Религия, мировосприятие и особенности психологии личности с нею связанные играют все большую роль в жизни общества в России. Традиционная православная религия получила в последние годы широкое распространение в обществе. Миллионы людей в той или иной степени вовлечены в религиозные практики, отправление религиозных ритуалов, либо периодически посещают церковь.
Именно за последние годы появился большой объем литературы, посвященный православным практикам, теологии, традициям и ритуалам. В то же время осмысление христианских практик и ритуалов с позиции психологии на наш взгляд явно недостаточно. В советские времена эта область была табуирована, сегодня сложившееся разделение областей исследования привело к образованию своеобразных границ между психологией, религией и философией. В русскоязычной литературе гораздо проще найти психологический анализ практик буддизма или глубокое обсуждение древних шаманских ритуалов, нежели рассмотрение традиционной для России религии.
Православные ритуалы и религиозные практики обсуждаются, в основном, с позиции теологии, философии, богословия и т. д. На наш взгляд представляется чрезвычайно актуальным провести анализ основных религиозных практик именно с позиции их воздействие на сознание человека в контексте современных моделей психологии новой волны. С одной стороны, это позволит «перекинуть мост» между традиционно не стыкуемыми позициями теологии и академической психологии, с другой — рассмотреть конкретные аспекты воздействия религиозных ритуалов, сформировать структурную модель такого воздействия и рекомендации практическим психологам и психотерапевтам. Так или иначе, миллионы людей в современной России вовлечены в православные и другие христианские практики и мировозрение. Исследование механизмов влияние таких практик на структуру личности может открыть новые пути на интеграцию различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии и т. д.
Комментарии к книге «Молитва как психотерапевтическая практика», Е. Ковалева
Всего 0 комментариев