М.Никольский Бронеколлекция 2004 № 06 (57) Легкий танк «Скорпион»
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Обложка: 1-я стр. — рис. В.Лобачева, 2-я и 4-я стр. — рис. А.Шепса
Чертежи и рисунки выполнены В.Мальгиновым и М.Дмнтриевым
История создания
Один из первых прототипов легкого танка «Скорпион» во время испытаний. 1969 год
Боевые бронированные разведывательные машины появились в английской армии еще в 1930-е годы. В годы Второй мировой войны разведывательные подразделения дивизионного уровня были оснащены легкими танками с пулеметным вооружением, а также гусеничными бронетранспортерами «Универсал». В ходе войны в составе танковых дивизий сформировали танковые разведывательные полки, имевшие на вооружении танки «Кромвель» и бронеавтомобили «Динго». Для ведения разведки применялись в основном смешанные группы колесной и гусеничной техники. Спрос на боевые разведывательные машины породил предложение — до конца войны было спроектировано большое количество самых разнообразных прототипов. Некоторые из них отличались многоколесной конфигурацией, в качестве же вооружения предлагалась 75-мм пушка, устанавливавшаяся в то время на большинстве танков западных союзников, — возобладало мнение, что разведывательная машина в целях самообороны должна иметь высокую огневую мощь. В послевоенные годы многие из этих колесных машин широко использовались в различных военных конфликтах, сотрясавших обширную Британскую империю в 1950 — 1960-е годы. Хотя танки «Кромвель» и оставались на вооружении разведывательных подразделений танковых полков в 1950-е годы, тем не менее армия нуждалась в колесных разведывательных бронированных машинах. В этот период были разработаны бронеавтомобили FV.700 «Феррет» с колесной формулой 4x4 и FV.600 «Саладин» с колесной формулой 6x6: первый, созданный в 1952 году, предназначался для ведения ближней разведки, а второй, принятый на вооружение в 1959 году, — для ведения так называемой средней разведки. Обе эти машины пользовались популярностью в войсках, но в начале 1960-х годов военное руководство пришло к выводу, что содержать многочисленные гарнизоны, разбросанные по всему миру, на постоянной основе слишком накладно для военного бюджета Великобритании. В качестве альтернативного варианта стратегии предлагалось в случае необходимости доставлять подразделения в угрожаемое место из Европы по воздуху новейшими военно-транспортными самолетами, такими как «Аргус», «Белфаст» и позже — С-130 «Геркулес», в то время как тяжелую технику планировалось перевозить морским путем. Чтобы обеспечить огневую поддержку аэротранспортабельных частей и их защиту от танков, бронированной разведывательной машине требовалось мощное вооружение. В то же время БРМ должна была оставаться достаточно легкой, чтобы ее могли перевозить военно-транспортные самолеты.
Имея на вооружении «Саладин», англичане тем не менее начали изучать возможность создания новой аэротранспортабельной бронированной разведывательной машины. Для этой цели в г.Чертси (графство Суррей) был образован исследовательский центр FVRDE (Fighting Vehicles Research and Development Establishment). Первоначально предполагалось разработать единый вариант, способный выполнять весь круг задач, возложенных на две предшествующие модели, с упором на ведение разведки. Правда, неясным оставалось, что она должна была собой представлять: уменьшенные основной боевой танк или бронетранспортер. В очередной раз встал и вопрос — гусеница или колесо? Англичане сделали выбор в пользу гусеницы. Что касается массы машины, то резко снизить ее до налагаемых требованием аэротранспортабельности значений можно было лишь за счет ослабления бронирования до уровня, обеспечивавшего защиту только от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов.
Одной из технологических новинок, внедренных в то время в мировом танкостроении, стала алюминиевая броня, впервые использованная в конструкции американского гусеничного бронетранспортера М113. Она выполнялась из алюминиевомагниевого сплава,который относительно просто поддавался сварке и по своим свойствам был близок к стальной броне. Применение нового материала обеспечивало снижение массы машины, упрощало ее техническое обслуживание, улучшало условия обитаемости экипажа. Дальнейшие исследования показали, что алюминиевая броня за счет большей вязкости более устойчива к попаданиям осколков снарядов, чем стальная.
Бронеавтомобиль FV.600 «Саладин»
Прототипы боевых машин семейства CVR(T). Обращает на себя внимание конструкция опорных катков, на серийных машинах не применявшаяся
В 1962 году начались испытания экспериментальной «бронированной разведывательной машины» AVR (Armoured Vehicle Reconnaissance). Через два года был построен опытный образец машины TV15000, имевшей ходовую часть с пятью опорными катками на борт и гидропневматической подвеской. Испытания выявили чрезмерную сложность и дороговизну такой подвески. Первоначально эта БРМ оснащалась двигателем «Роллс-Ройс» В60 мощностью 130 л.с., но вскоре его заменили двигателем «Ягуар» значительно большей мощности, прошедшим к тому времени обширную программу испытаний на бронеавтомобиле «Феррет». Новый двигатель, так же как и новые гусеницы с траками из алюминия, позволяли TV15000 развивать скорость до 80 км/ч — показателя, не достигавшегося гусеничными машинами со времен разработанных в 1930-е годы танков Уолтера Кристи.
Опыт, полученный в процессе создания и испытаний TV15000, позволил в 1965 году выработать окончательные тактико-технические требования к разведывательной машине. Ключевыми параметрами стали следующие: подвижность на пересеченной местности, мощное вооружение, аэротранспортабельность. Важное значение придавалось уменьшению стоимости готового изделия, поскольку «тираж» планировался большим. Особо оговаривались условия эксплуатации в различных климатических зонах: от Арктики до африканских пустынь и от Европы до джунглей Индокитая. Надо сказать, что проект имел высокие шансы остаться «бумажным». В 1960-е годы в развитых странах Запада бурно расцвели разного рода программы создания «единых» образцов боевой техники, вроде пресловутого танка МВТ70. Бронированные разведывательные машины исключением не стали. Генеральный штаб и Королевский танковый корпус уточнили требования к разведывательной машине следующего поколения в свете их унификации с требованиями, предъявляемыми к БРМ в Австралии, Канаде и США. Проектирование БРМ уже началось на американской фирме «Форд Мэшин Компани» в 1964 году, но по причине неспособности партнеров достичь компромисса в октябре 1965 года программа «единой БРМ» была аннулирована, а проект чисто английской БРМ получил путевку в жизнь.
Scorpion
Камнем преткновения стало пожелание военных получить разведывательную машину, способную оказывать огневую поддержку пехоте и поражать основные боевые танки, причем на больших дистанциях. Анализ результатов испытаний изделия TV15000, а также тактико-технического задания к разведывательной машине, показал, что жесткие ограничения по массе не позволяют создать единую машину для выполнения столь различных боевых задач.
После продолжительных дискуссий решено было разработать два семейства боевых разведывательных машин: CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance Tracked — боевая разведывательная гусеничная машина) и CVR(W) (Wheeled — колесная).
Развитие колесного проекта привело к появлению легкого бронеавтомобиля «Фокс», а гусеничного — легкого танка «Скорпион» (проект FV101) и машин на его базе. Все проработки велись фирмой «Элвис Бритиш Лейланд» в кооперации с FVRDE. Окончательные требования к машинам удалось выработать только к 1967 году. Тогда же с фирмой «Элвис» заключили контракт на разработку проекта FV101. Масса в 17 500 фунтов (7 938 кг) определялась как расчетная для БРМ непосредственно перед началом фазы полномасштабного проектирования машины CVR. Еще одним ключевым параметром стала ее ширина — она не должна была превышать 84 дюйма (2134 мм), что по одной версии задавалось исходя из расстояния между посадками деревьев на каучуковых плантациях Малайзии (при проектировании в качестве одного из вероятных театров военных действий будущих разведывательных машин рассматривалась как раз Малайзия). Когда-то деревья посадили так, чтобы между ними мог пройти полностью нагруженный слон! Правда, существует и другая, менее курьезная версия: ограничения ширины машины 84 дюймами — требование ВВС США к габаритам грузов, перевозимых на борту военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес», с учетом возможности освобождения боковых креплений в отсеке самолета перед их сбросом с парашютом. Расчетная масса БРМ в ходе проектирования постоянно росла вслед за расширением круга задач, на нее возлагаемых, и в конце концов в апреле 1965 года Генеральный штаб принял решение разработать семейство из двух унифицированных машин: одну, вооруженную 76-мм пушкой в башне кругового вращения и предназначенную для огневой поддержки; вторую, оснащенную ПТУР «Свингфайр» и предназначавшуюся для поражения танков противника на дальних дистанциях. Обе машины должны были обладать способностью выполнять разведывательные задачи. Командование Королевского танкового корпуса потребовало обеспечить более высокий уровень бронезащиты, чем это предусматривалось ранее выдвинутыми ТТТ к семейству легких высокоманевренных боевых машин. По мнению руководства, предусмотренная бронезащита не позволила бы БРМ эффективно действовать в условиях интенсивных боевых действий в Европе. Как следствие, масса машины возросла почти до 8 т, и теперь военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» мог перевозить только две таких машины при десантировании их посадочным способом или одну — при выброске с парашютом. В Генеральном штабе хотели получить машину, обладающую как можно более низкой шумностью при движении и имеющую способность плавать; для передвижения по сыпучим грунтам требовалось обеспечить удельное давление на грунт в пределах 5 фунтов на 1 квадратный дюйм — такое же, как у пехотинца с полной выкладкой. В окончательном варианте военные потребовали кроме двух вариантов разработать еще четыре: санитарно-эвакуационную машину, командно-штабную, ремонтно-эвакуационную и бронетранспортер. Все они отличались друг от друга верхней кормовой частью корпуса, имея общую ходовую часть и расположенные в передней части корпуса моторно-силовое отделение и рабочее место механика-водителя. Унификация различных модификаций БРМ упрощала их изготовление и снижала стоимость производства.
Прототип легкого танка «Скорпион», подготовленный для преодоления водной преграды вплавь. На подготовку машины уходило 10 минут; движение на плаву было возможно со скоростью до 6 км/ч
«Скорпион» 1-й роты эскадрона А 14/20-го Королевского гусарского полка Британской Рейнской армии во время учений «Голори Хоук». 1973 год
Для CVR требовался компактный мотор удельной мощностью не менее 25 л.с./т. Предпочтительным считался дизель, как обладающий лучшим крутящим моментом и меньшей пожароопасностью. Кроме того, такой двигатель, при равной с бензиновым мотором емкости топливных баков, обеспечивал больший запас хода. Однако расчеты показали, что использование дизеля приведет к увеличению массы машины на 500 фунтов (227 кг) сверх установленного предела.
После того, как специалисты FVRDE определились с основными параметрами, началось изготовление двух прототипов. На первом проверялась эффективность работы системы охлаждения двигателя — традиционный ключевой пункт в разработке британской бронетехники.
Первый прототип фактически представлял собой переднюю часть корпуса с силовой установкой. Исходный вариант системы охлаждения, включавший два вентилятора- центрифуги, оказался ненадежным и слишком дорогим. Система охлаждения, предложенная фирмой «Эйрскрю Хоуден», состояла из одного вентилятора; ее характеристики были хуже, чем у системы с двумя вентиляторами, но простота конструкции и меньшая потребная мощность компенсировали этот недостаток.
Второй образец машины строился как «прототип для ходовых испытаний», на нем предстояло опробовать работу ходовой части и трансмиссии. Испытания «ходового прототипа» начались в январе 1969-го. До конца года изготовили 18 прототипов— всего было построено 30 экземпляров опытных машин семейства CVR(T). Боевые машины испытывались в условиях жаркого климата в Австралии и Абу-Даби, в условиях мороза — в Канаде и Норвегии. Климатические испытания показали возможность эксплуатации машин в диапазоне температур окружающего воздуха от — 32°С до +52°С. Фактор потери мощности силовой установки в зависимости от высоты местности над уровнем моря изучался в стратосферных камерах Британской авиастроительной корпорации (ВАС) в Уэйбридже и Суррее.
Первой частью английской армии, вооруженной танками «Скорпион», стал полк Конной гвардии, дислоцировавшийся в Виндзоре. 1973 год
Первые серийные «скорпионы» вооруженных сил Бельгии. 1973 год
Одновременно с разработкой легкого танка FV101, получившего название «Скорпион», велись работы по созданию других гусеничных машин семейства CVR(T): БРМ FV107 «Симитэр», истребителя танков FV102 «Страйкер», бронетранспортера FV103 «Спартан», бронированной санитарно-эвакуационной машины FV104 «Самаритан», командноштабной машины FV105 «Султан» и бронированной ремонтно-эвакуационной машины FV106 «Самсон». Разработка машин на единой базе обеспечила взаимозаменяемость основных агрегатов и узлов ходовой части и силовой установки, что существенно облегчало техническое обслуживание и снабжение запасными частями различных по назначению машин, находящихся в составе одного подразделения.
Официально машины CVR(T) были приняты на вооружение армии Великобритании в мае 1970 года. Контракт на изготовление 275 БРМ «Скорпион» и 288 БРМ «Симитэр» заключили с фирмой «Элвис» 30 апреля 1970 года.
Сборку первого «Скорпиона» завершили в 1971 году, а поставки новых бронированных разведывательных машин английской армии начались в январе 1972-го.
Серийное производство гусеничных бронированных машин CVR(T) осуществлялось в Англии на заводах фирмы «Элвис» в г.Ковентри и в бельгийском городе Малин (в 1970 году бельгийцы решили принять участие в разработке и производстве английской БРМ, с последующим принятием ее на вооружение). В Бельгии, правда, осуществлялась только сборка «скорпионов» из комплектующих, поставляемых заводом в Ковентри. Последнюю из 1863 машин семейства CVR(T), заказанных министерством обороны Великобритании, собрали в 1986 году. Всего же для английской армии было изготовлено 313 танков «Скорпион», 89 машин «Страйкер», 691 бронетранспортер «Спартан», 50 машин «Самаритан», 291 КШМ «Султан», 95 БРЭМ «Самсон» и 334 БРМ «Скаймитэр».
Легкий танк «Скорпион» ирландской армии на учениях. Ирландские танки отличались размещением ЗИПа, антеннами, установкой четырехствольных дымовых гранатометов и наличием на крыше башни кронштейна для 12,7-мм зенитного пулемета М2НВ
Легкий танк «Скорпион-90» индонезийской армии
Наибольшего темпа производства завод фирмы «Элвис» достиг в середине 1970-х годов, выпуская по 40 машин семейства CVR(T) в месяц. До 1996 года было построено более 3500 единиц CVR(T) для вооруженных сил Великобритании и Бельгии, а также на экспорт. Поставкам легких танков и машин на их базе в третьи страны придавалось огромное значение. Еще на этапе испытаний с целью демонстрации возможностей «Скорпиона» по эксплуатации в различных климатических условиях и их аэротранспортабельности два прототипа танка на самолете С-130 перебросили в Канаду и Австралию, где они проходили испытания. Благодаря широкой рекламной кампании и великолепным для своего класса тактико-техническим характеристикам, машины CVR(T) успешно продавались на мировом рынке оружия, в первую очередь в развивающиеся страны и страны, имеющие относительно небольшую армию, где «скорпионы» зачастую выполняли роль основных боевых танков.
По состоянию на конец 1990-х годов легкие танки «Скорпион» и машины на их базе находятся на вооружении в Бельгии: «Скорпион» — 133, «Симитэр» — 141, «Спартан» — 166 (266 на хранении), «Султан»— 41 (47 на хранении), «Самсон»— 9 (18 на хранении), «Самаритан»— 20 (41 на хранении); Брунее: «Скорпион» — 16, «Султан» —2; Великобритании: «Скорпион» —270, «Симитэр» — 300, «Страйкер» — 50; Венесуэле; «Скорпион-90» — 50, «Султан» — 2; Гондурасе: «Скорпион»— 12, «Симитэр» — 3; Индонезии: «Скорпион-2» — 80; Иордании: «Скорпион» — 19; Иране: «Скорпион» — 50; Ирландии: «Скорпион» —14; Малайзии: «Скорпион-2» — 26; Нигерии: «Симитэр» — 5; Новой Зеландии: «Скорпион» — 26; Объединенных Арабских Эмиратах: «Скорпион» — 80; Омане: «Скорпион» — 30; Таиланде: «Скорпион» —144; Танзании: «Скорпион» — 36; Того: «Скорпион»— 8; Филиппинах: «Скорпион» — 20.
Описание конструкции
Боевая гусеничная разведывательная машина CVR(T) FV101 «Скорпион» представляет собой компактный высокомобильный аэротранспортабельный легкий танк. Разработанный для ведения разведки в боевой обстановке, он также может использоваться и для выполнения других заданий, к примеру — огневой поддержки пехоты, противопартизанских операций, охраны автоколонн, патрулирования дорог, охраны флангов танковых подразделений, патрулирования периметров авиабаз, а также в различных миротворческих операциях сил ООН.
Необычная (с расположением МТО в передней, а башни в кормовой части корпуса) компоновка танка «Скорпион» объясняется стремлением получить минимальные габаритные размеры; кроме того, переднее расположение двигателя облегчает разработку специализированных машин на основе базового варианта. В боевых условиях небольшие размеры танка обеспечивают возможность его применения на узких горных и лесных дорогах, где не могут пройти более крупные по размерам боевые машины.
«Скорпион» — первый в мире танк, изготовленный целиком из алюминиевого сплава. Пионерами здесь стали американцы, использовавшие такой сплав в конструкции БТР М113 и легкого танка «Шеридан», однако ряд узлов этих машин (например, у танка «Шеридан» — башня) изготавливался из стали. В конструкции «Скорпиона» применяется подвергнутый термообработке алюминиево-цинково-магниевый сплав 7039, близкий по своим прочностным качествам броневой стали, но более легкий. Широкое внедрение в конструкции алюминия было вызвано требованием ограничения массы танка в пределах 10 т. Машину предполагалось эксплуатировать в том числе и в «диких» местах с неразвитой инфраструктурой: мосты в таких районах, как правило, имеют грузоподъемность не больше 10 т.
«Скорпион» из состава 16/5-го Собственного Ее Величества Королевского уланского полка охраняет базу британских ВВС на Кипре в период вторжения на остров турецких войск. Август 1964 года
Корпус и башня выполнены сварными. Толщина алюминиевой брони обеспечивает защиту от пуль калибра 14,5 мм в лобовой части, от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов калибра 105 мм и менее с кормы, бортов и верхней части корпуса и башни.
Моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса справа от продольной оси танка. В МТО установлен 6-цилиндровый бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением «Ягуар-ХК» — военный вариант автомобильного мотора, ставившегося на грузовики. Мощность танкового варианта, по сравнению с гражданским, уменьшена с 265 до 195 л.с. В качестве альтернативы рассматривался вариант установки двухтактного дизеля «Дженерал Моторс 4-53Т» мощностью 190 л.с. Подобный двигатель используется на американских гусеничных БТР М113. Дизель — более экономичен, но на 225 кг тяжелее «Ягуара» и имеет более высокий уровень шума. Окончательный выбор был сделан в пользу английского мотора из-за удобной конфигурации, высокой удельной мощности, низкого уровня шума и унификации с моторами грузовых автомобилей. Последнее позволило значительно снизить стоимость двигательной установки и упростить снабжение танковых разведывательных подразделений запасными частями. Трансмиссия TN15X разработана специально для «Скорпиона» фирмой «Селф- Чэйнджинг Джеа Лтд.» на основе трансмиссии TN12 танка «Чифтен». TN15X конструктивно подобна TN12, но имеет меньшие размеры. Трансмиссия состоит из дискового главного фрикциона с центробежным регулятором, полуавтоматической реверсивной семискоростной планетарной коробки передач, двухступенчатого механизма поворота дифференциального типа и остановочных дисковых тормозов. Управление главным фрикционом, реверсом, переключением передач, механизмом поворота и тормозами осуществляется гидроприводом. Главный фрикцион выключается автоматически с помощью центробежного регулятора, переключение передач производится ножным селектором. Между двигателем и трансмиссией установлена система охлаждения. Вентилятор диаметром 305 мм с отбором мощности от вала двигателя создает смешанный воздушный поток (частично осевой и частично — радиальный), проходящий через радиатор, установленный над трансмиссией. Этот же поток обдувает снаружи и двигатель. Отмечается, что система охлаждения создает очень небольшой шум.
Электросеть танка питается от электрогенератора мощностью 4 кВт и четырех аккумуляторов емкостью по 100 А ч каждый. Две из четырех аккумуляторных батарей установлены в башне и предназначены для питания радиостанции.
Компоновочная схема легкого танка «Скорпион»:
1 — карман воздухопритока к двигателю и трансмиссии; 2 — трансмиссионная перегородка; 3 — генератор; 4 — двигатель; 5 — воздушный фильтр; 6 — жалюзи окна воздуховывода; 7 — прибор наблюдения механика-водителя; 8 — спаренный пулемет; 9 — 76-мм пушка L23; 10 — противовес ночного прицела; 11 — дымовой гранатомет; 12 — ночной прицел; 13 — монтажное кольцо командирского прибора наблюдения; 14 — прибор наблюдения наводчика; 15—согласующее антенное устройство; 16— контрольный блок ТПУ; 17—ограждение пушки; 18 — крышка люка наводчика; 19 — радиостанция; 20 — крышка люка командира; 21 — антенна; 22 — ящики со снаряжением; 23 — направляющее колесо; 24 — сиденье командира; 25 — плафон внутреннего освещения; 26 — огнетушитель; 27 — панель приборов; 28—блок электропредохранителей; 29 — рычаг управления; 30 — ведущее колесо; 31 — педаль управления коробкой передач; 32 — панель генератора; 33 — моторная перегородка; 34 — радиатор; 35 — буксирная серьга
Моторное отделение (слева) и отделение управления (с п р а в а). В английском танкостроении двигатель и его агрегаты традиционно окрашиваются в серо-голубой цвет
Вид на отделение управления со стороны моторного отделения. Хорошо видна панель приборов механика-водителя
Отделение управления находится слева от МТО и отделено от него противопожарной перегородкой. Наблюдение за местностью механик-водитель осуществляет через широкоугольный наблюдательный перископический прибор, который может заменяться прибором ночного видения. Гидромеханическая система управления движением включает рычаги управления поворотом, рычаг реверса, ножные педали переключения передач (переключение передач производится, как на мотоцикле, ногой), остановочных тормозов и подачи топлива. Приборная панель смонтирована в нише корпуса слева от кресла механика-водителя, считывание информации с приборов практически невозможно, когда танкист управляет машиной с высунутой через верхний люк головой.
Боевое отделение находится в кормовой части танка. В двухместной вращающейся башне установлена 76-мм пушка L23A1 и спаренный с ней пулемет L8A1 калибра 7,62 мм. Пушка представляет собой незначительно модернизированное (с целью уменьшения массы) орудие, применяемое на бронеавтомобиле «Саладин». Углы вертикального наведения оружия — от — 10° до +35°. Дальность стрельбы 5000 м. Боекомплект— 40 выстрелов для пушки и 3000 патронов к пулемету. Из пушки можно вести огонь бронебойнофугасными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми боеприпасами, а также снарядами с готовыми поражающими элементами. Типовой состав боекомплекта следующий: 15 фугасно-бронебойных снарядов; 20 фугасных снарядов; пять дымовых снарядов. Осветительные снаряды используются только при ведении боя в темное время суток. Фугасно-бронебойный снаряд L29 предназначен для поражения бронированных целей среднего уровня защищенности, но также может эффективно использоваться и для разрушения зданий, уничтожения долговременных огневых точек, в то же время его поражающее действие против живой силы на открытой местности или защищенной легким укрытием слабее поражающего действия обычного фугасного снаряда.
Вертикальная наводка осуществляется вручную. Поворотный механизм башни также имеет ручной привод, имеющий две ступени наводки (грубую и точную). Приводы сделаны ручными для экономии массы и снижения стоимости машины. Ручной привод — наименее «популярный» среди танкистов элемент конструкции «Скорпиона». За наведение вооружения и разворот башни отвечает наводчик.
По бортам передней части башни смонтировано по три дымовых гранатомета. Боезапас к гранатометам — 18 гранат, 12 из них хранятся в боевом отделении.
Место командира, выполняющего также функции заряжающего, расположено слева от пушки; место наводчика— справа. Для наведения орудия на цель у наводчика имеется дневной бинокулярный прицел с переменным (8- или 1-кратным) увеличением и ночной с электронно-оптическим усилителем. У ночного прицела— две кратности увеличения: 6,5х — применяется при прицеливании и 1,8х — используется при наблюдении. Ночной прицел спарен с пушкой. На прототипах танка «Скорпион» вместо бинокулярного дневного прицела наводчика ставился монокулярный 8-кратный прицел. Лазерный дальномер не использовался из-за стесненности боевого отделения и по причине экономии средств. Грубое измерение дальности осуществляется ведением огня из спаренного пулемета. Несмотря на довольно примитивную СУО, тренированный экипаж способен поразить стандартную британскую танковую мишень на дальности 1500 м со второго выстрела. У командира установлен бинокулярный перископический наблюдательный прибор с 10- или 1-кратным увеличением. Углы обзора командирского прибора ограничены 85° по азимуту. По углу места обзор может осуществляться в пределах от — 10° до +35°. Рядом с люком наводчика установлены два неподвижных перископических наблюдательных прибора, рядом с люком командира — еще семь.
Радиатор расположен в трансмиссионном отделении над коробкой передач
Командирский прибор наблюдения предназначался только для обзора местности, но при необходимости мог использоваться для грубой наводки пушки
Первоначально машина комплектовалась радиостанцией «Лэркспар», но штатной коммуникационной системой для машин семейства CRV(T) стала комбинация раций «Кленсмэн» VRC-353/321 и 322. Радиооборудование находится в кормовой нише башни. В кормовой части корпуса смонтирована фильтро-вентиляционная установка, там же находятся топливный бак и боекомплект.
Подвеска опорных катков независимая, торсионная. На первом и последнем узлах подвески имеются двухкамерные гидравлические амортизаторы с ходом 0,3 м. С каждого борта установлено по пять опорных катков, ведущие звездочки расположены спереди. Опорные катки диаметром 580 мм двускатные, обрезиненные. Сами катки и их ступицы изготовлены из алюминиевого сплава. Динамический ход опорных катков 203 мм, статический 102 мм. Гусеница с резинометаллическими шарнирами; масса гусеницы из 79 траков — около 350 кг. Траки шириной 432 мм изготовлены из стали с высоким содержанием марганца; на них возможна установка резиновых асфальтоходных подушек. Зубья ведущих звездочек имеют полиуретановое покрытие, уменьшающее контакт металла с металлом в ходовой части — самом «гремящем» конструкционном узле танка. Эта мера, наряду с уменьшением уровня шума двигателя и системы охлаждения, привела к тому, что при движении танк «Скорпион» создает шум, меньший, чем бронеавтомобиль «Саладин».
Танк «Скорпион» — плавающий; для увеличения водоизмещения по периметру корпуса установлен складной резиновый короб (резина натянута на каркас). На плаву танк передвигается за счет перемотки гусениц и способен сходить в воду с берега, имеющего уклон до 24°, а также выбираться из воды на откос крутизной до 20°.
Под сиденьем командира танка расположен биотуалет, для пользования которым центральная часть сиденья выполнена съемной
Боевые машины на базе танка «Скорпион»
Истребитель танков FV-102 «Страйкер»
Эта машина в качестве основного вооружения имеет пять пусковых установок ПТУР ВАС «Свингфайр». В боевом положении они поднимаются гидроприводом на угол 35°. Горизонтальный сектор обстрела 108° (53° — влево от оси машины и 55° — вправо). Дальность стрельбы — от 300 до 4000 м. Боезапас — десять ракет, из них пять находятся в пусковых установках, пять — в бронекорпусе. Перезаряжание установок производится в ПУ, поднятой в боевое положение. В транспортном положении, при опущенной ПУ, истребитель танков «Страйкер» внешне практически не отличается от БТР «Спартан». Для наведения ракет используются дневной прицел AV43 с 10- и 1-кратным увеличением и ночной, с увеличением в 1,8 раза. У командира установлен дневной перископический панорамный прицел AV62 с 1 - и 10-кратным увеличением, оптически связанный с прицелом наводчика, что позволяет командиру давать целеуказание наводчику-оператору ПТУР. Командирская башенка установлена на крыше корпуса сзади люка механика водителя, на ней смонтирован пулемет калибра 7,62 мм. Пулемет имеет максимальный угол возвышения 45° и из него возможно ведение огня по низколетящим воздушным целям. Боезапас пулемета 3000 патронов. Радиостанция установлена слева от места командира. Экипаж истребителя танков — три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор ПТУР
Компоновка истребителя танков «Страйкер»
Пуск ПТУР «Свингфайр» из ПУ истребителя танков «Страйкер»
В походном положении, при опущенной ПУ, «Страйкер» почти неотличим от бронетранспортера «Спартан»
Истребитель танков унифицирован с легким танком по двигательной установке, трансмиссии и ходовой части. Его корпус также изготовлен из алюминиевой брони. «Страйкер» стал первой специализированной противотанковой машиной британской армии, вооруженной ПТУР. Его опытный образец был построен в 1972 году, первый серийный истребитель танков — в июне 1975-го, с 1976 года машины стали поступать на вооружение. Первыми их получил полк Королевской конной артиллерии, входивший в состав Британской Рейнской армии.
Бронетранспортер FV103 «Спартан»
Бронетранспортер «Спартан», по сравнению с танком «Скорпион», имеет более высокий и длинный корпус со скошенной передней частью. Он вмещает семь человек: командира, механика-водителя, стрелка и четырех солдат. Компоновка МТО и отделения управления практически не отличается от компоновки аналогичных отделений танка «Скорпион». Место командира находится за местом водителя. На крыше корпуса установлена командирская башенка с пулеметом калибра 7,62 мм; углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от — 10° до +45°. У командира имеется перископический монокулярный оптический прицел. Круговой обзор обеспечивают восемь перископических приборов наблюдения. Возможна установка бесподсветочного ночного прицела.
Справа от башенки размещен люк командира десанта; рядом с люком установлено три перископических наблюдательных прибора. Солдаты десанта для обзора могут пользоваться четырьмя приборами наблюдения, два из которых расположены на левом борту, один — на правом и один — в задней двери.
Прототип бронетранспортера «Спартан» во время испытаний на заводском полигоне фирмы «Элвис» в Ковентри в 1971 году
Для входа и выхода десантников в корпусе имеются одностворчатая дверца в кормовом бронелисте и большой двустворчатый люк в крыше корпуса.
На бронетранспортере может устанавливаться РЛС разведки движущихся наземных целей ZB298 с дальностью действия до 10 км. Антенна РЛС монтируется на крыше корпуса позади люка командира, индикатор РЛС размещается слева от него, поскольку командир выполняет еще и обязанности оператора РЛС.
Опытный образец БТР изготовили в 1971 году. На вооружение британской армии машина поступила в 1978-м. До 1995 года изготовлено 960 единиц в разных модификациях. На базе БТР создано несколько боевых машин, несущих различное вооружение, в частности, ЗРК «Джэвелин», ПТУР «Тоу» и ПТУР «Милан». Последние получили обозначение «Спартан MCT(S)».
Четыре пусковых установки ЗРК «Джэвелин» (изначально спроектирован как ПЗРК) монтируются на поворотной платформе, установленной в кормовой части крыши корпуса бронетранспортера, боекомплект—12 ракет (4 — в пусковых установках и 8 — в боевом отделении машины; перезарядка ПУ — вручную). Наведение ракет осуществляется с помощью инфракрасного датчика «Торн» ADAD и панорамного оптического прицела «Шорт/Авимо». Ракеты комплекса «Джэвелин» имеют полуавтоматическую командную систему наведения по линии визирования. Диапазон поражения целей —0,3 — 4 км.
Бронетранспортеры «Спартан» оснащались РЛС разведки наземных целей «Маркони Авионике» ZB298. Это была одна из первых РЛС подобного назначения и при движении бронетранспортера эффективно работать не могла. Сто таких радаров закупили для установки на БТР «Спартан». Станции ZB298 требовали очень хорошей подготовки операторов, способных производить селекцию различных движущихся на поле боя объектов. Из-за большой трудоемкости подготовки операторов РЛС ZB298 недолго продержалась на вооружении.
В настоящее время рассматривается возможность поставки вооруженным силам Великобритании дополнительно 443 БТР «Спартан» в командно-штабном варианте как альтернатива перспективной боевой машине FCLV (Future Command and Liason Vehicle — перспективная командная и многоцелевая машина), которая должна быть принята на вооружение в 2004 году.
Компоновка бронетранспортера «Спартан»
Бронетранспортер «Спартан» MCT(S), оборудованный пусковой установкой ПТУР «Милан»
Санитарно-эвакуационная машина FV104 «Самаритан»
Санитарно-эвакуационная машина «Самаритан» разработана на базе БТР «Спартан», ее задняя дверь имеет более широкий проем, а в крыше предусмотрен только один люк (командирский). Высота корпуса на 300 мм больше высоты корпуса БТР. Вооружение не устанавливается. Экипаж машины три человека: командир, механик-водитель, санитар. Командир размещается в центральной части корпуса.
Круговой обзор обеспечивается шестью перископическими приборами наблюдения, установленными в командирской башенке. В задней дверце также имеется прибор для наблюдения. Раненые располагаются в кормовой части корпуса. Вдоль каждого борта установлены друг над другом две полки для размещения на них тяжелораненых на носилках. При необходимости верхние полки складываются, в этом случае на нижних полках размещаются по двое сидячих раненых. Первый прототип «Самаритана» был готов в 1973 году, серийное производство его началось в 1978 году.
Санитарно-эвакуационная машина «Самаритан». Босния, 1993 год
Командно-штабная машина «Султан» (FV-105)
Так же как «Самаритан», КШМ «Султан» разработана на базе БТР и имеет увеличенную заднюю дверь; в крыше находится только люк командира. В корпусе машины установлены дополнительное радиооборудование, столик для топографических карт и планшетов, дополнительные аккумуляторные батареи. Со стороны кормы возможна установка специального навеса, предназначенного для расширения полезной площади. Командир размещается позади водителя. На крыше корпуса смонтированы командирская башенка, прицел с широким полем зрения и пять перископических приборов наблюдения. Радист занимает место справа от командира. В кормовой части корпуса располагаются рабочие места личного состава командного пункта. КШМ вооружена 7,62-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект 2000 патронов.
Командно-штабная машина «Султан» широко применяется в армии Великобритании в качестве подвижного командного пункта офицеров уровня эскадрона и выше.
Две КШМ «Султан» штаба Королевского шотландского гвардейского драгунского полка во время учений накануне операции «Буря в пустыне». 1991 год
БРЭМ FV106 «Самсон»
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Самсон» оснащена лебедкой с тяговым усилием 12 т (длина троса 225 м), краном-стрелой и другим оборудованием, необходимым для ремонтно-восстановительных работ в полевых условиях. Механик-водитель располагается на обычном для машин семейства CVR(T) месте в передней части корпуса; рабочее место командира — в центральной части корпуса. Третий член экипажа находится в кормовой части, у левого борта.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Самсон»
Бронированная разведывательная машина FV107 «Симитэр»
«Симитэр» отличается от «Скорпиона» вооружением: вместо 76-мм орудия установлена 30-мм автоматическая пушка «Рэрден». Для стрельбы из нее могут быть использованы все типы 30-мм боеприпасов, разработанные швейцарской фирмой «Эрликон» и выпускаемые в Великобритании, Франции и Швейцарии. Специально для пушки «Рэрден» разработан бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном. Стрельба обычно ведется одиночными выстрелами или короткими очередями по шесть снарядов с темпом стрельбы 90 выстр./мин. Все подвижные части пушки находятся внутри герметичного кожуха; стреляные гильзы выбрасываются наружу через отверстие в маске пушки, расположенном выше и левее ствола спаренного с пушкой пулемета. Боезапас — 165 снарядов к пушке, еще 35 может быть размещено в ящиках, установленных снаружи башни и корпуса танка. Боеприпасы хранятся в обоймах по три выстрела. По бортам башни вместо трехствольных дымовых гранатометов (как на танке «Скорпион») смонтированы четырехствольные.
Бронированная разведывательная машина «Симитэр» 16/5-го Собственного Ее Величества Королевского уланского полка. Германия, 1979 год. Слева над спаренным пулеметом — лючок для выброса стреляных гильз 30-мм пушки «Рэрден»
Машина установки минных заграждений «Стрикер»
В конце 1982 года министерство обороны утвердило технические требования к постановщику мин, предназначенному для вооружения немеханизированных саперных подразделений. Фирма «Элвис» разработала такую машину на основе конструкции корпуса и ходовой части бронетранспортера «Спартан» и получила название «Стрикер». Машина была изготовлена в предельно сжатые сроки — шесть недель и два дня. Это было вызвано стремлением англичан продемонстрировать новый образец боевой техники на Международной выставке вооружений и военной техники, проходившей в 1982 году на Среднем Востоке.
Опытный образец машины для установки минных заграждений «Стрикер» во время испытаний
Легкий танк «Скорпион-2» («Скорпион-90»)
В 1980 году был изготовлен опытный образец танка «Скорпион», вооруженный 90-мм пушкой Mk.NI бельгийской фирмы «Коккериль», разработанной специально для вооружения легкой бронетехники. Машина принимала участие в конкурсе на танк для вооруженных сил Малайзии. На танке «Скорпион-90» установлены система управления огнем «Маркони» SFCS-600 и лазерный дальномер. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Приводы поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости — электрогидравлические. Боекомплект пушки уменьшен с 40 до 36 выстрелов. Вместо бензинового двигателя установлен шестицилиндровый дизель Т6-3544 с турбонаддувом, разработанный на базе дизельного двигателя водяного охлаждения, используемого в автомобильной промышленности.
Легкий танк «Скорпион-2», вооруженный 90-мм бельгийской пушкой «Коккериль» Mk.III
Эксплуатация и боевое применение
На момент принятия машин семейства CVR(T) на вооружение британской армии в составе Королевского танкового корпуса имелось восемь бронетанковых разведывательных полков и 11 линейных бронетанковых полков, считая и учебные подразделения.
Выполняя свои обязательства как страна-участник блока НАТО, Великобритания разместила на территории ФРГ 1-й Британский корпус (Британскую Рейнскую армию), который являлся частью Северной группы армий. Организационно 1-й корпус включал в себя четыре танковых дивизии. В каждой дивизии имелись один бронетанковый разведывательный полк «тип А», два бронетанковых полка и три мотострелковых батальона. В состав бронетанкового разведывательного полка «тип А» входили один разведывательный эскадрон— пять взводов по восемь БРМ «Симитэр» в каждом. Взводы придавались дивизионным танковым и пехотным боевым группам. В распоряжении командира разведывательного полка находилось также два средних разведывательных эскадрона (в каждом эскадроне — четыре взвода по четыре «Скорпиона» в каждом) и взвод наблюдения (пять машин «Спартан», оснащенных РЛС разведки наземных целей ZB298).
Первой боевой операцией с участием «скорпионов» стали патрулирование и охрана аэропорта Хитроу в 1974 году в связи с угрозой нападения террористов
«Симитэры» британских вооруженных сил при проведении учений в Норвегии в феврале 1977 года. Боевые машины выкрашены в зелено-черно-белый камуфляж
Первыми воинскими частями Британской Рейнской армии, получившими «скорпионы», стали 17/21-й уланский и 14/20-й Королевский гусарский полки, дислоцировавшиеся соответственно в Вольфенбюттеле и Хирфорде. Эти полки в октябре 1973 года демонстрировали возможности своих боевых машин на учениях «Голори Хоук», проходивших в горах Гарца в северной части Мозельской долины. В ходе учений экипаж одного из «скорпионов» уланского полка показывал свой танк министру обороны ФРГ. На обратном пути «Скорпион» проехал по знаменитой гоночной трассе в Нюрнберге, а после окончания маневров на трассе была организована гонка «скорпионов» из уланского и гусарского полков; соревнования прошли в напряженной борьбе.
Однако не все было так хорошо. Уже первый опыт эксплуатации танков «Скорпион» в британской армии выявил целый букет недостатков, и недостатки эти были принципиальными и не поддавались устранению. Выяснилось, что «Скорпион» представляет собой неустойчивую платформу, при выстреле из пушки машина имела тенденцию к резкой просадке передней части корпуса. Чтобы частично нейтрализовать этот эффект, экипажи стремились вести огонь из башни, развернутой на 30° вправо или влево от продольной оси танка. В этом случае сила отдачи была направлена под углом к продольной оси — и просадка уменьшалась. Стрельба из башни, развернутой вправо, практиковалась реже, поскольку в этом случае горячий воздух системы охлаждения двигателя выходил из решеток прямо в поле зрения прицела наводчика и мешал наводить орудие. При ведении огня командир и наводчик как можно плотнее прижимали лица к резиновой окантовке окуляров прицелов, чтобы избежать ударов головы при отдаче после выстрела, но тем не менее не всегда избегали характерных травм, прозванных «нос Скорпиона», — синяков под глазами от ударов лицом о резиновую окантовку при «клевках» танка после выстрелов. Фосфоресцирующее зеленоватое изображение в ночном прицеле наводчика сильно утомляло зрение, на практике при работе с этим прицелом командир и наводчик менялись местами примерно через каждые 30 минут. Еще одной проблемой стала влага, которая в холодные ночи конденсировалась на окулярах прицела от дыхания танкистов. Чистая хлопковая салфетка для протирки оптики была обязательной принадлежностью башенного инвентаря.
«Спартан» из состава 1-го Королевского танкового полка во время учений на территории Западной Германии. 1979 год
Для перевозки танков «Скорпион» служили полноприводные (8x8) грузовики-трейлеры Bedford МТМ 40-30
Машины семейства CVR(T) имели и скрытые пороки, которые обнаружились только через несколько лет. Коррозия металла стала следствием микротрещин и различий в структуре материала — неоднородность бронелистов появлялась еще на стадии их изготовления. Со временем в броне возникали видимые невооруженным глазом трещины — сей факт отнюдь не способствовал росту доверия танкистов к своей боевой технике. Наиболее часто трещины встречались в орудийных масках БРМ «Симитэр». Технология изготовления этих масок отличалась от технологии изготовления орудийных масок «Скорпиона». Для борьбы с коррозией в 1978 году начались работы по программе «Скорепол», целью которой стало восстановление боеготовности машин CVR(T). Программе предшествовали исследования, проведенные специалистами Управления экспериментальных боевых машин (бывшее FVRDE) в Чертей. Был резко усилен контроль за качеством сплава 7017 — он стал выпускаться в соответствии со спецификацией MVEE 1318В, что отчасти решило проблему коррозии.
Большинство «болезней» «скорпионов» и других машин семейства CVR(T) объясняется достаточно просто— технику принимали на вооружение в спешке, все машины были «сырыми». 1972 год стал критическим, через год последовало крупное сокращение военного бюджета, под эти «ножницы» попала, в частности, так и не построенная связная машина «Виксен» — еще один представитель семейства CVR(T).
По состоянию на 1972 год разработка ряда важных узлов и агрегатов, в частности ночного прицела стрелка- наводчика, еще не завершилась, другие — не успели пройти все положенные испытания. Отсюда — раздражавшие экипажи «детские болезни», которыми особенно страдала трансмиссия.
По мере накопления опыта технического обслуживания и доведения фирмой «Элвис» конструкции машин от большинства недостатков удалось избавиться. Всего на машинах CVR(T) в процессе их эксплуатации было проведено порядка 600 доработок[*Наиболее значительные — замена гидроамортизаторов опорных катков фирмы «Армстронг» (изначально разработаны для автобуса «Лейланд») на амортизаторы фирмы «Мессье» и установка новой орудийной маски на БРМ «Симитэр».], однако они не затрагивали принципиальных конструктивных просчетов.
Первым размещенным в метрополии полком, укомплектованным в начале 1973 году «скорпионами», стал полк Конной гвардии (The Blues and Royals of the Household Cavalry), который квартировал в Виндзоре, а уже в июне 1973 года подразделения этого полка перебросили для участия в учениях «Александр Экспресс» в Северную Грецию.
Ежегодно английские «скорпионы», «симитэры» и другие машины этого семейства перебрасывались на зимние учения в Норвегию. Из четырех разведывательных полков «типа В» один дислоцировался в Германии, а три — в Великобритании. Пять взводов разведывательного эскадрона имели на вооружении вместо БРМ «Симитэр» бронеавтомобили CVR(W) «Фокс».
В 1978 — 1981 годах противотанковыми машинами «Страйкер» были перевооружены батареи Королевской конной артиллерии.
Одна такая батарея придавалась каждой танковой дивизии.
Scimitar
В 1981 году 1-й Британский корпус был реорганизован, теперь в его состав входили три укрупненных танковых дивизии. Реорганизация отразилась и на подразделениях, имевших на вооружении машины семейства CVR(T). Из пяти бронетанковых разведывательных полков, расквартированных в ФРГ, три преобразовали в танковые, два оставшихся стали напрямую подчиняться командованию 1-го корпуса. В составе бронетанкового разведывательного полка имелось 48 БРМ «Симитэр», ^бронетранспортеров «Спартан» и 16 противотанковых установок «Страйкер». Каждый полк имел по четыре эскадрона. Эскадрон включал штаб (две командно-штабные машины «Султан»), три разведывательных взвода по четыре БРМ «Симитэр» в каждом, взвод управляемого оружия (четыре машины «Страйкер»), взвод поддержки (четыре бронетранспортера «Спартан»), Чтобы компенсировать снижение самостоятельных возможностей дивизий по ведению разведки, в состав 13 мотопехотных батальонов были включены разведвзводы по восемь машин «Симитэр» в каждом, а в состав 14 танковых батальонов — взводы, вооруженные «скорпионами» (по восемь машин во взводе). Три вооруженных машинами CVR(T) бронетанковых разведывательных полка, расквартированных в Великобритании, также прошли переформирование. Два из них предназначались для использования в составе сил НАТО: один — совместно с размещенной в Германии 3-й танковой дивизией, второй — в составе британских Мобильных сил; усиленная пехотная бригада в случае войны должна была быть переброшена в Данию. И наконец третий входил в состав Мобильных сухопутных сил союзного командования в Европе. Разведывательный полк включал три средних разведывательных эскадрона по четыре взвода в каждом (на вооружении взвода находилось два «Скорпиона» и два «Симитэра») плюс взвод управляемого оружия (четыре машины «Страйкер») и взвод поддержки (пять бронетранспортеров «Спартан»), 5-й воздушно-десантной бригаде придавался разведывательный полк, включавший два эскадрона, вооруженных бронеавтомобилями CVR(W) «Фокс», и эскадрон гусеничных машин CVR(T) (четыре взвода по два «Скорпиона» и два «Симитэра»), а также взвод поддержки (пять бронетранспортеров «Спартан»). Личный состав взвода поддержки во всех без исключения эскадронах тренировался в проведении патрулирования, ведения боя и подсветки целей лазерами для обеспечения наведения высокоточного авиационного оружия с лазерным наведением. На ротационной основе подразделения трех расквартированных в Англии разведывательных полков несли гарнизонную службу в центрально-американской колонии Белиз вплоть до вывода в 1994 году из нее британских войск.
Командный пункт штаба 13/18-го Королевского гусарского полка, развернутый с использованием двух КШМ «Султан»
Легкий танк «Скорпион» 16/5-го Собственного Ее Величества Королевского уланского полка во время несения патрульной службы в Белизе. 1992 год
В соответствии с принятой в 1991 году очередной программой реорганизации английской армии количество танковых полков было уменьшено с 14 до восьми, разведывательных с пяти до трех (один полк — учебный). Вместо 1-го Британского корпуса на его базе были сформированы 1-я танковая дивизия, предназначенная для обороны Германии, и 3-я дивизия, расквартированная в Великобритании, но входящая в состав сил быстрого реагирования Европейского командования НАТО. Полк легких драгун, имевший на вооружении машины CVR(T), размещался в Германии, а полк Конной гвардии, тоже оснащенный боевыми машинами CVR(T), базировался в Виндзоре и входил в состав 3-й дивизии; один из эскадронов этого полка получил наименование «Воздушный эскадрон», его личный состав проходил парашютно-десантную подготовку.
Машины семейства CVR(T) состояли на вооружении не только в армии Великобритании, но и в Королевских ВВС (RAF). В ноябре 1982 года полк RAF получил первый «Скорпион», всего в ВВС поступило 184 машины семейства CVR(T).
Что касается бельгийской армии, то в период холодной войны ее 1-й корпус находился в распоряжении командования группы армий «Север» сил НАТО в Европе. В составе корпуса числились три разведывательных батальона, каждый из которых имел на вооружении по 72 машины CVR(T).
Легкий танк «Скорпион» и БРМ «Симитэр» покидают десантный катер LCT во время тактических занятий. 1981 год
«Симитэр» и «Скорпион» бельгийской армии во время маневров в Германии. 1979 год
Первый раз настоящее, а не учебное боевое задание новые БРМ выполняли в 1974 году, когда танкисты полка «The Blues and Royals» патрулировали аэропорт Хитроу, находившийся под угрозой нападения террористов. Операция по патрулированию периметра лондонского аэропорта получила название «Трасти».
В августе 1974 года турецкие войска вторглись на территорию греческой общины острова Кипр, и на острове закипели бои. В срочном порядке для охраны английских авиабаз на родину Афродиты самолетами С-130 перебросили «скорпионы» и «симитэры» эскадрона «А» 16/5-го Королевского уланского полка. Это был первый случай, когда в реальной обстановке была востребована аэротранспортабельность боевых машин семейства CVR(T). Осенью 1974 года «скорпионы» сменили на боевом патрулировании границ Гон-Конга танки «Центурион». В Азию был отправлен эскадрон «С» Королевского уланского полка.
Настоящим же боевым дебютом машин семейства CVR(T) стали боевые действия на Фолклендах. В ответ на захват 2 апреля 1982 года Аргентиной Фолклендских островов в Великобритании были сформированы силы вторжения, в состав которых вошли и два средних разведывательных взвода эскадрона «В» полка «The Blues and Royals». Через четыре дня личный состав и технику уже отправили в Южную Атлантику. На вооружении каждого взвода находилось два «скорпиона», два «симитэра» и один «самсон». Военную технику доставили на острова вместе с первыми штурмовыми группами. В ожидании аргентинских контратак бронированные машины закопали в землю. Десанту препятствовала в основном аргентинская авиация, самолеты которой наносили штурмовые удары по высадившимся войскам. При отражении одного из налетов огнем 30-мм пушки «Рэрден» БРМ «Симитэр» был сбит штурмовик А-4 «Скайхок» ВВС Аргентины. После доставки на острова подразделений 5-й воздушно-десантной бригады бронетехника поддерживала парашютистов в ходе атаки Фицроя. На захват населенного пункта по плану отводилось два дня, в действительности хватило шести часов.
«Симитэры» полка Конной гвардии с солдатами 2-го парашютного батальона на броне вступают в Порт-Стэнли. Фолклендские острова, 14 июня 1982 года
«Симитэр» на позиции во время Фолклендской кампании. 1982 год
В ночь с 11 на 12 июня «скорпионы» огнем 76-мм пушек поддерживали успешную ночную атаку 3-го батальона парашютно-десантного полка на Маунт-Лондон. В ночь с 13 на 14 июня один взвод вновь действовал совместно с парашютистами, в то время как второй оказывал поддержку наступления на Маунт-Тамблдаун 2-го батальона шотландских гвардейцев. Танкисты взвода, также совместно с шотландцами, осуществляли противодиверсионное патрулирование расположения британских экспедиционных сил. Огневого контакта с противником так и не произошло, но «Скорпион» командира взвода подорвался на мине. Машина вышла из строя, хотя никто из членов экипажа не пострадал. 14 июня аргентинцы прекратили сопротивление.
В ходе Фолклендской кампании пробег машин CVR(T) по пересеченной местности составил 560 км, за это время был отмечен только один случай поломки трансмиссии. О «напряженности» боевой деятельности английской бронетехники в Фолклендской войне говорит более чем незначительный расход боеприпасов — 60 76-мм снарядов и 120 снарядов к пушкам «Рэрден».
Крупные танковые сражения, к которым британская армия готовилась с 1949 года, произошли не в Западной Германии, а на Среднем Востоке, когда в феврале 1991 года Многонациональные силы, возглавляемые США, освобождали Кувейт от иракской оккупации. Англия выделила в состав многонациональных сил 1-ю танковую дивизию. В состав дивизии входил 16/5-й Королевский уланский полк, которому был придан 4-й разведывательный эскадрон 1-го Ее Величества гвардейского драгунского полка. Использование машин семейства CVR(T) базировалось на исповедуемой в английской армии концепции скрытного ведения разведки. Особенности рельефа местности в пустыне обеспечивали почти неограниченную видимость в хорошую погоду, что делало практически невозможным применение машин CVR(T) в традиционном тактическом ключе, кроме того, на пересеченной местности разведывательные машины передвигались медленнее, чем основные боевые танки «Челленджер 1». В ночное время и в условиях ограниченной видимости днем танк «Челленджер 1» за счет более совершенной тепловизионной системы наблюдения и прицеливания также обладал преимуществами перед машинами CVR(T) в дальности обнаружения целей. На «скорпионах» и «симитэрах» стояли пассивные Приборы ночного видения первого поколения, которые к 1991 году уже устарели.
«Скорпионы» были участниками практически всех маневров НАТО. Западная Германия, 1984 год
Бронетранспортер «Спартан» одного из армейских подразделений во время занятий по отработке совместных действий с полицией (в центре). Легкий танк «Скорпион», подготовленный к переброске в район Персидского залива. 1990 год
Подразделения королевских улан поступили в распоряжение не танковых частей, а под начало командования Королевской артиллерии. В Заливе она была представлена 32-м тяжелым полком (12 203-мм САУ М110А2) и 39-м тяжелым полком (12 реактивных систем залпового огня MLRS). На базе артиллерийских полков и разведывательных эскадронов была сформирована Группа огневой поддержки и ведения разведывательно-диверсионных действий, известная также как Группа глубинного боя. В новой роли на долю улан выпала задача оказывать содействие 73-му корректировочному батарейному посту (из состава 32-го тяжелого полка), в состав поста входило четыре группы наблюдателей-корректировщиков. По одной группе придавалось каждому из четырех разведывательных батальонов. Кроме корректировщиков, в составе поста имелось три передовых авиационных наводчика, чьей задачей являлась выдача целеуказания ударным самолетам А-10А и F-16 ВВС США. Уланы, кроме того, должны были взаимодействовать с 49-й полевой батареей.
Командно-штабная машина «Султан» в расположении одного из штабов английских войск. Операция «Буря в пустыне», 1991 год
Бронетранспортер «Спартан» одного из подразделений инженерных войск. Операция «Буря в пустыне», 1991 год
«Симитэры» из состава разведывательной группы 1-го батальона Стаффордширского полка. Операция «Буря в пустыне», 1991 год
БРЭМ «Самсон» 13/18-го Королевского гусарского полка во время тактических занятий. Февраль 1989 года. На корме машины размещен массивный сошник, опускающийся на землю при работе лебедки
На марше уланы передвигались двумя колоннами на фронте шириной 5 км, скорость движения в дневное время составляла 20, ночью — 10 км/ч. К полуночи 25 февраля (день «Д+1») разведчики углубились на территорию Ирака, не встречая даже малейшего сопротивления. Первое боевое столкновение с противником произошло 26 февраля. Личный состав эскадрона «В» улан и эскадрона «А» драгун обнаружил позиции усиленного механизированного батальона иракцев. Ближе к вечеру эти позиции атаковали подразделения 7-й танковой бригады, но ранее по иракцам нанесли удар английские реактивные системы залпового огня и американские штурмовики А-10А. После артиллерийской и авиационной подготовки в бой вступили все четыре разведывательных эскадрона. Истребителям танков «Страйкер» с дальней дистанции удалось ракетами «Свингфайр» поразить несколько Т-55. После окончания удачного боя перед группой была поставлена задача закрыть брешь, образовавшуюся в ходе продвижения 4-й и 7-й танковых бригад. Эскадрон «А» гвардейских драгун шел в авангарде наступавшей на Кувейт 7-й танковой бригады. По мере продвижения танковой дивизии вглубь Кувейта все большие силы разведчиков привлекались к охране тылов. Война в Заливе завершилась 28 февраля 1991 года поражением армии Ирака.
Рельеф местности и превосходство в скорости основных боевых танков затрудняли использование «скорпионов» и «симитэров» в составе боевых групп. Подразделения машин CVR(T) больше подходили для охраны флангов, маркировки маршрутов передвижения колонн, обеспечения безопасности штабов и тыловых подразделений. Пехотная боевая группа 4-й танковой бригады, имевшая в своем составе только один полк, иногда действовала вообще без танков «челленджеров» приданного ей 1-го танкового эскадрона. На базе 3-го батальона пехотной группы была сформирована комбинированная разведывательная группа — четыре машины «Спартан», артиллерийский офицер-корректировщик, офицер управления минометным огнем, саперы. Группа представляла собой довольно грозную противотанковую боевую единицу и отличилась в ночь на 26 февраля в ходе атаки позиций противника.
Колонна боевых машин полка легких драгун: впереди «Симитэр», за ним — бронетранспортеры FV432 «Троуджен». Босния, район Бруко, июль 1993 года
«Симитэр» из состава эскадрона «С» полка легких драгун на наблюдательной позиции в Центральной Боснии. Январь, 1994 года
Командир 16/5-го Ее Величества Королевского уланского полка подполковник Филипп Скотт использовал бронетранспортер «Спартан» в качестве своеобразного «боевого такси» для передвижения между различными разведывательными подразделениями полка. По соображениям безопасности его машина не имела регистрационных номеров или написанных на бортах радиопозывных, лишь одна скромная надпись указывала на высокий статус «хозяина» бронетранспортера — «THE BOSS!». Так как бронетранспортер использовался в качестве командирской машины, он был оснащен дополнительным радиооборудованием, а на крыше корпуса установлены три штыревые антенны. Экипаж машины включал шесть человек: самого подполковника, радиста, офицера штаба, офицера разведки, механика-водителя и передового авианаводчика ВВС США. Внутренний объем машины уменьшился из- за установки дополнительной радиоаппаратуры, поэтому над дверцей в задней стенке корпуса пришлось смонтировать контейнер от танка «Чифтен» для хранения имущества и снаряжения. Над прицелом командира был смонтирован приемник «Тримпэк» спутниковой навигационной системы, ее электронный блок установили на амортизаторах под специальным чехлом. На болтах перед ящиком для хранения снаряжения, сразу же позади люка радиста, был укреплен водонагреватель, который использовался для приготовления чая. Машина подполковника — интересный пример полевой модификации «Спартана».
Бронетранспортер «Спартан» полка легких драгун на блок-посту войск ООН в Боснии. Март 1994 года
Боевые машины Собственного Ее Величества Королевского гусарского полка во время учения Ulan Engle 99. Слева — БРМ «Симитэр» с установленной над стволом пушки ПУ ПТУР «Милан», справа — санитарная машина «Самаритан»
В октябре 1992 года правительство Великобритании выделило в состав миротворческих сил ООН в Боснии и Герцеговине бронепехотную боевую группу. Бронированные машины CVR(T) и их экипажи были взяты из подразделений 9/12-го Королевского уланского полка и полка легких драгун. В июле 1993 года английские БРМ из эскадрона «В» Легкого драгунского полка несли патрульную службу в районе Брчко. Здесь шли интенсивные бои, и силы ООН постарались занять ключевые высоты в самом узком месте Посавинского коридора. Наблюдательные посты играли важную роль в мониторинге ситуации и позволяли контролировать позиции противоборствующих сил. Информация обо всех изменениях на поле боя через спутниковую связь немедленно передавалась в Женеву; с момента обнаружения каких-либо изменений до поступления доклада участникам мирных переговоров, шедших в это время в Швейцарии, проходило всего 30 минут.
В марте 1994 года на Балканы отправили вторую группу, в составе которой находился разведывательный эскадрон. Легкие и маневренные «симитэры» хорошо подходили для эскортирования автоколонн на узких и извилистых горных дорогах, машины хорошо зарекомендовали себя и в ходе других заданий, выполняемых силами ООН. За счет менее агрессивного, чем у «Скорпиона» или «Симитэра», внешнего вида бронетранспортеры «Спартан» использовались более гибко, чем пушечные машины, в частности—для сопровождения VIP-конвоев.
В 1993 году для действия в Сомали был сформирован бельгийский контингент миротворческих сил ООН. Контингент состоял из двух разведывательных эскадронов и имел на вооружении 26 БРМ «Симитэр», восемь танков «Скорпион», девять бронетранспортеров «Спартан», две машины «Самаритан» и три БРЭМ «Самсон».
«Скорпионы» вооруженных сил Ирана активно использовались в ираноиракской войне. Значительная их часть была уничтожена или захвачена в качестве трофеев иракскими войсками. 19 трофейных «скорпионов» Саддам Хусейн подарил соседней Иордании.
В марте 1999 года в Иордании начались испытания «Скорпиона», модернизированного при участии специалистов фирмы «Элвис». На танке установили дизель «Перкинс» мощностью 200 л.с. и полуавтоматическую трансмиссию TN15D. Полностью была заменена электросистема машины. На маске пушки, справа от ствола орудия смонтировали прибор ночного видения фирмы «Пилкингтон Оптроникс»; оптическая ось которого была параллельна каналу ствола; прибор ночного видения механика-водителя заменили на более современный.
В 1992 году в Британии были опубликованы требования 4061 TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement — требования к тактической бронированной разведывательной системе).
Трофей ирано-иракской войны. Захваченный иракцами и переданный Советскому Союзу пражский «Скорпион» находится в танковом музее в Кубинке
«Скорпион» из состава разведывательной группы 1-го Королевского танкового полка. 1994 год. Внешний вид машины соответствует последнему варианту комплектации и размещения ЗИП и инструмента В них оговаривался выпуск первой боевой машины в 2004 году. Таким образом, машины семейства CVR(T) остаются на вооружении и в XXI веке, несмотря на то, что их возраст составляет уже более 30 лет.
В 1993 году англичане уменьшили номенклатуру бронированных разведывательных машин, с вооружения были сняты такие заслуженные БРМ, как «Саладин», «Феррет», «Скорпион» и «Фокс». После снятия с вооружения БРМ, вооруженных 76-мм орудиями, 30-мм автоматическая пушка L21 «Рэрден» стала самым мощным стрелковым оружием английских разведывательных машин (пушка «Рэрден» унифицирована по боекомплекту с вооружением БМП «Уорриор»).
После снятия с вооружения легких танков «Скорпион» и бронеавтомобилей «Фокс» возникла идея путем монтажа башен от «фоксов» на корпусах «скорпионов» создать дополнительное количество БРМ, близких по своим характеристикам машинам «Симитер». Проектирование и сборку двух прототипов вела фирма «Элвис», на вооружение армии Великобритании эти машины были приняты под обозначением «Сейбр».
Стандартизации в британской армии подверглось не только пушечное вооружение, но и пулеметное. Штатным спаренным пулеметом стал четырехствольный L94A1 «Чэйн Ган», который и был установлен в маске пушки «Сейбра». Вместо трехствольных дымовых гранатометов на «Сейбре» смонтировали четырехствольные, по типу установленных на «Симитэре». В передней части корпуса разместили дополнительные ящики, предназначенные для хранения запасных стволов к пулемету, запасных траков и личных вещей членов экипажа.
В 1994 —1995 годах в вариант «Сейбр» на арсенале в Доннингтоне прошли конверсию 104 «скорпиона». Планами британских вооруженных сил предусматривается модернизация всех имеющихся на вооружении 270 легких танков «Скорпион» в боевые разведывательные машины «Сейбр». По данным справочника «Джейн», на начало 2000 года на вооружении армии Великобритании состоят 155 БРМ «Сейбр».
Колесная бронированная разведывательная машина «Фокс»
Прототип бронированной разведывательной машины «Сейбр» (на фото в центре и внизу). Обращают на себя внимание совершенно иные, чем на «Скорпионе» и «Симитэре», форма и размещение ящиков для амуниции и ЗИП
С целью продления срока службы машин CVR(T) до момента поступления в войска новых БРМ, разработанных в соответствии с требованиями TRACER, была инициирована программа LEP (Life Extension Programm — программа продления жизненного цикла). Ключевыми моментами программы LEP являются замена бензиновых двигателей «Ягуар» J60 дизелями (весной 1999 года фирма «Элвис» передала британской армии первый «Скорпион», оснащенный дизельным двигателем Каммингс ВТА5.9); установка радиоаппаратуры «Клансмэн» VRC-353 с «закрытым» каналом связи; установка закрытого броней тепловизионного прицела. Кроме того, планируется повысить эффективность 30-мм пушки за счет введения в боекомплект новых бронебойных снарядов. Тепловизионные прицелы будут изготавливаться из элементов системы TOGS (Thermal Observation and Gunnery System — тепловизионная обзорно-прицельная система), снимаемых с вооружения основных боевых танков «Челленджер 1». Новый прицел позволит командиру и наводчику одновременно выбирать цели и наводить пушку, обзорно-прицельный канал командира станет независимым от канала наводчика. Среди других усовершенствований, предусмотренных программой LEP, — установка лазерного дальномера и приемника спутниковой навигационной системы. Приемники спутниковой навигации уже опробованы на машинах, принимавших участие в операции «Буря в пустыне». После реализации мероприятий программы LEP машины CVR(T) станут высокоэффективными БРМ даже по стандартам XXI века.
БРМ «Сеибр» Собственного Ее Величества полка йоменов. Великобритания, 1997 год
Бронированная разведывательная машина «Сейбр» полка Конной гвардии на выставке боевых и транспортных машин в г.Чатэм в июне 2002 года, проводившейся в рамках празднования 50-летия нахождения на троне королевы Елизаветы II (фото в ц е н т р е и внизу). Обращают на себя внимание четырехствольный пулемет «Чэйн Ган» справа от пушки и четырехствольные установки дымовых гранатометов слева от ночного прицела
Тактико-технические характеристики боевых машин семейства CVR(T)
«Скорпион-90» «Симитэр» «Спартан» «Страйкер» «Самаритан» «Султан» «Самсон» «Скорпион» Экипаж, чел. 3 3 3 7 3 3 5-6 3 Длина с пушкой вперед,м 5,29 4,96 Длина, м 4,79 4,57 4,79 5,12 4,83 4,99 4,99 4,93 Высота, м 2,10 2,08 2,10 2,26 2,28 2,51 2,51 1,72 Ширина, м 2,24 2,24 2,24 2,24 2,28 2,24 2,24 2,24 Клиренс, м 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 Боевая масса, кг 8073 8723 7800 8172 8346 7709 7918 7893 Удельное давление на грунт, кг/см2. 0,36 0,34 0,35 Удельная мощность,л.с./т 23,54 24,4 23,25 22,77 25,2 24,5 24,8 Емкость топливных баков, л 423 423 386 386 386 386 386 Максимальная скорость по шоссе, км/ч 80,5 72,7 80,5 80,5 80,5 80,5 80,6 80,6 Запас хода по шоссе, км 644 644 483 483 483 483 483 Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ширина траншеи, м 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 2,06 подъем 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60%В выпуске использованы фотографии из коллекций автора, М.Барятинского, а также заимствованные из книг Jane’s Light Tanks and Armoured Cars (Jane’s), Scorpion Reconnaissance Vehicle 1972—1994 (Scorpion), Operation Desert Sabre (Desert Sabre) и из журнала Military Modelling.
Следующий номер «Бронеколлекции» — монография «Средний танк «Генерал Ли»
Легкий танк «Скорпион» одного из подразделений британских вооруженных сил на подступах к Басре. Операция «Буря в пустыне», 1991 год.
Модернизированный легкий танк «Скорпион» на выставке вооружений IDEX-2001. Абу-Даби, март 2001 года
Легкий танк FV.101 «Скорпион» из состава 14/20-го Королевского гусарского полка Британской Рейнской армии. 1973 год
Бронированная разведывательная машина FV.107 «Симитэр» вооруженных сил Великобритании в зимнем камуфляже. Норвегия, 1979 год
Бронетранспортер FV.103 «Спартан» 1-го разведывательного батальона бельгийской армии. 1978 год
Легкий танк «Скорпион-90» вооруженных сил Индонезии. 2000 год
Самоходный противотанковый комплекс FV.102 «Страйкер» одного из разведывательных полков Британской Рейнской армии. 1984 год
Бронированная санитарная машина FV.104 «Самаритан»
Бронированная разведывательная машина «Сейбр» Королевского полка легких драгун. Босния, 1997 год
Командно-штабная машина FV.105 «Султан»
Комментарии к книге «Легкий танк «Скорпион»», Михаил Владимирович Никольский
Всего 0 комментариев