Мука (пшеничная, ржаная, овсяная) - мука (страдание); орган (зрения, слуха, речи) - орган (музыкальный инструмент); замок (рыцарский) - замок (дверной); парить (кого-то в бане) - парить (в воздухе); атлас (сборник географических карт) - атлас (гладкая блестящая ткань)…
Такого рода пары слов называют омонимами (от двух греческих корней: «омос» - одинаковый, «нома» - имя). У поэтессы Марины Цветаевой есть стихотворение, в котором использована одна из пар омонимов:
«Все перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
Есть языки, в которых ударение, как правило, падает на определенный слог: в финском, например, на первый, во французском - на последний. В русском языке ударение может падать на любой слог и любую часть слова; кроме того, оно подвижно: в разных грамматических формах слов ударение может переходить с одного слога на другой: голова, голову; принять, приняла, принято; важный, важна, важны и так далее.
Встречается в словах русского языка и второе, тоническое, ударение, связанное не с «нажимом» или понижением тона голоса (как обычно), а с его повышением. Второе ударение можно заметить в словах с приставками «анти-», «меж-», «около-», «контр-», «сверх-», «супер-», «экс-» и другими и в некоторых сложных словах, например: «клятвопреступление», «контратака», «околоземный», «самолетостроение», «водонепроницаемый», «главврач», «межобластной», «суперобложка», «вице-президент» и такдалее.
Комментарии к книге «Искусство правильно ударить», Елена Владимировна Первушина
Всего 0 комментариев