Возникло христианство в Римской империи, когда ей грозил полный распад, когда ее границы подвергались набегам непокоренных Римом народов, переставших бояться его легионов, когда внутри империи все чаще вспыхивали восстания рабов, закрепощаемого крестьянства и населения римских провинций.
Беспощадный гнет, бесправие, чувство бессилия и отсутствие веры в успешность борьбы с существующим злом породили среди угнетенных полное безволие. Они надеялись найти спасение в религии, но старые языческие боги не помогали.
Сомнение в справедливости земных порядков вконец подорвало веру в богов, и устаревшая языческая религия пошатнулась. Как раз в это время христианство обратилось с призывом ко всем несчастным и обездоленным, обещая им за страдания на земле счастье в «загробном мире». Оно проповедовало равенство свободных и рабов, братство всех людей и блаженство в «царстве небесном».
Все угнетенные и бесправные понимали всю трудность борьбы с земной властью, часто чувствовали свое бессилие. Восстания рабов подавлялись, и бесплодность борьбы заставила их обратить свои надежды на счастье в «загробном мире». Поэтому справедливо выражение, что «Христос победил, потому что Спартак потерпел поражение».
На первых порах христианство очень мудро впитывало многое из языческих религий и приспосабливало их к новому учению. Например, миф о Христе создавался под влиянием других мифов об умирающих и воскресающих богах языческих религий.
В новую религию вошли и вера в дьявола, в рай и ад, в суд над мертвыми после «конца мира».
Таким образом, многим язычникам христианство уж не казалось чуждым. Зато любой раб, принимая христианство, делался равноправным в христианской общине. Бедняк, отвергнутый миром, занимал в общине законное место. Он попадал в союз людей, где каждый шел на помощь другому.
Уже во втором веке в христианство стали переходить купцы и имущие люди. Они вносили деньги в кассу общины для помощи нуждающимся и постепенно стали главными руководителями—старейшинами христианских общин. Потом их заменили епископы — надсмотрщики над имуществом общин, владевших уже значительным богатством: деньгами и землями.
Комментарии к книге «Жестокий путь», Екатерина Владимировна Андреева
Всего 0 комментариев