Е.А. ТОРЧИНОВ
ТРАДИЦИОННАЯ аждой “совокупности” тридцать “поворотов”, в каждом “повороте” -- двенадцать “эпох”, в каждой “эпохе” – тридцать “лет”. Продолжительность всего цикла, как уже говорилось в начале этой статьи, 129 600 лет.
Основой для моделирования мирового цикла Шао Юну послужил астрономический год: в космическом “юане” содержится столько же “совокупностей”, “поворотов”, “эпох” и “лет”, сколько в году месяцев, в месяце – суток, в сутках – часов (китайский час, “стража” – гэн равен двум европейским), и в часах минут (также двойных). Поэтому основные этапы “космического года” были соотнесены неоконфуцианцами с сезонами, также обозначенными терминами И цзина – юань (начало), хэн – расцвет, ли – польза и чжэн – добродетель. Первый соответствует весне (от формирования мира до появления всех живых существ), а последний, естественно, зиме (пустота, предшествующая формированию нового универсума), за которой следует новая “весна” и соответственно, новый космический цикл. Этих циклов не было начала и не будет конца.
Весь космический цикл Шао Юн разделил также на двенадцать отрезков по числу одного из наборов так называемых циклических знаков, формальных маркеров самых различных как пространственных, так и временных структур (второй набор насчитывает десять знаков).
Реклама на сайте
Комментарии к книге «Традиционная китайская историография: картина мира и исторический процесс», Евгений Алексеевич Торчинов
Всего 0 комментариев