33. Проблема культурных влияний для России всегда стояла остро. Но в определенные периоды без этих влияний не было самобытной и богатой отечественной традиции, так, например, крещение Руси при князе Владимире открыло страну для византийского влияния. Новгород и Псков невозможно представить без влияния Северной Европы. Вершина древнерусской культуры — время преп. Сергия и Андрея Рублева вошло в науку как период второго южно-славянского влияния, так как во второй раз после Киевской Руси Византия и Балканы притоком новых идей стимулировали развитие русской культуры.
34. Пустозерская проза. М., 1989, с. 102.
35. В. В. Бычков. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. М., 1992, с. 481.
36. Символично, что мощи святителя Филиппа из Соловецкого монастыря привез в Москву в 1652 г. Никон, митрополит Новгородский и Великолуцкий, впоследствии — патриарх, возглавивший церковную реформу.
37. Идея создания Иерусалима под Москвой является лучшим свидетельством устремлений Никона и характеризует его как политического и идеологического деятеля определенного толка. Мечтой Никона было поставить власть православного патриарха на такую же высоту, как у Римского папы. В пику уже существующей доктрине «Москва — третий Рим», он создает свою — «Москва -второй Иерусалим». Воплощая эту идею, Никон хочет доказать свой основной тезис: «священство — выше царства».
38. В. В. Бычков, Цит.соч. с. 585.
39. Иконописцы на государевой службе получали разные заказы — например, расписывали знамена, кареты, граверовали оружие и обслуживали другие вполне светские нужды государства.
40. В. В. Бычков. Цит.соч., с. 597.
41. В. В. Бычков. Цит.соч., с. 552.
42. В. В. Бычков. Цит.соч., с. 606.
43. О Симеоне Полоцком см. «К вопросу о полемике вокруг русского иконописания во второй половине XVII века». «Беседа о почитании икон святых» Симеона Полоцкого. ТОДРЛ XXXVIII, Л., 1985, с. 280-289.
Комментарии к книге «Богословие иконы», Ирина Константиновна Языкова
Всего 0 комментариев