«Турксиб»

1078

Описание

Книга В. Шкловского «Турксиб» рассказывает об одной из главный строек первой пятилетки СССР — Туркестано-Сибирской магистрали — железной дороге, построенной в 1926–1931 годах, которая соединила Среднюю Азию с Сибирью. Очень доступно детям объясняется, в чем преимущества хлопка перед льном, как искали путь для магистрали и в каких условиях идет стройка. Представленные в книге фотографии не только оживляют, конкретизируют текст, но и структурируют его, задают всей книге четкий и стремительный ритм.



6 страница из 11
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Температура здесь градусов 60–70. Песок жжется. А температура человеческого тела — 37. Значит, если мы в Казакстане наденем шубу, то у нас во всяком случае 30 градусов в выигрыше.

__________________________

Экскаватор — это механический ковш, который черпает землю. Он наполняет сразу целую вагонетку.

Общий вид на работы экскаватора. Экскаватор нагружает вагонетки узкоколейной дороги.

Вагонетки эти самоопрокидывающиеся, так что выгрузка их потом происходит очень быстро.

ИЩЕМ ДОРОГИ

Мы проехали мимо Балхаша, перешли семь рек, которые впадают в это озеро. Реки быстрые, гремучие. И страна эта зовется Джетесу, что значит Семиречье.

Последняя река — самая большая, зовут ее Или; за нею уже посевы, и за посевами у гор стоит город Алма-Ата.

Как нам итти от Алма-Аты?

Попробуем пройти на Фрунзе через горы. Горы круты. Часты землетрясения. Итти трудно. Придется, когда построим дорогу, прицеплять второй паровоз. Повернем. Нет ли другого перевала? Есть. Более пологое место. Оно выведет нас на станцию Луговую. Приблизительно разведка сделана.

__________________________

Посмотри на портрет черпака: у него симпатичное лицо.

СТРОЙКА

Дороги нужно построить тысяча четыреста сорок два километра. Это трудно.

Но дорогу строят не по ровному месту. Нужно пройти горы, реки, овраги, пески.

Это гораздо труднее, чем просто провести насыпь на тысячу четыреста сорок два километра.

Бежит быстрый Иртыш. Через него нужно построить мост. И мост построили. За Иртышом начинается пустыня, ровная, гладкая, безводная. И вот в этой безводной пустыне весною текут обвальные воды.

__________________________

Но даже зубы черпака не могут грызть камень. На этом рисунке изображено, как сверлят камень пневматическими сверлами, т. е. такими сверлами, которые работают сжатым воздухом.

Когда бурильщик уйдет, то другой рабочий, заложив в отверстие патрон с динамитом, положит капсуль с гремучей ртутью, проведет электрический провод, уйдет и издали взорвет.

ПАРОВОЗ В ВОДЕ

Когда были проложены первые сто пятьдесят километров временного пути, весенняя вода залила насыпь.

Поезд стоял в воде. Вода была кругом как озеро. С трудом подвезли хлеб к поезду.

Осада поезда водою продолжалась несколько суток. Паровоз смыло под откос и занесло песком.

ЧЕРЕЗ ГОРЫ

Комментарии к книге «Турксиб», Виктор Борисович Шкловский

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства