Предлагаемая вниманию советского читателя «Зелёная книга» Муаммара Каддафи – книга необычной судьбы. Не будет преувеличением сказать, что она известна сегодня широким кругам мировой общественности – в Западной Европе и в Америке, в Китае и в социалистических странах Восточной Европы, в Японии и, разумеется, на Арабском Востоке. Теперь она находит свой путь к советскому читателю. Ее русский перевод выходит в свет в знаменательное время – в год 20-летия ливийской революции, когда неослабное внимание к этой самобытной стране приобретает ещё большую остроту.
Вместе с тем такое повышенное внимание к Ливии вызвано не только политическими или стратегическими соображениями. Широкомасштабный социальный эксперимент, совершающийся все эти годы в ходе ливийской революции, имеет свою идейно-теоретическую платформу, которая и выражена в емком, концентрированном виде в «Зелёной книге». Уже по этим причинам она заслуживает и даже требует некоторых предварительных замечаний.
В течение 70-х – 80-х годов в странах Востока получили широкое распространение различные теории «социализма национального типа». При этом социалистические идеи накладывались, как правило, на традиционные мелкобуржуазные и даже добуржуазные представления, весьма живучие здесь в массовом общественно-политическом сознании. Характерной особенностью этих теорий, которые нередко были идейной основой национально-освободительных, антиимпериалистических революций, служит обращение к традиции, к культурному наследию прошлого и, разумеется, к религии, к исламу, в течение долгих веков определявшему нормы политической, экономической и социальной жизни в мусульманских странах.
Официальная идеология Ливийской Джамахирии занимает особое место среди различных концепций «арабского» и «исламского» социализма. Если в большинстве подобных теорий упор делается на «национальный характер», то ливийский руководитель считает свою теорию «универсальной», т.е. призванной стать идейной основой развития не только Ливии, мусульманских или арабских стран, но и всего человечества. Официально называя свою идеологию «третьей мировой теорией», в отличие от двух господствующих в современном мире идеологий, определяемых как «коммунистическая» и «капиталистическая», он считает её «первой и последней», т.е. претендующей на абсолютную истину.
Комментарии к книге «Зеленая Книга», Муаммар Аль-Каддафи
Всего 1 комментариев
Надежда
02 ноя
Очень человечный подход к организации общества. И не было бы войн на планете! К сожалению,не всё так складывается, как гадается! Может быть, пройдут столетия... Но уже сейчас очевидно, что Законодательные собрания не нужны- в условиях развитых социальных сетей народ активно участвовал бы в общественной жизни