«Рисуночные методики»

2487

Описание

В методических рекомендациях кратко излагаются теоретические и практические основы понимания символов изображения (рисунков). Впервые предлагается комплекс рисуночных методик, позволяющий за короткое время получить максимум информации о бессознательных переживаниях человека и составляющий одну из сторон сложного процесса диагностики его состояния.Рекомендации составлены по материалам и опыту работы психотерапевтов 12-й психиатрической больницы г. Москвы.Книга адаптирована для преподавателей и инструкторов Системы психофизического совершенствования С. В. Барановой



1 страница из 2
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Под редакцией Светланы Васильевны Барановой Рисуночные методики

Корпорация «Развитие и Совершенствование»

Методическое пособие для преподавателей и учащихся системы психофизического развития

Введение

Данные рекомендации посвящены модифицированной методике рисуночных тестов, приспособленной для прогностического анализа бессознательного у людей. Методика отличается от традиционных рисуночных тестов не только тем, что предполагает наличие того или иного бессознательного переживания человека с вероятностной точки зрения, но и прагматической интерпретацией результатов, что дополняет общепринятую характеристику человека.

В основу изучения бессознательного компонента переживаний положена концепция «ядра ущемлённого аффекта» русской школы психоаналитиков и современные взгляды на формирование «комплекса неполноценности», отражающие эмпирический опыт западных и отечественных психотерапевтов и психологов. Подобные рисуночные методики являются не только основой для эффективной невербальной и косвенной оценки особенностей работы бессознательного человека, но и прямым психотерапевтическим методом для управления его патологическими доминантами.

Поскольку в разработке рисуночных методик многое держится на эмпирическом материале, то приводится только интерпретация, которая не противоречит уже существующим методикам. Прогностические рисуночные методики рассматриваются как вероятностные модели переживаний, существующие в бессознательном человека.

Исторические и теоретические основы интерпретации

Для понимания сути прогностических рисуночных методик необходимо осмыслить теоретическую концепцию.

Одними из первых, рисуночные методики изучали русские учёные: В. К. Воронов (1910), Ф. Чада (1911), A. M. Кучаенко (1912). В основном их интерес останавливался на детских рисунках. Ребёнок ещё не достаточно социализирован, поэтому необходимо было искать методы, которые бы показали, что делается в глубине психики ребёнка. Рисунки ребёнка и оказались тем методом, с помощью которого врач, психолог или педагог получали колоссальный материал для изучения и измерения внутреннего детского мира. В 20-е годы этой теме были посвящены многие работы: И. Д. Ермаков (1922), П. И. Карпов (1922), Я. М. Коган (1926), Н. А. Рыбников (1926) и др.

Одновременно начинается изучение рисуночных методик и в западной психологии. В 1926 г. Ф. Гудинаф предлагает для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков тест «Нарисуй человека» (Draw – А – Man, test DAT). Ф. Гудинаф разработал шкалу, по которой можно оценить 51 элемент. Были разработаны нормы для детей от 3 до 13 лет, которые сопоставлялись с умственным возрастом.

В дальнейшем в связи с исчезновением из лексикона советских врачей и психологов слова «психоанализ» в течение долгого периода о рисуночных методиках не упоминается. На Западе же исследования в этой области продолжались.

В 1948 году Дж. Бук (J. Buck) предлагает проективную методику исследования личности «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК» ТЕСТ (HOUSE – TREE – PERSON Test, Н-Т-Р). Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты при проведении детально разработанного опроса. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, её потребностях, уровне психосексуального и интеллектуального развития и т. д.

Дальнейшая разработка теста «Нарисуй человека» Ф. Гудинафа осуществлена К. Маховер (К. Machover) в 1948 г. После выполнения рисунка «Человек» даётся задание нарисовать лицо противоположного пола.

Заключительный этап обследования – опрос. При интерпретации полученных данных автор исходит из идеи, что рисунок является выражением «Я» обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка и прежде всего особенностям изображения основных частей тела.

В 1963 г. Д. Харрисом был пересмотрен тест Ф. Гудинафа. Тест был расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис тест рисования» – (Goodenough – Harris – Drawing Test). В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчинам предлагается изобразить женщину. Автором была предложена значительно более простая обработка результатов тестирования – качественная оценка рисунка как целого, путём сопоставления полученного изображения с 12-ю образцами по степени сходства с эталоном. Рисунок самого себя разрабатывался Д. Xapрисом как проективная методика исследования личности.

Среди исследователей, занимающихся исследованием рисунков в диагностике, можно назвать А. Коха (A. Koch, 1949, использовавшего идею E. Hucher), Е. Хаммер (E. Hammer, 1965) и др. Имея в своей основе развитие психоаналитических концептуальных разработок, идея анализа рисунков детей и взрослых получила достаточное обоснование.

В российской психиатрии и психологии советского периода не было достаточного обоснования для интерпретации рисунков, поэтому отмечаются лишь единичные работы, посвящённые этому вопросу: Ю. С. Савенко, 1970 (Нарисуй человека); Г. Т. Хоместаускас, 1985 (Диагностическое исследование рисунка «семья») и т. д.

Только при выходе идеи психоанализа из подполья в России стали изучать не только диагностические возможности рисунка (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992), но и его терапевтические воздействия на пациентов (М. Е. Бурно, 1993).

Особенностью исследования рисуночных методик является разница культуральных представлений, существующих в западной и российской цивилизациях. В различных странах многие слова несут своеобразие культурального восприятия. Поэтому прямое перенесение значения элементов рисунка на нашу культуральную среду, мягко говоря, не корректно.

Возьмём к примеру задание «Человек». Пытаясь подобрать аналог на английском языке, мы попадаем в своеобразное положение. Person – прямой перевод слова «личность», которая несёт иную смысловую нагрузку, чем задание «человек» – с чисто русским оттенком. Поэтому многие закономерности отражения задания в бессознательном человека разнятся в зависимости от языковых и культуральных особенностей конкретных стран. Естественно, что основная идея использования рисунков в диагностической практике сохраняется, но значение и отражение символов в бессознательном человека должно быть отработано в каждой конкретной культуре самостоятельно. Отсюда и невозможность прямого автоматического перенесения разработанных интерпретаций из одной страны со своим языком и культурой в другую. Исходя из этого положения, отработка принципов интерпретации и задания должна происходить в России самостоятельно, конечно, используя достижения наших коллег за рубежом.

Разрабатываемый вариант рисуночных методик во многом опирается на достижения наших зарубежных коллег, но предназначен не только для диагностики, но и для определения вероятных ключевых позиций деятельности бессознательного и для прогнозирования сложного процесса психотерапевтического воздействия на человека. В этом и есть основное отличие нашей модификации рисуночных методик от общепринятых. С большей или меньшей долей вероятности мы можем говорить о наличии того или иного переживания в бессознательном человека.

Все до сих пор существующие интерпретации рисуночных методик направлены на диагностику и психологическую оценку состояния пациента. Наша же методика направлена на прямое психотерапевтическое воздействие на область бессознательного в человеке с целью его позитивного изменения.

Сравнение начал интерпретации проводится с уже существующими оригинальными версиями рисуночных тестов – «Дом – дерево – человек», «Автопортрет», «Рисунок семьи» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина); «Рисунок человека» (Ю. С. Савенко); «Рисунок семьи» (Г. Т. Хоместаускас).

Рисование как метод проявления проблем в бессознательном человека

Благодаря рисункам можно иметь материальное отражение деятельности бессознательного поля мышления человека. Вместе с произносимыми им словами исследователь получает огромный и важный материал для проведения коррекции.

Классическая же система выяснения бессознательных проблем в психоанализе связана с длительным ожиданием, пока пациент преодолеет своё сопротивление и сообщит врачу основную мысль неосознаваемого переживания и комплекса.

В рисуночных методиках происходит активное выяснение основных бессознательных переживаний любого человека, которые декомпенсируют его состояние. К тому же они обходят внутреннее сопротивление исследуемого.

Мысль или эмоциональное переживание в изображении на бумаге проявляются в виде наиболее известного символа, который постоянно присутствует в бессознательном человека.

Символ ( от греч. – условный знак ) – предмет, действие, образ – служащий условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи .

Этот символ несёт большой заряд эмоциональной энергии. Проявляя себя при передаче из мозга на руку, он совпадает с напоминающими явлениями окружающей среды. Таким образом человек обычно изображает то, что на сегодняшний день является доминирующим в его неосознаваемых переживаниях.

В каждый конкретный момент личность беспокоит какая-то проблема, которая дестабилизирует её характерологически, что на поверхности проявляется в виде наблюдаемых симптомов и синдромов.

При выполнении задания хоть исследуемый и может подозревать, что данная методика является инструментом исследования его бессознательного, но подобное происходит на фоне совершенно неопределённых инструкций.

Эти инструкции ставят его бессознательное в положение выбора. В этом случае на поверхности оказываются наиболее эмоционально заряженные проблемы, а также те, которые беспокоят исследуемого на протяжении длительного времени.

Самое сложное в исследовании бессознательного – это в момент исследования максимально освободить человека от критического осмысления происходящего. Отсюда и инструкция о рисовании абсолютно простых и индифферентных рисунков. В этом случае у взрослого человека создаётся впечатление детской игры, что и освобождает его от излишнего сопротивления.

Часто критически настроенный исследуемый, начиная рисовать, сам пытается интерпретировать или задаётся вопросом – зачем это рисование? Но из-за отсутствия у него основы интерпретации может и оказать сопротивление, чтобы уйти от исследования, говоря: «Я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», что расшифровывается как «Я не умею жить или я живу отвратительно» .

Если же человек наотрез отказывается от рисования, значит, он испытывает огромное опасение перед раскрытием своих проблем, мыслей и желаний. Следовательно, он и не желает разрешать эти проблемы.

Преподавателю и инструктору здорового образа жизни в практике необходимы методы, сочетающие в себе экономичность (время определения) и информативность (количество). Этим двум принципам полностью отвечают данные прогностические рисуночные методики.

Благодаря полученным рисункам, преподаватель с большей вероятностью может говорить о наличии конкретных проблем в бессознательном своего учащегося. И не только говорить, но и определив у него основные патологические доминанты, предложить адекватную компенсаторную помощь, через которую направить организм учащегося в русло психофизического оздоровления.

Психосоматическая символизация

Связь между соматическими заболеваниями и психической деятельностью несомненна. За исключением отдельных инфекций, человек хорошо защищён от физического воздействия (возбудителя). Психический возбудитель всегда индивидуален, и здесь заложена основная сложность проблемы. Любой психический сдвиг вызывает изменения в вегетативной системе. А вегетативные расстройства вносят функциональные сдвиги в работу соматических органов.

Длительные вегетативные расстройства при хронических стрессах провоцируют органические изменения во внутренних органах. И ключ к подобным органическим процессам лежит в бессознательных эмоциональных переживаниях. Определение этого ключа и работа с переживаниями выключают восстанавливающий процесс, который воздействуя на органы и ткани ведёт к излечению или компенсации в работе организма.

Установлено, что эмоциональные феномены имеют свои символические отображения в соматике человека. А эти символические отображения зависят от его индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

То, что мозг опосредует и рассказывает о своих переживаниях через материальные субстраты своего тела, это очевидно, поскольку мозг связан с телом, которое и обеспечивает ему нормальное функционирование. Сложность в том, что сигнал контроля из головного мозга проходит эмоциональную обработку в бессознательном и выдаётся в виде психических или соматических феноменов. Чёрным ящиком здесь является эмоциональная бессознательная переработка.

Поэтому интерпретацию символов невозможно проводить без признания некоторых априорных принципов, лежащих в основе передачи мысли через бессознательную эмоциональную переработку в материальные субстраты, будь то органы и ткани, будь то рисуночные изображения или какие-то действия.

Эта работа в некоторой степени даёт понимание на каком языке мозг разговаривает с телом. Как только исследователю становится понятен этот язык, то сразу же становятся понятны и многие проблемы в соматике и психике исследуемого.

Выводы:

1. Бессознательное поле мышления является основным поставщиком переживаний человека.

2. Вся продукция бессознательного поля мышления опосредуется через определённую систему символов. В одних позициях символика является общей для данной культуральной среды, а в других – общей для всего человечества, при этом всегда остаётся строго индивидуальной.

3. Вся продукция душевной жизни человека обладает принципом ассоциации по различным признакам.

4. Под единичным символом у человека понимается только одно логическое построение определённого желания, побуждения, стремления или мотива.

Уровни символизации

Для сохранения целостности детской психики существует ряд защитных механизмов, которые позволяют за короткий период времени вместить в мозг ребёнка огромное количество информации без её критической обработки. Это три природных механизма, присущие каждому ребёнку от рождения.

1. Абсолютная внушаемость.

2. Образное или эйдетическое мышление.

3. Эмоциональное включение в процесс переживания предмета или явления.

Разделение этих трёх уровней достаточно условно, так как обычно они проходят параллельно друг другу. Эти механизмы позволяют ребёнку за первые 7 лет жизни вместить в свой мозг такое количество информации, которое по объёму равно информации, поступающей до конца жизни.

Концепция четырёх уровней символизации делает попытку объяснить формирование символов бессознательной жизни человека.

Первый уровень символизации

Очень важный этап воспитания через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов. Чем богаче в социально-воспитательном плане этот этап, тем уверенней впоследствии ребёнок будет приспосабливаться к окружающей среде.

Изначально мозг ребёнка не отравлен ядом критицизма, поэтому поиск ассоциаций и аналогий идёт автоматически из первого уровня символизации. Этот уровень обеспечивает базисную систему сравнений, которые как бы логико-интуитивно помогают ребёнку через усвоенный ряд символов.

Второй уровень символизации Ребёнок начинает знакомиться со строением своего тела. До 7 лет он не понимает сложности строения человеческого тела, поэтому фиксируется на поверхностном отражении, когда в его жизни обязательно действует сильный раздражитель типа «ожог», в ответ на который ребёнок отдёргивает руку от пламени. Он начинает понимать, что сверхсильный раздражитель, действуя на кожу, вызывает болевые ощущения. И тогда сверхсильный раздражитель в эмоциональной жизни по принципу аналогии будет отражаться на коже. Отсюда возникают различные аллергии, дерматиты, нейродермиты и другие кожные проявления…

Третий уровень символизации Ребёнок начинает знакомиться с распорядком жизни. Вначале дома, затем в социальной среде, где существуют различные запреты, разрешения, ритуалы и т. п. Взаимодействие со взрослыми формирует у него стереотипы поведения. В данном случае необходимо учитывать симпатии и антипатии воспитателя, которые являются ключевыми в воздействии на ребёнка.

Четвёртый уровень символизации Протекает в течение всей жизни человека и отражает те процессы, к которым он пытается приспособиться. Этот уровень связан с жизнью в семье и производственной деятельностью. На фоне попытки приспособиться происходит наработка поведенческих стереотипов.

Разделение на четыре уровня символизации весьма условно, так как все четыре уровня замкнуты на прошлые воспоминания, которые являются отчасти эталонами сравнения для данного человека. Поиск ассоциаций происходит логико-интуитивно, причём самые яркие эмоциональные положительные или отрицательные символы находятся, как правило, на первых трёх уровнях символизации. Сильно заряженные эмоциональные символы находятся в бессознательном.

Когда человек берёт карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного выплывает именно та аналогия, которая имеет более сильную эмоциональную энергию. И бессознательное выдаёт её в виде определённых символов. Это, чаще всего, самая беспокоящая проблема, которая давно созрела и требует своего разрешения. Это та отрицательная доминанта, которая дестабилизирует состояние человека.

Анализ и привязка символов к определённым переживаниям происходят у человека как бы автоматически.

Наряду с вероятными или изменчивыми символами у человека существуют и жёсткие строго детерминированные символы, постоянные в своих проявлениях.

Интерпретация же во многом зависит от самого исследующего и его ассоциативных возможностей, основанных на жизненных явлениях и предметах, обладающих набором свойств, которые интерпретатор интуитивно переносит на себя или окружающих.

Инструкция к заданию

Для обследования необходимо иметь простой мягкий карандаш и два листа нелинованной бумаги стандартного машинописного размера. Лист бумаги нужно сложить пополам, чтобы получилось четыре поля рисования. Всего получается 2 блока по 4 рисунка в каждом.

Первый блок отражает бессознательные эмоциональные человеческие отношения. Его представляют 4 рисунка.

1. «Нарисуйте, пожалуйста, Человека » – эта инструкция достаточно простая и индифферентная, без детализации и индукции со стороны окружающих и инструктора. При различных вопросах со стороны исследуемых инструктор отвечает без наводки: «Рисуйте то, что поняли из задания. Я ставлю задачу, а вы рисуйте, как поняли».

2. «Нарисуйте, пожалуйста, Человека противоположного пола ».

3. «Нарисуйте, пожалуйста, Его и Её на одном листе ».

4. «Нарисуйте, пожалуйста, Семью ».

Второй блок также состоит из 4 рисунков.

1.(5.) «Нарисуйте, пожалуйста, Дом ».

2. (6.) «Нарисуйте, пожалуйста, Дерево ».

3. (7.) «Нарисуйте, пожалуйста, Несуществующее животное (чебурашек и динозавров не рисовать)».

4. (8.) «Последнее поле рисования разделите горизонтально на четыре равных части и последовательно нарисуйте, начиная сверху:

а) какое-нибудь Растение ;

б) какое-нибудь Животное ;

в) какой-нибудь Неодушевлённый предмет ;

г)  Человека ».

Объединение 8 рисунков в 2 блока по 4 рисунка в каждом за 20−30 минут даёт интерпретатору многоуровневую информацию об исследуемом.

Интерпретация

Интерпретации рисунков во многом субъективны как для интерпретатора, так и для исследуемого. Поэтому объединение нескольких рисунков помогает сгладить подобную субъективность интерпретации. Присутствие же одинаковых символов и деталей в разных рисунках позволяет говорить об определённом доминировании в бессознательном пациента.

Исследователь анализирует символы изображения на основе уже существующей у него базы интерпретаций и конкретных символов своего языка и культуры.

При анализе рисунков интерпретатор должен обращать внимание на следующие ключевые позиции:

1. Расположение рисунка на листе.

2. Толщина линий при рисовании.

3. Верхнюю и нижнюю, правую и левую части тела.

4. Голову и лицо. Наличие на лице волос, бороды, усов, глаз, ушей, рта, шляпы и т. д.

5. Наличие рук, в каком они положении и как прорисованы.

6. Наличие ног, в каком они положении и как прорисованы.

7. Соотношение фигур между собой.

8. Дополнительные детали, не относящиеся непосредственно к фигурам.

Очень важно при рисовании поведение человека – его немотивированный смех, жалобы, покраснение или побледнение лица, слезы на глазах и т. п., – это говорит о попадании задания в «ядро ущемлённого аффекта» или комплекса неполноценности.

Расположение рисунка на листе

•  В норме рисунок располагается по средней линии стандартного поля рисования.

•  Ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) говорит о высокой самооценке человека, его мнении о себе, недостаточном признании со стороны окружающих и его тенденции к самоутверждению, что часто выражается недовольством собственным положением в социуме.

•  В левом верхнем углу . Человек отличается большой пунктуальностью, обязательностью и некоторой стереотипностью поведения. Часто изображение фигур у подобных людей достаточно мелкое. У них также могут исчезать окончания или даже слоги при письме. Скорость мозговых процессов у таких людей опережает скорость передачи на руку. Подобная «органоидность» связана со спецификой сосудистого тонуса их головного мозга. Люди данной группы обычно хорошо выполняют рекомендации.

•  Ближе к нижнему краю (чем больше, тем выраженнее) указывает на наличие депрессивных компонентов в настроении (особенно показательно у детей). Наличие хотя бы двух подобных повторений в рисунках говорит о резком снижении самооценки, пессимистической оценке себя и окружающих.

•  Поворачивание листа по горизонтали или переворачивание листа свидетельствует о независимости ума и рассудительности. В работе с такими людьми нужно делать акцент на логическое обоснование и рациональный компонент эмоционального воздействия.

Толщина линий

•  Тонкие линии говорят о чувстве собственной малоценности и незначительности.

•  Лёгкие прерывистые линии – скованность и недостаток энергии.

•  Уверенные, твёрдые линии – настойчивость, смелость, бесшабашность, авантюризм.

•  Линии с нажимом свидетельствуют об агрессивности и упрямой настойчивости.

•  Яркая линия указывает на грубость.

•  Стирания ластиком – неуверенность, тревога, боязливость.

Правая и левая стороны туловища

Оценка проводится в зеркальном отражении, т. е. правая рука интерпретатора – это левая рука на рисунке, а левая рука – это правая рука на рисунке.

•  Правая половина тела отвечает за рациональность и производственные отношения. Все пути перекрещиваются на уровне Варолиева моста и имеют отражение в левом полушарии, которое отвечает за логическое мышление.

•  Левая половина тела отвечает за эмоциональное реагирование и имеет физиологическое отражение в правом полушарии.

Важны соотношения правой и левой стороны и их пропорциональность. Если у человека проблемы любовного или эмоционального характера, то они отражаются на левой половине тела в виде непропорционального изображения.

Верхняя и нижняя части тела

•  Верхняя часть тела обычно связана с идеями, мыслями, чувствами и эмоциями человека.

•  Нижняя часть тела связана с сексуальностью и эмоциональной окраской полового чувства.

•  Полное отсутствие нижней части тела говорит о тотальном нарушении половых отношений или об их жёстко идеализированном восприятии. Как правило, сверхидеализированные отношения идут от головы, т. е. мыслей и представлений о сверхидеале половых отношений, без желания гибко приспособиться к конкретной ситуации. Такие люди склонны к поверхностным суждениям и импульсивности в принятии решений. Признавая необходимость половых отношений, они уверены, что эти отношения у них должны быть особенными. Причём конкретно описать эти особенности они не в состоянии.

Иногда у женщин этот символ (отсутствие нижней половины тела) принимает характер полного отрицания половых отношений, что ведёт к постоянным ошибкам в жизненном реагировании.

Фигура и поза

•  Угловатая или квадратная фигура является признаком мужественности.

•  Слишком крупная – обозначает наличие неудовлетворённых, но остро осознаваемых потребностей.

•  Ненормально маленькое туловище говорит об униженности и чувстве малоценности.

•  Если голова нарисована в профиль, а тело – в анфас , то это означает тревогу, которая вызвана социальным окружением. Подобная тревога говорит о некоторой агрессии по отношению к окружающим, на фоне сохраняющейся потребности в общении.

•  Человек, сидящий на краешке стула , – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрительность.

•  Человек, изображённый в беге, свидетельствует о желании убежать или скрыться от кого-либо.

•  Человек без некоторых частей тела указывает на отвержение и непризнание тех качеств, которые символизируют эти отсутствующие части.

•  Вся фигура, изображённая в профиль, говорит о замкнутости и оппозиционных тенденциях с агрессивными реакциями.

•  Фигура р обота указывает на деперсонализацию и акцентуацию на внешних контролирующих силах. Робота изображают как правило дети, на фоне выраженного сверхконтроля со стороны родителей.

•  Фигура, состоящая из палочек, означает увиливание и негативизм.

•  Фигура Бабы-Яги – враждебность.

•  Клоун или карикатура символизируют переживание неполноценности и отверженности, враждебность и самопрезрение.

•  Мелкие фигуры указывают на тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта и скованность.

•  При соотношении фигур необходимо обратить внимание на их пропорциональность и соответствие полам. Далее на то, каким образом они соединены между собой, т. е. на эмоциональные связи между ними.

•  Фигуры, повёрнутые в анфас и соединённые между собой через руки, говорят о хорошей эмоциональной связи между ними и понимании проблем друг друга.

•  Если фигуры повёрнуты друг к другу в профиль – это говорит о конфронтационных отношениях между ними, несмотря на присутствие дополнительных деталей (цветы, солнце и т. п.).

Интерпретация рисунка «Человек»

Рисунок «Человек» символизирует отношение исследуемого к самому себе.

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром и общение с людьми.

При анализе рисунка нужно обратить внимание на то, как прорисованы руки левой и правой части тела. Это важно для понимания, с какой темой (эмоциональной или «производственной») связаны нарушения общения у испытуемого.

•  Полностью прорисованные плечи, предплечья и пальцы говорят о том, что человек не испытывает трудностей при общении.

•  Отсутствие рук или их ограниченная прорисовка говорят о нарушениях в общении.

•  Отсутствие пальцев или они сжаты в кулак обозначает, что субъект в некоторых ситуациях общения испытывает трудности и непонимание.

•  Руки за спиной или в карманах означает нарушение общения в конкретной ситуации. Субъект скрытен по отношению к определённому объекту, не желает что-то ему говорить, не желает уступать или идти на компромиссы.

Ноги , прорисованные со ступнями , символизируют не только физиологическую, социальную подвижность, но и эмоциональную во взаимоотношениях.

•  Тело с полной прорисовкой ног вместе со стопами говорит не только о сохранности половой функции и беспроблемном получении полового удовлетворения, но и о способности легко ориентироваться во внешнем мире, легко совершать социальные движения и решать внешние проблемы.

•  Отсутствие тела и ног говорит об отсутствии половых взаимоотношений или же об отсутствии стабильности в этих отношениях.

•  Рисунок без ног означает неуверенность и отсутствие основы в отношениях.

•  Отсутствие стоп , при сохранении всех остальных компонентов, говорит о периодически возникающих проблемах в области половых эмоций, о замкнутости и робости.

•  Отсутствие стоп и голеней раскрывает более серьёзные нарушения в половых взаимоотношениях.

•  Отсутствие бёдер, голеней и стоп свидетельствует о крайней степени неудовлетворённости в межполовых отношениях или же – крайнюю степень идеализации, которая входит в противоречие с реальной жизнью.

Если ноги или туловище отсутствуют как минимум на трёх рисунках, то можно говорить о тотальном нарушении половой функции у испытуемого.

Голова символизирует сферу интеллекта и воображения человека.

•  Голова, увеличенная по отношению к телу говорит о том, что испытуемый ценит в основном рациональное начало и приукрашивает мыслительный компонент в отношении себя и окружающих.

•  Большая голова у фигуры противоположного пола указывает на ощущение чувства превосходства противоположного пола и более высокий авторитет по отношению к испытуемому.

•  Маленькая голова отражает интеллектуальную или социальную неадекватность, даже на фоне интеллектуальной одарённости.

•  Голова, повёрнутая в профиль , указывает на склонность к агрессии и конфронтационным отношениям.

Шея символизирует подвижность психоэмоциональных процессов и ощущение испытуемым свободы, а также связь между сферой контроля (голова) и влечения (тело).

•  Очень д линная шея говорит о неадекватном поведении, что обычно является выражением торможения и регрессии.

•  Толстая длинная шея указывает на желание контролировать не только собственные телесные импульсы, но и других людей.

•  Толстая короткая шея означает уступки своим слабостям и желаниям и выражает подавленные импульсы.

Лицо – означает эмпатийность. Пытаясь понять другого человека, люди обычно смотрят и анализируют его лицо, мимику, эмоции и т. д.

•  Полное изображение лица со всеми деталями – признак открытости и понимания себя и окружающих.

•  Полное отсутствие лица говорит о полном непонимании человеческих взаимоотношений и даже об отсутствии психологической основы для этого понимания. Непонимание взаимоотношений связано с отсутствием в бессознательном тончайших эмоциональных компонентов понимания общения и связи между ребёнком и родителем, а также закрытостью понимания самого себя и окружающих.

•  Отсутствие лица в каких-нибудь отдельных рисунках говорит о нарушении понимания человека в конкретной ситуации этого рисунка.

•  Если отсутствует лицо как минимум на трёх рисунках , то у человека полностью отсутствует понимание других людей и способность к человеческому общению.

Волосы на голове – признак интеллекта. Иногда волосы говорят о тревоге, связанной с мышлением и воображением.

•  Чем активнее волосы закрашены , тем умнее изображённый человек.

•  Наличие большого количества волос у фигуры противоположного пола символизирует восприятие интеллектуального превосходства противоположного пола и более высокий его социальный статус, что указывает на заниженную самооценку испытуемого.

•  Сравнение количества линий-волос у разных фигур даёт интерпретатору возможности оценить бессознательное отношение испытуемого к другим людям и его место в иерархической лестнице по интеллекту.

Глаза, рот, нос, уши – в зависимости от выраженности прорисовки отражают соответствующий сенсорный контакт с действительностью.

Глаза говорят о том, что человек любит смотреть и подсматривать, а также внимательность и любознательность.

•  Слишком большие глаза говорят о склонности к подозрительности.

•  Маленькие или закрытые глаза – о самопоглощённости, тенденции к самомнению и избеганию неприятных впечатлений.

•  Прорисованная радужка говорит о наличии страха.

•  Ресницы указывают на истероидную и несколько демонстративную манеру поведения. Личность заинтересована в восхищении окружающих и придаёт этому фактору очень большое значение.

•  Брови – презрение и изощрённость в возвышении себя.

Рот символизирует речевую активность и общительность.

•  Рот с зубами указывает на вербальную агрессию (иронизирует, задирается и грубит).

•  Отсутствие рта означает вялость в общении или депрессию.

•  Борода и усы – желание скрыть от окружающих свои дефекты или свою суть, а также свои мысли и проблемы. Если борода – это желание скрыть от окружающих всё, то усы – это сокрытие какой-то одной беспокоящей проблемы.

В качестве приведённого символа бороду и усы нельзя рассматривать в мусульманской культуре, так как они там введены в ранг обязательного атрибута мудрости.

•  Зубы означают агрессивность.

Нос указывает на интуицию и способность ориентироваться в окружающей действительности.

•  Акцентированный нос связан с сексуальными проблемами. Вместе с ярко прорисованными ноздрями он говорит о сексуальной агрессивности.

Уши говорят о заинтересованности в информации, о том, что человек интересуется мнением окружающих и чувствителен к критике. Иногда – о том, что он любит подслушивать и собирать сплетни.

•  Слишком маленькие уши или их отсутствие указывает на неприятие критики и избегание её, а также на доминанту самомнения.

Дополнительные детали на рисунке «Человек»

•  Солнце, цветы, шарики и т. п. указывают на желание приукрасить себя или ту личность, которая отображаема на конкретном рисунке. В этом случае личность нужно рассматривать не как самоценность, а с позиции дополнительных деталей.

•  Тучи означают боязливую тревогу, опасения и депрессию. Тучи приобретают значение в зависимости от принадлежности рисунка.

•  Шляпа – желание прикрыть свои мысли, проблемы и переживания от окружающих.

•  Зонтик – стремление отгородиться от окружающих, спрятав не только свои мысли, но и тело.

•  Портфель – указание на занятость и деловитость.

•  Пояс, ремень – трактуется как контроль половых отношений между партнёрами. Чем больше пояс, тем жёстче контроль. Этот элемент можно даже назвать – «шантажный пояс», когда половые отношения используются для достижения каких-то целей. Пояс – очень важный элемент для понимания взаимоотношений.

•  Оружие – повышенная агрессивность.

Интерпретация рисунка «Человек противоположного пола»

Рисунок символизирует отношение испытуемого к противоположному полу, поэтому при его интерпретации учитывается именно этот аспект. Значение символов такое же, как и на рисунке «Человек».

Интерпретация рисунка «Он и Она»

При интерпретации рисунка оцениваются личностные отношения между полами.

Значение конкретных символов такое же, как и на рисунке «Человек».

Однако в данном рисунке этот анализ усложняется присутствием двух фигур и их взаимоотношений.

Чтобы понять суть взаимоотношений, необходимо испытуемому задать несколько вопросов на основе рисунка:

1. Попросить его дать название этому рисунку. Из характера ответа можно понять отношение испытуемого к подобным эмоциональным связям, т. е. положительное или отрицательное.

2. Спросить, за что Он её терпит и за что Она его терпит.

3. Как долго продлится эта связь?

Последний вопрос определяет срок, который испытуемый установил подсознательно. Поскольку речь идёт об индифферентных фигурах, то у испытуемого не будет сопротивления этому вопросу, а его подсознание выдаст ответ, который, возможно, и сам испытуемый ещё не осознаёт, но вероятный срок подобного общения уже примерно предполагает.

Интерпретация рисунка «Семья»

Этот рисунок позволяет проанализировать семейные отношения у испытуемого.

Значение отдельных деталей-символов у изображённых фигур такое же, как и на рисунке «Человек». Однако анализ усложняется соединением этих деталей у различных фигур.

Сопоставление деталей и символов, их совпадение и различие говорят о превалировании определённого мотива в бессознательном человека.

Как правило, испытуемый изображает свою собственную семью.

•  Норма изображения – семья из нескольких человек нарисована в середине листа. Все члены семьи на одном уровне. Взрослые держатся за руки. Дети расположены со стороны родителя, который ими больше занимается, например, сын со стороны отца, а дочь – со стороны матери.

•  Если между родителями находится ребёнок и они не связаны между собой через руки, это говорит о наличии конфликтов.

Иногда испытуемый изображает целые композиции о происходящем в его семье. Например: жена на кухне, а муж в кресле читает газету или семья нарисована вокруг обеденного стола, что интерпретируется как объединение семьи через пищу – это одна из форм нарушения эмоциональных связей между членами семьи.

Нарушение эмоциональных связей между супругами, естественно, ведёт к нарушению и в половых отношениях, что изображается в виде отсутствия у фигур ног и тела.

Второй блок рисунков

Второй блок рисунков посвящён достаточно ценным для человека ситуациям. В него входят также четыре поля рисования со следующими заданиями:

1. «Дом».

2. «Дерево».

3. «Несуществующее животное».

4. «Я – тест»:

а) какое-нибудь растение;

б) какое-нибудь животное;

в) какой-нибудь неодушевлённый предмет;

г) человек.

Интерпретация рисунка «Дом»

В отличие от рисунка «Семья», где исследуется образ взаимоотношений в семье, в рисунке «Дом» исследуется целостный образ положения в семье.

•  В норме изображение дома расположено посередине листа и посвящено отдельному коттеджу на одну семью.

• Расположение дома в нижней части листа говорит о хроническом дискомфорте, который испытывает человек, пребывая в этом доме.

• Дом, расположенный в верхней части листа, символизирует позитивное реагирование.

•  План дома (вид сверху) вместо самого дома указывает на серьёзный конфликт в семейной, домашней ситуации.

Для целей психокоррекции нас интересует несколько ключевых позиций в рисунке «Дом».

Дым, который идёт из трубы, изображает обитаемость дома.

•  Слишком густой дым говорит о внутреннем напряжении и дискомфорте, который исследуемый испытывает по отношению к обитателям дома. Это положение указывает на то, что он придаёт огромную значимость теплоте душевных отношений и взаимопониманию.

•  Тоненькая струйка дыма – хоть теплота душевных отношений и присутствует в семье, но испытуемый нуждается в её большей интенсивности.

Окна обозначают значимых людей для испытуемого. Причём особую значимость имеют окна с дополнительными деталями – занавесками, лампочками, наличниками, горшочками с цветами и пр. При этом в количество значимых личностей сам испытуемый не входит.

•  Расположение окон . На одной стороне располагаются равные по значимости окна. На стене, обращённой к исследователю, расположены самые значимые люди для испытуемого. Далее по значимости идут окна на боковых стенах, окна на втором этаже и на чердаке.

Необходимо учитывать, что значимыми могут быть и враждебные испытуемому члены семьи.

Дверь и забор указывают на общительность и открытость испытуемого.

•  Дверь и забор отсутствуют – это говорит о «нежелании испытуемого что-либо выпускать из дома», т. е. он имеет трудности в раскрытии перед другими членами семьи.

Подобный рисунок указывает на замкнутость испытуемого, настороженность и, возможно, отсутствие доверия по отношению к другим членам семьи.

•  Отсутствие двери при наличии забора – означает «нежелание впускать в дом». Испытуемый не приемлет взаимоотношений на основе взаимного доверия и открытости. Он с подозрительностью относится к доброжелательности близких.

•  Открытые двери – повышенная потребность в тепле и внимании со стороны окружающих. Иногда – это демонстрация доступности и излишней откровенности.

•  Двери или крыльцо на боковой стене означают неприступность и избегание реальных требований, стремление к уединённости и отчуждение. Многие правильные позиции таким испытуемым категорически отвергаются, даже и не доходя до него.

Последнее время на рисунках стал часто появляться многоквартирный дом . Этот символ доминирует у подростков и молодых людей до 25 лет и обозначает среду, к которой они привыкли, т. е. свидетельствует о явлении урбанизации. Суррогатом обитаемости в таком доме вместо трубы с дымом являются антенны. Но на фоне многих окон всегда можно выделить окна, обозначающие значимых людей. Эти окна отличаются от остальных.

Остальные символы на рисунке, не относящиеся непосредственно к дому (лужайки, озёра, деревья, люди, собаки и т. п.) – подчёркивают реальную, предполагаемую или желаемую значимость этого дома.

Этими дополнительными рисунками испытуемый бессознательно хочет приукрасить ситуацию дома.

•  Солнце – источник тепла и силы.

•  Тучи обозначают проблемы, омрачающие обитателей дома.

Проективные вопросы к рисунку «Дом»

Эти вопросы задают испытуемому с целью обойти его сопротивление и выяснить дополнительные детали его психологического состояния.

1.  Сколько лет дому? Через этот вопрос можно выяснить, устал испытуемый от дома или испытывает радость при его восприятии.

2.  Куда ведут дверь, тропинка или крыльцо? Ответ на этот вопрос определяет вектор психологического движения испытуемого внутрь или из дома.

3.  Какая погода изображена? Через этот вопрос выясняется характер эмоциональной окраски символа «дом» в подсознании испытуемого. Чем хуже и неприятнее погода, тем враждебнее среда вокруг дома.

4.  Если бы этот дом превратился в человека, то кто бы это был – мужчина или женщина? Как правило, исследуемые мгновенно обозначают пол человека. Но если же испытуемый думает секунд 30–40, или задаёт вопросы типа «в каком смысле?», значит, вопрос попал в ключевую точку его переживаний. Причём, если испытуемого напрямую спросить о наличии значимых людей, то в этом случае ответ будет однозначным – таких нет. Но через предполагаемого человека, в которого превратился дом, можно обойти сопротивление для дальнейшего выяснения отрицательных доминант.

5.  Сколько ему или ей лет?

6.  Кем он или она работает?

7.  Кого любит? Если на этом вопросе появляется сопротивление испытуемого, которое тоже проявляется в виде вопросов, то это лишний раз подтверждает наличие значимого человека в жизни испытуемого, при этом он желает скрыть растерянность перед обозначаемой проблемой бессознательного. Здесь можно предложить ему описать любого человека.

8.  Кого не любит? Та же самая ситуация, как и в 7-м вопросе. Предложите описать конкретного человека с отличительной чертой от остальных людей.

Интерпретация рисунка «Дерево»

Рисунок «Дерево» относится к личности испытуемого и его конкретным проблемам, очень часто скрытым и от него самого.

Необходимо проанализировать несколько ключевых символов.

Корни обозначают эмоциональную и духовную связь с настоящими и предшествующими родственниками. Ощущает ли испытуемый эмоциональную поддержку со стороны родственников или духовно близких наставников. Испытывает ли потребность в устойчивости и поиске «своих корней».

•  Отсутствие корней говорит об отсутствии поддержки со стороны окружающих его людей и ощущении одиночества, часто даже при наличии многочисленных родственников. В глубине души испытуемый ощущает, что не может на них положиться в эмоциональных и практических вопросах, что они могут его подвести.

•  Отсутствие корней и подчёркивание этого линией, которая отделяет чертой дерево от почвы , означает отсутствие доверия даже к самому себе – испытуемый чувствует себя изолированным и несчастным.

Ствол – обозначает стержневую основу личности испытуемого и показывает основную идею её существования, т. е. иерархию его личностных ценностей, а также область, на которой находятся его потребности: витальную, конкретно-личностную или духовную.

•  Ствол с заострённым верхом говорит о наличии конкретной цели, которой сознательно и бессознательно посвящена жизнь испытуемого.

•  Ствол и скрытый листвой верх указывают на туманность конечной цели, т. е. испытуемый эту цель не просматривает или даже не задумывается о её необходимости.

•  Штриховка на стволе означает напряжённое беспокойство, эмоциональные проблемы с родственниками (родителями), тоску от покинутости, иногда злобность. Часто это характерно для детей, испытывающих эмоциональную депривацию в семье. И чем больше выражена штриховка, тем больший объём внимания требуется ребёнку.

•  Пень или ствол с обрубленным верхом – редко встречаемый символ, но если он нарисован, то испытуемый переживает надлом, связанный с потерей жизненных ориентиров. Тот же смысл несёт в себе « сломанное дерево » – сильное потрясение или надлом, создающие в жизни испытуемого острое переживание пустоты существования. Подобные состояния требуют срочной психокоррекции, несмотря на несоответствие в поведении человека.

•  Ствол с разными наклонами – активные сомнения, которые заставляют испытуемого внезапно переходить от одной позиции к другой. Такому человеку нужно уделять много внимания, так как он слишком эмоционально изменчив, в силу чего не способен выполнять рекомендации инструктора.

•  Дерево, изображённое в виде упрощённой схемы – только ствол и крона – указывает на стремление к философствованию.

•  Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) указывает на инфантильное поведение, при котором испытуемый не следует данной вами инструкции.

Далее могут быть прорисованы проблемы, которые беспокоят испытуемого .

Дупло обозначает самую крупную проблему.

Ветви говорят о способности к общению. Чем больше ветвей, тем легче испытуемый устанавливает контакты.

•  Отсутствие ветвей говорит о трудности установления контактов.

Плоды на дереве характеризуют стремление к результативности при любой деятельности.

•  Созревающие плоды – это созревающие проблемы испытуемого.

•  Упавшие нарисованные плоды – это созревшие и решённые проблемы.

Количество ветвей и плодов равно количеству решаемых проблем, беспокоящих испытуемого.

Пейзаж вокруг дерева характеризует чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность испытуемого. Работая с такими людьми, исследователю необходимо обращать особое внимание на свои произносимые слова и действия, так как подобные испытуемые бурно реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а не на целостную картину.

Проективные вопросы к рисунку «Дерево»

1. Как называется это дерево? Чтобы понять смысл названия дерева, исследователю необходимо поставить себя на место испытуемого и сказать себе, что он и есть это дерево (сосна, берёза, липа и т. п.), а затем уловить ассоциации, вызванные названием. Ассоциации должны происходить из жизненных впечатлений исследователя и конкретных реальных описаний. Не надо искать ассоциации, спрятанные якобы в глубине, так как они не связаны с реальными жизненными впечатлениями. Одной из главных особенностей интерпретации рисуночных методик является то, что символы и ассоциации всегда находятся на поверхности . Важная задача − именно на них обращать внимание, а не отбрасывать как несущественные.

Вот несколько отработанных нами ассоциаций.

•  Берёза – несёт в себе смысл заниженной самооценки, простоты существования и никчёмности по сравнению с другими людьми.

•  Липа – от слова липнуть, прилипать к кому-нибудь или чему-нибудь.

•  Пальма – смысл этого дерева, как и фикуса, связан с экзотичностью и особенностью условий существования, которые необходимо создавать этой личности. Пальма означает также желание путешествовать в экзотические места.

•  Плакучая ива – недостаток или отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное жизненными событиями отчаяние.

•  Сосна, ель, лиственница – несут в себе смысл защитного характера, так как у этих деревьев имеются иголки. Лица, изображающие подобные деревья, склонны к доминированию. У них выражены организаторские способности и способности к активным действиям.

Ассоциации связаны с названием дерева, условиями его произрастания и обитания. Все эти символы отработаны на людях нашей культуральной среды и средней полосы России. Для людей из иных климатических, культуральных и природных условий значение символов может меняться на прямо противоположное.

2.  Сколько лет этому дереву? Смысл этого вопроса находится в понимании возраста испытуемого, т. е. возраста его бессознательного ощущения своей личности. Противоречие между реальным возрастом, бессознательной его оценкой и поведением может быть огромным. Например, исследуется 40-летняя женщина, а на вопрос о возрасте дерева отвечает: «10 лет». Эта составляющая проявляется и в манере её поведения. В сексуальном общении партнёр ожидает от неё опыта 40-летней женщины, а она демонстрирует ему манеру поведения 10-летней девочки, вызывая у партнёра раздражение. И пока эта женщина не осознает подобного противоречия, она будет сталкиваться с проблемами. Иногда у женщин может преобладать концентрация на своих детях, как форма определённой компенсации, – тогда возраст дерева 10 лет связан с этими детьми или внуками.

3.  Если бы это дерево превратилось в человека, то кто бы это был? Этот вопрос тоже проясняет значимого человека для исследуемого и его скрываемые или неосознаваемые закономерности.

4.  Сколько ему или ей лет?

5.  Кем она или он работает?

6.  Кого любит?

7.  Кого не любит?

Таким образом, после заданных вопросов у вас накапливается материал, состоящий из осознанных, частично осознанных, скрываемых и полностью неосознаваемых переживаний испытуемого, которые дают вам возможность выстроить стратегию и тактику для управления его патологическими доминантами.

Интерпретация рисунка «Несуществующее животное»

Добавление к инструкции: динозавров и чебурашек не рисовать! Эти два символа являются примером так называемых закрытых ассоциаций, которые не несут истинного смысла нарисованного. Закрытые ассоциации достаточно часто встречаются в рисуночных методиках, и останавливаться на них не имеет смысла.

В этом рисунке оцениваются не мелочи изображения, иначе мы полностью запутаемся в значении различных деталей, а крупные детали, бросающиеся в глаза исследователя и вызывающие однозначные ассоциации. При возникновении нескольких вариантов ассоциаций нужно не углубляясь отбросить их, иначе можно неправильно проинтерпретировать целостную картину испытуемого.

Расположение рисунка – верх или низ листа – значение то же, что и на предыдущих рисунках.

Голова в профиль – агрессия, направленная вовне.

Уши, рот и глаза – несут своё прямое значение, связанное с этими органами.

Рот с зубами – вербальная агрессия.

Резкая прорисовка радужки – особенно подчёркивается наличие страха.

Увеличенный размер головы – ценность рационального начала.

Рога – иногда прямое значение – «наставили рога» или подозрение, что «наставили рога». Отсюда вытекает и агрессия как защита себя, которая усиливается другими признаками – когтями, щетиной, иглами, клыками и т. д.

Перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию, некоторой демонстративности.

Грива, шерсть и подобие причёски – обозначают чувственность, подчёркивание своего пола и ориентацию на свою сексуальную роль.

Ноги, лапы или постамент – указывают на основательность, обдуманность и рациональность действий при принятии решений. Особенно это касается в большей степени определения испытуемым своей сексуальной роли.

Отсутствие ног и лап – обозначает поверхностное суждение и импульсивность в принятии решений, особенно в ситуациях сексуального выбора.

Характер соединения ног с корпусом – полные и основательные суждения, контроль испытуемого за своими рассуждениями, выводами и решениями.

Крылья несут своё прямое назначение – желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью и притеснение окружающих. Это касается и позиции поведения в сексуальных отношениях.

Хвост – отношение к собственным проблемам, действиям, размышлениям и выводам, т. е. это тянущийся хвост эмоциональных переживаний личности.

•  Хвост направлен вверх – уверенность в своих выводах и положительная оценка себя.

•  Хвост направлен вниз – недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения, сожаления о сделанном, сказанном и раскаяние.

Чешуя, панцирь обозначают защиту. Если защита представлена в острых углах – она означает агрессивную защиту. Если же заслонами и щитами, то она связана с опасениями.

Затемнение и зачернение фигуры связано с выраженным страхом и тревогой (чем больше зачернение, тем выраженней проявления).

Нарисованные несуществующие животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных, что отражает отношение испытуемого к собственному «Я» и к его представлению о собственном положении в мире. В этом случае испытуемый как бы идентифицирует себя с рисуемым животным.

Характер прорисовки линий животного

•  Слабая, паутинообразная – указывает на астеничность, хронический дискомфорт и, как результат, неуверенность в собственном поведении.

•  Жирные линии с нажимом обозначают выраженную тревожность.

•  Выделенная определённая деталь тела (жирно или слабо) символически отображает место, к которому привязана тревога данной личности.

Прямые символы агрессии – когти, зубы, острые клювы…

Символы сексуальных проблем – вымя, груди, прямое изображение половых органов (чем выраженней органы, тем сложнее сексуальные проблемы).

Фигура животного в виде круга обозначает тенденцию к сокрытию, замкнутость, нежелание давать сведения о себе, вплоть до нежелания тестироваться, особенно если круг не заполнен деталями.

Проективные вопросы к рисунку «Несуществующее животное»

1.  Назовите животное несуществующим именем .

Название животного несёт в себе смысл отражения собственного бессознательного поведения и оценки себя. Но из практических соображений, чтобы не запутаться в анализе деталей, вводится правило: если сразу не возникает однозначных ассоциаций, лучше отбросьте это значение.

2.  Какими реально существующими продуктами ваше животное питается?

Смысл ответа на этот вопрос находится в правильном понимании половой принадлежности испытуемого и его полового воспитания с детства.

3.  Как размножается ваше животное?

Ответы на этот вопрос конкретно показывают степень наличия и удовлетворения испытуемого от половой жизни. Иерархия распределения удовлетворения идёт по убывающей − живородящее, яйценосное, мечет икру, почкование, опыление, просто деление, через поглаживание и наконец никак не размножается, что означает полное неудовлетворение.

4.  Какой основной закон существует в мире, где живёт ваше животное?

На этот вопрос испытуемый, как правило, отвечает, ориентируясь на закон которого он сам придерживается в жизни. Например, выживание сильнейшего или закон доброты и т. д. Иногда испытуемые демонстрируют варианты закрытых ответов в виде биологических или химических законов, что является примером их сопротивления, поэтому анализировать подобные ответы нет необходимости.

Интерпретация рисунков «Я – тест»

Этот тест относится к разряду «Я – тест», в основе которого лежит известное отождествление себя с различными представителями животного и других миров, символы которых человек несёт внутри себя. Ваша инструкция активирует тот образ, который отвечает представлению человека о себе.

Последнее поле рисования делится горизонтальными линиями на четыре части, и испытуемый последовательно рисует:

а) какое-нибудь растение;

б) какое-нибудь животное;

в) какой-нибудь неодушевлённый предмет;

г) человека.

а)  Растение

Как правило, человек рисует то растение, которое отвечает его личности. Прежде всего, речь идёт об уверенности в себе и своей самооценке.

•  Роза – самая высокая оценка себя.

•  Ромашка – низкая самооценка.

Между розой и ромашкой расположены все остальные цветы, со своими специфическими психологическими характеристиками.

В обязательном порядке добивайтесь, чтобы испытуемый назвал своё растение, т. е. написал его рядом с нарисованным образом.

•  Трава обозначает самую низкую самооценку, которая встречается у детей.

При психокоррекции происходит улучшение самооценки: от травы и кустарника – к ромашке. Эта последовательность символов говорит о выходе испытуемого из психологического тупика в развитии и переходе его к нормальному реагированию.

•  Цветы в горшках указывают на эмоциональную отгороженность от жизни в семье, т. е. своеобразную изолированность.

•  Кактус означает тотальную защитную реакцию без каких-либо компромиссов, которая достаточно утомительна для личности и приводит к её истощению.

•  Множественность цветов говорит об инфантильном поведении, когда символы в бессознательном испытуемого ещё не устоялись.

б)  Животное

Этот фрагмент обозначает поведенческий уровень испытуемого. Инструкция до такой степени индифферентна и эмоционально не заряжена, что в ответ на её предъявление обычно реагирует только тот образ, который эмоционально наполнен и не требует дополнительного стимулирования. Именно он «выскакивает» из бессознательного при первом требовании. В обязательном порядке просите дать название животному, а если это домашнее животное, то и кличку.

•  Кошка – символ домашности, любви к уюту и мягкости.

•  Собака – в меньшей степени символ домашности, но, в добавлении к нему, ещё и символ защиты дома. Противоречие между нарисованным животным и его кличкой может быть огромным. Например, нарисована болонка, а кличка у неё Трезор. Несоответствие внешнего вида и поведения вводит в заблуждение не только окружающих, но и самого автора рисунка.

•  Лиса – хитрость и коварство.

•  Заяц или кролик – страх и трусость.

•  Змея – холодность, коварство и наличие ядовитых зубов.

•  Медведь – неуклюжесть и доброта.

•  Лошадь – в этом символе может быть два смысла – как явление постоянной работы или рабочая лошадь; второй смысл – скаковая лошадь, что требует своего уточнения.

в)  Неодушевлённый предмет

•  Книга указывает на идентификацию исследуемого с книжными знаниями, которые обычно входят в противоречие с реальной жизнью.

•  Самолёт, пароход, машина и т. д. – связаны с вектором движения, который обозначился в бессознательном. Характер и скорость передвижения по этому вектору связаны с изображённым объектом.

•  Часы – острое ощущение потери времени, особенно если при этом показаны стрелки. Анализу подлежит и время, указанное на часах, которое может обозначать как негативное состояние, так и склонность к суициду.

•  Камень – говорит о твёрдости, неприступности, непоколебимости и бескомпромиссности.

•  Мяч – передаёт ощущение, что испытуемого постоянно пинают из стороны в сторону, т. е. пренебрегают им.

•  Ручка, карандаш – фаллические символы. Изображают половые проблемы. Важно направление их острия. Если оно направлено вниз, то проблема связана с ощущением половой слабости, если же вверх, то с недостаточно активным использованием половых возможностей.

Если опущенное остриё рисует мужчина, то у него проблемы с половой функцией. Остриём вверх – напоминает всем, что у него есть фаллический символ. Если это рисунок женщины, то она хочет иметь в своём распоряжении фаллический символ, думает о нём и переживает.

•  Чашка, кувшин, ваза и т. п. отражают вагинальные признаки (символы женского начала). Если этот рисунок принадлежит женщине, то он говорит о том, что она всем пытается напоминать, что у неё есть подобные признаки; если же – мужчине, то он постоянно думает о вагинальных символах.

Таким образом, понимание сущности бессознательных образов и в этом разделе связано с прямыми ассоциациями от них.

г)  Человек

Как правило, испытуемый рисует себя или значимого для себя человека.

Основа интерпретации здесь такая же, как и на рисунке «Человек», но добавляются проективные вопросы.

1.  Кто это – мужчина или женщина?

2.  Сколько ему или ей лет?

3.  Кем работает или чем занимается?

Это основные вопросы. Однако в зависимости от интереса к этому рисунку их можно задавать и больше.

Ответы на этот рисунок находятся в области бессознательных желаний испытуемого.

Достаточно часто женщины рисуют своих любимых детей, в которых они видят смысл своей жизни, что, в свою очередь, является предпосылкой будущих эмоциональных переживаний.

Дополнительные рисунки

Иногда в практике психокоррекции возникает необходимость определения символа болезни, который испытуемый несёт внутри себя. Мы предлагаем два рисунка, основанных на его представлении о своей болезни и выздоровлении.

1.  Нарисуйте картину «Я и моя болезнь».

2.  Нарисуйте картину «Я выздоровел».

При рисовании данных заданий возникают очень интересные ситуации, когда мы применяем массу энергии, методов и времени, а испытуемый даже не представляет идею болезни. В качестве примера приведём два случая.

1. Девочка, 9 лет, страдающая энурезом, в задании «Я и моя болезнь» рисует горшок рядом с чистой постелью. Рядом таз с бельём, при этом себя она не рисует. Объясняет: это моя кровать и бельё, которое мама стирает. На вопрос: «А где же ты?» − она сначала молчит, но затем произносит: «А я уже встала…».

До этого исследования ребёнка в течение года лечили от энуреза. Причём девочке было непонятно, от чего её лечат, поэтому в бессознательном у неё отсутствовал символ болезни, и все терапевтические мероприятия проходили не только мимо её сознания, но и мимо её бессознательного. После выяснения этого обстоятельства мы провели небольшую работу, сформировав символ того, что с ней происходит, а затем применили терапевтические методы, направленные на разрушение болезненного реагирования, и сформировали в бессознательном символ здоровья через рисунок «я выздоровел».

Этот пример показывает, что прежде чем приступать к психокоррекции различных расстройств, необходимо всё же выяснить, как испытуемый воспринимает себя в своей болезни и вообще свою болезнь.

2. Молодой человек, 29 лет, страдал от половой слабости и невозможности в связи с этим начать половую жизнь. Мы уточняем основное его расстройство и просим нарисовать половой акт. После 3-минутного объяснения своего неумения рисовать он рисует у левой стороны листа вертикально мужчину в полный рост. На противоположном конце листа рисует вертикально женщину в полный рост. Таким образом, в его бессознательном отсутствует даже представление о половом акте, несмотря на то, что его пользовали в течение 10 лет различными методами терапии и психотерапии, которые ушли, как вода в песок, без какой-либо задержки в бессознательном. Так можно лечиться всю жизнь, когда объект воздействия не определён прежде всего для самого пациента. Он не осознаёт, против чего борется, так как в бессознательном нет представления о болезни.

Таким образом, прежде чем приступать к терапии, необходимо выяснить, как пациент представляет себе свою болезнь.

Та же самая проблема возникает и при лечении. Прежде чем лечить человека, необходимо поинтересоваться, а существует ли в его бессознательном образ выздоровления, к которому мы призываем. Отсюда и вывод о необходимости анализа бессознательных представлений человека о своём месте в болезни и вообще о болезни. И лечение состоит прежде всего в выяснении, есть ли это выздоровление в его бессознательных представлениях.

Для определения отношения пациента к своему выздоровлению мы просим нарисовать картину «Я выздоровел», которая даёт нам понять, что значит для него слово «выздоровел». А исходя из полученной информации мы строим тактику и стратегию своего поведения, подтверждая существующий в бессознательном пациента образ выздоровления или же создавая его, и только после этого переходим к активным психотерапевтическим мероприятиям.

Противоречие между тем, что нам сознательно говорит пациент, и тем, что у него представлено в бессознательных образах и символах, создаёт предпосылки для хронификации болезненного процесса при условии, если мы интересуемся представленным в бессознательном.

Для задач выяснения символов бессознательной жизни рисуночные прогностические методики являются основополагающими, так как позволяют за короткое время с большой долей вероятности выяснить образы и символы бессознательного. А поскольку мы применяем не один рисунок, а восемь полей рисования, знание о бессознательных символах приобретает огромное обоснование и значимость тем, что перекрещивающиеся и повторяющиеся символы дают нам основание говорить об укоренившихся представлениях человека, о различных сторонах его поведения и его самоощущениях в различных ситуациях.

Особенности проведения тестирования у детей

В детской психотерапевтической практике прогностические рисуночные методики являются основными, так как применение других методов осложнено недостаточной социализацией ребёнка. Схема проведения рисуночных методик у детей та же, что и у взрослых, но рисунок «Он и она на одном листе» не проводится у детей до 12−13 лет, а также к «Несуществующему животному» мы не задаём вопроса о размножении.

При различных жалобах у ребёнка дополнительно проводятся тесты «Я и моя болезнь» и «Я выздоровел». Эта методика не проводится, если проблема беспокоит родителей, а не ребёнка.

Ещё в тесты для детей добавляется рисунок «На свободную тему», который определяет круг интересов ребёнка.

Некоторые заметки по поводу логики чтения рисунков

Самая трудная часть анализа рисунков – это их полный синтез и психокоррекционные мероприятия, направленные на компенсацию исследуемого, которая начинается с понимания, что происходит в его соматике и психике.

Логика чтения рисунков, на базе предложенных прогностических рисуночных методик, обладает рядом особенностей.

Прежде всего, это схема человеческих отношений, отражённая в определённой последовательности их значимости.

Начало анализа логики представлений в бессознательном – это первый рисунок – «Человек».

Значимость личности начинается с определения, кто человек. Личность обычно рисует себя в качестве точки отсчёта для остальных рисунков. Но если женщина на задание «человек» рисует мужчину, это означает её заниженную самооценку. И если на второе задание – «Человек противоположного пола» она опять рисует мужчину, то точкой отсчёта в различных жизненных ситуациях опять становится не она сама, а мужчина, что естественно ведёт женщину к постоянным ошибочным выборам.

При сравнении символов, представленных на пяти рисунках, очень важно правильно сопоставить их между собой.

Наличие хотя бы трёх повторений символа говорит об абсолютном его значении.

Если проблемы отражены в рисунке «Он и Она», то все изменения касаются именно этих отношений. Символы могут перекрещиваться с рисунком «Семья», отражая межполовые отношения, но могут быть и изолированными.

Как правило, рисунок «Семья» символизирует эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, а рисунок «Дом» указывает на включение других членов в свою семью, т. е. образ обитаемости, сформированный у испытуемого. При сравнении этих двух рисунков мы получаем комплексную информацию.

Если фигуры рисунка «Семья» не связаны между собой за руки, то и дом будет необитаемый или частично обитаемый при наличии трубы без дыма.

Если на рисунке «Человек» имеется лысая голова как символ отсутствия ума, то и на остальных рисунках будут символы, подтверждающие это отношение рисующего к себе. На других рисунках будут также изображены лысые люди, на рисунке «Дерево» – берёза как символ сниженной самооценки, на рисунках «Я – тест» будут нарисованы ромашка, заяц или кролик и т. п. Таким образом, мы увидим отображение логики отношения испытуемого к себе, которое будет сохраняться через повторяющиеся на рисунках символы.

В области психотерапии необходимо привязывать полученные данные к анамнезу человека. Поскольку прогностические рисуночные методики дополняют общую картину знания о пациенте, то их значение повышается при объединении с клиническими и клиникоанамнестическим методами обследования, т. е. только в совокупности со стандартными психодиагностическими методами (MMPI, 16-факторный Кеттел) и клиническим обследованием рисуночные методики дадут нужное количество информации о сознательных и бессознательных компонентах болезненного реагирования пациента.

Являясь хорошим психокоррегирующим методом, рисуночные методики позволяют обойти «сопротивление» человека и его критическую настроенность, чтобы выяснить процессы работы его бессознательного. Не зная основ интерпретации, пациент не может повлиять на смысл изображаемого. У нас накоплен большой опыт наблюдения за людьми, повторно рисующих задания. Практически все они сохраняли основные изображения своих проблем, хотя уже и знали о сущности данного исследования. Таким образом, несмотря и на знание символов, при рисовании всё равно побеждает символ, характерный для данного задания, в результате чего испытуемые с удивлением заявляют: «Я рисую то же, что и в прошлый раз?!..»

Исследование можно проводить в различных возрастных группах, начиная от 7−8 лет и до глубокой старости, учитывая, что возраст до 7 лет и глубокая старость похожи: в первом случае ещё недостаточной социализацией ребёнка, а во втором – уже недостаточной социализацией. Однако в любом случае при проведении рисуночных методик мы получаем огромное количество невербального материала, дополняющего наши возможности как в диагностическом, так и в психотерапевтическом воздействии на болезненные проявления пациентов.

Использование объяснения результатов тестирования в качестве психотерапевтического метода

После проведения тестирования пациент желает услышать мнение врача, тем самым проявляя готовность для психотерапевтического воздействия. В этом случае снимаются сопротивление и критичность для восприятия новой информации. И вот здесь ситуация косвенного внушения способна активно изменить бессознательный или сознательный компоненты отношения пациента к своей болезни. И хотя психологическое тестирование обычно не рассматривается в качестве психотерапевтического воздействия, а применятся только как диагностическое мероприятие, но наше наблюдение за пациентами показало, что благодаря их интересу к результатам тестирование превращается из исследования в корректирующее воздействие.

Умение же врача преподнести испытуемому результаты находится на уровне высокого искусства воздействия на человека. И для усиления подобного воздействия мы рекомендуем использовать следующие условия.

1. Вам необходимо научиться определять оптимальное время для объяснения. Оттягивая это время, чтобы подогреть интерес у испытуемого, нужно избежать уменьшения его интереса и не вызвать противоположных чувств, когда испытуемый начнёт думать, что у него всё плохо, раз вы скрываете от него информацию. Обязательно учитывайте баланс этих двух составляющих.

2. Начинайте сказку о жизни исследуемого и о нём самом с положительных результатов тестирования. Постоянно апеллируя к конкретному позитивному образу, вы делаете свои объяснения объективно корригирующими. А повторение символов на различных рисунках усилит ваше воздействие.

3. В промежутки между объяснениями положительных результатов вкрапливайте символы и образы, необходимые исследуемому для осознания. Не настаивая на их смысле в начале, с каждым разом всё настойчивее повторяйте их, ориентируя исследуемого на значимость этих символов.

4. При сопротивлении исследуемого переходите на более спокойные или давно ему известные символы, но затем обязательно возвращайтесь к образам бессознательного, которые вызывают сопротивление. Настойчиво добивайтесь согласия исследуемого с их наличием в бессознательном, а затем и осознания их как постоянно действующих факторов. Здесь большую помощь вам может оказать знание жизни испытуемого, тогда примеры из его жизненных ситуаций дополнят значимость бессознательных символов.

5. Осознание пациентом наличия этих символов в бессознательном – это только один из необходимых компонентов корректировки, а ориентировка на материал рисуночных методик проводится на протяжении всей психокоррекции. После прохождения курса психокоррекции обязательно нужно повторить тестирование, чтобы сравнить данные между собой. Во втором тестировании особое внимание обращайте на мелкие детали, так как на этом этапе они приобретают бо́льшее значение при анализе, поскольку крупные детали уже были подвергнуты сознательной коррекции.

Интерпретация некоторых символов, которая применяется в Системе психофизического совершенствования

Деревья

•  берёза символизирует женскую силу; чистую кровь; гармоничную внешность; здоровую кожу;

•  дуб – активная психика; уверенность, решительность; символизирует мужественность;

•  жасмин – гармоничные отношения с людьми;

•  каштан – гармония и умеренность в жизни;

•  кедр для мужчин, а сосна для женщин – адекватное отношение к тревогам и волнениям; трезвый взгляд на себя; умение позитивно корректировать свою жизнь и Судьбу;

•  липа говорит о том, что в человеке преобладают радость и уравновешенность; гармония в эмоциях и умение справляться с обидами;

•  сирень – умение поддерживать тело в здоровом состоянии; понимание первопричин болезней;

•  тополь для мужчин, а осина для женщин говорят о спокойном, умиротворяющем нраве; умение терпеливо и стойко переносить неприятности;

•  яблоня сообщает о жизнерадостном и любознательном человеке.

Цветы

•  астра – в переводе с латинского – «звезда», человек стремится реализовать свою мечту и идеал;

•  бегония – любовь к стабильности;

•  гвоздика говорит о благородстве и строгости;

•  гладиолус – устремлённость;

•  гиацинт – активность;

•  ирис – изящество;

•  лилия – мудрость и жизнеспособность;

•  лотос – гармония и сердечность;

•  нарцисс – кокетство и утончённость;

•  одуванчик – доброжелательность и жизнестойкость;

•  подснежник – нежность и чистота;

•  подсолнух – любовь к собственному делу;

•  пион указывает на восторженную натуру, склонную к восхищениям;

•  плющ – спокойный и удовлетворённый жизнью человек;

•  роза – аристократичность и царственность; желание блистать в обществе;

•  ромашка – чистота, открытость и женственность;

•  тюльпан говорит о собранности и умении концентрироваться в нужный момент;

•  фикус – удовлетворение от жизни;

•  фиалка – лёгкость и радостное отношение к переменам.

Животные

•  аист указывает на то, что человек счастлив в своей семье;

•  акула говорит об умении легко и быстро приспосабливаться;

•  бабочка – тяга к усвоению новых знаний;

•  баран – сильное духовное начало;

•  белка – активность, ловкость, лёгкость;

•  божья коровка – удачливость;

•  бобёр – способность успешно завершать начатые дела и процветать за счёт собственных усилий;

•  бык – сильный, мужественный человек, способный контролировать себя и достигать успехов в социальных делах;

•  верблюд указывает на выносливость и настойчивость; способность находить выход из любого тупика;

•  волк – умение разрешать любые проблемы;

•  ворон и ворона говорят о хороших адаптивных способностях на фоне искренности, честности и верности;

•  голубь – миролюбие;

•  гриф – гармонизация окружающей среды, умение быстро разрешать конфликты, чистоплотность;

•  дельфин – интеллектуально развитый и духовно просветлённый человек;

•  дракон – умеющий обращаться с деньгами и материальными благами на фоне духовности и нравственности;

•  жаба, лягушка – отсутствие гордыни на фоне благосостояния и аристократизма;

•  змея – гибкость психических процессов и мудрость;

•  корова говорит о миролюбии, умении быть хорошим родителем;

•  кот, кошка – отсутствие психологической зависимости; символизируют половую мужскую или женскую силу;

•  кролик указывает на мягкосердечие и повышенную половую потенцию;

•  лебедь – аристократизм, лёгкость и внутренняя свобода;

•  лев – власть, величие и лидерство на фоне отваги, самоконтроля и благородства;

•  леопард – мощный, волевой человек;

•  лось – символ доблести и достоинства;

•  лошадь – целеустремлённость, дисциплинированность и скорость в достижении цели;

•  медведь – уверенность и смелость;

•  муравей указывает на упорство и трудолюбие;

•  мышь – способности к упорядочиванию и ведению хозяйства;

•  олень – грациозность и быстрота реакций;

•  орёл – внимательный, наблюдательный и замечающий мелочи человек;

•  павлин – открытость, доверие, благородство;

•  пчела – порядок, трудолюбие, продуктивность, сотрудничество;

•  рыба – плодотворность;

•  слон – умеет легко устранять преграды;

•  собака – преданность, дружба, защита, самоотдача;

•  сова – мудрость, интуиция, способность к адекватным импровизациям;

•  тигр – уверенность, решительность, смелость;

•  черепаха – умение двигаться к цели, хранитель и защитник;

•  ящерица – умение сохранять самоконтроль в трудных ситуациях, жизнестойкость.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. в 2-х кн. / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982.

2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1982.

3. Бурно М. Е., Бурно А. А. Краткосрочная терапия творческим рисунком. К терапии творческим самовыражением. – М., 1993.

4. Воронов В. К. К психологии детского рисунка // Вест. воспитания. – 1910. − № 10.

5. Егоров Б. Е. Рисуночные методики и аналитическая психотерапия // Актуальные вопросы лечебно-профилактической, диагностической и учебно-воспитательной работы. – Одесса, 1991.

6. Ермаков И. Д. Психическая активность детей до трёхлетнего возраста и её выражение в детских рисунках // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. – 1992. – № 1.

7. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. − Л., 1982.

8. Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. – М.: ГИЗ, 1926.

9. Коган Я. М. Отождествление и его роль в художественном творчестве. – Одесса, 1926.

10. Лонгинова С. В. О применении метода «пиктограмма» для экспериментального исследования мышления психических больных: метод. рекомендации. – М., 1972.

11. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

12. Панков Д. В. Рациональная психотерапия. – М.,1971.

13. Психология: словарь / под ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

14. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992.

15. Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение. – М. − Л., 1926.

16. Савенко Ю. С. Методика «Рисунок человека» // Вопросы психопатологии. – 1970.

17. Хоместаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: автореф. канд. дисс. – М., 1985.

18. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. – СПб., 1911.

19. Buck J. House – tree – person drawing technique // Contri¬bution toward Medical Psychology. – N.Y., 1953.

20. Burns R. S., Kaufman S. H. Actions, styles and symbols in kinetik family drawings. An interpretative manual. – N.Y. – L., 1972.

21. Goodenough G., Harris D. B. Studies in psycology of children\'s drawings. П. 1928−1949 //1950. – Vol. 47.

22. Koch Ch. Le fast de l\'arbre. – L., 1958.

23. Machover K. Human figure drawings of children // J. Of Projective Technique. – 1953. – Vol. 3.

24. Roback H. B. Human figure drawing. Their utility in the clinical psychologist (a armanen – tarium of personality assessment) // Psychol. Bull., 1968. – Vol. 3.

25. Stora R. Le fest de l\'arbre. Paris: Presses universitaire de France. – P., 1978.

Что ещё читать на эту тему

Джон Дилео. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.

Корпорация «Развитие и Совершенствование» приглашает на занятия взрослых и детей

Оздоровление

• Комплексные оздоровительные занятия

• Йога «Волшебные движения»

• Антистресс и методики саморегуляции

• Коррекция зрения

• Здоровый позвоночник

• Массаж и обучение массажу

• Курсы подготовки к родам

Нравственное совершенствование • Основы нравственности

Творческие занятия

• Восточные танцы

• Бальные танцы

• Женский клуб

• Вокал и хоровое пение

• Народный театр

Содружество воинских духовных традиций

• Вин чунь кунфу

• Ушу

• Цигун и Тайчи

Психологическая коррекция

• Психодрама

• Психологическое консультирование

Курсы подготовки преподавателей здоровьесберегающих технологий

Наш сайт: www.Телефон: 8 (495) 768-16-71

ОглавлениеВведениеИсторические и теоретические основы интерпретацииРисование как метод проявления проблем в бессознательном человекаПсихосоматическая символизацияУровни символизацииИнструкция к заданиюИнтерпретацияИнтерпретация рисунка «Человек»Интерпретация рисунка «Человек противоположного пола»Интерпретация рисунка «Он и Она»Интерпретация рисунка «Семья»Второй блок рисунковИнтерпретация рисунка «Дом»Проективные вопросы к рисунку «Дерево»Интерпретация рисунка «Несуществующее животное»Проективные вопросы к рисунку «Несуществующее животное»Интерпретация рисунков «Я – тест»Дополнительные рисункиОсобенности проведения тестирования у детейНекоторые заметки по поводу логики чтения рисунковИспользование объяснения результатов тестирования в качестве психотерапевтического методаИнтерпретация некоторых символов, которая применяется в Системе психофизического совершенствованияСписок литературыЧто ещё читать на эту тему

Комментарии к книге «Рисуночные методики», Светлана Васильевна Баранова

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства