Развитие авиационной и ракетной техники открыло широкую возможность осуществления весьма дальних, длительных и высотных полетов, включая ближний космос. Авиационные и космические трассы, опоясывающие земной шар во всех направлениях, пролегают над Арктикой и океанами, над тропическими лесами и пустынями, над труднодоступными областями земного шара.
Поэтому экипаж самолета или космического корабля, вынужденный по тем или иным причинам прервать полет, покинуть летательный аппарат с парашютом или совершить вынужденную посадку, может оказаться в безлюдной, труднодоступной местности в различных крайних климатических условиях. Современная поисково-спасательная служба оснащена радиотехнической аппаратурой для обнаружения и точного определения местоположения терпящих бедствие и располагает воздушными, морскими и наземными транспортными средствами, обеспечивающими быструю доставку спасательных групп на место происшествия для оказания помощи и эвакуации пострадавших.
Но в некоторых случаях, если вынужденное приземление, приводнение произошло на значительном расстоянии от населенных пунктов и аэродромов базирования поисково-спасательных комплексов, при отказе радиосвязи или неблагоприятных метеорологических условиях в районе аварии, помощь может прийти не сразу, и экипажу придется в течение некоторого времени существовать «автономно», т. е. за счет своих собственных средств, без какой-либо поддержки извне (Westergaard, 1971).
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов (схема 1). Однако решающим вопросом успеха является умение летного состава «выживать». «Выживание» – термин, получивший за последние годы широкое распространение у нас и за рубежом, включает в себя все, что человек сможет сделать для себя в экстремальных условиях внешней среды (Ewing, Millington, 1965).
Схема 1. Факторы выживания.
Выживание – это комплекс активных целесообразных действий, направленных на сохранение жизни в условиях автономного существования после аварийного приземления или приводнения. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и местных ресурсов (Волович, 1972; Torrance, 1953; и др.).
Комментарии к книге «Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления или приводнения», Виталий Георгиевич Волович
Всего 0 комментариев