В заголовке: перспективная подземная лодка: 1. Бур, разрыхляющий грунт. 2. Отсек управления. 3. Разжимающие дуги (экспандер). 4. Механизм подачи вперед. 5. Стабилизаторы, предохраняющие от поворота. 6. Тоннель.
Попробуем представить себе, что мы проникли «глазом» мощного рентгеновского аппарата в толщу земли под улицами большого города.
Электрические кабели, водопроводные магистрали, газопроводы, лабиринт канализационных труб и, наконец, тоннели метро — вот лишь короткий перечень того, что мы могли бы увидеть.
Нередко на оживленных улицах города появляется табличка: «Проезд закрыт». А дальше, там, где лишь вчера лежала гладь асфальта, мощные экскаваторы, нагромождая целые холмы грунта, роют глубокие траншеи. Не лучше ли было бы все эти работы по примеру строительства Московского метро вести закрытым способом?
Наши геологи и нефтяники бурят скважины глубиной в тысячи метров, пользуясь совершенными механизмами. Так нельзя ли создать машину, которая могла бы быстро продвигаться под землей в любом направлении, оставляя за собой тоннель нужного диаметра? Оказывается, такую управляемую подземную машину построить можно.
Краткая история возникновения механических кротов такова.
Еще до Великой Отечественной войны Центральный научно-исследовательский институт машиностроения исследовал зависимость давления резания от скорости резания. При исследованиях выяснилось, что на больших скоростях обработки материала давление резания падает. Скажем, при скорости резания в 20–30 м/мин давление — 400 кг, а при скорости 400–500 м/мин давление только 250 кг.
Опыты показывают, что твердость тел, с помощью которых нам приходится резать, находится в зависимости от той скорости, с которой движется инструмент. Так, например, если на вал мотора, который делает несколько десятков тысяч оборотов, надеть прессшпановый диск, то им можно разрезать даже напильник.
Все, кому приходилось иметь дело со шлифовкой, знают, что чем быстрее вращается шлифовальный камень, тем он как будто становится тверже.
Наши токари-скоростники практически доказали, что чем быстрее работает станок, тем относительно меньшая требуется мощность.
Комментарии к книге «Подземоход», А. Требелев
Всего 0 комментариев