(Из речи перед защитой диссертации на тему «Буддизм и Христиaнство в их учении о спасении», Иером. Гурия, доцента по кафедре Истории миссии, этнографии монгольских племен и калмыцкого языка).
Общеизвестная читающей публике литература о буддизме на русском и иностранных языках склоняется видеть сущность буддизма в 4-х известных, так называемых, блогородных истинах: истине о страдании всего сущего, истине о происхождении страданий, об уничтожении страданий, о пути, ведущем к уничтожению страданий. Когда я приступил к изучению предмета своего исследования, то анализ указанных истин буддийской вероучительной догмы мне скоро раскрыл, что метафизического, или вернее, основоположительного характера здесь только одна вторая истина, именно, истина о происхождении страданий. Данная истина видит метафизическую причину страдания сущего в неустойчивости всего существующего. Это – истина о происхождении всего из взаимной связи, истина о сущем, как исключительно только цепи причин и следствий. Ясно, что указанная истина, раскрывая философскую сторону буддийского мировоззрения, углубляет вопрос о его подлинной сущности и намечает иные горизонты для более существенной характеристики основоположений буддизма. Если все сущее: материальное бытие, человек, его душа и проч. по своей подлинной сущности только – цепь причин и следствий и более ничто, – то во что же разрешается буддизм, во что разрешается вся восхваляемая его поклонниками нравственная высота, во что разрешается буддийское спасение, призывом к которому начинается и которым кончается всякая буддийская книга, во что разрешается, наконец, и вопрос о последней сущности буддизма, как философии жизни, как цельного мировоззрения. Логика мысли ясно указывала на нигилистический принцип доктрины.
Комментарии к книге «Нигилистический принцип буддийской философии и современные течения в ламаизме», Архиепископ Гурий
Всего 0 комментариев