М.Барятинский Бронеколлекция 2007 № 01 (70) Бронеавтомобили вермахта
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Обложка: 1 — 4-я стр. — рис. М.Дмитриева
Следующий номер «Бронеколлекции» — монография «Американские "аллигаторы" (гусеничные десантные машины LVT)»
Бронеавтомобили вермахта
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (8-Rad). Балканы, 1941 год
Бронеавтомобили в течение всей Второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений Вермахта и войск СС. Они как нельзя лучше соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии, которая начала осуществляться сразу после прихода Гитлера к власти.
К постройке броневых машин в Германии приступили еще задолго до Первой мировой войны. В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль Ehrhardt ВАК, вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще несколько образцов броневиков различного типа. Наиболее удачным из них стал тяжелый полноприводной Ehrhardt E-V/4, выпущенный серией из 32 единиц в 1917 — 1918 годах.
По Версальскому мирному договору Германии не разрешалось иметь танки и бронеавтомобили. Однако Булонский протокол, подписанный 23 июля 1920 года, позволял Веймарской республике иметь 105 бронированных машин без вооружения (по 15 на каждую дивизию Рейхсвера), предназначенных для перевозки солдат. Еще 150 броневиков уже с вооружением разрешалось изготовить для полиции. Последняя получила 24 бронеавтомобиля фирмы Benz, 30 Ehrhardt и 31 Daimler. В Рейхсвер поступили броневики Daimler DZVR, близкие по конструкции к полицейским. Эти боевые машины вместе с деревянными макетами танков, установленными на легковых автомашинах, участвовали в маневрах Рейхсвера в 1920-е годы. К сведению, один из последних полицейских броневиков Daimler, получивших в Вермахте обозначение Sd.Kfz.3, был уничтожен в Берлине при штурме рейхсканцелярии в апреле 1945 года.
Со второй половины 1920-х годов в Германии началась разработка многоколесных шасси, так как, по мнению военных, именно такие машины полностью отвечали тактико-техническим требованиям, предъявляемым к разведывательным бронеавтомобилям. До весны 1928 года планировалось построить шесть прототипов, а в течение следующего года провести их испытания. Заказ разместили на трех фирмах: Magirus, Biissing-NAG и Daimler-Benz. Каждая из них должна была изготовить по два прототипа. Daimler-Benz и Magirus создали довольно похожие друг на друга машины, получившие название ARW (Achtradwagen — восьмиколесный автомобиль). Следует отметить, что машина Daimler-Benz, спроектированная в штутгартском КБ фирмы, создавалась при участии Ф.Порше. Фирма Bussing-NAG, в свою очередь, спроектировала прототип ZRW (Zehnradwagen — десятиколесный автомобиль).
Прототипы передали Рейхсверу в начале 1931 года. Испытания проводились на полигонах в Куммерсдорфе, Вюнсдорфе и Путлосе и протекали вполне успешно. В тот период бронеавтомобили ARW и FRW представляли собой совершенно новое слово в области бронетехники. Машины имели привод на все колеса и могли преодолевать водные преграды вплавь, что позволяло им действовать в самых сложных условиях. Но при всех своих достоинствах машины обладали одним серьезным недостатком — они были дорогие. Восьмиколесный ARW фирмы Daimler-Benz обошелся Рейхсверу в 120 тыс. марок! От планов их серийного производства пришлось отказаться.
Только в 1934 году немцы возобновили серийный выпуск броневых автомобилей, которые, наряду с другими видами небронированного автотранспорта, поступали в основном в кавалерийские части, постепенно вытесняя из них лошадей. С 1936 года броневики стали стандартным вооружением моторизованных разведывательных подразделений. Развитие их конструкции шло по двум основным направлениям: легкие машины с колесной формулой 4x4 и тяжелые — с формулой 8x8. Причем в создании последних немцы особенно преуспели, завершив в 1944 году их семейство созданием тяжелого бронеавтомобиля Puma — наиболее мощного броневика Второй мировой войны.
Шасси Daimler-Benz ARW во время испытаний. 1929— 1930 годы
Проект Bussing-NAG ZRW
Бронеавтомобиль Kfz.3 во дворе рейхсканцелярии. Берлин, май 1945 года. На заднем плане — прототип бронеавтомобиля Krupp L2H43
Легкие бронеавтомобили
Kfz.13
Первый немецкий бронеавтомобиль, созданный в 1930-е годы, был разработан по заказу верховного командования Рейхсвера на шасси легкого автомобиля Adler 3Gd. Эта довольно примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии и разведки. Она имела сварной открытый сверху бронекорпус из 8-мм броневых листов, располагавшихся под рациональными углами наклона. Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 13, установленного в середине кузова за щитом и имевшего ограниченный сектор обстрела. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Adler 6S мощностью 60 л.с. при 3200 об/мин разгонял 2,1-т боевую машину до скорости 50 км/ч. Броневик имел задние ведущие и передние управляемые колеса, подвеску на полуэллиптических листовых рессорах и гидравлические тормоза. Экипаж бронеавтомобиля включал двух человек: командира и водителя. Радиостанция на машине отсутствовала, и экипажи поддерживали связь с помощью сигнальных флажков. В таком виде броневик приняли на вооружение Рейхсвера под обозначением Kfz.13.
Kfz.13
Kfz.14
Бронеавтомобили Kfz.13 и Kfz.14 (второй в колонне) на маневрах Вермахта. 1936 год
Наряду с линейным был разработан вариант, оснащенный радиостанцией— Funkkraftwagen (радиомашина). Этот броневик получил обозначение Kfz.14 и внешне отличался наличием складной антенны рамочного типа и отсутствием вооружения. Экипаж Kfz.14 состоял из трех человек: командира, водителя и радиста.
Серийный выпуск бронеавтомобилей осуществлялся на заводе Daimler- Benz в Берлине. В 1932 — 1934 годах было изготовлено 147 Kfz.13 и 40 Kfz.14.
До 1937 года эти бронеавтомобили, получившие в войсках презрительную кличку «корыто» (Badewanne), состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, а также разведывательных подразделений. Несмотря на то, что к началу Второй мировой войны бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они тем не менее ограниченно использовались в ходе Польской кампании, при вторжении в Нидерланды и Францию и даже в начале операции «Барбаросса». В последующем изъятые из боевых частей немногочисленные уцелевшие машины применялись в качестве учебных.
Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 года
Sd.Kfz.221
В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с более высокими тактикотехническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины.
Это шасси должно было иметь колесную формулу 4x4, управление, действующее на все четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что исключали возможность использования серийных коммерческих шасси. Поэтому все сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ на разработку совершенно новой конструкции. Лучшие образцы в 1936 году продемонстрировали в Берлине на выставке средств моторизации. Военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвиккау, принадлежавшем концерну Auto-Union AG. Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I fur schwerer Personenkraftwagen («шасси № 1 для тяжелого легкового автомобиля»), имел двигатель в корме и проектировался специально под установку бронированного кузова. Второй вариант — Einheitsfahrgestell II fur schwerer Personenkraftwagen — отличался от первого тем, что двигатель на нем устанавливался спереди. Это шасси больше подходило для создания обычных легковых автомобилей тяжелого класса.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 на улице польской деревни. Сентябрь 1939 года
Первый вариант, получивший обозначение Horch 801/EG I, имел массу 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/Auto-Union V8-108 объемом 3,5 л и мощностью 75 л.с. при 3600 об/мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперед и одну назад. В соответствии с требованиями военных, привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при езде по шоссе со скоростью более 35 км/ч задние колеса фиксировались в нейтральном положении. Подвеска — независимая, на двух вертикальных спиральных пружинах. Шины Continental размером 210-18 имели пневматические камеры низкого давления. Ножной гидравлический тормоз действовал на все колеса шасси.
На базе шасси 801 /EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным и маловразумительным названием leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I fiir sPkw («легкий разведывательный бронеавтомобиль на шасси № 1 для тяжелого легкового автомобиля»). Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserhutte из Бад- Ойнхаузена. Ее выпускали в нескольких модификациях, различавшихся вооружением и оснащением.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, вооруженный пулеметом MG34 и противотанковым ружьем Panzerbusche 39. Восточный фронт, 1942 год
Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 за обслуживанием вооружения. Северная Африка, 1941 год
Первыми в формируемые разведывательные части Вермахта стали поступать легкие бронеавтомобили Sd.Kfe.221 — leichter Panzerspahwagen (MG). С 1936 года они начали постепенно вытеснять старые Kfe.13. Sd.Kfe.221 имел корпус, сваренный из бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты располагались под углом, что увеличивало их эффективную толщину. Броня достаточно надежно защищала машину от осколков и винтовочных пуль, в том числе и со стальным сердечником. Водитель следил за дорогой через прямоугольный лючок, прорезанный в лобовом листе. Аналогичные лючки несколько меньшего размера имелись в левом и правом бортах корпуса. Во время боя они закрывались бронированными заслонками с узкими смотровыми щелями. Доступ к двигателю осуществлялся через три прямоугольных люка. За переборкой, разделявшей боевое и моторное отделения, находились два топливных бака емкостью по 55 л. Экипаж попадал в машину через дверцы в бортах корпуса. Запасное колесо подвешивалось к правому борту машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 вооружался одним 7,92-мм пулеметом, установленным во вращающейся башенке, имевшей форму усеченной семигранной пирамиды. У башни отсутствовала сплошная крыша. Вместо нее сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые щели.
Sd.Kfz.222
На прототипах устанавливались старые пулеметы MG13, но серийные машины получили уже новые MG34. Боекомплект к пулемету составлял 1050 — 1200 патронов. Башенка могла вращаться на 360°, а станок пулемета обеспечивал вертикальные углы наведения от-10° до +69°. Это позволяло вести огонь из пулемета не только по наземным целям, но и по низко летящим самолетам.
В экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 входило два человека: механик-водитель и командир, одновременно выполнявший функции стрелка. Штатное вооружение экипажа состояло из одного пистолета-пулемета МР38 или МР40 и шести ручных гранат.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась с помощью сигнальных флажков.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 (выпущено 339 единиц), поступавший в разведывательные части Вермахта, представлял собой быстроходную и маневренную машину. У нее был один серьезный недостаток — слабое вооружение. Уже после начала Второй мировой войны на бронеавтомобили стали устанавливать дополнительное оружие. В частности, 7,92-мм противотанковое ружье PzB 39, размещавшееся в башне рядом со штатным пулеметом. Однако оно позволяло бороться с бронетехникой противника лишь на предельно близких дистанциях.
Более удачным решением стала установка на Sd.Kfz.221 тяжелого противотанкового ружья 2,8 cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году. Вместо пулемета MG34 машину оснащали тяжелым противотанковым ружьем калибра 20 — 28 мм с коническим стволом. Новое вооружение потребовало слегка изменить конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружье монтировалось в башне вместе со щитком, что несколько увеличило высоту бронеавтомобиля. Всего таким образом перевооружили 34 машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 в ливийской пустыне. 1941 год. Сетчатые экраны откинуты
Бронированная радиомашина Sd.Kfz.261. Хорошо видна сложенная рамочная антенна радиостанции Fu 12
Наиболее массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Это была машина с 20-мм автоматической пушкой KwK30 и пулеметом MG34, установленными в общем лафете в десятигранной открытой сверху башне. Скорострельность пушки составляла 280 выстр./мин. Начальная скорость бронебойного снаряда — 780 м/с, по немецким данным, с дистанции 500 м он пробивал 20-мм броню. Наведение пушки на цель осуществлялось вручную. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован, впрочем, имелась возможность вести огонь только из одного ствола. Обычно упоминается, что боекомплект включал 180 — 200 выстрелов к пушке и 1050 — 2000 патронов к пулемету, но в реальности экипаж мог взять больший боезапас, так как в машине хватало свободного места. Углы возвышения пушки и пулемета колебались в пределах от -7° до +80° и позволяли вести огонь по воздушным целям. В дальнейшем, после начала серийного производства более совершенной 20-мм автоматической пушки KwK38, имевшей скорострельность 450 выстр./мин, пушки KwK30 на этих машинах заменили. Новый лафет обеспечивал угол склонения/возвышения от -4° до +87°, что повышало эффективность орудия в борьбе с самолетами противника. Бронеавтомобилей марки Sd.Kfz.222 было изготовлено 989 единиц.
Наряду с разведывательными модификациями, выпускались и специальные. Речь здесь идет о вариантах Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261.
Первая представляла собой радиомашину для обеспечения связи в разведывательных подразделениях. Она оснащалась радиостанциями Fu 10 или Fu 19, а позже Fu 12 со складывающейся рамочной или штыревой антенной. Башня с вооружением сохранилась от модификации Sd.Kfz.221. Боевая масса возросла до 4,4 т.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.260/261 — машины связи для танковых и моторизованных частей, различавшиеся только типом радиостанции. На Sd.Kfz.260 устанавливалась радиостанция Fu 7 с телескопической штыревой антенной, на Sd.Kfz.261 — Fu 12 с рамочной антенной. Экипаж состоял из четырех человек.
Радиомашин Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261 было изготовлено соответственно 550 и 493 единицы. Всего же с 1935 по 1944 год заводские цехи фирм Horch, MNH и Weserhutte покинула 2371 машина всех модификаций.
Боевая карьера легких двухосных бронеавтомобилей началась с участия в операции по аннексии Судетской области Чехословакии осенью 1938 года. К 1 сентября 1939 года в войсках насчитывалось около 1200 машин этого типа.
Радиомашина Sd.Kfz.223, принадлежавшая, судя по букве «К» на других машинах в колонне, танковой группе Кпейста. Восточный фронт, 1941 год
Бронеавтомобили Sd.Kfz.222 3-го разведывательного батальона Германского африканского корпуса. 1942 год
В состав танковой дивизии Вермахта в среднем входило до 90 легких броневиков, около 60 из них были сосредоточены в разведывательном батальоне. Еще больше имелось их в легких дивизиях. В разведывательном полку 3-й легкой дивизии, например, значилась 121 бронемашина.
Радиомашины Sd.Kfz.260/261 использовались в качестве штабных машин связи в звене «полк — дивизия» и состояли на вооружении соответствующих подразделений в соединениях всех типов.
К началу операции «Барбаросса» в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина. Значительно более эффективным оказалось их применение в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.
Боевой опыт заставил внести в конструкцию бронеавтомобиля ряд усовершенствований. С 1941 года их стали выпускать на базе шасси Horch 801/v. Шасси оснащались двигателем мощностью 81 л.с., который позднее форсировали до 90 л.с. Толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Соответствующим образом была изменена и система обозначений. Старые Sd.Kfz. 222 и 223 получили индекс Ausf. А, а машины на базе Horch 801/v — Ausf. В.
Во время войны 20 бронемашин Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223 передали болгарской армии. Броневики участвовали в операциях по борьбе с югославскими партизанами на территории Македонии, оккупированной болгарскими войсками. С конца 1944 года они использовались в боевых действиях против немецких войск.
В 1938 году Германия поставила Китаю 18 Sd.Kfz.221 и 12 Sd.Kfz.222. Эти машины принимали участие в боях с японцами.
Sd.Kfz.247
Несмотря на наличие большого автопарка, в том числе и специализированных машин, Вермахт уже в начале Второй мировой войны начал испытывать потребность в штабном бронеавтомобиле.
Еще в 1937 году фирма Daimler-Benz построила десять бронеавтомобилей с открытым верхом, взяв за основу шасси легких трехосных грузовиков Krupp L2H 143. Машины, получившие обозначение Sd.Kfz.247 Ausf.A, использовались в немецкой армии в качестве штабного бронеавтомобиля.
Эти бронемашины были построены по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляемыми колесами и двумя ведущими задними мостами. Открытый сверху корпус сваривался из 8-мм катаных бронелистов, которые устанавливались с большими углами наклона с целью повышения их пулестойкости. Борта состояли из двух поясов бронелистов— узкого верхнего и широкого нижнего, которые приваривались к каркасу под углом таким образом, что в поперечном сечении корпус имел форму шестигранника, обращенного самой узкой гранью вниз. Попасть в машину экипаж мог через небольшой люк, предусмотренный слева в нижней части борта отделения управления, либо через борт открытого десантного отделения.
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247Ausf.A. Польша, сентябрь 1939 года. Судя по треугольному флажку на правом крыле — это машина командира отдельного батальона
В передней части корпуса находилось моторное отделение, в котором был установлен карбюраторный 4-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения Krupp М304 рабочим объемом 3308 см³, развивавший мощность 60 л.с. В состав трансмиссии входили четырехступенчатая коробка передач Zf-Aphon Gb 35 с однодисковым сухим сцеплением, демультипликатор, два блокированных дифференциала и механические тормоза. Силовая установка позволяла бронемашине боевой массой 5,2 т двигаться по шоссе с максимальной скоростью 70 км/ч. С полным топливным баком запас хода достигал 350 км.
Доступ к двигателю для ремонта и технического обслуживания обеспечивали эксплуатационные люки в стенках и крыше моторного отсека. Функцию передней стенки последнего выполняло бронированное жалюзи с узкими горизонтальными пластинами, через которое охлаждающий воздух поступал к двигателю. Позади моторного отсека находилось отделение управления; здесь слева располагался водитель, а справа от него — командир машины. В боевой обстановке обзор им обеспечивали смотровые щели со сменными стеклопакетами в лобовом листе. Все пространство за спинками передних сидений занимало открытое десантное отделение, оборудованное средствами связи и наблюдения.
В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами. Как передние, так и задние колеса были прикрыты плоскими угловатыми крыльями, причем задние использовались в качестве полок, на которых крепились ящики с запасными частями, инструментом и прочим снаряжением.
В 1941 — 1942 годах фирма Daimler- Benz изготовила 58 штабных бронемашин Sd.Kfz.247 Ausf.B. Базой для них послужило полноприводное четырехколесное шасси Horsh 801 /EG 1. Это шасси использовалось для производства легких бронеавтомобилей Sd.Kfz.221. Его особенность заключалась в заднем расположении двигателя, что не устраивало конструкторов фирмы Daimler-Benz, поэтому мотор они перенесли вперед.
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247. Ausf.B был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и двумя ведущими осями. Корпус машины изготавливался из 8-мм листов катаной брони, приваривавшихся к каркасу из тавровых и уголковых стальных профилей. Крыша над отделением управления имела толщину 6 мм, днище — 5 мм. Все бронелисты располагались под рациональными углами наклона. К раме шасси корпус крепился с помощью болтов.
В отделении управления, частично прикрытом сверху крышей, слева размещался водитель, справа — командир машины. Обзор им обеспечивали два прямоугольных окна в лобовом листе корпуса и маленькие смотровые окна в бортах отделения управления, которые в боевых условиях закрывались бронекрышками со смотровыми щелями, оборудованными стеклопакетами. За отделением управления находилось открытое десантное отделение, рассчитанное на четырех человек, как правило, штабных офицеров и радиста. Там же была установлена радиостанция Fu Spr Ger «f», укомплектованная штыревой антенной с «метелкой». Обзор из десантного отделения обеспечивали четыре смотровых окна в стенках корпуса. В случае непогоды над десантным отделением на трех дугах разворачивался брезентовый тент с четырьмя круглыми целлулоидными окнами.
Sd.Kfz.247 Ausf.B
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.B из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейб-штандарт «Адольф Гитлер». Франция, 1944 год. Эмблема дивизии хорошо видна на кормовом листе корпуса, слева от запасного колеса
Переднюю часть корпуса бронеавтомобиля занимало моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Horsh V8-108. Мотор при рабочем объеме 3517 см³ развивал мощность 75 л.с. Силовая установка позволяла бронемашине боевой массой 4,46 т двигаться по шоссейным дорогам с максимальной скоростью 80 км/ч, при езде со скоростью свыше 25 км/ч привод на задние колеса можно было отключать. Все колеса были управляемыми, имели независимую подвеску и «обувались» в шины низкого давления размером 210-18. Торможение осуществлялось с помощью гидравлических тормозов.
Штатное вооружение на бронеавтомобиле отсутствовало.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.247 Ausf.A и В использовались в качестве командирских и штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и войск СС.
В частности, в состав разведывательного батальона танковой или моторизованной дивизии входил один такой бронеавтомобиль.
Тяжелые бронеавтомобили
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Скромный бюджет Рейхсвера в начале 1930-х годов не позволил немецкой армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение отдавалось более простым и дешевым образцам, созданным на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами управления.
На совещании, состоявшемся в Министерстве вооружений 14 февраля 1930 года, было принято решение продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными шасси коммерческих грузовиков, дабы определить пригодность этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания стали следующие трехосные шасси: G-3 фирмы Daimler-Benz AG, G-31 фирмы Bussing-NAG и М-206 фирмы Magirus.
Первым испытали G-3, которое представляло собой модификацию серийного коммерческого шасси и имело большую базу (3200+950 мм) при массе 2,2 т. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, использовавшийся при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действия рулей синхронизировались.
Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписаться в конфигурацию кузова.
Опытный образец бронекорпуса, изготовленного фирмой Deutsche Werke в Киле
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (б-Rad) и Sd.Kfz.232 (6-Rad) во время тактических занятий. Германия, 1936 год
На шасси G-3 установили бронекорпус массой 2,3 т, сконструированный фирмой Deutsche Werke AG в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13, установленным во вращающейся башне.
Испытания показали, что передняя ось перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывается на проходимости машины. Система охлаждения двигателя получилась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов минимум на 20%.
В марте 1931 года фирма Daimler- Benz представила модификацию G-3, первоначально имевшую обозначение G-4, а с мая 1931 года — G-За. Новое шасси уже было избавлено от недостатков предыдущего. Кроме того, оно отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед.
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Цена серийного коммерческого шасси фирмы Daimler-Benz составляла 19 тыс. рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.
Одновременно шли испытания шасси G-31p Bussing-NAG. Фирма Magirus с опозданием подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию — М-206р.
Оба этих шасси также оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Шасси фирм Bussing-NAG и Magirus имели две приборные доски, в то время как у Daimler- Benz приборная доска устанавливалась только впереди.
Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий.
Sd. Kfz. 232(6-Rad)
Тяжелые бронеавтомобили: восьмиколесный Sd. Kfz. 263 (слева) и шестиколесный Sd. Kfz. 232 (справа) на параде в Германии. 1938 год
В ноябре 1932 года Министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-За и 16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и несколько М-206р.
Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Бронекорпуса для машин спроектировали и выпускали на фирме Deutsche Werke AG в Киле. Машины на базе шасси Magirus отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.
Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала имел название Kfz.67, которое вскоре сменили на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. После того, как в 1937 году на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), старым трехосным машинам присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).
Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков, собирался из катаных листов брони толщиной 8— 14,5 мм. Листы крепились к каркасу из стального профиля и располагались под большим углом наклона, что увеличивало пулестойкость.
В передней части корпуса находилось моторное отделение, а в центральной и задней частях — боевое. Экипаж состоял из четырех человек: командира, стрелка и двух механиков- водителей.
На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная из таких же броневых листов, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке монтировались 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 13. Угол вертикального наведения составлял от -2 до +12°, горизонтального — 360°. Боекомплект включал 200 выстрелов и 1300 патронов к пулемету.
Один из прототипов фирмы Daimler- Benz был оснащен дополнительным пулеметом MG 13, смонтированным в шаровой установке справа от механика-водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.232(6-Rad) в Праге. 15 марта 1939 года
Sd.Kfz.263(Fu)
Экипаж Sd.Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью флажков, радиооборудование на машине отсутствовало.
Второй вариант бронеавтомобиля был аналогичен первой модели, но дополнительно комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu.Spr.Ger.«a» и рамочной антенной, крепление которой к башне и корме корпуса не затрудняло вращения башни. Первоначально этот вариант назывался Kraftwagen(Fu) Kfz.67a, позднее машине присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen(Fu) Sd.Kfz.232, а в 1937 году — Sd.Kfz.232(Fu) (6-Rad).
Высота машины вместе с антенной составляла 2870 мм.
Последней модификацией трехосной бронемашины стал автомобиль радиосвязи schwerer Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. В 1937 году к этому обозначению добавили б-Rad. Этот вариант не имел вращавшейся башни и оснащался только одним пулеметом MG 13. Форма рамочной антенны была иной, чем у Sd.Kfz.232. В задней части неподвижной надстройки располагалась дополнительная телескопическая антенна. Fla Sd.Kfz.232 устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж машины — пять человек. Высота Sd.Kfz.263 равнялась 2930 мм.
Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались заводами фирмы Daimler-Benz AG в Унтертюркхайме и Мариенфельде. В 1933 году Рейхсвер начал получать машины, собранные заводом фирмы B*ssing-NAG в Брауншвейге. Годом позже к выпуску подключился завод фирмы Magirus AG (Киль), ограниченное производство было организовано и на фирме Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).
Производство трехосных бронеавтомобилей завершили в 1937 году, выпустив 123 машины Sd.Kfz.231 и 232(6-Rad), а также 28 экземпляров Sd.Kfz.263(6-Rad).
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 2-я танковая дивизия, Франция, 1940 год
Первые Sd.Kfz.231 и 232(6-Rad) поступили в части Рейхсвера уже в 1932 году. Машины участвовали в маневрах немецкой армии, проводившихся в тот год. Перед гостями, среди которых был и президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург, впервые после заключения Версальского договора предстали тяжелые бронеавтомобили.
Финансовые возможности Рейхсвера в 1 932 году не позволяли заказать крупную серию бронеавтомобилей, поэтому фирма Daimler-Benz попыталась заинтересовать своей машиной и немецкую полицию, однако безрезультатно. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1933 году — после прихода к власти Адольфа Гитлера. Для него на полигоне был организован показ различных родов войск. В числе прочих перед фюрером прошли моторизованные части, в том числе и взвод тяжелых бронеавтомобилей, произведших на фюрера сильное впечатление. Вспоминают, что он постоянно повторял: «Это именно то, что нам нужно!» Заказ на бронеавтомобили увеличили, но предназначались они только для подготовки личного состава и рассматривались лишь в качестве временного варианта.
Тяжелые шестиколесные бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232, 263 с 1935 года поступали на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и моторизованных дивизий Вермахта.
До начала Второй мировой войны трехосные бронеавтомобили участвовали в аншлюсе Австрии в марте 1938 года, в оккупации Судетской области осенью 1938 года, а также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.
Несмотря на то, что в 1937 году в части Вермахта стали поступать новые четырехосные бронеавтомобили, трехосные машины успели поучаствовать в сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1-й легкой дивизии, а также 1-, 2-, 3- и 4-й танковых дивизий). В ходе боев было потеряно около дюжины таких бронеавтомобилей — тонкая броня не защищала даже от пуль польских противотанковых ружей.
Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (б-Rad) были приспособлены для езды по железнодорожной колее и действовали как дрезины в составе немецкого бронепоезда № 3.
Трехосные бронеавтомобили участвовали в боях во Франции (май — июнь 1940 года). В 1941 году несколько таких машин оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий Вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232(6-Rad) были выведены из состава линейных частей лишь в 1942-м. Позднее их использовали для подготовки новобранцев, а также направляли в полицейские части, дислоцированные на оккупированных территориях. В Польше, на территории так называемого генерал-губернаторства, немецкие полицейские части продолжали использовать Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231—типичные для своего времени машины. В первой половине 1930-х годов похожие броневики появлялись и в других странах: Англии, США, Советском Союзе. Основными их недостатками являлись отсутствие привода на передний мост, слишком слабый двигатель и перегруженное шасси. Все это серьезно ограничивало возможности машины. Попытки установить сдвоенные передние колеса или надеть на задние колеса гусеничную ленту успехом не увенчались. А вот шасси фирмы Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей хорошо знали, что их машины не приспособлены для езды по пересеченной местности. Только в исключительных ситуациях бронемашинам разрешалось съезжать с твердого покрытия.О езде по слабому грунту не могло быть и речи.
Несмотря на все недостатки, трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них надежды. Прежде чем в войска начали поступать их четырехосные собратья, с их помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
В 1935 году немцы активизировали работы по оснащению Вермахта бронетанковой техникой, в том числе и бронеавтомобилями. К этому времени стало очевидным, что доставшиеся в наследство от Рейхсвера тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 с колесной формулой 6x4, сравнительно дешевые и хорошо подходившие для подготовки личного состава, не отвечают современным требованиям по маневренности и проходимости.
Для создания нового тяжелого броневика решили использовать восьмиколесное шасси GS, сконструированное на предприятии фирмы Bussing- NAG в Лейпциге. Бронекорпус заказали фирме Daimler-Benz, но вскоре заказ передали на завод Deutsche Werke AG в Киле. Последний уже имел опыт разработки и изготовления корпусов для бронеавтомобилей Sd.Kfz.231.
Прототип новой машины получил обозначение Vs.Kfz.623 (Versuchskraftwagen 623 — опытный автомобиль № 623). До мая 1936 года прототип проходил испытания, и довольно успешно. По их окончании машину приняли на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz.231, так как ею планировалось заменить одноименный шестиколесный броневик. Дабы не возникало путаницы в переходный период, когда в войсках будут находиться боевые машины обоих типов, к их обозначениям добавили уточнения б-Rad и 8-Rad. Серийное производство бронеавтомобилей осуществлялось на заводах Friedrich Schihau в Эльбинге и Deutsche Werke в Киле.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Корпус бронеавтомобиля сваривался из катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона, в том числе и обратного. Броня защищала машину только от пуль и осколков. Это считалось достаточным, поскольку основной задачей бронеавтомобилей была разведка. При встрече с более сильным противником Sd.Kfz.231 должен был выйти из боя, пользуясь своим преимуществом в скорости и маневренности.
Внутри корпус машины состоял из двух отделений — боевого и моторнотрансмиссионного. В боевом размещались четыре члена экипажа: командир, наводчик и два механика-водителя. Для обоих водителей, переднего и заднего, предусматривалось по четыре смотровых лючка. При этом обзор с места заднего механика-водителя сильно ограничивался капотом двигателя. Отличалось и устройство водительских рабочих мест. В частности, переднее рулевое колесо имело необычный обратный наклон, связанный с формой носовой части корпуса. В верхнем лобовом листе находился посадочный люк с двухстворчатой крышкой. Кроме того, для входа и выхода членов экипажа из машины предназначались трапециевидные люки в бортах корпуса. Эти люки закрывались также двухстворчатыми крышками.
В шестигранной сварной башне размещалась спаренная установка 20-мм пушки KwK 30 и 7,92-мм пулемета MG 34. Углы наведения в вертикальной плоскости колебались в пределах от-10° до +26°, горизонтальный угол в 360° обеспечивался вращением башни. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован, но предусматривалась и возможность раздельной стрельбы. Наведение спаренной установки на цель осуществлялось с помощью телескопического прицела TZF6. Боекомплект состоял из 180 выстрелов и 1050 патронов к пулемету. Вращение башни производилось вручную, с помощью механического привода. В крыше башни над местом командира находился посадочный люк, второй люк располагался в кормовой стенке башни. В распоряжении командира имелся вращающийся перископический прибор наблюдения, к которому при необходимости в ходе разведки можно было присоединять фотоаппарат.
Изюминкой бронеавтомобиля стала, безусловно, конструкция шасси. Достаточно сказать, что все колеса были ведущими и управляемыми. При повороте броневика поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Это, а также наличие реверса, позволявшего двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, обеспечивало машине хорошие проходимость и маневренность.
Компоновка моторного отделения бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad), вид с кормы
Шасси GS бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Хорошо видно расположение рулевых колонок переднего и заднего постов управления
Шасси GS имело рамную конструкцию и подвеску, которую можно определить как полунезависимую. Каждое из восьми колес подвешивалось к раме с помощью двух рычагов, расположенных один над другим. Верхние рычаги попарно соединялись с полуэллиптическими рессорами, последние, в свою очередь, крепились к раме. Таким образом, с каждой стороны шасси находилось по две рессоры.
На шасси GS устанавливался двигатель Bussing-NAG L8V-GS, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощностью 150 л.с. при 3000 об/мин и рабочим объемом 7913 см³. С 1939 года двигатель L8V-GS выпускался в новой модификации. Диаметр цилиндров увеличили со 107 до 110 мм, в результате чего рабочий объем возрос до 8363 см³, а мощность — до 180 л.с. Емкость двух топливных баков составляла 150 л (118 л + 32 л).
Крутящий момент передавался от двигателя через двухдисковое сухое сцепление Fichtel&Sachs и трехскоростную коробку передач (3+3) Bussing- NAG GS Umkehr с демультипликатором на главную раздаточную коробку. От нее — на межмостовые раздаточные коробки, установленные в переднем и заднем мостах. Межмостовые раздаточные коробки включали в себя самоблокирующиеся дифференциалы, дававшие возможность колесам разных мостов вращаться с разной скоростью. В свою очередь, каждый мост оснащался собственным дифференциалом типа ZF КХ. Этот дифференциал позволял колесам одного моста вращаться с разной скоростью. На колеса крутящий момент передавался с помощью полуосей.
Шасси GS оснащалось механическими тормозами, действовавшими на все восемь колес, имевших резиновые шины размером 210-18 с самогерметизирующимися камерами низкого давления.
Почти одновременно с Sd.Kfz.231 (8-Rad) был запущен в серию вариант Sd.Kfz.232(8-Rad) — schwerer Panzerspahwagen (Fu) — по сути радиофицированная версия линейного броневика. На нем устанавливались радиостанция Fu 11 SE80 и коротковолновая радиостанция Fu Spr «а» с антенной рамочного типа. Последняя сзади крепилась к корпусу, а спереди — к башне. Крепление имело особую конструкцию, не затруднявшую вращения башни. Однако при стрельбе назад можно было повредить задние стойки антенны. Кроме того, высота бронеавтомобиля возросла до 2900 мм против 2350 мм у Sd.Kfz.231 (8-Rad), что никак нельзя считать достоинством разведывательной машины. На броневиках поздних выпусков ставилась куда более незаметная штыревая антенна с «метелкой». За время серийного производства заводские цехи покинули 607 бронеавтомобилей первых двух модификаций.
С апреля 1938 года по апрель 1943-го на шасси GS выпускалась и радиомашина Sd.Kfz.263(8-Rad) — schwerer Panzerfunkwagen — для взводов связи разведывательных частей. Она оснащалась радиостанцией дальнего радиуса действия мощностью 100 Вт (позднее 80 Вт) — Funkgerat Юг mittleren Panzer-Funktrupp «Ь» с рамочной антенной и мачтовой телескопической антенной Kurbelmast «Р» высотой 9 м.
Sd.Kfz.263(8-Rad) башни не имел. Конфигурация корпуса также была изменена по сравнению с Sd.Kfz.231.
Двигатель Biissing-NAG L8V-GS
Ведущий мост шасси GS
Вместо башни монтировалась неподвижная рубка, составлявшая с корпусом единое целое. Боевое отделение Sd.Kfz.263 отличалось сравнительно большим объемом, достаточным для того, чтобы разместить мощную радиостанцию и пять членов экипажа (в том числе двух радистов).
Штатное вооружение Sd.Kfz.263 (8-Rad) состояло из одного пулемета MG 34, предназначавшегося исключительно для самообороны. Пулемет размещался в шаровой установке в правой части лобового листа корпуса. Боекомплект к пулемету первоначально составлял 1050 патронов, позднее его сократили до 750 патронов. Всего было выпущено 240 броневиков Sd.Kfz.263(8-Rad).
После начала войны в конструкцию машин внесли ряд изменений. Опыт боев показал, что бронирование их явно недостаточно. Лобовая броня толщиной 15 мм не защищала броневики даже от противотанковых ружей. Поэтому у Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 с 1941 года толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Ранее выпущенные машины с марта 1940 года начали получать так называемый PakschQtz — своего рода карман из двух бронелистов толщиной 8 — 10 мм, смонтированный спереди на расстоянии 60 см от лобовой брони. Помимо функций дополнительной защиты, карман можно было использовать для транспортировки дополнительных грузов. В Северной Африке, например, в нем часто перевозили канистры с водой. Иногда «пакшутцы» ставили даже на Sd.Kfz.263. Кроме того, Sd.Kfz.231 и 232 стали оснащать броневой планкой, защищавшей погон башни от заклинивания.
В 1940 году на машины начали ставить новые 20-мм пушки KwK 38, отличавшиеся от KwK 30 лучшей баллистикой. Новое орудие устанавливали в маске, имевшей несколько иную конструкцию, чем прежде.
Первоначально броневики Sd.Kfz.231 (8-Rad) не оснащались радиостанцией. Но с февраля 1940 года их стали оборудовать радиостанцией Fu Spr Ger «а» со штыревой антенной. С 1940 года на Sd.Kfz.232(8-Rad) радиостанции Fu Spr Ger 11 заменяли на Fu 7 и Fu 8. В 1942 году вместо рамочной антенны машины этого типа получили штыревую антенну с «метелкой». Иногда такие антенны устанавливали и на Sd.Kfz.263.
Единственной модификацией бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad), появившейся в ходе Второй мировой войны, стал вариант Sd.Kfz.233 — schwerer Panzerspahwagen (7,5 cm). Поскольку он не имел шестиколесного аналога, уточнение 8-Rad для него не применялось.
Установка вооружения в башне бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad):
1 — маска пушки; 2 — люлька 20-мм пушки; 3 — маховик горизонтального наведения; 4 — сиденье наводчика; 5 — люлька пулемета MG34; 6 — противовес спаренной установки; 7 — спусковая педаль пулемета; 8 — спусковая педаль пушки; 9 — поворотный механизм башни
Новенький Sd.Kfz.263 во дворе завода в Эльбинге
История его создания такова. Вскоре после начала войны выяснилось, что вооружение разведывательного бронеавтомобиля, ограниченное лишь 20-мм пушкой, явно не достаточно. Кроме того, разведывательные батальоны по причине их высокой мобильности стали часто использоваться в качестве передовых отрядов, рискуя при этом столкнуться с бронетехникой или организованной обороной пехотных частей противника. Разведподразделениям требовалась огневая поддержка, но взвод 75-мм легких пехотных буксируемых орудий, входивший в состав разведывательного батальона, с этой задачей не вполне справлялся.
Проблему удалось решить во второй половине 1942 года, когда на базе Sd.Kfz.231 (8-Rad) была создана машина артиллерийской поддержки. Бронеавтомобиль вооружили короткоствольными 75-мм пушками KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig, которые устанавливались на танки Pz.IV, выпускавшиеся до весны 1942 года. Длина ствола пушки составляла 24 калибра, она имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили 32 выстрела с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами. Башню с машины демонтировали, а боевое отделение сделали открытым. Пушка устанавливалась в лобовом листе боевого отделения справа. Сектор обстрела ограничивался 12° вправо и влево. Угол возвышения колебался в диапазоне от-10° до +12°. Вспомогательное вооружение машины состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 34, устанавливавшегося над боевым отделением. Станок пулемета позволял вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Боекомплект к пулемету составлял 1500 патронов. Как и в других восьмиколесных бронеавтомобилях, внутри боевого отделения Sd.Kfe.233 перевозились один пистолет-пулемет МР40 и несколько ручных гранат. К передним крыльям крепили по четыре дымовые шашки.
Немецкие разведчики на тяжелом бронеавтомобиле Sd.Kfz.233. На подступах к Сталинграду, сентябрь 1942 года
Sd.Kfz.233
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Экипаж Sd.Kfz.233 — три человека: командир, одновременно выполняющий обязанности наводчика и радиста; заряжающий, одновременно выполняющий обязанности заднего механика-водителя, и передний механик-водитель.
На бронеавтомобили Sd.Kfz.233 устанавливали радиостанцию Fu Spr Ger «а» и штыревую антенну, которая монтировалась на корме корпуса.
В июле 1942 года на заводе Deutsche Werke в Киле собрали первый бронеавтомобиль Sd.Kfz.233, а всего до октября 1943 года было изготовлено 119 таких машин. По разным данным, от четырех до десяти броневиков артиллерийской поддержки переделали из машин Sd.Kfz.231 (8-Rad).
В 1937 году разведывательные дивизионы 1-, 2- и 3-й танковых дивизий получили первые Sd.Kfz.231 и 232 (8-Rad). Во второй половине того же года несколько Sd.Kfz.232(8-Rad) получила 17-я разведывательная рота войск СС, дислоцировавшаяся в Лихтенфельде — пригороде Берлина, хотя известно, что представители армии старались не допустить, чтобы новейшая бронетехника попадала в войска СС.
Впервые восьмиколесные бронеавтомобили участвовали в войсковой операции в марте 1938 года. Это был так называемый аншлюс Австрии, в котором была задействована 2-я танковая дивизия Вермахта. Осенью 1938 года эти машины применялись в ходе занятия немецкой армией Судетской области, а в марте 1939 года участвовали в оккупации Чехии и Моравии. Два Sd.Kfz.232 применялись в марте 1939 года при вводе войск в Мемельскую область.
Радиомашина Sd.Kfz.263 из состава 37-го батальона связи 1-й танковой дивизии Вермахта. Судетская область, октябрь 1938 года
Разведчики ведут наблюдение с бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Франция, 1942 год
Настоящее боевое крещение тяжелые бронеавтомобили приняли в сентябре 1939 года в ходе Польской кампании. В состав разведывательного батальона каждой танковой и легкой дивизии входили две роты бронеавтомобилей. В каждой роте, кроме двух взводов легких бронеавтомобилей, имелся один тяжелый взвод. Во взводе — три отделения по одному Sd.Kfz.231 и одному Sd.Kfz.232 в каждом. Таким образом, в разведывательном батальоне насчитывалось по шесть Sd.Kfz.231 и 232. Бронеавтомобили радиосвязи Sd.Kfz.263 состояли на вооружении отделений и взводов связи легких и танковых дивизий. Следует заметить, что в дивизиях по-прежнему оставалось достаточно много шестиколесных бронемашин.
Бои в Польше подтвердили высокие боевые характеристики восьмиколесных тяжелых бронеавтомобилей. По своему вооружению и ходовым качествам они превосходили все образцы польской бронетехники, за исключением танков Vickers Е и 7ТР, вооруженных и 37-мм, и 47-мм пушками.
Боевые действия на Западном фронте в мае — июне 1940 года также позволили дать восьмиколесным бронеавтомобилям положительную оценку, хотя броня французских танков выдерживала попадания 20-мм снарядов немецких пушек KwK 30. Впрочем, бронеавтомобили предназначались не для борьбы с бронетехникой противника, а для разведки. Успешное выполнение поставленных задач перед подразделениями, вооруженными броневиками, облегчалось наличием разветвленной дорожной сети, позволявшей в буквальном смысле вести боевые действия почти исключительно вдоль дорог.
Машины Sd.Kfz.263 играли важную роль в системе радиосвязи танковых дивизий и использовались в качестве штабных машин. Например, именно Sd.Kfe.263 служил подвижным командным пунктом будущего «Лиса пустыни», а в 1940-м — командира 7-й танковой дивизии генерала Эрвина Роммеля.
Несмотря на то, что предусматривалась быстрая замена старых шестиколесных машин новыми восьмиколесными, темпы выпуска последних оставались неудовлетворительными, и полностью обновить парк не удалось даже к концу 1940 года.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 на марше. Северная Африка, 1942 год
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 в Африке. 1942 год. Высокая запыленность местности требовала постоянного ухода за двигателем
В 1941-м тяжелые восьмиколесные бронеавтомобили появились в Северной Африке и на Балканах. В составе Африканского корпуса действовали 3-й и 33-й разведывательные батальоны, которые смогли добиться впечатляющих успехов. Однако система охлаждения двигателя не справлялась с экстремальными режимами эксплуатации, характерными для пустыни. Недостаточное охлаждение становилось причиной многочисленных поломок двигателя. Другим серьезным недостатком, особенно отчетливо проявившимся в пустыне, был большой расход топлива и вытекавший из этого ограниченный запас хода.
Перед нападением на Советский Союз Германия радикальным образом переформировала свои танковые дивизии, фактически разделив каждую из них надвое. Соответственно, в разведывательном батальоне осталась только одна рота бронеавтомобилей.
Бои на Восточном фронте оказались серьезным испытанием для немецкой техники. В отличие от Западной Европы в России не было развитой дорожной сети. В весеннюю и осеннюю распутицу вся колесная техника практически теряла способность передвигаться. Кроме того, все больше нареканий вызывало легкое вооружение тяжелых броневиков.
На 1 июля 1941 года части Вермахта и войск СС располагали 390 бронеавтомобилями Sd.Kfe.231 и Sd.Kfe.232. Большие потери в ходе летне-осенней кампании 1941 года не удалось возместить, поэтому к 1 апреля 1942 года количество этих бронеавтомобилей составляло всего 244 единицы. В тот же период в частях оставалось 112 машин Sd.Kfe.263.
Тяжелые четырехосные бронеавтомобили семейства Sd.Kfe.231 (8-Rad) находились на вооружении Вермахта практически всю войну. Разумеется, что ввиду больших фронтовых потерь число бронеавтомобилей постоянно сокращалось. В конце марта 1945 года в войсках оставалось еще 334 бронеавтомобиля всех модификаций.
Sd.Kfz.234
Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1940 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировалось оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л.с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.
Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме Bussing-NAG. Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: Daimler-Benz AG и Friedrich Schichau. Чешская фирма Tatra получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объемом 14 800 см³ и мощностью 210 л.с. при 2200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700 кг.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1
Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме Bussing-NAG прототипу присвоили заводское обозначение — ARK (Achtradkraftwagen — восьмиколесный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель Tatra 103. Замечания военных касались, прежде всего, систем охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных, дизель при работе издавал слишком громкий шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума, требовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.
Всеобъемлющие испытания начались 8 июня 1942 года, а уже в июле машину признали завершенной. Тем не менее, вопрос о производстве бронеавтомобиля пока не ставился, так как всю вторую половину 1942 года фирма Tatra доводила до ума свой дизель, стараясь приспособить его для эксплуатации в условиях пустыни. Однако обстоятельства сложились так, что работы эти завершить не удалось. А сами машины ARK, создававшиеся, прежде всего, для Германского африканского корпуса, так никогда в Северную Африку и не попали. Остатки немецкой армии в Тунисе капитулировали в мае 1943 года, еще до начала серийного выпуска нового бронеавтомобиля.
Сравнительные размеры немецких тяжелых бронеавтомобилей
Доводка ARK затянулась. В это время приоритетом пользовались танки и самоходные орудия, а для работы над бронеавтомобилями не оставалось ни времени, ни средств. В результате до 1943 года немцы продолжали выпускать устаревшие Sd.Kfz.231 (8-Rad), поскольку заменить их было нечем.
Лишь весной ситуация изменилась. В марте месяце генерал-инспектор Панцерваффе Гейнц Гудериан вручил Гитлеру донесение, в котором среди прочего было сказано: «Если, я надеюсь, мы в 1944 году снова сможем проводить широкомасштабные операции, нам потребуется наладить эффективную разведку. Для этой цели нам нужен разведывательный бронеавтомобиль с большой скоростью (60 — 70 км/ч), имеющий толстую броню и хорошее вооружение. В настоящее время мы не выпускаем подобную технику. Прошу обсудить эту проблему с министром Шпеером и как-либо ее решить».
Вскоре началась подготовка к серийному производству нового бронеавтомобиля. Окончательная сборка осуществлялась заводом фирмы Bussing- NAG в Лейпциге. Корпуса поставляла фирма Deusche Edelstahlwerke, изготовившая первые три корпуса в мае 1943 года. Новый бронеавтомобиль получил длинное название — schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 mit ARK Fahrgestell. Первоначально планировалось выпускать ежемесячно 30 машин. Но очень скоро планы пересмотрели в сторону увеличения — до 80 единиц. Существенно возрос и общий план выпуска: с 500 до 1500 бронеавтомобилей Sd.Kfz.234.
Новые восьмиколесные бронеавтомобили по своему устройству, компоновке и внешнему виду напоминали Sd.Kfz.231 (8-Rad), но имели одно принципиальное отличие — несущий сварной корпус. В отличие от предшественника у Sd.Kfz.234 толщина лобовой брони с самого начала равнялась 30 мм, что защищало машину не только от огня противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов, но даже от 20-мм пушек. Но борта и корма по- прежнему выполнялись из 10-мм бронелистов.
Двигатель Tatra 103
Передний пост управления. Обращает на себя внимание обратный наклон рулевого колеса
В передней части корпуса машины размещалось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Справа от его сиденья в металлическом шкафу хранились аккумуляторные батареи, слева— большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батарей и сиденьем водителя находились рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками была слева от руля, справа от него имелся аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других — по бортам справа и слева. Как правило, немецкие оптические блоки изготавливались из 7 — 9 слоев стекла, без пустот между ними. Стеклопакет заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды.
Дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель Tatra 103 мощностью 210 л.с. располагался в задней части машины. Дополнительное место в МТО потребовалось для двух вентиляторов воздушной системы охлаждения. Использование последней позволило избавиться от радиаторов, в чем заключалось основное отличие дизеля Tatra 103 от прежней модели двигателя, которым оснащались восьмиколесные бронемашины предыдущей серии. Это существенно улучшило работу двигателя как в условиях пустыни, так и холодных зим на Восточном фронте. На крыше моторного отсека находились вентиляционные жалюзи, открывавшиеся с места водителя, причем количество задействованных секций зависело от конкретных погодных условий. По обе стороны большой секции жалюзи имелись два длинных люка, они обеспечивали доступ к головкам блоков с каждой стороны двигателя. При необходимости могла быть снята вся верхняя бронеплита моторного отделения, которая крепилась к корпусу болтами. Дополнительный люк в корме машины позволял обслуживать вентиляторы и другое оборудование моторного отсека. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади крыльев.
Крутящий момент передавался через многодисковое сухое сцепление Fichtel&Sachs LA 2/50 MG на трехскоростную коробку передач Bussing-NAG GS Umkehr. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24. Все восемь колес были ведущими и управляемыми. При повороте машины поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Рычаги и рессоры подвески крепились не к раме, как у Sd.Kfz.231, а непосредственно к несущему корпусу бронеавтомобиля. На Sd.Kfz.234 устанавливали пневматические тормоза, действовавшие на все восемь колес, которые оснащались шинами размером 270-20 с самогерметизирующимися камерами низкого давления. Как и все немецкие бронеавтомобили, Sd.Kfz.234 был оборудован кормовым постом управления.
Первоначально бронеавтомобиль имел один 240-литровый топливный бак, благодаря чему запас хода по шоссе у машины достигал 600 км. Позднее появились экземпляры с баком емкостью 360 л, что увеличило запас хода по шоссе до 1000 км! Для сравнения стоит вспомнить, что у Sd.Kfz.231 запас хода едва достигал 300 км.
Масса Sd.Kfz.234 превышала 11 т! Это был самый тяжелый немецкий бронеавтомобиль, выпускавшийся в годы Второй мировой войны. Несмотря на возросшую массу, Sd.Kfz.234 обладал гораздо лучшей проходимостью, чем Sd.Kfz.231, благодаря более мощному двигателю, увеличенному клиренсу и колесам большего размера.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума», захваченный английскими войсками
Верхняя часть башни бронеавтомобиля «Пума». Хорошо видны дымовые гранатометы и командирский перископический прицел
Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 выпускались в нескольких вариантах, отличавшихся между собой вооружением и дополнительным оборудованием.
Базовым серийным вариантом стал Sd.Kfz.234/1. Эта машина оснащалась открытой сверху многогранной башней, где была установлена 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Спаренная установка Hangelafette 38 позволяла вести огонь по воздушным целям (угол возвышения колебался в пределах от -4° до +70°). Боекомплект состоял из 480 артвыстрелов и 2400 патронов. Для стрельбы по наземнымцелям использовался телескопический прицел TZF За, а для стрельбы по самолетам — прицел Fliegervisier 38. Для защиты от ручных гранат башня сверху прикрывалась откидным двухстворчатым экраном из стальной сетки. Башня с вооружением комплектно поставлялась фирмой Appelt.
Sd.Kfz.234/2 Puma
Бронеавтомобили Sd.Kfz.234/1 оборудовались радиостанциями Fu 12 SE80 и Fu Spr Ger «f». Штыревая антенна длиной 2 м крепилась на корме.
За период с июня 1944 по январь 1945 года было выпущено 200 экземпляров Sd.Kfz.234/1. В 1945 году планировалось вооружение части машин 20-мм автоматическими зенитными пушками MG 151/20 и был изготовлен прототип такого броневика. Один бронеавтомобиль в порядке эксперимента вооружили 20-мм зенитной пушкой Flak 38.
Основным вариантом нового бронеавтомобиля являлся Sd.Kfz.234/1, но наибольший успех выпал на долю модификации Sd.Kfz.234/2 Puma. В конструкции этой машины мощное вооружение танка удачно сочеталось со скоростью и маневренностью бронеавтомобиля. Эффективность 20-мм пушки KwK 38, устанавливаемой на Sd.Kfz.234/1, была невелика. В разведывательных батальонах давно говорили о том, что бронеавтомобили должны иметь более солидное вооружение. Только пушки с достаточно большим калибром могли позволить бронеавтомобилям бороться с танками противника. Поэтому Министерство вооружений приказало наладить выпуск бронеавтомобиля Sd.Kfz.234, оснащенного 50-мм длинноствольной пушкой. Такие пушки с декабря 1941 года устанавливали на танки Pz.NI. Практика показала, что они позволяли успешно бороться с советскими легкими танками Т-70 и даже со средними Т-34.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 на марше. 1944 год
Бронеавтомобили Sd.Lfz.234/2 (на переднем плане) и Sd.Kfz.234/3 на боевой позиции. 1944 год
Было решено смонтировать на бронеавтомобиле башню, разработанную фирмой Daimler-Benz для танка VK 1602 Leopard. Сварная башня имела обтекаемую форму, в ней устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости колебались в пределах от-10° до +20°. Пушка оснащалась телескопическим прицелом TZF 4Ь. Боекомплект состоял из 55 выстрелов (27 бронебойных и 18 осколочно-фугасных) и 2850 патронов к пулемету. На левом и правом бортах башни находились строенные дымовые гранатометы. В крышках люков были размещены вращающиеся перископы.
Характерной внешней чертой башни стала литая маска пушки типа Saukopf—«свиное рыло». Толщина лобовой брони составляла 30 мм, а бортов и кормы —14,5 мм. Толщина маски пушки достигала 100 мм! В отличие от «Леопарда» башня на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234/2 не имела командирской башенки.
На Sd.Kfz.234/2 устанавливались радиостанции Fu Ger 12 SE80 и Fu Spr Ger «а». «Пумы» оборудовали двумя штыревыми антеннами: обычной, расположенной в кормовой части башни, и с «метелкой» — за башней на левом борту.
Две машины Sd.Kfz.234/2 в опытном порядке оснастили ИК-прожекторами типа Uhu и прицелами ночного видения FG 1250. Благодаря этому оборудованию машины получили возможность вести бой в темноте.
С сентября 1943 по сентябрь 1944 года в Германии выпустили 101 машину Sd.Kfz.234/2 «Пума».
В сентябре 1943 года Министерство вооружений приняло решение вооружать примерно половину выпускавшихся бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 короткоствольной 75-мм пушкой, то есть создать аналог машины Sd.Kfz.233. Но серийный выпуск модификации Sd.Kfz.234/3 начался лишь летом 1944 года.
Корпус Sd.Kfz.234/3 в целом не претерпел серьезных изменений. Вращающаяся башня отсутствовала, а ее место заняла неподвижная низкопрофильная рубка без крыши. В центре лобового листа рубки устанавливали пушку 7,5 cm К51 L/24. Наведение по горизонту могло осуществляться до 12° влево и вправо, по вертикали — от-10° до +12°. Для стрельбы из пушки использовался прицел Sfl ZF lb. Дополнительно машину вооружали пулеметом MG 42. Боекомплект включал 50 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Sd.Kfz.234/3 оснащали радиостанцией Fu Spr Ger «f» со штыревой антенной.
С июня по декабрь 1944 года было выпущено 88 машин модификации Sd.Kfz.234/3.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3
Sd.Kfz.234/4
Последняя модификация Sd.Kfz.234 появилась в конце 1944 года, когда боевые действия вплотную приблизились к границам Рейха. В этой ситуации было уже не до разведки, войскам требовались высокомобильные машины, способные к активной обороне. Противотанковыми пушками вооружалось все, что могло ездить. 27 ноября 1944 года Гитлер приказал начать выпуск бронеавтомобилей Sd.Kfz.234, вооруженных 75-мм противотанковой пушкой Рак 40. Так появился бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. В открытое сверху боевое отделение втиснули серийную пушку Рак 40 со штатным щитом, но без колесного хода. Благодаря такому решению удалось получить хотя и «сырую», но мощно вооруженную машину. Пушка имела горизонтальный сектор обстрела по 12° влево и вправо, но шасси машины было достаточно маневренным, чтобы быстро поворачиваться в нужную сторону. Угол склонения составлял— 3°, возвышения +22°. Для наведения орудия в цель использовался прицел ZF 3x8. Дополнительно в машине перевозился пулемет MG 42. Боекомплект включал всего 12 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4 получил прозвище «Pak-Wagen». Машина выпускалась до марта 1945 года, всего было выпущено 89 экземпляров.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 состояли на вооружении рот броневиков в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий. В конце марта 1945 года в Вермахте и войсках СС насчитывалась еще 71 бронемашина всех модификаций.
Sd.Kfz.234 — лучший тяжелый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны, во многом определивший направление развития четырехосных бронированных машин в послевоенное время.
ADGZ
В результате аншлюса Австрии в марте 1938 года все вооружение австрийской армии досталось Вермахту. В числе различных образцов бронетанковой техники немцы заполучили прототип тяжелого бронеавтомобиля ADKZ. Он был создан в 1937 году фирмой Steyr-Daimler-Puch. Это была полноприводная трехосная машина массой 8 т. Несмотря на это, двигатель мощностью 120 л.с. позволял развивать скорость до 75 км/ч. Броня толщиной 8 — 14,5 мм защищала только от пуль и осколков. Во вращающейся башне были установлены два пулемета (вероятно, один из них на серийных экземплярах предполагалось заменить противотанковым ружьем). Экипаж состоял из 3 — 4 человек. Несмотря на положительную оценку, машину не приняли на вооружение Вермахта, поскольку она не превосходила по характеристикам уже выпускавшиеся в Германии восьмиколесные броневики.
Помимо ADKZ, немцам достались прототип и пять серийных экземпляров легкого бронеавтомобиля ADSK, выпущенные в 1937 —1938 годах фирмой Steyr-Daimler-Puch. Это были двухосные машины, оснащенные 60-сильным двигателем. При массе 3,2 т бронеавтомобиль ADSK развивал скорость 60 км/ч. Броня толщиной всего 4 — 7 мм. Экипаж — 4 человека. Башни у броневика не было, а единственный пулемет располагался внутри боевого отделения. После испытаний ADSK был отвергнут немецкими военными.
Бронеавтомобиль ADGZ на учениях австрийской армии. 1937 год
Наиболее же известным австрийским бронеавтомобилем, попавшим в руки немцев, без сомнения, был тяжелый ADGZ. Эта машина была спроектирована в 1931 году, производилась с перерывами фирмой Steyr-Daimler- Puch в 1935 — 1937 годах и являлась первым в мире четырехосным бронеавтомобилем. ADGZ имел весьма оригинальную конструкцию. Прежде всего, рама его имела форму параллелограмма, что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Бронекорпус сваривался из листов брони толщиной 6 — 14,5 мм, установленных под рациональными углами наклона. В кормовой части корпуса располагался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Austro-Daimler М 612 мощностью 150 л.с. при 1800 об/мин. Здесь же находилась гидравлическая коробка перемены передач фирмы Voith, которая обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью. Крутящий момент передавался только на две центральные оси, имевшие двухскатные колеса. Первая и четвертая оси имели односкатные колеса и были управляемыми. Машина имела два поста управления.
В передней части бронеавтомобиля размещался радиатор водяного охлаждения, закрытый снаружи броневыми жалюзи. В боевой обстановке доступ воздуха к радиатору осуществлялся через специальный карман в днище машины.
Бронеавтомобиль ADGZ одного из подразделений СС во время боя в Данциге. Сентябрь 1939 года
Основное вооружение — 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемет «Шварцлозе» — устанавливалось во вращающейся башне. Кроме того, имелось еще два «шварцлозе» в переднем и заднем листах корпуса. Боекомплект составляли 250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулеметам. Для наблюдения за полем боя служили смотровые щели с пуленепробиваемыми стеклами, а для посадки и высадки экипажа из семи человек (командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулеметчика) — четыре двери в бортах и люк в башне. При боевой массе в 12 т ADGZ обладал неплохой скоростью (70 км/ч по шоссе) и запасом хода 450 км.
В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, имевшей за счет двух управляемых осей и двух водителей хорошую маневренность и поворотливость. К недостаткам броневика можно отнести большую длину и массу.
После аншлюса Австрии планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались. После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и сокращения экипажа до шести человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в сентябре 1939 года использовались в захвате Данцига.
В 1941 году концерн Steyr-Daimler- Puch получил заказ от рейхсфюрера СС Гимлера на изготовление 25 машин Polizei-Panzerkampfwagen ADGZ для войск СС. Это было продиктовано желанием командования СС чем-то отличаться от Вермахта. Ведь к этому времени уже было ясно, что ADGZ не только не имеет никаких преимуществ перед серийными германскими броневиками аналогичного класса, но и по многим параметрам уступает им.
Вновь изготовленные 25 машин ADGZ были переданы в части СС в начале 1942 года. Их отличием от машин первой серии стала установка полностью германского вооружения — 20-мм пушки KwK 35 L745 и пулеметов MG 34.
Бронеавтомобиль ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944 год
Тактико-технические характеристики немецких бронеавтомобилей
Марка машины Sd.Kfz.222 Sd.Kfz.231(6-Rad) Sd.Kfz.232(8-Rad) Sd.Kfz.234/2 ADGZ Боевая масса, т 4,8 5,7 8,8 11,74 12 Габаритные размеры, мм: длина 4800 5570 5850 6800 6260 ширина 1950 1820 2200 2330 2160 высота 1987 2250 2900 2380 2564 Бронирование, мм: лоб корпуса 14,5 14,5 15 30 14,5 борт и корма 8 8 8 8—10 6 лоб башни 14,5 14,5 15 30 14,5 Макс, скорость, км/ч 80 65 90 90 70 Запас хода, км 350 300 300 1000 450Бронеавтомобили ADGZ применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами. Известно, что один такой броневик был захвачен войсками 3-й танковой армии при освобождении г. Россошь (Воронежская область) 16 января 1943 года, а другой был подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С.А.Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлице (Польша) в феврале 1944 года. 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Принц Ойген» использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии. Несколько бронеавтомобилей находилось на вооружении полиции Линца и Вены до конца войны.
Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 г.
Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. 33-й разведывательный батальон 15-й танковой дивизии германского Африканского корпуса, Ливия, 1942 г.
Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 с тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41
Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. Балканы, 1942 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 10-я танковая дивизия, Восточный фронт, 1941 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232(8-Rad). 5-й разведывательный батальон 5-й танковой дивизии СС «Викинг», Восточный фронт, лето 1943 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad). 115-й танковый батальон 15-й моторизованной дивизии, Сицилия, июль 1943 г.
Бронеавтомобиль AUbz. полицейских частей СС. Данциг, 1 сентября 1939 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума». 2-я танковая дивизия, Франция, июль 1944 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. Германия, весна 1945 г.
Комментарии к книге «Бронеавтомобили вермахта», Михаил Борисович Барятинский
Всего 0 комментариев