной полосе, отрывается, набирает метров тридцать высоты...

Я вижу: шасси не убираются, один мотор уже остановился; похоже, сдает второй...

В отчаянно крутом развороте самолет плюхнулся на аэродром и, выкатившись за полосу, зарылся в сугроб... От катастрофы "Либерейтер" спасло большое мастерство американского летчика.

С дрожью в коленях покидали американцы машину. Господин Уилки попросил доставить их на Аляску нашим самолетом. Просьба, естественно, была на следующий же день выполнена. Но, прежде чем отбыть на нашем самолете, ко мне подошел американский второй пилот и торжественно объявил, что он желает подарить мне..."Либерейтер"!

Я понятно, принял это за шутку и невинно поинтересовался, не может ли он в придачу подарить пароход.Слегка обидевшись, американец заявил, что '’Либерейтер" принадлежит ему, что сам он - бизнесмен, а не авиатор, что богатая мама купила ему самолет, дабы он участвовал в войне...

Мне оставалось только пригласить нотариуса для юридического оформления подарка. Составлен был документ, поставлены подписи, печать.

Щедрый гость улетел, а на "Либерейтере" появились красные звезды вместо опознавательных знаков американских воздушных сил. Наши умельцы - полярные инженеры и механики во главе с И.Коваленко, В.Чечиным и Д.Островенко быстро освоили незнакомую американскую технику, отремонтировали подгоревшие моторы. Я сел за руль, тщательно "облетал" подарок и... перелетел из Якутска в Москву.

Самолет попал в хорошие руки: после соответствующего обучения его принял от меня замечательный боевой летчик Герой Советского Союза и Народный герой Югославии А.С.Шорников...

И.П.Мазурук

(Из книги '*Над Арктикой и Антарктикой")

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Плоды независимости

За время, прошедшее после последней нашей экспертизы, производители моделей на территории бывшего СССР не сидели сложа руки - появилось много новых моделей, и меня вновь побеспокоили из редакции АП. Хотя еще месяц назад редактор собирался сократить мою ставку. У тебя, говорит, оценки, как в столовой, - эти щи кислые, эта каша подгорела, чай без сахара - вот и вся экспертиза! Но ведь наш модельный рынок и впрямь "столовка". Будет "ресторан” - будет и так: эти "щи” "от Хасегавы", лучше тех, "от Эйрфикса”, из жаркого рекомендую"Италери", а на десерт - "Альфу".

Коллеги же по редакции так те вообще называют меня "Обосревателем":никогда,мол, доброго слова не скажешь, все критикуешь, да и в оценках своих глубины, широты, тонкости избегаешь, советов не даешь: что отрезать, где приклеить, какой рукой держать... Но я считаю, что давать советы в нашем деле в одних случаях вредно, в других - бесполезно. (Кстати, об этом мы постоянно спорим с моим коллегой по редакции Семеном Хасегавенко, любителем налево и направо раздавать бесплатные советы). Да, так вот, если моделист начинающий, лучше будет, если он сам пороется в чертежах, повозится с пластмассой... Добытый опыт ему не заменят никакие советы. А "дока", так он и "сам сусами" и в общих подсказках не нуждается. Моя задача в другом - я стараюсь подготовить моделиста психологически, морально, т.с., к будущей встрече с новой моделью, чтобы обошлось без стрессов и валерьянки, как в песне про прекрасную маркизу...

МиГ-29, Фирма "Nakotne", Рига,Латвия.

К сожалению у рижан модель не получилась. Ее размеры и формы не соответствуют самолету-прототипу. Перечисление ошибок и неточностей заняло бы слишком много места, поэтому скажем, что эта модель просто "на тему” МиГ-29. Создается такое впечатление, что мастер-модель изготавливалась без чертежей - по одной плохой фотографии.

Можно ли исправить ошибки? Можно, если задаться этой целью специально и заменить фюзеляж, крыло, воздухозаборники и оперение. Колеса можно оставить. Качество отливки неплохое - без "утяжин" и недоливов. Расшивка наружная. Модель упакована в цветную коробку, инструкция краткая и понятная, декаль напоминает первые польские.

Су-25, Фирма "Вариант", Украина.

Первый вариант этой модели появился год назад. В модели было много ошибок и недароботок. Особенно бросались в глаза "глухие", без отверстий воздухозаборники и сопла мотогандол. Критический рокот видимо долетел до ушей производителей и они решили кое-что исправить. И исправили... В новом, втором варианте мотогандолы другие - уже с отверстиями, другое крепление крыла. Однако новые мотогандолы никак не хотят стыковаться со "старым" фюзеляжем и крылом. Интересно, неужели никто из создателей этой модели не попытался собрать свое "детище"?

Можно, конечно, исправить эту ошибку самому, но дело в том, что и многое другое сделано неточно -модель "не ложится" ни водин из опубликованных проекций Су-25 в М1:72. Раскрой тоже странный: на крыле он наружный, а на всем остальном - внутренний, причем немасштабно широкий. Задние кромки крыла и оперения по толщине равны передним.

Об уровне конструкторской проработки этой модели можно судить по такой детали; у самолета Су-25 из пяти пар балочных держателей внешняя пара размером меньше отальных; и на модели одна пара тоже отличается, но она в 1,5 раза больше остальных. Подстать отливкам инструкция и декаль - шрифт мелкий, схема окраски расплывчатая. Из всего набора только коробка производит неплохое впечатление.

АНТ-25, Фирма "ИКАР", Казань,Татарстан

Для большинства аэрофанатов самолет в рекламе не нуждается - знаменит и красив. Хорошие чертежи были опубликованы в "Крылышках" и "М-К". А если учесть тот факт, что АНТ-25 обойден вниманием практически всеми модельными фирмами, то у казанцев были все шансы отличиться. И они этот шанс использовали. Модель хорошо вписывается в чертежи, в том числе и по раскрою. За исключением неровной задней кромки крыла качество отливок неплохое. В первых отливках очень неудачным было остекление, но в последнее время эта деталь переделана и проблема снята. Уровень исполнения упаковки - среднесоветский, декаль - хорошая.

МиГ-29

Су-25

АНТ-25

Продолжая обзор модельной (и околомодельной) печатной продукции, обратим наш взгляд на ближнее зарубежье и, в частности, на Чехо- Словакию (бывшую). Тем более, что в прошлые годы именно в этом направлении была приоткрыта "форточка в Европу" для нашего брата. С уверенностью можно сказать, что "PERESTROJKA” пошла на пользу тамошним фанатам от моделизма. Освобождение частной инициативы и снятие "идеологических шор" способствовало тому, что чуть ли не каждую неделю из печати выходит что-нибудь новенькое. Пионером в этом деле можно считать "бюллетень для пластиковых моделистов" - Zlinek, первый номер которого увидел свет еще в 1990 году. Это, достаточно скромное (в смысле полиграфии), издание на 20 страницах выходит (пока) четыре раза в год. Структура всех номеров приблизительно одинакова: процентов семьдесят объема отданы какому- то одному типу Л.А., причем, что интересно, предпочтение отдается советским самолетам (или вертолетам) - десяток фотографий, чертежи, деталировка отдельных узлов, камуфляжные схемы. Есть в "Злинеке" и информация о новинках модельного рынка, объявления, реклама. В чем-то, главным образом внешне, Zlinek напоминает наш АэроПлан-Курьер, вот только страниц побольше, а разнообразия - поменьше. Следующие два журнала, которые представляют интерес для стендовиков - это: Plastic Kits Revue и Historia a Plastikove Modelarstvi. Конечно, их нельзя назвать братьями-близнецами, но во многом они похожи друг на друга и объемом, и количеством иллюстраций (в том числе и цветных). Ну, а какому отдать предпочтение? Я думаю "НРМ". Мне в нем импонирует та тщательность, с которой готовятся и подаются публикации. И чертежи поаккуратней, и фото подобраны с толком. "PKR" выглядит более консервативным. Первое впечатление, когда листаешь этот журнал, - что-то очень знакомое: "Letadla 39-45", история чешских ВВС, уж не LETECTV1+KOSMONAUTIKA ли часом? Впрочем, все равно - отлично. Нам бы пару- другую "дублеров” родных "Крылышек"- полагаю не отказались бы. Кстати о L+K, он до сих пор здравствует (чего и нам желает). Правда, "одежку" свою сменил и вы бы его не узнали, попади он в наши киоски. Да и внутри, половина журнала в цвете! Что касается содержания, то значительных перемен не произошло, и невольно сра внивая его с "вышеобозренными", отмечаешь - меньше интересных материалов. Но нужно признаться - это субъективный взгляд с "колокольни" моделиста. (К тому же познакомиться удалось только с тремя номерами журнала за 1992 год).

JU-87A-2 японских ВВС. База ВВС Tokorozawa, конец 1940г.

Помимо газетно-журнальной, т.е. периодической продукции, появилось множество сериалов :МРМ PROFILE, MANUAL, AERO MANUAL, HOBBY MANUAL (что-то c фантазией у издателей слабовато)., AEROTEAM, AEROARCHIV, NPPMINA POMOC PLASTIKOVEMU MODELARSTVI). Все они, как правило, посвящены какому-то одному типу летательного аппарата (чертежи, фото, рисунки, история и т.п.). Объем от 24 до 48 страниц. Больше других повезло МиГ- 21 и Phantom II, на которые приходится в сумме полтора десятка брошюр.

Если же оценивать каждое издание в отдельности, то в первую очередь, я бы выделил МРМ PROFILE. Его издатель - сравнительно молодая модельная фирма МРМ, успешно завоевывающая чешский рынок. Особенность "профиля" состоит в том, что в последнее время и модель, и альбом появляются практически одновременно. Внешне он напоминает знаменитейшее издание - "... in action", правда, PROFILE чуть-чуть грациознее своего заокеанского визави (я имею в виду объем "в талии": 24 страницы у МРМ, против 50 - у "американца"). Что касается многочисленных мануалов и др. изданий этой категории... впрочем, хватит слов, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. На сей раз мы решили опубликовать отдельные фрагменты разных изданий, с которыми я вас познакомил. Помимо простой наглядности, эта "видео"- информация может принести нашим стендовикам и конкретную пользу. Учитывая, что не все читатели АэроПлана владеют чешским языком, мы кое-что перевели.

С.

Сюжет для небольшой диорамы

Предполетная подготовка F4U-5 Corsair
по материалам "F4U-Corsair in Color"

1 - стремянка (обычно деревянная, неокрашенная, либо покрытая краской светло-серого цвета); 2 - противоштормовой груз (цвет натурального бетона, изредка окрашивался в желтый цвет); 3 - тормозная колодка (деревянная, цвета могли быть различными: серый черный,темно-зеленый, желтый, красный); 4 - огнетушители (основной цвет - красный, надписи белые, арматура - медная или бронзовая, тележка - черная); 5 - предупреждающие таблички (на светлом, чаще всего белом, фоне - черные или красные надписи); 6 - масленка" (цвет зависел от назначения: светло-голубой - для гликоля системы охлаждения, темно-желтый - для масла и т.п.); 7 - гидравлический домкрат (окрашен в серый либо темно-желтый цвет); 8,9 - фюзеляжная опора, помост (так же как и стремянка-деревянные, чаще - неокрашенные, либо покрытые серой краской); 10 - нивелировочный шест (черно-белые полосы шириной 1 фут (304,8 мм); 11 - передвижной командный пункт (черно белые квадраты,на желтом щите черный номер); 12 - аэродромные источники электроэнергии (преобладающими цветами подобного рода оборудования были темно-зеленый или серый, иногда верхние поверхности окрашивались в контрастные к зеленой поверхности цвета: белый, желтый, красный); 13 - бомбовый транспортер, цвет конструкции - серый, черный или темно-зеленый.

Николай Николаевич Поликарпов

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения русского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова.

Многие из первой плеяды авиаторов, конструкторов, инженеров, ученых, которые в начале века пришли в этот новый крылатый мир, впоследствии стали знаменитостями, оставили о себе память. По сравнению с другими видами человеческой деятельности авиация и ее создатели составляли тонкий слой. Чтобы быть причастным к нему, нужна была наибольшая удача, или большое желание.

У Поликарпова было и то и другое. Так, первый "толчок" к увлечению воздухоплаванием он получил, когда учился в духовной семинарии! Повезло и с "распределением": после окончания Петербургского университета направили на РББЗ к И.И.Сикорскому

В двадцатых годах Поликарпов становится заметной фигурой в авиапроме, за что, наверное, и был определен ГПУ в тюремное ЦКБ-39.

Создав в тюрьме вместе с другими такими же заметными и "замеченными" конструкторами и инженерами ряд замечательных самолетов, он стал почти единственным "поставщиком" истребителей для советских ВВС.

СССР явился наследником империи и перенял от нее и такое явление, как фаворитизм. В авиации, например, фаворитом руководства мог стать конструктор, летчик и даже самолет. Помните эту сталинскую "установку": "Ил-2 нужны нам как воздух",- значит другие, Су-6 например, ни к чему. Поликарпова подняли два фаворита - летчик Чкалов и самолет И-16. И-16 принес Поликарпову звание "короля истребителей". Чкалов помог в самые крутые годы остаться на свободе. С такой анкетой и после "холодного душа" от Bf-109 в Испании, остудившего восторги по поводу И-16, Поликарпову была одна дорога - даже не в новую тюремную "шарагу", а в лагеря.

Потом погиб Чкалов, у руководства появились новые фавориты и любимцы - молодые авиаконструкторы, родственники членов ЦК, потом началась война и стало не до конкурсов на лучший самолет.

И все это когда у Поликарпова накоплен опыт, рождаются новые идеи. Какие красивые и мощные самолеты появляются у него в сороковые годы - й-185,ТИС,ВИТ, ИТП, НБ. На голову выше конкурентов. Летчики дают отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185. "Прекрасно! - говорят "на верху". - Пусть Поликарпов передаст всю документацию по своему самолету Лавочкину. У бедняги что-то не идет его Ла-5".

Потом забрали завод и КБ. Даже надежды не оставили. Осталось только умереть.

Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но память о Николае Николаевиче Поликарпове живет в сердцах всех истинных энтузиастов авиации.

Самолеты Н.Н, Поликарпова  1.2И-Н1 (1926) 2-местный истребитель 2.П-2 (1927) учебный З.У-2 (1927) учебный (многоцелевой) 4.И-3 (1928) истребитель 5.Р-5 (1928) разведчик (многоцелевои) б.И-5 (1930) истребитель 7.И-6 (1930) истребитель 8.ТБ-2 (1930) бомбардировщик 9.И-15 (1934) истребитель 10.И-16 (1934) истребитель 11.И-17 (1934) истребитель 12.ДИТ (1935) уч.-тр. истребитель 13.УТИ-4 (1935) уч.-тр. истребитель 14.ВИТ-1 (1937) штурмовик 15. И-153 (1938) истребитель 16.ВИТ-2 (1938) штурмовик 17.И-180 (1938) истребитель 18.И-190 (1939) истребитель 19.И-185 (1940) истребитель 20.ТИС (1941) истребитель 21.ИТП (1942) истребитель 22.НБ(Т) (1943) бомбардировщик 23.МП (1943) десантный мотопланер Самолеты Н.Н. Поликарпова в моделях  1.И-3 1/72 КАЮК (vac) Дакоте 2.И-15 1/72 AirmodeUvac)   1/48 Vacukits(vac) З.И-16 1/72 Guano Pans,Revell, K'3M3H,Novart   1/48 Hobbycraft, Vacukits(vac), W.K.Models(resin) 4.И-17 1/72 KPL(vac), KPM(vac),VP(vac), W.K.Modeis(resin) 5.И-152 1/72 Aviation VSK 6.И-153 1/72 Heller, Smer, RareplanesCvac) 7.И-185 1/72 КАЮК(уас) 8.По-2 1/72 KP, Мир 9.Р-5 1/72 KPM(vac),ONe2(vac), Victor(vac) ,VF (vac) 10. УТИ-4 1/72 Novart

Модели М.Городничего (г.Львов)

"1:48"

Як-3

Bf 109F

Мосаэрошоу - 92

Фоторепортаж А. Никифорова

В прошлом 1992 году сердца отечественных аэронафтов трепетали от счастья. Наконец-то, "живьем”, удалось увидеть многое из того, что еще совсем недавно показывали иностранцам в разных там ”ле буршах”, да ”фарнборах”.

Ныне снизошли и до нас. Демонстрация авиационной техники для высшего руководства на военно-воздушной базе под Минском, на которую, всеми мыслимыми и немыслимыми способами, сумели попасть любители авиации, МОСАЭРОШОУ - 92...

Ан-72П

А-50

Ил-102

Оглавление

  • АэроПлан 1993 01
  • В центре внимания
  • Ла-7? Ла-5!
  • Первым делом самолеты
  • "Серый" по-английски
  • F4 или FM?
  • НОУ-ХАУ
  • ВАС Lightning -самолет и модель
  • Lightning - модель
  • Новые времена - новые знаки.
  • Barracuda "под рентгеном"
  • "Либерейтер" со звездами
  • Плоды независимости
  • Сюжет для небольшой диорамы
  • Николай Николаевич Поликарпов
  • Модели М.Городничего (г.Львов)
  • Мосаэрошоу - 92 Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «АэроПлан 1993 01», Коллектив авторов

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства