В развитых странах дети 4–5 лет уже полностью охвачены предшкольным или школьным образованием. Этот переход произошел более 30 лет назад. Именно задача преумножения человеческого капитала заставляет ведущие страны идти на указанные меры (рис. 1).
К сожалению, даже стопроцентный охват детей дошкольным образованием проблему сохранения потенциала человеческого развитии не решает, так как дети ходят в детские сады или предшколу, как правило, по месту жительства, поэтому дети из семей с низким культурным и (или) социальным капиталом попадают в среду таких же детей, а дети с высокими показателями – в свою. В связи с этим при некотором смягчении значительное неравенство стартовых возможностей на пороге школы, тем не менее, сохраняется. В России в настоящее время больше внимания уделяется первой проблеме-достижению 100 % охвата, а вторая еще даже не находится в поле зрения общественного внимания[4].
Финансирование дошкольного образования последние годы характеризуется показателями, указанными в табл. 2.
Таблица 2. Бюджетные расходы на дошкольное образование детей в 2004–2011 годах
Источник: Рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.
Доля бюджетных расходов на дошкольное образование в ВВП выросла за рассматриваемый период практически на треть. Правда, основной рост данного показателя приходится на 2009 г., когда ВВП России значительно снизился, но в 2010 и 2011 гг. бюджетные расходы на дошкольные образовательные учреждения продолжали расти, что позволило стабилизировать их долю в ВВП на уровне выше 0,7 %. При этом заработная плата работников ДОУ оставалась самой низкой в системе образования (табл. 3).
Таблица 3. Среднемесячная начисленная заработная плата работников дошкольного образования в федеральных округах в 2010 году (руб.)
Источник: Рассчитано по данным Росстата.
Комментарии к книге «Образование в России: основные проблемы и возможные решения», Татьяна Львовна Клячко
Всего 0 комментариев