«Хоровая лирика»

2071

Описание



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Пиндар

Хоровая лирика

ПИНДАР (Приблизительно 521–441 гг. до к. э.)

Пиндар — самый выдающийся представитель торжественной хоровой лирики древней Греции. Родился около 521 г. близ города Фив. Много путешествовал; некоторое время жил в Афинах, затем у разных греческих тиранов, особенно долго в Сицилии вместе с поэтами Симонидом и Вакхилидом у тирана Гиерона. Пиндар писал в разнообразных жанрах торжественной лирики, но славу приобрел своими "эпиникиями" (победными одами в честь победителей на общегреческих состязаниях), в которых был преемником основателя этого жанра — Симонида. Пиндар писал по заказу отдельных лиц или общин; за свой труд он получал денежное вознаграждение. Сохранилось 45 од Пиндара — оды олимпийские, пифийские, немейские и истмийские. Самой поздней, написанной незадолго до смерти, является, по-видимому, пифийская ода (466 г.). Умер Пиндар около 441 г. Прославление отдельной личности в значительной степени происходит у Пиндара в аспекте общинно-родовых представлений и аристократической идеологии. Как это было, вероятно, и у Симонида, он обильно насыщает свои оды мифологией, связывая ее с прославлением знатного рода победителя, играми и т. д., но в его религиозности замечается уже некоторый рационализм. Будучи связаны с общегреческими празднествами, эти оды по своему значению выходили за пределы одного полиса. В одах Пиндара не видно строгого плана; у него часты переходы случайного ассоциативного характера; однако в эпиникиях все же всегда заметна основная идея. С возвышенностью мыслей гармонирует и язык од Пиндара с его смелыми метафорами, эпитетами, необычными, словосочетаниями и сложным стихотворным размером. Все это сливалось при величественно музыкально-вокальном исполнении в сложное художественное единство. У Пиндара эпиникия достигает высшего расцвета, но с развитием демократии и ослаблением аристократического культа Аполлона этот жанр начинает падать (см. "Вакхилид"). При жизни Пиндар пользовался большой славой, как и позже — в эллинистическо-римское время. "Пиндаризирование" было свойственно западноевропейскому и русскому классицизму. [Переводы избранных од Пиндара — В. В. Майкова (прозаический) и В. Водовозова (стихотворный) — помещены в книге Алексеева "Древнегреческие поэты в биографиях и образцах", СПб., 1895. Там же указаны другие старые переводы.]

ИСТМИЙСКАЯ ОДА [КОЛЕСНИЦЕ ГЕРОДОТА ФИВАНСКОГО] [1]

СТРОФА А
Мать моя, труд для тебя, для Фив златощитных Всем я трудам предпочту, и Делос [2] крутой Пусть на меня не гневится, хоть должен был песню Раньше сложить я ему. Что сердцам благородным дороже, чем мать и отец? Ради них отступи, Аполлонова сень! Песни окончу обе я по воле богов.
АНТИСТРОФА А
И длиннокудрого Феба прославлю я в пляске Между приморских селян, где Кеос [3] вода Вкруг обтекает и будет воспет перешеек Истм, огражденный волной. Шесть венков подарил он на играх Кадмейской стране [4], Дар прекрасно-победный, для родины честь. Сын [5] был Алкменой здесь рожден; был тверже, чем сталь.
ЭПОД А
В страхе пред ним у псов Герионовых [6] лютых Шерсть вздымалась. Ныне хвалу Геродоту с его колесницей четвероконной сложу. Он не доверил узды своей чужой руке — и за то Я вплету ему похвалу с Иолаем и Кастором [7] в гимн хвалебный. Этих двух героев нам Лакедемон и Фивы родили, Возниц сильнейших.
СТРОФА В
В играх они достигали наград наивысших, Блеском треножников дом украшен их был, Многими чашами, кубками чистого злата. Много победных венков В дар стяжали. Повсюду сиял их доблести свет, Где в ристаньях тела обнажали мужи, Иль где гоплиты в бег, щитами бряцающий [8], шли.
АНТИСТРОФА В
Где заостренные копья руками метали, Или где несся далеко каменный диск. В играх не знали пятиединенья, за каждый Бой был особый венец [9]. Часто после, густою листвой свои кудри обвив, Возле Дирки [10] потока являлись они Иль отдыхали там, где воды струил Эврот [11].
ЭПОД В
О сын Ификла [12]! Ты по рождению Родной стране Спартанской. О, Тиндарид [13]! Обитаешь Ты в Терапне [14] святой Меж мужами ахейской страны. Вам мой привет! А теперь сложу Искусно песнь я тебе, Посейдон! Потом вспомяну Я про Истм святой, Про обрыв Онхеста [15] Вспомню жребий я Богатого честью Отца Геродота, Асоподора.
СТРОФА Г
Некогда он возвратился к равнине родимой, Он из разнузданных волн и из бедствий кровавых Принят был ею тогда. Ныне же прежней счастливой судьбы благосклонный поток К нам его возвращает. Но, раз потерпев, Будет хранить отныне он осторожность в душе.
АНТИСТРОФА Г
Если весь пыл и стремленья направит на доблесть Он, не щадя для нее затрат и трудов, Тем, кто увидит его и в почете, и в силе, Следует зависть забыть. Долг приятный и легкий для мудрых мужей — за труд Слово доброе молвить о нем, и себе С ним заодно воздвигнуть памятник славы навек.
ЭПОД Г
Людям различным Ровная плата за труд Бывает сладкой. Пастырь овец, землепашец, Тот, кто птиц уловляет, Тот, кого кормят моря, Думают все об одном: Как голод им утолить. Но для тех, Кто на играх или в бою Добивается славы, тому наградой Высшей будет, если имя его На устах сограждан Своих и чуждых [16].
СТРОФА Д
Мне подобает земли колебателя ныне, Кронова сына [17] воспеть; сосед наш благой, Он нам помощник в бегах колесничных и конских. Амфитрион, сыновей [18] Я твоих восхвалю и ущелье в Минийских скалах [19], Славной рощи Деметры приют — Элевсин [20], Место Эвбейских игр [21], изогнутый путь беговой.
АНТИСТРОФА Е
Протесилай [22], я созданье могучих ахеян Храм на Филаке — в мою хвалу заключу. Все перечислить, что в играх Гермес-покровитель Дал Геродота коням, Песня ныне не может моя; ее краток размер. Часто, впрочем, бывает — о чем умолчим, Именно это нам принесет людей похвалу.
ЭПОД Е
Пусть Геродот теперь Вознесен будет ввысь На дивных крыльях Муз Пиерид сладкогласных! Пусть с пифийских он игр, С олимпийских Алфея брегов [23] Честь принесет семивратным Фивам! Пусть отборной листвой Руку он себе обовьет! Кто ж, тайком богатея, Смеется над щедрым, Тот, в Аид сойдя, Не будет у всех на устах, Но останется ввек бесславен.

I ПИФИЙСКАЯ ОДА [КОЛЕСНИЦА ГИЕРОНА ЭТНЕЙСКОГО [24]]

СТРОФА А
О, златая лира! Общий удел Аполлона и Муз В темных, словно фиалки, кудрях. Ты основа песни и радости ты почин! Знакам, данным тобой, послушны певцы, Только лишь ты запевам, ведущим хор, Дашь начало звонкою дрожью своей. Язык молний, блеск боевой угашаешь ты, Вечного пламени вспышку; и дремлет Зевса орел на его жезле [25], Низко к земле опустив Быстрые крылья,
АНТИСТРОФА А
Птиц владыка. Ты [26] ему на главу его с клювом кривым Тучу темную сна излила. Взор замкнула сладким ключом — и в глубоком сне Тихо влажную спину вздымает он, Песне твоей покорен. И сам Apec, Мощный воин, песнею сердце свое Тешит, вдруг покинув щетинистых копий строй. Чарами души богов покоряет Песни стрела из искусных рук Сына Латоны [27] и Муз С пышною грудью.
ЭПОД А
Те же, кого не полюбит Зевс, Трепещут, заслушав зов Муз Пиерид, что летит над землей И над бездной никем не смиренных морен. Тот всех больше, кто в Тартар страшный низвергнут, противник богов, Сам стоголовый Тифон [28]. Пещера в горах Встарь, в Киликийских [29], его воспитала, носившая много имен, Ныне же Кумские [30] скалы, омытые морем, И сицилийской земли пределы Тяжко гнетут косматую грудь [31]. В небо возносится столп, Снежно-бурная Этна, весь год Ледников кормилица ярких.
СТРОФА В
Там из самых недр ее неприступного пламени ключ Бьет священной струей. И текут Днем потоки рек, испуская огнистый дым, Ночью ж блеском багровым пышет огонь; Целые скалы вниз он, вращая, мчит С грозным шумом в бездну пучины морской. Страшный ток Гефеста [32] чудовищный этот зверь [33] Ввысь посылает. И дивное диво Это для всех, кто увидит сам; Диво для всех, кто о том Слышит рассказы.
АНТИСТРОФА В
Тому, кто в Этне связан лежит, с темнолистовых вершин Вплоть до самой подошвы горы, Острый край утесов согбенную спину рвет. Если мог бы угодным стать я тебе, Зевс! Посещаешь эту вершину ты, Этих стран богатых чело. И теперь Град соседний именем этой горы нарек Славный строитель его. Это имя Крикнул глашатай пифийских игр, Где победил Гиерон В конском ристанье [34].
ЭПОД В
Если собралися люди плыть В далекий по морю путь, Будет на радость великую им, Если дует им ветер попутный. Тогда Будет плаванью их, наверно, дарован удачный конец. Так же и этой победой ныне дана Верная впредь нам надежда, что будет наш город отныне богат Славой коней и венков и на звонких пирушках Будет его восхваляться имя. Феб, ты Ликийский, ты Делоса царь [35]. Любишь Кастальский ты ключ Близ Парнаса [36]. Даруй в этот край Ты мужей отважных и сильных!
СТРОФА Г
Доблесть всех людей — от воли одной лишь богов. Лишь от них Мудры мы, и они ж нам дают Мощь и силу рук и искусство речей. Теперь Я хочу одного лишь мужа [37] воспеть. Крепко надеюсь я, что, не дрогнув, в цель Мощным взмахом дрот меднощекий метну. Пусть летит он дальше, чем стрелы моих врагов [38]. Этому мужу грядущее время Счастье пускай принесет и даст Много богатств, а скорбь Пусть он забудет!
АНТИСТРОФА Г
Вспомнит пусть он, сколько тяжких походов и битв перенес Он душой непреклонной [39]. За то Высшей чести волей богов удостоен был Он, и чести такой никто не имел Между мужей Эллады. В удел ему Дан богатства пышный венец. Но на бой Ныне сам пойдя, повторил Филоктетов рок [40]. Стал перед ним, как пред другом, сгибаться Тот, кто был горд. Говорит молва, Будто герои, богам Равные силой.
ЭПОД Г
С Лемноса сына Поанта [41] встарь С собой привезли; он был Раной терзаем, но славный стрелок. И Данайцев трудам положил он конец, Град Приамов разрушив. Телом был слаб, но был избран судьбой. Пусть с Гиероном в грядущем будет всегда Бог-совершитель. И пусть наиспошлет ему случай благой, чтобы всех Мог он желаний достигнуть. В дому Дейномена [42], Муза, воспой мне коней четверку Славных. Ведь там не будет чужда Радость отцовских [43] побед. Ну, начни же! Мы Этны царю Сочиним приветствия песню.
СТРОФА Д
Этот град для сына, вместе с свободой, созданьем богов Сам отец, Гиерон, заложил. Он заветы Гилла хранит. Ведь Памфила [44] род, Также род Гераклидов [45] тех, что живут Возле вершин Тайгетских [46], хотят всегда Свой закон дорийский хранить, как велел Им Эгимий [47]. Род их блаженный Амиклы [48] взял, Некогда, с Пинда [49] сойдя [50]. Белоконным Тиндара детям [51], бойцам копьем, Стал этот род с той поры Славным соседом.
АНТИСТРОФА Д
Зевс-вершитель! Людям всем, что живут близ Аменской струи [52], Счастье вместе с владыками их Дай в удел, чтоб всюду людей правдивая речь Их хвалила. Всегда с подмогой твоей Верно ведущий сына своей рукой, Муж-властитель пусть направляет народ Свой к согласию, к миру, почетом венчав его. Дай, чтоб в домах оставался Пуниец [53], Смолк чтоб Тирренов [54] военный клич! Вспомнят пусть Кумский морской Бой многостопный [55],
ЭПОД Д
Что претерпели они в тот день, Когда Сиракузян вождь Их расцветавшую юность поверг С кораблей быстроходных в пучину морей. Спас Элладу от тяжких рабства оков. Я хотел бы теперь Дружбу афинян стяжать, воспев Саламин [56], Спарте же песню сложу я про бой Киферонский [57], где пал перед ней Строй криволуких лидийских стрелков [58]. Огласится Пусть полноводной Гимеры берег [59] Новой победы хвалой В честь Дейномена [60] храбрых сынов. Эта песнь — им награда за то, Что врагов бежали дружины.
СТРОФА Е
Если песнь свою размерить разумно и в краткую речь Вложить многим деяньям хвалу, Меньше будет трогать тебя пересуд людской. Слух пресытиться может. Быстрых надежд Пыл погаснет. Часто гнетет тайком Душу граждан весть о заслугах чужих. Все же лучше зависть, чем жалость, терпеть. Стремись К благу всегда. И народ свой кормилом Правь справедливым. И свой язык Ты на правдивой, без лжи, Куй наковальне.
АНТИСТРОФА Е
Если даже чуть оступишься ты, то за много тебе Это будет всегда зачтено. Ты для многих страж. И свидетелей много есть Всем поступкам твоим, и добрым и злым. Пылу благому верен навек пребудь. Если ж хочешь доброй молве ты внимать, Щедрым будь всегда. И рулем направляй корабль, Ветром попутным свой парус наполнив. Проискам тех, кто наживы ждет, Друг, не вверяйся. Молва Славы посмертной
ЭПОД Е
Только одна лишь пройденный путь Людей, что ушли давно, Может певцам показать и раскрыть Летописцам. О Крезовой [61] ласке жива Весть поныне. О том, кто сердцем безжалостен был и людей В медном быке сожигал, — то был Фаларис [62] Слава дурная идет. Не звучит на формингах под крышей домов Имя его на пирах молодежи веселых. В жизни удачу стяжать — награда Первая. Дар второй — заслужить Добрую речь о себе. Тот, кто их и приял и достиг, Получил венец наивысший [63].

Примечания

1

Геродот, сын Асоподора, одержал победу на истмийских играх, по всей вероятности, около 458 г. до н. э. Отец его, Асоподор, принимал участие в греко-персидских войнах на стороне персов; за это он был изгнан из Фив и бежал в свой родной город Орхомен. Вернувшись в Фивы, он и его сын прилагали, по-видимому, много усилий, чтобы занять прежнее положение. Пиндар относится к этому сочувственно (см. строфу и антистрофу Г.).

(обратно)

2

Делос — остров, где было святилище Аполлона.

(обратно)

3

в Один из Кикладских островов.

(обратно)

4

Фивам; Кадм — мифический основатель Фив.

(обратно)

5

Геракл.

(обратно)

6

Герион — мифический великан с тремя головами, стада которого, охраняемые псами, угнал Геракл.

(обратно)

7

Иолай — сын Ификла, племянник и возница Геракла, помогавший ему в битве с гидрой. Кастор — сын Леды и Тиндара, брат Полидевка, один из Диоскуров (сыновей Зевса).

(обратно)

8

Бег гоплитов — бег в вооружении — со щитом, шлемом и поножами.

(обратно)

9

В древнейшие времена, отраженные, например, в гомеровских поэмах, при каждом отдельном состязании присуждалась особая награда (см.: "Илиада", песнь XXIII); в эпоху Пиндара давалась одна награда за победу во всех пяти видах состязаний ("пятиединые игры") или, во всяком случае, в трех-четырех.

(обратно)

10

Дирка — источник близ Фив.

(обратно)

11

Эврот — главная река в Лакедемоне.

(обратно)

12

Иолай. Спартанцы и фивяне считались родственными племенами.

(обратно)

13

Кастор.

(обратно)

14

Терапна — город недалеко от Спарты с храмом Диоскуров.

(обратно)

15

Онхест — город в Беотии на Копандском озере, со святилищем Посейдона.

(обратно)

16

В эподе Пиндар проявляет свои аристократические тенденции; он выражает очень распространенную в среде греческой аристократии мысль о преимуществе военного дела и физических упражнений (вознаграждаемых только "доброй молвой") перед трудом для пропитания.

(обратно)

17

Посейдона; Пиндар называет его "соседом", так как Онхест лежал близко от Фив.

(обратно)

18

Сын фиванского царя Амфитриона Геракл и внук Иолай, в честь которых в Фивах устраивались игры.

(обратно)

19

Mиний — сын Орхомена, родоначальник минийцев, в честь которого устраивались игры в г. Орхомене в Беотии.

(обратно)

20

Элевсин — округ и город в Аттике со святилищем Деметры, где справлялись ее мистерии.

(обратно)

21

На острове Эвбее устраивались игры в честь Посейдона и Артемиды.

(обратно)

22

Протесилай, сын Ификла, родом из Филаки в Фессалии, по мифу, первый из греков сошел на берег Трои и был убит; его поминальные игры справлялись в Филаке.

(обратно)

23

Река в Элиде, в Пелопоннесе, близ города Олимпии.

(обратно)

24

Гиерон старший, тиран Гелы, потом Сиракуз (478–467 гг. до н. э.), которого прославляет Пиндар в этой оде, основал в 476 г. на месте прежней Катаны город Этну, в котором посадил правителем своего сына Дейномена. Победив на пифийских играх в 470 г., он приказал глашатаям выкликать свое имя как Гиерона Этнейского (не Сиракузского). Гиерон вел войны с Карфагеном и с этрусками, над которыми одержал морскую победу при Кимах в 475 г. Пиндар провел некоторое время при его дворе.

(обратно)

25

Описание орла соответствует обычному изображению Зевса с эгидой и орлом с опущенными крыльями.

(обратно)

26

Лира.

(обратно)

27

Аполлона.

(обратно)

28

По мифу, огнедышащий змей Тифон — сын Тартара и Геи (богини земли), предводитель Титанов, боровшихся против Зевса и побежденных им.

(обратно)

29

Киликия — область в Малой Азии.

(обратно)

30

Кумы — город в Италии близ Неаполя.

(обратно)

31

Тифон, по Гомеру, лежит скованный в Арийской пещере в Киликии. Пиндар переносит его в Италию и в Сицилию; он соединяет два варианта мифа; по одному — Тифон был придавлен вулканом Везувием, по другому — он лежит в Сицилии, придавленный горой Этной.

(обратно)

32

Гефест — бог огня; Гефестов ток — огонь.

(обратно)

33

Подразумевается Тифон.

(обратно)

34

См. примечание 24.

(обратно)

35

Гиерон

(обратно)

36

В Малой Азии, в ликийском городе Патаре, находился храм и оракул Аполлона. Делос — остров Аполлона.

(обратно)

37

Парнас — гора Аполлона и Муз; Кастальский источник течет с Парнаса.

(обратно)

38

Разумеются, вероятно, поэты-лирики Симонид и Вакхилид, которые вместе с Пиндаром жили при дворе Гиерона в Сицилии.

(обратно)

39

Разумеются походы Гиерона — первый в 480 г. до н. э., когда он разбил карфагенян при реке Гимере в Сицилии, и второй — в 474–473 гг., когда Гиерон победил этрусков при Кумах близ Неаполя.

(обратно)

40

Гиерон был болен и поэтому на носилках руководил битвой при Агригенте в 472 г. Вероятно, поэтому Пиндар сравнивает его с мифическим Филоктетом. Филоктет, страдавший тяжелой, незаживающей раной, был высажен греками, плывшими под Трою, на остров Лемнос. Филоктет был искусным стрелком из лука и владел луком Геракла. После долгой безуспешной осады Трои греки послали за Филоктетом (см. трагедию Софокла "Филоктет"), и его стрела, как было определено роком, решила войну. Под Троей Филоктет исцелился от своей раны, о чем Пиндар не упоминает для полноты сравнения с Гиероном.

(обратно)

41

Филоктета.

(обратно)

42

Сына Гиерона.

(обратно)

43

Гиерона.

(обратно)

44

Сын Геракла Гилл и сын Эгимия Памфил считались родоначальниками дорийских племен и основоположниками их законов и обычаев.

(обратно)

45

Потомков Геракла.

(обратно)

46

Тайгет — горный хребет на Пелопоннесе.

(обратно)

47

Гиерона.

(обратно)

48

Город близ Спарты, столица доисторической Лаконики.

(обратно)

49

Горный хребет в Фессалии, на отрогах которого была Дорида, родина дорийцев.

(обратно)

50

Разумеется переселение дорян из Фессалии в Пелопоннес.

(обратно)

51

Тиндариды — Кастор и Полидевк; их святилище находилось в Терапне, недалеко от завоеванных дорянами Амикл.

(обратно)

52

Амен — река, на которой стоял город Этна.

(обратно)

53

Пунийцы — карфагеняне.

(обратно)

54

Тиррены — этруски.

(обратно)

55

походы Гиерона

(обратно)

56

Остров близ Аттики, около которого афиняне одержали морскую победу над персами в 480 г. до н. э. Это произошло, по преданию, в тот же день, когда сыновьями Дейномена была одержана победа над карфагенянами при Гимере.

(обратно)

57

Киферон — гора близ города Платеи в Беотии.

(обратно)

58

Разумеется битва с персами при Платеях, в которой во главе греческих войск стоял спартанский царь Павсаний.

(обратно)

59

походы Гиерона

(обратно)

60

Разумеется отец Гиерона.

(обратно)

61

Крез — лидийский царь, знаменитый богатством и щедростью.

(обратно)

62

Фаларис, тиран Агригентский (VI век до н. э.) велел отлить из меди быка и сжигал в нем людей живыми; крики сжигаемых походили на рев быка.

(обратно)

63

Оды Пиндара, написанные сложными размерами и составленные для музыкально-вокального исполнения, очень нелегко поддаются стихотворному переводу. Помещенный здесь перевод не воспроизводит в точности античного размера с его музыкальными растяжениями, но передает оды Пиндара дактилотрохеическим стихом, положенным в основу и размера подлинника. Таким образом, эта ритмическая проза лишь до некоторой степени передает ритм пиндаровых строф.

(обратно)

Оглавление

  •   ПИНДАР . (Приблизительно 521–441 гг. до к. э.)
  •   ИСТМИЙСКАЯ ОДА . [КОЛЕСНИЦЕ ГЕРОДОТА ФИВАНСКОГО] [1]
  •   I ПИФИЙСКАЯ ОДА . [КОЛЕСНИЦА ГИЕРОНА ЭТНЕЙСКОГО [24]] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Комментарии к книге «Хоровая лирика», Пиндар

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства