Fromm Е.
The Anatomy of Human Destructiveness
Издательство: Прогресс
1992 г.
Когда психоаналитик изучает биографию своего клиента, он всегда пытается получить ответ на два вопроса:
1) Каковы основные движущие силы в жизни человека, какие страсти определяют его поведение?
2) Какие внутренние и внешние обстоятельства обусловили развитие именно этих страстей?
Последующий анализ личности Гитлера также был ориентирован на эти вопросы, хотя в некоторых существенных пунктах он отличался от классического фрейдовского метода.
Первое отличие связано с тем, что в данном случае страсти в основном были не инстинктивного (точнее говоря, несексуального) происхождения. Второе отличие состоит в том, что, даже ничего не зная о детстве нашего "подопечного" мы можем составить себе представление о его главных (большей частью неосознанных) страстях: это делается на основе анализа сновидений, ошибок, описок, оговорок, жестов, высказываний и способов поведения, которые не поддаются рациональному объяснению (все это можно назвать "методом рентгена". Интерпретация подобных данных требует большого опыта и специальных психоаналитических знаний.
Но самое главное отличие заключается в следующем: классические психоаналитики считают, что формирование личности завершается к пяти-шести годам, а в более позднем возрасте существенные изменения уже невозможны (или же они достигаются ценою больших усилий и целенаправленной терапии). Однако я по собственному опыту точно знаю, что эта точка зрения несостоятельна. Ибо такой механистический подход к человеку упускает из виду, что личность — это вечно развивающаяся система.
Комментарии к книге «Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии.», Эрих Зелигманн Фромм
Всего 0 комментариев