Как отмечали многие путешественники, мореплавание в Микронезии было наиболее высоко развито на коралловых атоллах. Обитатели этих маленьких клочков суши, прирожденные моряки, нуждались в устойчивых связях с экипажами других «непотопляемых кораблей», чтобы помогать друг другу в случае стихийных бедствий. Они регулярно совершали татке совместные дальние плавания на крупные вулканические острова для обмена изделии своего труда на продовольствие и товары, которые невозможно производить на атоллах.
По уровню судостроения обитатели микронезийских атоллов, пожалуй, не уступали полинезийцам, а в навигационном искусстве даже их превосходили. «Искусство, с каким они управляли своими лодками, — писал Ф. И. Литке о жителях центральнокаролинских атоллов, — такого же удивлении заслуживало, как и вообще проворство, ловкость и живость итого народа. Мы нашли его точно таким, каким должен быть первый в мире мореходствующий народ»[6]. Эта оценка может быть в полной мере отнесена к ифалукцам. Посещение атоллов в радиусе двухсот километров было для них обычным делом. Ифалукские кормчие уверенно прокладывали путь и дальше — на Яп, Трук и Гуам[7].
В XVI–XVII вв. в островной мир Микронезии начали проникать европейцы — испанские колонизаторы. Обосновавшись на Марианских островах, они превратили Гуам в промежуточную базу для галеонов, совершавших регулярные рейсы между завоеванными Филиппинами и испанскими колониями в Америке. Вскоре коренное население Марианских островов было почти полностью истреблено испанскими солдатами и миссионерами-иезуитами.
Испания претендовала также на Каролинские и Маршалловы острова. По, к счастью для местных жителей, испанское колониальное владычество почти не коснулось этих архипелагов. На Ифалуке испанцы вообще не бывали ни разу, хотя еще в конце XVII в. узнали о его существовании от каролинцев, занесенных штормом на Филиппины. Лишь в 1797 г. Ифалук был обнаружен английским капитаном Дж. Уилсоном.
Комментарии к книге «Остров Ифалук», Марстон Бейтс
Всего 0 комментариев